Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философско-методологические проблемы познания в современной финансовой науки



При познании социально-экономических, финансовых процессов и явлений применяются наряду с другими и философские принципы, такие, как: принцип материализма, единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, причинности, развития, объективности, системного подхода и т.д..

А это значит, что экономическая (финансовая) наука при познании экономической действительности постоянно натыкается на философские проблемы, решение которых заключается в том, чтобы с помощью философских и других принципов и подходов наиболее полно раскрыть сущность экономических процессов и явлений. Ведь правильное понимание экономической действительности, объективное ее истолкования возможны лишь на базе философии-диалектического и исторического материализму.

Еще К. Маркс доказал, что развитие общества подчиняется объективным экономическим законам и представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций. То есть человечество впервые начало рассматривать общество не как случайное скопление индивидуумов, которое (скопления) изменяется по их собственному желанию, а как закономерный результат развития производительных сил и производственных отношений.

Явления экономической действительности постоянно взаимодействуют друг с другом, а также с явлениями иного порядка - природными, политическими, идеологическими, - в результате чего они постоянно меняются. Причем уровень и глубина этих изменений достаточно динамичны, поскольку связи между самими экономическими явлениями и явлениями другого порядка очень изменчивыми.

Все это необходимо учитывать, когда речь идет о существующих связях между развитием производительных сил и производственных отношений, между различными отраслями народного хозяйства, между экономикой, с одной стороны, и техникой, политикой, идеологией и другими социальными процессами - с другой.

Иными словами, на каждом этапе познания социально-экономической действительности есть определенная потребность в применении философского принципа материализма. В нынешних условиях эта потребность обусловлена ​​необходимостью познания сущности новых явлений и процессов, имеющих место в каждой из групп стран мирового сообщества: развитых капиталистических, развивающихся, с переходной экономикой и социалистических. Проблема заключается в том, что на уровне обыденного мышления (обыденного познания) новейшие процессы и явления в каждой из указанных выше групп стран воспринимаются многими людьми как доказательство ложности формационного подхода к развитию человеческого существа.

Немаловажной проблемой экономической науки является проблема познания сущности процессов и явлений, имеющих место в странах с переходной экономикой. Полтора десятка лет двух десятков стран, возникших на территории бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы, осуществляющих переход от недостроенного социализма (в них не закончился переходный период от капитализма к социализму) к капитализму. При этом все они переход к иной формации осуществляют вслепую, путем проб и ошибок, поскольку теории движения от более высокой формации к низшей нет. Экономическая наука, опираясь на достижения философии, должна дать ответ по крайней мере на три основных вопроса, которые крайне нужны политикам, которые определяют курс стран с переходной экономикой.

Первое из этих вопросов - насколько продуктивным является возвращение к капиталистической общественно-экономической формации ". Ведь сегодня такой ответ отсутствует. Вместо нее используется пропагандистский штамп вроде "Рыночная экономика лучше плановой, так наиболее развитыми странами являются те, где используются рыночные механизмы хозяйствования". Но при этом замалчивается тот факт, что развитыми, богатыми есть два десятка стран из почти двух сотен. То есть - призывая двигаться в обратном направлении, ученые руководствуются обыденным мышлением, полученным в результате наблюдения, причем не всей системы мирового капиталистического хозяйства, а только небольшой частини.

Второй вопрос, ответ на который крайне нужна политикам (и не только им), сводится к тому, что представляет собой правовое, социально ориентированное общество и возможно (а если возможно, то как) построить его в условиях, когда на старте этого строительства в результате разгосударствления и приватизации произошло перераспределение общественного блага в интересах ничтожного горстки населения, в результате чего возникли миллионеры и миллиардеры, с одной стороны, и бедные, голодные, лишенные социальных благ - с иной.

И наконец, третий вопрос, ответ на который ждут общества с переходной экономикой: как долго продлится переходный период от недостроенного социализма к капитализму и не отстанут навсегда в экономическом развитии страны с переходной экономикой. Ведь пятнадцать лет рыночных преобразований пока ни одну страну не вывели на путь прогресса.

Используя философские принципы познания, экономическая наука должна решить еще одну важную проблему - найти пути, способы, методы согласования противоположных экономических интересов отдельных стран, регионов и мирового сообщества в целом. Ведь существующий ныне мировой экономический порядок является несправедливым: страны, нажили свои богатства на ограблении колоний и менее развитых кране, продолжают богатеть, а бедные по сравнению с ними бедны.

В результате взаимодействия человека как живого существа, его мысли и его труды возникает синергетический эффект - новая мощная производительная сила, способная выделить социальные проблемы человечества Но для этого необходимо осознание каждым политиком, каждым индивидом того факта, что каждый отдельный человек является важнейшей экосистемой биосферы, именно он, человек, в процессе своей деятельности вступает в активные отношения с другими экосистемами биосферы и изменяет эту последнюю и сама меняется, развивается. Иными словами, развитие личности и ее сущностных сил, творческая активность человека и общества, их сознание, культура, энергия значительно усиливаются, когда они выступают как единое целое. В таких условиях формируется новый тип общественного воспроизводства, в котором роль материального производства падает, а роль нематериального, прежде всего духовного, возрастает. Действуя как единое целое, человечество в условиях ноосферы сможет согласовать интересы всех и кожного.

Понятно, что рассмотренными нами философскими проблемы экономической науки не исчерпывается современная экономическая проблематика. Ведь экономическая сфера, находясь в постоянном движении и развитии, натыкается на многочисленные проблемы, которые могут быть решены только на базе философских принципов.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 788 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...