Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Принятие титула царя-помазанника Божьего, Земские Соборы, приказная система привели к централизации государственной власти, которая сочеталась с едва ли не самой разветвленной в Европе системой местного самоуправления (губные и земские старосты, излюбленные головы, целовальники...).
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
Многолетние споры ведутся о смысле и цели опричнины. Наиболее взвешенным представляется мнение Р. Скрынникова, который отстаивает мысль, что опричнина и ее террор не были подчинены единой цели, принципу или схеме. Начавшись борьбой с прежней сословно-адми-нистративной элитой — княжатами, опричнина переросла в конфликт между государственной властью и господствующим сословием в целом. Посредством опричнины царь разделил дворянство надвое и натравил одну половину на другую. В результате Иван IV утвердил свою неограниченную личную власть, но стабильность монархии была утрачена. Опричнина привела не только к физическому уничтожению людей, но и к тяжелым экономическим последствиям, к катастрофе в развитии общественной мысли, деградации моральных характеристик общества. По мнению Р. Скрын-никова, в XVI в. в России происходит зарождение империи и имперской политики. Практически все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту начала XVII в.
В новейшей историографии превалируют негативные оценки личности и политики Ивана Грозного для развития России, ее политических судеб. Следует заметить, что в контексте общеевропейского развития деспотизм Ивана IV мало чем отличался от деспотизма европейских дворов, а количество жертв опричного террора было на порядок меньше жертв религиозных преследований в Европе XVI в.
В. Ф. Патракова
3.10. Что такое крепостничество, каковы причины его возникновения и роль в истории России?
Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. В. Ключевский считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению». В дореволюционной историографии сосуществовали «указная» и «безуказная» теории возникновения и утверждения крепостного права.
В советской историографии, начиная с Б. Грекова, утверждается концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времен «Русской Правды», через судебники XV—XVI вв. и до Соборного Уложения 1649 г. В дальнейшем большинство историков отказались видеть крепостное право в законодательстве до конца XV в. Некоторые из них в качестве компромисса стали проводить разграничение понятий «крепостничество» — проявление внеэкономического принуждения в различных формах при феодализме — и «крепостное право» — прикрепление крестьян к Земле феодала в законодательстве начиная с конца XV в.
XV в. в положении русского крестьянства характеризуется исследователями как переломный, когда феодалы и государство переходят в наступление на права и свободы крестьян. Развитие феодального, прежде всего поместного, землевладения и отработочной ренты, централизация государственного управления и постоянные войны усиливали уровень эксплуатации крестьян, который до этих времен был невысоким. С XV в. начинается разделение «старо-жильдев», которые издавна жили в вотчине или поместье и платили феодалу ренту, и «пришлых», «окупленных» (выкупленных холопов), освобожденных на время от повинностей. Эти категории крестьян феодалы стремились перевести в разряд «старожильцев». Взаимоотношения крестьян и феодалов строились на взаимных обязательствах. Рост числа зависимых крестьян, усиление форм зависимости и эксплуатации вели к увеличению их переходов и побегов, «отказа» своему феодалу в пользу нового владельца. В борьбе с этим явлением феодалы начинают стеснять «обычное право» крестьян на переходы. Предполагается, что с 60-х гг. XV в. начали производить перепись крестьян, обязанных нести тягло. В Судебнике 1497 г. Ивана III статья 57 закрепляла Юрьев день (26 ноября) как общегосударственный срок перехода от одного феодала к другому, обусловленный уплатой «пожилого». Кодекс уже проводит разграничение между отдельными прослойками закрепощаемого крестьянства. Значительное расширение территории Московского государства, возникновение казачества, последствия опричнины и Ливонской войны стимулировали государство к еще большему ограничению права «выхода».
