Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Российская империя сформировалась в результате долгого собирания земель и распространения государства вширь по огромным пространствам Евразии. В ходе этого процесса Россия заключила в единые политико-административные рамки множество различных этнических компонентов, которые сна лишила государственной самостоятельности, сохраняя за ними значительную культурную автономию и обеспечив стабильность жизни. Однако, как и везде, российское государство было орудием господства меньшинства над большинством и притеснения были для него естественным.механизмом регуляции. Власть была бременем для всех подданных, в том числе жителей российского центра — этнических русских, лишь формально выступавших в роли жителей метрополии.
Имперская политика Российского государства складывалась постепенно, по мере усиления державы. Официально звание империи Россия получила в конце правления Петра I, провозглашенного императором после успешного окончания Северной войны со Швецией. Завершение оформления империи в знакомых нам очертаниях происходит только в 70-е гг. XIX в. Наиболее бурный рост империи приходится на XVIII в. Активная внешняя политика
России в этот период ничем особенным не отличалась от поведения европейских государств в XVI—XVII ев., но пришлась на то время, когда ведущие страны мира исчерпали свои возможности экспансионистского развития, превратившись в колониальные империи. Отличием было то, что Россия проводила эту политику не за океанами, а на территориях, непосредственно примыкавших к ней. Поэтому народы включались в состав Российской империи путем постоянного перемещения ее границ.
Следует отметить, что Россия уже к середине XVII в. вышла к берегам Тихого океана. После «смуты» начала XVII в. она восстановила свою государственность не как чисто русскую, а как многонациональную, включавшую в себя народы, проживающие за Волгой и Уралом. Особое место занимает переход под руку Москвы Украины после войны с Польшей в середине этого же века. Украинские земли, перешедшие в состав России, получили автономию, гетманское правление. Но эта автономия была значительно урезана Петром I и полностью утрачена при Екатерине II. XVIII в. — время расширения западных и южных границ России. В результате войны со Швецией к России присоединяется большая часть Прибалтики с ее немецко-швед-ским дворянством, немецким бюргерством, эстонским и латышским крестьянством. Остальная часть Прибалтики, Западная Украина и Западная Белоруссия, Литва вошли в империю после раздела Польши при Екатерине II в конце века. Русско-турецкие войны привели к включению в состав России Причерноморья, в том числе и Крыма. В конце века начинается процесс распространения российской государственности на Закавказье. Началось это подписанием Георгиевского трактата в 1783 г. о принятии царства Кар-тли-Клхети (Восточная Грузия) под Покровительство России. Завершается вхождение Закавказья в состав Российской империи лишь в первой трети XIX в. после ряда русско-турецких и русско-иранских войн.
Типология включения регионов и народоз в империю разнородна: от присоединения с помощью военной силы до добровольного вхождения. Чаще всего Россия отвоевывала у других государств захваченные ими территории. Так, у Швеции была отнята Прибалтика, а у Турции — Северное Причерноморье. Были и совершенно неприкрытые агрессии, например в отношении Польши. А добровольное вхож-
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
дение Грузии — оптимальный исторический выбор в условиях угрозы порабощения со стороны более агрессивного соседа — Турции. Другое дело, что каждое добровольное вхождение рано или поздно заканчивалось ликвидацией обещанной государственной автономии. Исключение составляет разве что Финляндия, вошедшая и состав России в XIX в. и сумевшая сохранить элементы политической независимости.
Как и всякая империя, Россия осуществляла жесткое централизованное управление, не останавливаясь перед применением военной силы. Но ведя счет обидам и притеснениям, надо помнить и о том, что при всех неудобствах и злоупотреблениях власти она обеспечивала до определенного времени стабильность, налаженный быт, производство и торговлю, снижала опасность постоянных этнических раздоров. И это было благо, даже если за него временно приходилось платить независимостью.
Политика царизма не была повсюду одинаковой. Так, на украинский и белорусский народ смотрели как на часть русского народа. В восточных землях управление осуществлялось с помощью местной знати. Российское дворянство вбирало в себя феодалов различного этнического происхождения. Страна строилась с учетом прав каждого народа на определенный образ жизни.
