Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бытие человека; 3/ бытие духовного /идеального/; 4/ бытие со­циального /общественного/



В се эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.

В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социаль­ные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие".

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия чело­века, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.

Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индиви­да, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности, а значит и человеческое бытие. как таковое.

Применительно к общественном лизни основной вопрос философии представляет собой вопрос и об отношении и об отношении обществен­ного сознания к общественному бытию. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент ста­новится также общественные бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия ре­шать основной вопрос философии. Как и бытие, т.е. материя, общест­венное бытие обладает свойством объективной реальности. Оно пред­ставляет собой материальную жизнь общества. Но общественное бытие не тождественно материи вообще. Наряду с общими признаками категории оно характеризуется и специфическими признаками, превращаю­щими его в особое материальное образование.

Преобразованная человеком природа сама по себе продолжает оставаться бытием /материей/, Она функционирует в качестве общест­венного бытия, которое не сводится к каким-либо отдельным свойст­вам материи, только тогда, когда представлена в системе ма­териальных общественных. Недооценка данного положения ведет к отождествлению социологического подхода с натуралистическим, об­щественного бытия с бытием вообще. Соответственно и предметные элементы общественного бытия должны удовлетворять двум условиям: во-первых, быть материальными образованиями, во-вторых, функцио­нировать в системе материальных общественных отношений; причем функционировать в виде объекта этих отношении. Последнее заме­чание весьма важно, ибо подчеркивает, что человек - элемент об­щественного бытия не сам по себе, а лишь постольку, поскольку представляет собой общественную производительную силу определяю­щую понятие социальной формы движения материи как целостной харак­теристики исторического процесса,.и тьмах, посвященных философ­скому анализу общества, этот вид бытия будет рассмотрен особо и подробно.

Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основ­ные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духов­ное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует совокупную реаль­ность, действительность предзаданную сознанию и действию конкрет­ных индивидов и поколений людей.

Следует отметить, что философское открытие проблемы бытия это не анализ того, в чем именно состоит единство мира, а поиск его необходимых предпосылок: мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Объединяя фрагменты и проявления взаимосвя­зи и целостности бытия, мы подводим к материи, как к категории конкретизирующей бытие.

  1. Понятие материи. Развитие понятия материи в истории философии. Материя и субстанция. Виды материи и уровни ее системной организации. Единство мира.

Категория материи - это второй вопрос рассматриваемой темы. Данная категория исторически изменялась, -то объясняется, во-первых, логикой развития самой философии, а во-вторых, достижени­ями естествознания, других наук о материальном мире.

Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно позднее было названо субстанцией и субстратом / о содержании и близком зна­чении этих понятий вы можете ознакомиться в философском словаре в "Субстанция" и "Субстрат"/. Хотя. взгляды первофилософов и пред­ставляются нам сейчас наивными, но их заслуга состоит, во-первых, в том, что на место утверждении, порожденных религиозной верой, они ставят вывод, к которому привело их рациональное мышление. Хотя все вещи возникают - возникают он не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а в другие вещи. Из этих посылок следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе, т.е. материал, из которого все в мире состоит, субстанция мира.

Во-вторых, первые философы уже осознают, что существует бо­льшая разница между тем, как выглядят наблюдаемые нами явления природы, и тем каковы они в действительности. Ведь и вода, и зем­ля, и воздух, и огонь - все это хорошо знакомые всем вещи, но они вовсе не похожи на образующиеся из них многообразные предме­ты и явления. Все это подводит к признанию существования частиц вещества, постигаемых мышлением, например, если Фалес рассматри­вал вез многообразие вещей и явлений природы как порождение еди­ного, вечного материального начала - воды, то его ученик Анаксимандр уже вводит понятие апейрон - как неопределенную материю.

Апейрон - это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном дви­жении единое первоначало, источник конкретных вещей и явлений. Демокрит идет далее и уже разрабатывает атомистическую картину мира, вводя в философский обиход понятие атомов. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними количественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образуют, двигаясь в пустоте, многооб­разие видимых вещей и предметов и множество миров.

Итак, на первом этапе развития материалистических представ­лений основой, субстанцией материального мира выступают отдель­ные, чувственно воспринимаемые или не воспринимаемые элементы /апейрон/, либо физические атомы.

Вторым этапом развития этих представлений является механи­цизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделяется ря­дом механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по меха­ническим траекториям.

Такое понимание материи могло еще как-то применяться к явле­ниям природы. Но путь для его применения к общественным явлениям и биологическим процессам был закрыт, хотя такие попытки и пред­принимались. Это значит, что данное понимание не было универсаль­ным, всеобщим. Оно было просто выражением определенного естест­веннонаучного знания, а вовсе не философской категорией. Обосно­вание и разработка философской категории материи тесно связаны с развитием естествознания в АН-ЛА веках.

Какие же были сделаны открытия, которые существенно повлияли на разработку философской категории материи?