'стория России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
Судебник Ивана IV 1550 г. увеличил «пожилое» и обязал крестьян засевать перед уходом озимь, стал регулировать и ускорять переход различных категорий сельского населения в разряд старожилых. В 1581 г. начинается новое описание русских земель и временно запрещается (первоначально, вероятно, 8 отдельных районах) выход крестьян в Юрьев день («заповедные лета»). В 1592 г. начинается составление писцовых книг, которые рассматривались как официальный документ, прикреплявший крестьян к земле и феодалам как ее собственникам. Имеет езоих сторонников и оппонентов гипотеза В. И. Корецкого об указе 1592—1593 гг., распространившем «заповедь» перехода на всю страну.
Указ 1597 г. установил пятилетний срок («урочные лета») для возвращения прежним владельцам всех беглых и насильно вывезенных крестьян. В это же время положение холопов сближается с положением крепостных крестьян.
В XVII в. завершается процесс установления крепостного права. Он связан со «Смутой» начала века и последующим восстановительным периодом 20—50-х гг. В 1607 г. был установлен 15-летний срок сыска беглых. Соборное Уложение 1649 г. (глава XI) окончательно прикрепило крестьян к земле, определило наследственность крепостного состояния, отменило «урочные лета». Феодалам было предоставлено право распоряжаться имуществом крепостного, право вотчинного суда и надзора за крестьянами.
С другой стороны, нужно учитывать, что особенности геополитического положения России и православное понимание сословных обязанностей как формы религиозного служения, спасения души приводило К тому, что все население несло всеобщую государственную повинность: дворяне — лично, а крестьяне и горожане через налоги на содержа кие войска, администрации, царя.
Таким образом, была создана система государственного крепостного права. Однако неверно все крестьянство России относить к закрепощенной массе и тем более полагать их состояние близким к рабскому (как это было в конце XVIII в.). Значительный и увеличивающийся удельный вес имели лично свободные государственные крестьяне. Очень существенны были различия по степени и формам внеэкономического принуждения между отдельными категориями крестьянства внутри этих групп, между вотчинными и
помещичьими крестьянами, между традициями и особенностями тех или иных областей.
В конце XVII в. феодалы усиливают наступление на права крестьян, что ведет к снижению их благосостояния. Постепенно утрачивается прямая связь между службой и ее земельным вознаграждением, что окончательно оформляется уже в XVIII в.
Роль крепостного права в России оценивается неоднозначно. Крепостное право помогало государству в восстановлении и подъеме производительных сил, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, но при этом консервировало неэффективные социально-экономические отношения. Одни исследователи считают, что перед Россией в XVI в. была альтернатива развития, минуя крепостное право (И. Носов), другие оценивают XVI—XVII вв. как расцвет крепостничества, третьи — как последний резерв клонящегося к «нисходящей» фазе феодализма.
В. Ф. Патракова
3.11. Чем был вызван кризис
российской государственности в конце XVI в.?
На рубеже XVI—XVII вв. кризис российской государственности был вызван не только стихийными бедствиями: голодом, эпидемией чумы — они являлись частыми гостями в истории России. Кризис был следствием реформ, опричного террора, длительных и неудачных войн в царствование Ивана Грозного, которые разорили страну и создали конфликте генную ситуацию в обществе, завершившуюся «Великой смутой». На уровне культурного архетипа и мен-тальности русских людей того времени государственная власть перестала соответствовать своему «образу». Для русского архетипа (на уровне бессознательного) характерным была сакрализация власти, порождавшая этатизм, причем не в западном, а в восточнохристианском смысле. Этатизм основывался на том, что государственная власть иррационально воспринималась как главный стержень всей обще-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