Народы России имели разную бытовую, религиозную, политическую культуру, что ослабляло единство общества. Преодоление духовной разобщенности осуществлялось путем вовлечения в сферу русской культуры национальной культурной элиты. Это имело и положительные и отрицательные последствия: происходила русификация элиты, утрата ею национальных корней.
Т. Ф. Ермоленко
В чем особенности культуры имперской субцивилизации?
В XVIII в. в российской культуре начала складываться новая система ценностей. До Петра I в этой системе религиозные ориентации, несомненно, доминировали над
мирскими и политическими. При Петре I произошла коррекция этих начал русской культуры. Православие было поставлено на службу государственным интересам.
На базе религиозной, преимущественно традиционалистской ментальиости, основу которого составляло «служение государю», развились светские принципы, и в том числе — «служение Отечеству» как принцип национально-культурной идентификации.
Государство стало распространять идеи государственного патернализма, взяв на себя функции опеки и попечительства по отношению к народу. Устремившись в начале XVIII в. навстречу европейской цивилизации, Россия стала проявлять повышенную активность в распространении идей «просвещенного европеизма», выполняя роль «европейца» по отношению к странам Востока.
Кризис маргинальной культуры Московского царства и политики самоизоляции обусловил реформы Петра I, которые можно рассматривать как попытку «вестернизации» России.
Российский культурный архетип оказался настолько сильным и устойчивым, что «революционер» и западник Петр I оказался в известной степени охранителем и традиционалистом.
Важнейшим следствием петровских преобразований, основанных прежде всего на насилии, было возникновение дихотомии двух субкультур: дивергентной («почвеннической») и конвергентной («западнической»).
Носителями первой субкультуры были в основном трудящиеся массы. Носителями другой — европеизированные верхи страны. В. О. Ключевский отмечал, что если византийское влияние на Россию было религиозно-культурным, то западное — государственным. Вначале появилось стремление украшать на иностранный манер жизнь, затем добавилось стремление «украшать ум», но сопровождалось это лишь усвоением отвлеченных идей, условный смысл которых был не понятен русской знати. Она понимала их буквально, и поэтому отвлеченные западноевропейские понятия у русских людей превращались в безусловные догматы, политические, нравственные, которые усваивались без размышления и еще более отрывали усвоившие их умы
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России-
от окружающей действительности, ке имевшей ничего общего с этими идеями.
Благодаря этому, замечает В. Ключевский, в русском обществе обнаруживаются две привычки: одна — это утрата привычки, охоты к размышлению, другая — потеря понимания действительности.
Народ же, в отличие от верхов, быстро переориентировавшихся в XVIII в. на новоевропейский тип культуры, долго хранил культурные традиции допетровской старины.
Однако не стоит упрощенно рассматривать «почвенническую» культуру как культуру «низов», а «западническую» — как культуру «верхов», ибо в основе культурной принадлежности их представителей лежали не социальные признаки, а стиль жизни и способ освоения мира.
Следует учитывать также, что дивергенты и конверген-ты выступают представителями не разных типов культур, а различных субкультур одного российского типа культуры, и поэтому имеют при всех своих отличительных особенностях общие черты.
Доминанта российской культуры эпохи имперской субцивилизации — это ее интравертный характер. Открытая для внешних воздействий, она внутренне к ним не восприимчива в силу выработанного веками культурного иммунитета и «подозрительного» отношения к другим, чуждым ей культурам.
Интравертный характер российской культуры порождает латентный культурный ригоризм, позволяющий сохранить ее самобытность в условиях внешней открытости для воздействия других культур.
Атрибутом российской культуры является этноцентризм, стремление оценивать все явления окружающего мира в масштабе ценностей своего типа культуры и, следовательно, навязывать эти ценности, придавая им универсальный характер, другим культурам. Поэтому неотъемлемая черта российского образа мышления и действия — мессианизм.