В результате обнаружения связи между электрическими, магнитными и оптическими явлениями была создана электродинамика. За­коны электродинамики описывают движение электромагнитного поля и электрических зарядов, которые не сводятся к веществу.

Далее, было экспериментально доказано реальное существование атомов. Было открыто их сложное строение и явление радиоактивнос­ти. То, что считалось доселе материей - вещество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям. При атом, при переходе от одного уровня материи к другому, многие свойства первого исчезают, возникают новые, ранее отсутствовав­шие на предыдущих уровнях, и так до бесконечности. Раньше материи приписывали свойства, выявленные у самого глубокого уровня природы, до которого ученые смогли добраться и считали эти свойства вечны­ми, неизменными и всеобщими. Но дело в том, что эти свойства выражают не философские, а естественнонаучные представления о строении материи на определенной стадии развития науки.

Философское представление о материи не связано раз и навсе­гда с каким-то конкретным представлением естествознания о строе­нии материального мира. Это понимание выражает всеобщие, универсальные свойства материи и поэтому переходит из ранга естествен­нонаучного представления или понятия в ранг философской катего­рии.

В определении философской категории материи важны три мо­мента: I/ материя-то, что существует вне и независимо от сознания;

2/ материя - то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 3/ ма­терия - то, отражением чего является сознание.

Может вызвать некоторое недоумение тот факт, что не все материальное вызывает у нас ощущения "без приборов". Радиоволны, то, что происходит в центре Солнца, множество других явления мы ощутить не можем. Поэтому, при всей важности второго и третьего. признаков материи, главное, что отличает материальное от немате­риального - это существование вне сознания. Не только все мате­риальное существует объективно, но и все, существующее объективно, вне сознания - материально. В этой связи подумайте над тем, мо­жет ли быть материальным сознание других людей по отношению к сознанию данного индивида.

Дальнейшее развитие естествознания показало, что у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней не яв­ляется исчерпывающим, полным, окончательным. Недостаток понятий материи, выдвигавшихся первофилософами, механицистами и т.д., состоял в том, что эти понята отождествлялись с. характеристиками какого-либо специфического уровня материи, с конкретными физичес­кими представлениями о ее строении, изменяющимся с развитием на­уки. Но развитие знаний не отменяет самого факта бытия /сущест­вования/ объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской.категории материи.

Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся мате­рию в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. На этой основе возникает вопрос о единстве мира с точки зрения материалистического монизма.

Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира является предметом философского обсуждения?

Философия обещает исторический опыт предшествующего развития Философии и специальных наук и на основе синтеза и обобщения всех имеющихся данных формулирует общие принципы, регулирующие отношения человека к миру. Суть одного из таких принципов сводится к следующему: I/ все многообразные явления природы, общества и мышления - несмотря на видимые их различия - внутренне, связаны, прямыми косвенными связями, находятся во взаимной обусловленности и зависимости; 2/ единство мира состоит в его материальности.

Единство мира состоит не в бытии единичных вещей, как думал Аристотель, и не в единстве актов божественного замысла и творе­ния, как учит христианская теология. Принцип единства мира утвер­ждает, что мир, как и его отдельные фрагменты, есть взаимосвя­занное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам свя­зей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реаль­ности. На примере этого принципа философия демонстрирует свою ме­тодологическую функцию как регулятора познания и общественно-ис­торической деятельности.

3.Движение, пространство и время как атрибуты материи. Формы движения материи. «Биологические часы». Социальное пространство и социальное время.

Методологическое и мировоззренческое значение категории ма­терии обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас материальные предметы, связи и явления? Материалистический подход к познанию мира позво­ляет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытии. Ими являются движение, время и пространство.

Интерес к ним, возник еще в глубокой древности и сохраняется до наших дней. Более того, изучение различных форм движения, про­странственных и временных связен материальных явлений составляет основную задачу всех специальных наук. В отличие от них философия рассматривает не конкретные проявления способов и форм бытия, а их всеобщие и универсальные свойства.

Категория движения производна от понятия взаимодействия и изменения / под движением в философии понимается всякое изменение вообще/ и соотносится с понятием покоя. Для дальнейшей конкрети­зации представлений о движении нужно выделить его типы и формы.

Основание для выделения типов движения - соотношение в нем устойчивости и изменчивости, непрерывности и прерывности, сохра­нения или смены качественного состояния объектов.

Формы движения материи многообразны и обеспечиваются уровнем структурной организации материи.. На этом определяется критерий их классификации, т.е. более сложной структурной организации тел, предметов присуща более высокая, более сложная форма движения /например, биологическая форма - более высокая форма по отно­шению к механическому перемещению/.

Следует понять определенную субординацию между формами дви­жения материи. Во-первых, они генетически взаимосвязаны /высшие включают в себя все ниже стоящие формы движения/, во-вторых, формы движения материи качественно отличны и несводимы друг к другу, т.е.. нельзя на основе законов ниже стоящих форм объяснять вышестоящие..Например, нельзя полностью объяснить биологические явления с помощью физических и химических законов, социальные - с помощью биологических. Методологический принцип, согласно кото­рому высшие формы движения могут быть объяснены на основе законо­мерностей низших форм, получило название редукционизма.