ственной жизни. Это восприятие складывалось на основе патриархальной идеи об отношении человека и власти как отношении детей и родителей, подразумевающего «хорошее», «отеческое» и справедливое правление доброго «хозяина-отца». Основу русского этатизма составляли также эсхатологические настроения, закреплявшиеся боязнью хаоса и воли как анархии и разбоя. В XVI в. государственная власть в России отождествлялась с царем, причем русский этатизм всегда ставил власть выше закона. Это формировало у русского человека такую установку, как неверие в закон в качестве воплощения справедливости и эффективного средства борьбы со злом. Характерной чертой культурного архетипа русского человека является ориентация на авторитет, в отношении к которому в архетипе сложились две тенденции. С одной стороны, это — вера в авторитет, часто наделяемый харизматическими чертами, и соответственно, ожидание от него «чуда», сопровождаемое постоянной готовностью подчиняться авторитету. С другой стороны, — представление о том, что сам авторитет должен служить «общему делу», национально-государственной идее. Отсюда русский культурный архетип ориентирован на контроль авторитета через постоянное соотнесение его деятельности с обшей идеей, которая сообща переживается людьми. Если эта деятельность идет вразрез с их переживаниями, то авторитет лидера падает, и его, как правило,; свергают, а иногда и жестоко с ним расправляются. В русской ментальное™ (на уровне обыденного сознания) государство рассматривалось как большая семья. Отсюда понимание общенародного единства как духовного родства и стремление русского человека заменить бездушные правовые нормы нравственными ценностями. Русская ментальность в качестве идеала государственной власти санкционирует в первую очередь власть единоличную (ответственную), сильную (авторитетную) и справедливую (нравственную), и эти атрибуты власти являются необходимыми условиями признания и даже солидарности с властью. Государственная власть представляется единой и неделимой, независимой от капризов толпы, связанной с народом не бумажной казуистикой схоластической законности, а живым повседневным опытом соборного единения. В русской ментальности власть возможна лишь при народном признании и своей подчиненности народной вере, народному духу, а также той
высшей силе — Правде, из которой вытекает ее нравственный идеал. Только такая власть может обеспечить высшую цель, ради которой она существует: осуществить на Земле высший нравственный идеал справедливости. При этом власть должна быть единоличной, ибо лишь такая власть может быть отвзтетвзнной. Власть должна быть сильней, что должно проявляться прежде всего в ее духовно-государственном авторитете. Сила власти — не «в крике и суете, не в похвальбе и терроре», она состоит «в ее способности звать, не грозя, и встречать верный отклик в народе». Это позволяет сделать вывод о том, что «образ» власти, который сформировался в массовом сознании в XVI в., был ориентирован в первую очередь на умеренный авторитарный идеал. В конце XVI в. государственная власть в России уже явно не соответствовала этому идеалу: она не была ни единолично-ответственной, ни авторитетно-сильной, ни справедливо-нравственной. Это и послужило одним из факторов кризиса российской государственности. Другим фактором стал кризис национально-государственной идеи, основанной на провиденциалистских представлениях о природе государственной власти. Эта идея базировалась на принципах «служения государю» и ксенофобии по отношению прежде всего к Западу. Большую роль в обосновании единоличной власти («самодержавства») в России играла легенда о «Мономаховом венце», оформленная в первой четверти XVI в. в «Сказании о князьях владимирских». В нем повествуется о происхождении русских князей от Августа-кесаря (римского императора Августа, «наместника Бога на земле») и получении из Византии регалий русских государей — в первую очередь «венца (шапки) Мономаха» — главного символа великокняжеской власти. Тем самым в «Сказании» подчеркивалась божественная природа власти, утверждалось высокое происхождение русских князей и древность владения ими царским венцом. Эта легенда, получившая широкое распространение и использовавшаяся в дипломатической переписке, служила основой «самооправдания* самодержавной власти в России. Осуществляя реформы в стране и проводя опричнину, Иван Грозный заботился прежде всего об укреплении своей,самодержавно-деспотической власти. Он был убежден, что нравственный и христианский долг его подданных — служение царю. На обоснование этого принципа и был направ-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