Характерный признак российского типа культуры — мо-нументализм, склонность к грандиозным формам культурного самовыражения и самоутверждения.
Все эти характерные черты российского типа культуры свойственны как дивергентной, так и конвергентной ее
субкультуре, но проявляются они на этом уровне в особой, специфичной для каждой субкультуры форме.
В целом российский тип культуры и ее субкультуры пло- • хо подготовлены к диалогу культур, поскольку сами трудны для понимания и обнаруживают слабую способность к адекватному восприятию других культур.
А. В. Лубский
4.11. Какие изменения в духовном тире русского человека произошли в ХУШ в.?
В историографии, посвященной России XVIII в., все чаше появляются работы, связанные с проблемами культуры, так как сегодня недостаточно изучать только экономические, политические и социальные общеисторические закономерности. Рассмотрение истории как результата деятельности людей требует понимания историко-психологи-ческих механизмов человеческих поступков. Поэтому объектом внимания становится духовная сфера, задача которой — дапать обществу нравственные ориентиры, осуществлять коммуникационные связи людей на базе обшей культурной системы. Поэтому в литературе широко дискутируются проблемы социокультурной раздвоенности России, взаимоотношений элитной и народной культур. Важное место занимает вопрос о диалоге культур, влиянии европейской культуры на российскую, и, соответственно, определение ее типологических особенностей.
В начале XVIII в., т. е. в период, именуемый в истории эпохой Петровских преобразований, перед Россией стояла задача — сохранить себя как геополитическую единицу, ответить на вызов истории, войти в европейскую политику на равных с другими странами Европы, иными словами, стать частью Европы. Для этого среди прочего необходимо было овладеть европейской культурой, ибо для реализации нововведений необходимы были исполнители, достаточно подготовленные, обладающие нужными знаниями и умонаст-
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
роениями. Отсюда особая забота Петра о распространении научных знаний, создании общеобразовательных и технических школ. Образование становится прерогативой светского государства, богословие уступает место науке. В картине мира высшего общества все большее пространство занимают рационализм и сциентизм.
Европейский стиль поведения проникал в жизнь высших слоев населения. Он был противопоставлен русскому традиционному стилю жизни, внедрялся путем административного нажима и насилия. Поначалу европейская культура охватила своим влиянием 0,5% населения. Эти люди не стали полностью европейцами, но оторвались от народной культуры. Несмотря на все усилия по привитию европейской культуры, в России не сформировался человек того типа, деятельность которого основана на его экономической и политической свободе, т. е. прежде всего на праве выбора. Русский человек был расписан по полочкам регулярного петровского государства.
Произошла смена политических ценностных ориентации. Место традиционного принципа «служения государю» в сознании столичного дворянства и верхушки армии занимает принцип добровольного и инициативного «служения Отечеству». Л сам император принимает почетное звание «Отца отечества», соответственно все подданные становятся «детьми» императора. Государство все больше распространяет идеи государственного патернализма, берет на себя функции надзора и попечения по отношению к народу. А народ, в свою очередь, активно принимает эту идею, созвучную традиционной российской ментальное™.
В результате Петровских преобразований личность оказалась поглощена государством. Сформировалось общество мобилизационного типа, основанное на полном закрепощении всех слоев населения, включая правящий класс — дворянство. Но в то же время Россия под воздействием Европы очень изменилась по всем параметрам, в том числе и в области культуры.
Между X и XX вв. русская культура дважды пережила такую ситуацию: русско-византийский диалог и диалог Россия—Запад. Однако следует учесть, что даже самые резкие внешние культурные вторжения в основном играют роль катализаторов: они не меняют внутреннюю динамику раз-
вития культуры, а выводит из состояния дремотного равновесия (т. е. энтропии) ее внутренние потенции.
