Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие материального и идеального. Информация



Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции, и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, в многообразии его вещей и явлений, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, если более двух - плюрализмом.

С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический.

Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойства и проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде характерны для представителей материализма европейского Просвещения XVIII в., К. Маркса и его последователей.

Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии - бог, у Гегеля - несотворимая и саморазвивающаяся «абсолютная идея») и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д. Беркли).

ИНФОРМАЦИЯ. Наиболее употребительные определения информации сводятся к следующим:

1) сообщение, описание фактов;

2) новости, новые сведения;

3) уменьшение неопределенности в результате сообщения;

4) передача, основа связи и управления в живой природе и машинах.

Распространено также определение информации как «отраженного разнообразия». Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью.

Количественный момент исследуется в основном математической статистикой, аксиологический и содержательный — семантической теорией. Самую известную формулу количества информации предложил К. Шеннон: количество информации выражается количественным изменением неопределенности в результате сообщения.

А. Колмогоров решает проблему алгоритмически: здесь количество информации соответствует сложности алгоритма, переводящего систему из одного состояния в другое.

Суть семантического подхода к проблеме: информация есть осмысленные тексты, состоящие из знаков некоторого языка. Существует система, в которой эти знаки различимы и осмысленны (носитель информации). Осмысление предполагает, что знаки известны воспринимающей системе (приемнику информации). Последняя должна содержать в себе подсистему, позволяющую объяснить каждое понятие с помощью набора других понятий — так называемый тезаурус.

Информация воспринимается приемником посредством цепочки трансляций — перевода тезаурусом знаков языка носителя на язык приемника. На основе полученной таким образом информации система реагирует на окружающий мир.

Понятие информации — основное в кибернетической теории Н. Винера и его последователей, утверждающих, что все процессы управления и связи в живой природе, обществе и машинах представляют собой процессы передачи, хранения и переработки информации.

Действующий объект поглощает последнюю из окружающего мира и использует ее для выбора правильного поведения. Количество информации есть количество выбора, или отрицательная энтропия — основа и средство борьбы с кибернетическим «шумом», искажающим информацию (в термодинамическом смысле «шум» означает возрастание энтропийного хаоса).
25. Движение, изменение и развитие. Основные концепции развития. Прогресс.

Движение – это универсальный способ существования материи. Движение – это всякое изменение. Движение – философская категория, которой мы обозначаем такие свойства материи, как изменение, силу, энергию, материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи. Движение абсолютно, а покой относителен. Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганическая и органическая природа, механические, физические и химические явления, жизнь растений и животных, человек, жизнь общества. Но при всем качественном многообразии составляющих мир вещей и процессов – мир един, поскольку все, что входит в его состав, есть лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчиненные некоторым всеобщим законам. Все составные части материального мира имеют историю своего развития.

Выделяют механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения.

Движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Движение также может быть:

· количественным – перенос материи и энергии в пространстве;

· качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

При этом качественное движение (самоизменение материи) делится на:

· динамическое;

· популяционное.

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

· «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамическому типу;

· «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русского происхождения И. Пригожин.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1033 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...