лен весь интеллектуальный потенциал самодержца, считавшего своих подданных холопами (рабами), которых государь «волен казнить или жаловать*. Подданные, по мнению царя, были даны ему в «работу» (рабство) самим Богом. Тем самым выстраивалась четкая схема служения: царь служит Богу, а подданные служат царю, «гроза-царь» должен править единовластно, опираясь на «Правду-истину*. Для про-видснциалистской менталыюсти принцип «служения государю», освященный -^божественным замыслом», являлся одним из факторов признания и поддержки самодержавной власти, В этой ментальное™ самодержец отождествлялся с обезличенной волей Божьей, он — сама истина, правда, противополагаемая живым реальным людям, в особенности греховным «богатипам», окружавшим трон. Б качестве фактора, обеспечивающего поддержку государственной власти, в XVI в. широко использовался популизм, основанный на демагогии. Иван Грозный, например, умело создавал впечатление, что террор в стране направлен только против «верхов», к которым низы, разумеется, не питали добрых чувств и социальных симпатий. Так, в обращении к московскому посаду при учреждении опричнины царь во всех бедах обвинил бояр, уличая их в многочисленных изменах. В массовом сознании гибель рядовых людей оставалась незамеченной, зато отдельные опальные фигуры из окружения царя кончали жизнь на плахе при огромном стечении народа, сгоняемого опричниками посмотреть на казнь «изменников-злодеев». Такой политический прием позволял списать самые страшные злодеяния на дурных советников из окружения царя, которых массовое сознание превращало из слуг деспота в его «злых гениев». Иван Грозный попытался создать царство-монастырь во главе с царем-игуменом, но внес в эту идею свою необузданную «дикую» волю, и вышла опричнина. Ставка на террор, на силу является симптомом кризиса государственной власти. Опричнина вместо укрепления самодержавия, на что надеялся царь, расшатала его основы. «Бесоподоб-ные слуги», сознательно уподобляясь силам «кромешной тьмы» (черные одежды, метлы, собачьи головы), совершали зверские массовые погромы и грабежи населения. Первый в истории России царь своей политикой дискредитировал идею помазанника Божьего. Все это сопровождалось моральным разложением, которое «как наводнение разли-
лось в высших и низших слоях», и в этом, например, С. Соловьев усматривал основную причину «смуты» начала XV)! в. В начале XVII в. царская аласть оказалась десакрализированной: четкая схема «служения» Богу была нарушена, поскольку на русском престоле оказались не «богом избранные» Борис Годунов, Василий Шуйский, не говоря уже о самозванцах. Отсутствие богоизбранности делало их не настоящими государями, а «самовластцами», повиноваться которым было безнравственно. Деспотический режим, утвердившийся в России в эпоху Ивана Грозного, не пережил своего создателя. Новое государство династии Романовых требовало новой морали, поэтому «благочестие» царей Михаила, Алексея и Федора резко контрастировало с поведением «Грозного царя». Преемники его, унаследовав необъятную власть, Йе решились сохранить ее при помощи террора: этот образ политических действий оказался скомпрометированным, против него протестовало нравственное чувство всех слоев русского общества.
А. В, Лубский, В. В, Черноус
3.12. Почему начало XVII в. получило название «Смутного времени»?
Начало XVII в. еще современниками выделялось в особый эпизод истории России. В дореволюционной историографии за ним закрепился термин «Смутное время» или просто «Смута», под которой понималось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному.
Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим соборную душу Руси. С этой точки зрения Смута — одновременно кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, чтобы дать возможность народу явить силу своей веры.
С. Соловьев выводил Смуту из падения народной нравственности и борьбы против прогрессивных государствен-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
ных порядков старых дружинных начал и казачества как антигосударственного явления. К. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, коснувшееся лишь людей государства, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей.
Н. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, обвиняя в ней все социальные слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В. Ключевский основное внимание уделил социальным моментам. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости, когда шла борьба между всеми сословиями за баланс обязанностей и привилегий.
В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С. Платоновым. В советской историографии термин «Смута» был отброшен. Этот период стал определяться как «крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция в России».
В настоящее время термин «Смута» фактически возвращен в современную историографию, которая пока еще ничего принципиально нового не внесла в научное изучение проблемы, если не считать идеи первого системного кризиса.
