Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принципы объективности, системности, противоречия, историзма и развития в современной философии познания



Принцип объективности нацелен на обеспечение правильного понимания характера отношений между субъектом и объектом в процессе познания. Из него вытекает необходимость обеспечения тождества знаний и познаваемого объекта, т.е. действительности, существующей независимо от человеческой воли и сознания.

В соответствии с этим принципом все человеческое знание по­нимается как отражение объекта. Причем в этом знании объект предстает в его субъективной, идеальной форме, как объект в мыш­лении. Конечно, при этом речь идет не о ложном, а об истинном знании.
Принцип объективности настраивает исследователя на осозна­ние необходимости отрешиться от устоявшихся, традиционных, но устаревших взглядов на тот или иной предмет. Кроме того, он тре­бует отказаться в процессе познания от личных пристрастий, сим­патий и антипатий, хотя сделать это бывает порою нелегко. Данный принцип предполагает уяснение в процессе познания противоречи­вого единства объективного и субъективного, понимание того, что невозможно абсолютно отрешиться от моментов субъективного в нашем познании, человеческого в нем, от «присутствия» в той или иной степени субъекта в объекте. Исходя из этого, современная наука признает, что все наши знания носят объект-субъектный ха­рактер, содержат в себе момент относительности.

Принцип системности, утверждающий,что весь мир есть множе­ство соединенных между собой элементов (предметов, явлений, про­цессов, принципов, взглядов, теорий), образующих определенную целостность. Материальные системы разделяются на физические, хи­мические, геологические, другие системы неорганической природы и живые системы в виде отдельных организмов, популяций, экосистем. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы.

Существуют и абстрактные системы — понятия, теории, науч­ные знания в целом. Научные исследования различных систем про­водятся в рамках системного подхода, при котором системы рас­сматриваются во всем своем многообразии и единстве.
Методологические требования, вытекающие из этого принципа, состоят в следующем:

- структурно-функциональный подход к исследованию, предпола­гающий выявление основных элементов объекта исследова­ния, определение роли каждого из элементов, установление субординации, иерархии частей изучаемой системы, а также изучение тех конкретных задач и функций, которые выполня­ет данный элемент в системе;

- системная организация самого процесса исследования, сочетаю­щая в себе гносеологический, аксиологический и деятельностный (праксиологический) подходы к исследованию предме­та или процесса;

- использование в качестве важнейшего инструмента познания приема типологизации, классификации тех элементов, частей, из которых состоит объект исследования. С помощью этого подхода полнее устанавливаются внутренние связи между элементами в системах, а знания о ней приобретают более упорядоченный характер.
Следует, однако, заметить, что в современной философии усили­лась критика «системосозидающего» мышления, когда сначала пы­таются создать систему, а затем в нее втис­нуть действительность, вместо того чтобы объективно познавать ее. Этого опасного соблазна не избежали и такие выдающиеся мыслите­ли, как Платон, Кант, Гегель, Маркс. В этой связи справедливым является замечание, что довольно часто наиболее ценным в учениях великих созидателей систем является то, что не укладывается в их системы.
Принцип противоречия - диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям:
выяв­ление предметного противоречия;

- всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;

- исследование другой противополож­ности;

- рассмотрение предмета как единства (синте­за) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;

- определение места противоречия в системе других противоречий предмета;

- прослежива­ние этапов развития данного противоречия;

- анализ механизма разрешения противоречия как процесса в ре­зультате его развертывания и обострения. Диалектичес­кие противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают пута­ницу и непоследовательность мысли и запрещены за­конами формальной логики.

Принцип историзма – способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе.

Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

Принцип развития - один из основных методологических принципов познания. Этот принцип признает непрерывное изменение, преобразование и развитие всех предметов и явлений действительности, их переход от одних форм и уровней к другим. Фундаментальность этого принципа привела к формированию в составе философского знания особого его раздела – диалектики как учение о движении, изменении и развитии бытия и познания. В качестве источника движения и развития диалектика признает становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов, т.е. развитие понимается ею как саморазвитие.

Движение как универсальное свойство природного и социального бытия было отменено уже Гераклитом и другими древними философами. Но наиболее полное и глубокое учение о развитии было создано немецким философом Г. Гегелем.

Принцип развития требует от познающего субъекта при исследовании всех явлений:

- применять так называемый процессуальный подход, который также называют историческим или диалектическим

- при процессуальном анализе всех явлений опираться на соответствующий понятийный аппарат в виде таких основных терминов, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др.

- учитывать действие основных законов диалектики, таких, как развитие путем становления и разрешения внутренних противоречий, действие в процессах развития механизмов перехода количественных изменений в качественные, развитие через отрицание и др.

-в ходе развития противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д.

Методологический смысл диалектики состоит в том, что она устанавливая подвижность, изменчивость всех предметов и явлений, стремится тем самым сделать таким же и наш процесс познания.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 8913 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...