Крупнейший исследователь российской культуры Ю. Лотман отмечает, что диалог делится на этапы. Сначала наблюдается односторонний поток текстов, которые откладываются в памяти принимающей культуры, причем память фиксирует тексты на чужом языке; на втором этапе идет овладение чужим языком и свободное им пользование, затем наступает критический момент: чужое становится своим, трансформируясь и часто коренным образом меняя свой облик.
Период Петровских реформ соответствует первому этапу диалога. Следующий этап реализуется во И половине XVIII в., особенно ярко он проявляется в эпоху правления Екатерины II.
К этому времени созрели предпосылки, обеспечивавшие «привитие» европейской культуры к российской, главная из которых — возникновение слоя европеизировавшихся дворян, воспринявших основы европейской культуры, получивших в связи с отменой обязательной государственной службы досуг и средства для духовного развития. Появление первого относительно независимого, «непоротого» поколения русских людей привело к крупным достижениям в области литературы, искусства, вообще художественной культуры. Но надо помнить, что все эти достижения связаны с запросами дзорянской среды, ориентированы не на массовую, а на элитную часть общества.
Как ни покажется странным, следует отметить, что для расцвета русской элитной культуры крепостное право имело положительное значение. Именно на нем покоилась, пусть извращенная в своей основе, но все же определенная независимость дворян от власти — то, без чего либеральная культура невозможна.
«Исторические грехи» русского дворянства не должны заслонять от нас его значительного вклада в русскую культуру. Потому что почти 150-летний петербургский, императорский период — это и дворянский период тоже. Он отмечен печатью культурного творчества, высокими духовными исканиями, произведениями общенационального и общечеловеческого значения, созданными в недрах дворянской культуры.
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России..
Важным моментом европеизации российской культуры в XVIII в. стало появление идей, ведущих начало из европейского Просвещения. При всех различиях между их взглядами, просветители видели причины всех несчастий и несправедливости в людском невежестве. Просвещение народа и правителей, считали они, может привести к справедливому общественному устройству. Именно поэтому такое место в идеологии просвещения уделялось вопросам педагогики и борьбе с диктатом церкви.
Здесь следует отметить один парадокс российской культуры: антифеодальное по своей социальной направленности Просвещение (а это комплекс идей, общественных настроений, форм поведения и т. д.) отражало идеалы третьего сословия. Но в России такового не было. И его носителями стали те самые феодалы, против которых оно было направлено, а первым идеологом просвещения была русская царица — Екатерина II.
Секуляризация (т. е. освобождение от религиозного влияния) культурной жизни — важное обстоятельство не только европейской, но и русской действительности. Но особенностью русской жизни стало то. что церковь все больше попадала в зависимость от государства, духовенство превращалось в разновидность чиновничества, а государство получало неограниченную возможность вмешиваться посредством церковной организации в духовную жизнь подданных.
Следует отметить и еще одну особенность российской культуры. Русское самосознание, становление которого начинается в этот период, во многом носило имперский характер. Екатерина П замыслила, например, возрождение Визаотийской империи под патронатом России. Главным пунктом плана было создание Греческой империи после изгнания турок из Европы. Столицей новой империи должен был стать возрожденный на месте Стамбула Константинополь. Идеал «креста над святой Софией», т. е. восстановления православия в турецком Стамбуле, будет витать в умах русской правящей элиты и весь следующий, XIX век.
Новая светская культура выработала потребность в книге. В отличие от средневековой культуры, когда книга обслуживала в основном религиозные запросы человека и ассоциировалась с богослужением, появилась необходи-
мость в книге сначала для познании окружающего мира, а затем и для заполнения досуга и развлечения. Литература становится мощным фактором роста национальной культуры и идеологического воздействия па общество и усиливает дихотомию двух субкультур — традиционной и элитной.
Народная культура оставалась в основном культурой традиционной: дописьменной, устной, провиденческой, т. е. пропитанной религиозным мироощущением. Процесс модернизации, осуществляемый сверху абсолютистской властью, даже если это был просвещенный абсолютизм, мало затронул основы крестьянской культуры, не изменил быта, привычек, верований и пр. Даже те выходцы из народной среды, которые получили образование и занимались творчеством (крепостная интеллигенция или, например, ярославский купец Волков, создатель первого русского публичного профессионального театра), обслуживали культурные запросы элиты.