События начала XVII в. стали результатом сложнейшего переплетения разнообразных противоречий: духовно-нравственных, экономических, династических, сословных и внутрисословных, национальных, межгосударственных и т. п. Все это многообразие, по-разному проявляющееся в ходе тех или иных этапов, несводимо в чистом виде ни к гражданской войне, ни к иностранной интервенции, ни к антифеодальной борьбе или войне казачества с централи-ззторской политикой государства, ни к борьбе внутри господствующего класса. Хотя все эти факторы, несомненно, проявлялись в самых головоломных комбинациях. Поэтому понятие «Смутное время» представляется наиболее адекватно отражающим характер событий начала XVII в. Их заканчивают обычно освобождением Москвы и избранием Михаила Романова Земским Собором в 1613 г. царем, хотя фактически Смута продолжалась еще несколько лет.
В. В. Черноус
3.13. С ком и почему воевала Россия в XVI-XVII вв.?
В отечественной историографии внешняя политика России того времени рассматривалась, с одной стороны, как продолжение борьбы с агрессией католического и протестантского Запада, а с другой — как завершение многовекового спора с Золотой Ордой за господство в Евразии. Советские историки трактовали эту политику в русле марксистской концепции «развития феодализма вширь», что в целом, по их мнению, также совпадало с общенациональными интересами Российского государства. В западной историографии внешняя политика России оценивалась как захватническая, как составная часть реализации агрессивной политической доктрины «Москва — третий Рим».
Для понимания внешней политики России необходимо учитывать особенности ее геополитического положения. Образование Московского государства положило конец территориальной экспансии «двух агрессивных рабовладельческих цивилизаций» (Ф. Бродель) — западноевропейской и мусульманской. Борьба с ними была для Москвы задачей этнического, религиозного и государственного выживания.
В XVI в. Московское государство завершило «собирание* собственно русских земель. В результате побед над Великим княжеством Литовским (1500—1508 гг.) Россия возвратила Черниговское княжество; была ликвидирована независимость Пскова (1510); московские дипломаты добились возвращения Смоленска (1514). В начале XVI в. установились относительно стабильные границы с Литвой и
Польшей.
На территории Евразии государственность носила «очаговый» характер. В условиях степей и лесостепей контролировать пограничные рубежи было практически невозможно, поэтому вставал вопрос о включении погра-ничья в состав того или иного государства. Столкновение с осколками Золотой Орды— Казанским, Астраханским, Крымским ханствами было неизбежным. Эти ханства нападали на пограничные территории, захватывали славянское население и уводили его в рабство, препятствовали нормальной торговле России с Востоком.
История России в вопросах и ответах
Раздел 3- Московская Русь...
Могущественная Османская империя остановила свое продвижение на Кавказе и в Причерноморье. Крымское ханство стало вассалом османов и своего рода буфером, хотя и агрессивным, между Московским государством и турками. К Османской империи, объединившей почти весь исламский мир, тяготели также Казань и Астрахань. Блокирование на Балканах дальнейшего продвижения османов в Европу создавало предпосылки для переноса османской агрессии в Восточную Европу. Борьба с этой опасностью велась Москвой как дипломатическими, так и военными средствами.
В 1552 г. после длительного штурма Иван IV подверг разгрому Казань, освободив около 100 тысяч рабов. После походов 1554 и 1556 гг. была практически бескровно присоединена Астрахань. Большинство народов Поволжья приняли подданство Московского царя, контроль которого был значительно мягче жесткого гнета татарских ханов. Начинается установление союзно-вассальных отношений с частью феодалов и государственных образований территории Северного Кавказа (с Кабардой и др.) на основе обших интересов борьбы с агрессией Крыма, Турции и Персии. Борьба с Крымским ханством носила в основном оборонительный характер.
Взаимовыгодные союзно-вассальные отношения с Сибирским ханством были нарушены ханом Кучумом, который начал нападать на владения Строгановых на Урале. Дружина вольных казаков во главе с Ермаком, нанятая Строгановыми, нанесла хану Кучуму в 1583 г. несколько поражений и, несмотря на гибель Ермака в 1585 г., положила начало присоединению Сибири. В XVII в. этот процесс был завершен русскими землепроходцами относительно мирно.