Развитие наук показывает, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. В частности, закон сохранения и превращения энергии устанавливает не только то, что при превра­щении одних видов энергии в другие остается постоянным ее числен­ное значение, но и то, что каждый вид энергии обладает способно­стью при определенных условиях превращаться в другие ее виды. Он свидетельствует о неуничтожимости движения не только в количественном /непрекращаемость/, но и в качественном отношении /безграничная способность каждой формы движения превращаться в другие/.

Материя без движения не существует, а существует ли движе­ние без материи?

Мысли, эмоции, ощущения существуют лишь в сознании людей: все это - явления нематериальные. Не будет ли тогда смена ощуще­ний, настроений, мыслей движением без материи? В действительности, смена мыслей, настроений, ощущений отнюдь не есть движение без материи, ибо эта смена явлений сознания происходит только в мате­риальном объекте - в человеке. И движение вне сознания, и движе­ние в сознании не бывает без материального носителя. Мы приходим, следовательно, к двум выводам: нет материи без движения, нет дви­жения без материи.

Любой материальный объект занимает какое-то место, наводится на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какой-то конфигурацией и размерами в трех измерениях, эти формы сосущест­вования материальных объектов называют пространственными форма­ми и отношениями, или пространством.

Длительность явлений, следование сменяющих друг друга явле­ний, имеющие лишь одно измерение, - эти формы существования явле­ний называют временными формами и отношениями, или временем.

Категории пространства и времени прошли длительный путь фор­мирования и развития в естественной науке и философии. Долгое время они понимались как самостоятельные сущности или внешние формы /условия/ бытия в целом и существования отдельных тел, ве­щей, процессов. Такое понимание пространства и времени было ха­рактерно для классической физики и натурфилософии.

Вместе с тем признавалось и наличие высших уровней бытия, к которым пространственные и временные характеристики неприменимы. Например, бытие абсолюта /Бога, абсолютного духа/.

Пространство и время - формы существования материи, которые, если их рассматривать вне материи, без материи, представляют со­бой лишь пустые понятия, существующие только в нашей голове / И.Кант/. Конечно, можно мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но вне сознания людей, объективно эти нормы и отношения неотделимы от материальных объектов и процессов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими формами и отношениями они являются.

Ярким подтверждением и конкретизацией этих философских поло­жений является теория относительности, если пространственное по­ложение двух систем относительно друг друга изменяется, одну из них можно принять за систему отсчета, а другую рассматривать как движущуюся относительно первой. Согласно специальной теории отно­сительности, два различных события, одновременные в системе от­счета, не одновременны в движущийся системе, процесс в движущейся относительно системы отсчета системе происходит медленнее, чем в системе отсчета / при скорости, близкой к скорости света/. Если в движущейся системе имеется неподвижное относительно ее тело, это тело сокращает свои размеры в направлении движения в системе отсчета. Все это значит, что одновременность событий и длина тел зависят от материальных систем, где эти события происходят; а те­ла находятся.

Неотделимость пространственно-временных форм от материи еще ярче выступает в общей теории относительности, согласно которой структура пространства-времени и ее изменение, с одной стороны, зависят от распределения и движения материальных масс, с другой, непосредственно обусловливают и определяют друг друга.

Таким образом, нет материи, лишенной временных и пространст­венных характеристик, нет материи вне пространства и времени, и нет пространства и времени вне материи.

Что же касается сущности социальных пространства и времени, то она состоит в том, что это особый тип исторически изменяющих­ся пространственно-временных отношений, в которых воспроизводит­ся и развивается человек именно как социальное существо. Формиро­вание этих новых пространственно-временных структур начинается с возникновением социально-организованной материи. Они создаются деятельностью людей, отражают своеобразие общественных отноше­ний, имеют конкретно-исторический характер и несут в себе соци­альный, человеческий смысл

  1. Детерминационные связи бытия: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Становление человеческого рода есть в известном смысле становление его разумности, рациональности, охватывающей его духовно-практическую деятельность - всю человеческую культуру. Разумное рациональное есть в самом широком смысле то, что человечно, гу­манно, духовно. Разумность была не чужда мифологии, религии, но философия первая положила ratio, "Логос" в основание своего здания. Изначальная сознательная рационализация философии сопряжена.с развитием математики, логики, культуры дефиниции, понятия. Целеполагающий характер человеческой деятельности ориентирован на изменение мира, однако предполагает первоначальное "схватывание" предмета умом, познание действительности в категориях, законах и принципах - в умопостижении. Развивающаяся способность человека к познанию вызвана потребностью понимать мир, отражая его в некой картине миропонимания. Философские принципы, законы и категории, независимо от их отношения к миру или человеку, субъективно переживаются человеком, выражая его рационально-ценностное отношение к миру. Важнейшими принципами философии являются - детерминизм и развитие, их рассмотрение неразрывно связано с принципом субстанциального единства мира.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...