Социокультурный раскол, произошедший в XVIII в., отразился на всей последующей российской истории, способствовал формированию в ее едином временном и территориальном пространстве двух цивилизаций, не имевших общего культурного языка и не понимавших друг друга.
Однако заметим, что элитная культура уже повернулась в сторону народа и с удивлением стала его изучать и сострадать ему. Карамзин, Радищев и другие представители образованного общества в своем творчестве стали показывать людей из народа. Это были первые, едва заметные шаги по сближению двух субкультур, признаки того процесса, который разовьется в следующем столетии, но так и не будет завершен.
В целом же II половина XVIII столетия — это период оптимистического мировосприятия, веры в прогресс и счастливое будущее России. Духовная жизнь русского дворянина складывалась как сложное переплетение обычаев, связанных с народной традицией, религиозных обрядов, философского вольнодумства, западничества и пр. То есть это еще был беспорядок, идейный хаос, бурлящий культурный котел, в котором шел процесс формирования национальной культуры.
Т. Ф. Ермоленко
История России в вопросах и ответах
Литература
Водарский Е. Я. Петр I// Вопросы истории. 1993, № 6. Европейское просвещение и французская революция XVIII века. М, 1988.
Каменский А. Б. Екатерина II// Вопросы истории. 1989, №3.
Мклов Л. В. Общее и особенное российского феодализма// История СССР. 1989, № 2. Очерки русской культуры XVIII века, т. I—IV М., 1985-1990.
Соловьев В. И. Актуальные вопросы изучения народных движений (Полемические заметки о крестьянских войнах в России)// История СССР. 1991, № 3.
Раздел 5
РАСЦВЕТ И КРИЗИС РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ.
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ XIX В. РЕФОРМЫ
И КОНТРРЕФОРМЫ
5.1. Какова роль французской революции в истории?
Двухсотлетний юбилей французской революции показал, что она по-прежнему остается «горячим сюжетом» для историков. Обычно причиной размежевания является либо отношение к революции в целом, либо отношение к якобинству, что приводит в конечном итоге или к позитивной оценке революции, иногда переходящей в восторженную, или к отрицанию ее значения совсем. Противники революции подчеркивают бессмысленность имевшей место тирании, считают ее «метафизическим монстром», поскольку феодализм, по их мнению, был ликвидирован задолго до 1789 г., пытаются доказать, что она отрицательно сказалась на дальнейшем экономическом развитии Франции, вообще не признают революцию целостным явлением. Сторонники последней точки зрения полагают, что в 90-е гг. XVIII в. в стране случайно совпали не связанные между собой «сюжетные линии» в экономике, политике, социальной сфере.
Следует отметить, что при наличии столь разных, зачастую полярных, мнений большинство специалистов и простых людей все же склоняются к объективной оценке прошлого, пытаясь учесть многоплановость французской революции и избежать категоричных суждений. В нашей стране значение французской революции также рассматри-
История России в вопросах и ответах
Раздел 5. Расцоет и кризис Российской империи...
валось неоднозначно. В 20-е гг. было принято подчеркивать связь и преемственность между французской и Октябрьской революцией, затем возобладало негативное отношение в связи с поклонением большинства французских революционеров «идолу частной собственности». Использовались лишь идеи самых крайних левых течений и группировок.
В свете новейших исследований значение французской революции определяется ее ролью в замене старых общественных отношений новыми. Однако революция выступает не как финальная дата падения феодализма и полного утверждения индустриальных рыночных отношений, а как важнейший событийный рубеж протяженного по времени перехода от старого к новому. В результате в стране начинается промышленный переворот, феодально зависимые крестьяне превращаются в мелких собственников, формируется крупното варное фермерское хозяйство. Революция зафиксировала необратимость перемен, переход Франции на рельсы капиталистического развития. Последнее обстоятельство действительно имело большое значение для судеб западной цивилизация, если учесть 25-миллионное население Франции и ее роль во всех сферах европейской жизни. Таким образом, была подведена черта под полуто-равековым периодом собирания сил, подготовившим радикальные перемены.