На северо-западе Россия, реализуя свои торгово-экономические интересы, развернула борьбу за выход в Балтийское море и столкнулась прежде всего с ливонским орденом, который стремился изолировать Россию от контактов с Европой. Однако после побед России над орденом в ходе Ливонской войны (1558—1583 гг.) вмешались Швеция и Речь Посполитая. Недостаток ресурсов и нестабильность внутри страны привели Россию к тяжелому поражению.
В XVII в. основным направлением внешней политики ' России становится западное. Отразив польско-шведскую
интервенцию 1609—1618 гг. в период Смуты, Россия потерпела поражение в борьбе за Смоленск от Речи Посполитой (1613—1634). После некоторых колебаний Земский Собор 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией по просьбе Украины, что привело к тяжелейшей войне с Речью Посполитой (1654—1667). Война проходила с переменным успехом. Одновременно пришлось отражать нападения Крымского ханства и вести не безрезультатную войну со Швецией (1656-1658). Тем не менее мощь одного из сильнейших в военном отношении государств Европы — Речи Посполитой — была сломлена. Россия вернула смоленские земли и воссоединилась с Левобережной Украиной.
На южном направлении в течение всего XVII в. России пришлось отражать набеги Крымского ханства. В 1676— 1681 гг. было остановлено турецко-крымское вторжение на Украину. В конце XVII в. Россия предпринимает неудачные попытки покончить с агрессией Крымского ханства (походы В. Голицына 1687, 1689). Азовские походы Петра I (1695, 1696) привели к выходу России в Азовское море. Большую роль на южных рубежах Российского государства играли донские казаки.
В ходе освоения Сибири после рада столкновений России с Китаем была установлена Нерчинским договором 1689 г. граница между этими государствами, которая пролегла по Амуру и его притокам.
Таким образом, в результате непрекращающихся войн Россия отстояла свою независимость, значительно расширила государственную территорию, сокрушив основных противников — католическую Речь Посполитую и мусульманские ханства.
Становление России в ее естественных границах выдвигало на первый план задачу борьбы за выход в Балтийское и Черное моря. Эта геополитическая задача была решена в XVIII в.
В. В. Черноус
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
3.14. Какова была роль церкви
в Московском государстве?
Русская православная церковь занимает видное место в истории Московского государства. Библиография работ, посвященных взаимоотношениям светской и духовной власти в России, церковному расколу — огромна. Различные точки зрения на роль православия и церкви в Московском государстве можно свести к двум направлениям — истори-ко-религиозному и социально-политическому. Для западной историографии характерно непонимание и неприятие православия и православной церкви, что приводит к утверждению об их тоталитарном характере, о том, что церковь была служанкой государства.
Православие определяло этническое самосознание русского народа в период борьбы с татаро-монгольским игом, что вместе с общерусской церковной организацией (митрополией) и нарядус социально-экономическими факторами способствовало политическому объединению земель и созданию единого Московского государства.
Взаимоотношения церкви и государства в XVI—XVII вв. богаты переменами, которые детерминируются внутренним развитием церкви и государства, социально-экономическими и внешнеполитическими причинами. Большей частью историческая литература рассматривает эти взаимоотношения в духе европейского опыта борьбы королевской власти и церкви за политическое господство. При этом не учитывается значение византийско-православной теории «симфонии власти», предполагавшей двуединство независимо существующих, но совместно отстаивающих православные ценности светской и духовной властей. Эта доктрина во многом определяла строительство самодержавной власти в России и равнодушие русской православной церкви, ее высших иерархов к собственно государственному управлению, что зачастую трактуется как зависимость церкви от царя. «Симфония власти» была идеалом государственного устройства, едва ли когда достигнутым в истории Московского государства. Со времен Ивана IV власть паря — помазанника Божьего носила сакральный характер, так как ее источником был только Бог, и ограничивалась она только христианскими заповедями, церковно-канони-
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 193 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!