Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 10. Сознание. – 2 часа



  1. Понятие сознания. Сознание как субъективная реальность, как идеальное воспроизведение действительности.

Сознание есть высшая форма отражения действительности, про­дукт длительного развития материи.

В качестве обоснованного научного предположения принимается утверждение, согласно которому в фундаменте самого здания материи лежит свойство, родственное с ощущением, свойство отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи т.е. та­кое, которое существует на всех уровнях структурной организации материи. Но в силу того что это разные уровни, общее свойство отражения на каждом из них проявляется по-разному.

По-видимому, каждой форме структурной организации материи, равно как и каждой форме движения материи, связанной с этой орга­низацией, может быть поставлена в соответствие и своя особая форма отражения. Развитие этих форм сопровождается и появлением но­вых типов отражения.

Принято рассматривать следующие группы форм отражения: отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи /механической, физической, химической/, отра­жение в живой природе, что соответствует биологической форме дви­жения материи и, наконец, сознание, т.е. отражение в обществе, что соответствует социальной форме движения материи. Таким обра­зом, философия рассматривает сознание как ту ступень в развитии свойства отражения, которая связана с появлением новой формы дви­жения, новой формы организации материи - общества.

2.Психика человека и ее структура. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.

В истории развития отражения в качестве важнейшей предпосыл­ки сознания выступает психическое отражение, оно существует у выс­ших животных и представляет собой наиболее высокую форму отраже­ния, достигнутую в рамках биологической формы движения материи.

Психическое отражение позволяет не только пассивно фиксиро­вать наличную ситуацию в системе чувственных образов, оно высту­пает и как способность внутреннего действия в поле чувственных образов, т.е. дает возможность примериваться к будущей ситуации. Это - своеобразная форма внутреннего действия в системе чувствен­ных образов, форма внутренней психической активности животных. Однако в психической форме отражения отсутствует механизм само­сознания, самоанализа и самоконтроля. Животное не выделяет себя из среды и не анализирует свою психическую деятельность.

Новый тип отражения возникает с появлением нового типа дея­тельности, нового типа отношения к среде, этот процесс связан с историей возникновения человеческого общества. Старая система, ориентированная на прежний тип поведения и приспособления, ста­рые средства отражения -психическое отражение- оказались недоста­точными для того, чтобы обеспечить новый тип деятельности - тру­довую деятельность и связанную с ним новую форму общения.

На базе общественной трудовой деятельности появляется новая сигнальная система, языковая. Возникнув в обществе, она с са­мого начала выступала как общественный продукт, опирающийся не на органы чувств и биологические инстинкты, а на коллектив, основанный на трудовой деятельности. Тем самым передавался и закрепляло опыт, накопленный в ходе предыдущего общественного развития. Появился новый тип отражения - идеальное отражение, отражение в системе слов. Идеальное есть не что иное, как материальное, пе­ресаженное в Человеческую голову и преобразованное в ней. На этой основе происходит формирование субъективного образа объективного мира /Маркс/.

.Таким образом, говоря о возникновении сознания, следует вы­делить три главных момента, определивших этот процесс: труд, производственный коллектив и членораздельная звуковая речь /язык/ Только общение с людьми, овладение языком, овладение посредством языка формами мыслительной деятельности, приобщение к человечес­кой практике и человеческой культуре делают человека человеком. Иного пути развития сознания не существует.

При рассмотрении сознания ваяло уяснить понятие образа. Главное свойство образа - это соответствие его содержания действительности, реальным свойствам и отношениям объекта познания. Образ отражает объект; объект диктует содержание образа. Гносеологический образ - это не постоянное, неизменное образова­ние, а меняющееся, развивающееся, углубляющиеся и расширяющееся идеальное отражение действительности, фундаментальной основой процесса движения гносеологического образа является практика.

Характерной чертой сознания человека является самосознание. Самосознание начинается с вычленения среди других предметов и других людей самого себя в качестве особого, противостоящего другим вещам объекта, в качестве особого, противостоящего другим людям человека. Самосознание - это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отно­шения к другим людям, словом, себя как особой и единичной личности. Здесь уже личность не просто выступает носителем "я", здесь лич­ность осознает себя носителем "я". А вместе с тем начинает разви­ваться и способность к самоанализу, к анализу не только совершен­ных поступков, но и своих намерений совершить поступки, способ­ность к оценке своих будущих действий. Но такая оценка требует знания некоторой совокупности моральных норм, которые берутся из общественного сознания и составляют внутренний скелет самосознания личности.

Если относительно существования сознания нет сомнений, то вопрос о том, существует ли бессознательное, долго был, а для некоторых людей еще и сегодня остается дискуссионным. Собственно есть два вопроса: существует.ли бессознательное? А если существу­ет, то как именно? Более подробно об атом можно ознакомится в работе "Введение в философию", Часть 2, а так же

  1. Активность сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

Активность сознания, является реальным свойством сознания, выте­кающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социаль­ном. Психика вообще и сознание человека в частности об­ладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в обществен­ной жизни. Из этих многообразных качеств можно выде­лить два атрибута психики: свойства отражения и ак­тивности.

Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внеш­него и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения под­нимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания — ее высшей формой. Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проб­лема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических тео­рий активность рассматривается так же, как субстанци­ональное качество «души», духовного начала, приводя­щего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свой­ства всего живого. Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность со­знания необходимо рассматривать в широком философ­ском смысле.

Всякая дея­тельность опосредуется предварительно сознанием, является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи», (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики).

Активность сознания выражается как в форме внут­реннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятель­ности). Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике.

Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), инте­ресы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».

Решение проблемы активности сознания, взя­той в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма яв­ляется предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: по­требности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как ли­нейный ряд, так как в одних случаях внутренняя актив­ность начинается непосредственно с чувственных импуль­сов, в других — с рациональных, познавательных про­цессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 343 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...