Отличительной чертой французской революции стали уникальные для европейских условий той эпохи преобразования, заложившие основы новой государственно-правовой системы. Следует отметить два ее принципиальных элемента, не известных тогдашней Европе. Во-первых, введение выборного начала при организации власти, охватившее французское общество снизу доверху, во-вторых, ликвидацию сословных привилегий и установление принципа равенства всех перед законом. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. ввела свободу слова, печати, собраний, предоставила возможность публичной критики власти, утвердила неприкосновенность жилища и частной собственности. Позже появились выборный суд присяжных, соревновательное, гласное и бесплатное судопроизводство. Именно в это время уходят корнями прочные демократические традиции французского народа.
В то же время трудно переоценить вклад французской революции в западную и мировую цивилизацию, посколь-
ку провозглашенные гражданские права прочно вошли в копилку общедемократических достижений и признаны Организацией Объединенных Наций неотъемлемой частью общечеловеческих ценностей.
Велико было влияние Франции на другие страны. Входе революционных войн и оккупации чужих территорий там устанавливались новые порядки, распространялись новые идеи, шло на слом старое и отжившее свой век. Своеобразным символом перемен стал появившийся обычай сажать «деревья Свободы*.
В России с большим интересом наблюдали за событиями на другом конце Европы. Крушение французского феодализма обрадовало и ободрило передовых россиян, выступавших за уничтожение крепостничества. Значительное влияние оказала революция на развитие «вольнодумства» в нашей стране, куда, несмотря на цензуру и запреты, проникало множество французских революционных изданий. А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Ф. В. Кречетов и другие прогрессивные деятели испытали на себе силу и глубину их идей.
Будущие декабристы и их единомышленники хорошо знали историю французской революции, были среди увлеченных читателей трудов выдающихся философов, экономистов и публицистов той эпохи. История революционных событий являлась объектом серьезных раздумий и анализа для членов тайных обществ, способствовала формированию их политических взглядов.
Развитие европейской литературы и искусства получило от революции новый импульс. В центре творческого процесса оказался интерес к личности, ее правам И идеалам. Стремление к свободе и справедливости открыло неведомые ранее глубины человеческой души, ее поистине безграничные возможности. Общественные науки также получили важный стимул к дальнейшим изысканиям, так как впервые в истории пробудившиеся массы сыграли столь значительную и решающую роль в происходивших событиях.
При этом мы не вправе забывать о якобинском терроре, который ничем нельзя оправдать, и о том, что в войнах в эпоху французской революции погибло примерно 7 млн человек. Принесенные жертвы явились, к сожалению, дорогой ценой, заплаченной западной цивилизацией за движе-
История России в вопросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
ние вперед, за те достижения, что не заставили себя ждать по завершении формирования индустриального общества.
И. М. Узнародов
5.2. Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX в.?
Промышленный переворот представляет собой одно из самых важных явлений в истории человечества, позволивших ряду стран вступить в полосу стремительного развития производительных сил и навсегда покончить с экономической отсталостью. По существу, вся современная материальная цивилизация стала его результатом. Промышленная революция знаменовала переход от преобладания аграрного хозяйства с его постоянной угрозой неурожаев и голода к новому этапу в развитии экономики и новому материальному уровню.
Часть ученых полагает, что промышленный переворот — явление технико-экономического характера, связанное с переходом от мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к производству фабричному, в основе которого машины. Но большинство все же считает, что промышленный переворот представляет собой совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, ознаменовавших превращение машин в основное средство производства. Действительно, изменения в промышленности вызвали крупные сдвиги в сельском хозяйстве, размещении населения, его составе. Возникли большие города, появились новые классы и социальные группы. Последовали серьезные изменения в политическом устройстве, а затем и в духовной жизни общества.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!