Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рождение Европы





РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


дованием кардинала Альборноза, заставили его покинуть Рим. Вернувшись обратно, он уже не смог возвратить себе власть и в 1354 году был убит. Однако этот эпизод по­тряс не только Рим, но и весь христианский мир и сыграл свою роль в подготовке умов к возрождению античной римской философии. Перенос папского престола в Рим при Григории XI не только не восстановил мир внутри Церкви, но и привел к новому, еще более серьезному кри­зису. Ранняя смерть этого Папы вызвала созыв конклава, который обернулся мятежом. Новый Папа Урбан VI, из­бранный в этих условиях, тут же вызвал к себе резко враждебное отношение, и большинство участников конк­лава аннулировали свое предыдущее решение и избрали на место Урбана Климента VII. Но Урбан VI не пожелал отдать власть, и таким образом появилось одновременно два Папы: итальянец Урбан VI в Риме и уроженец Жене­вы Климент VII в Авиньоне. Вокруг каждого из них спло­тилась часть христианского мира, в результате последний оказался разделен на две сферы влияния. В подчинение Авиньона попали Франция, Кастилия, Арагон и Шотлан­дия; в подчинение Рима — Италия, Англия, германский император и отдаленные королевства Восточной и Север­ной Европы. У каждого из двух Пап имелись свои карди­налы, и после смерти Пап они созывали отдельные конк­лавы. Преемниками Урбана VI стали Бонифаций IX (1389-1404), Иннокентий VII (1404-1406) и Григорий XII (1406-1409). Климента же в 1394 году сменил Бене­дикт XIII. Важно отметить, что, как это случится и в XVI веке во время Реформации, Церкви отдельных госу­дарств следовали решениям своих монархов и политичес­ких руководителей. Многие христиане в лоне Церкви и среди мирян были травмированы и дезориентированы сло­жившимся положением дел. Франция предложила произ­вести с 1395 года уступку прав (цессию), то есть одновре­менную отставку обоих Пап сразу. Бенедикт XIII не со­гласился с этим предложением. Тем не менее собор


VI. ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЛИ ВЕСНА НОВОГО ВРЕМЕНИ? 259

1409 года, составленный из кардиналов обоих лагерей, дал отставку обоим Папам и назначил на их место Алек­сандра V, которого в 1410 году сменил Иоанн XXIII — тра­диция не считает его подлинным Папой, и его имя даже не внесено в официальный список Пап. А Бенедикт XIII и Григорий XII не пожелали сложить с себя полномочия, и теперь в христианском мире было одновременно уже не два соперничающих между собой понтифика, а сразу три. Иоанн XXIII был изгнан из Рима и низложен Констанц-ским собором 1415 года, Григорий XII отрекся от престо­ла, а Бенедикт XIII, оставшийся в одиночестве, был по­вторно низложен, и 11 ноября 1417 года собор избрал на­конец единого Папу — Мартина V. Потом последовал еще один рецидив раскола — чуть менее длительный и менее тяжкий — в 1439-1449 годах. Флорентийский собор и Папа Евгений IV положили конец расколу и попытались в последний момент (in extremis) достигнуть перемирия между Римской католической церковью и Греческой пра­вославной, но это соглашение было перечеркнуто захва­том Константинополя турками в 1453 году.

Великий раскол стал тяжелым испытанием для хрис­тианской Европы. Ее единство было подорвано на многие годы. И хотя христиане продемонстрировали, что в их мироощущении силен авторитет римской Церкви, но спо­собность этой Церкви к объединению верующих дала се­рьезный сбой. Государственные Церкви отдалились от Рима, и монархии приготовились к заключению двусто­ронних соглашений с Папским престолом. Складывалась Европа конкордатов.

Новые еретики: уиклифиты и гуситы

В XIV и XV веках происходит ослабление главных ере­тических течений предыдущего периода. Движение ката­ров потихоньку сходит на нет, вальденсы сохраняются лишь в изоляции, в частности в долинах Альп и в неко-



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


торых отдаленных районах Северной Италии. Но дают о себе знать другие, «новые» еретические движения, не­посредственно предвещавшие протестантскую Реформацию XVI века. Два главных течения — это движение Уиклифа и лоллардов, возникшее в Англии в XIV веке, и движение гуситов под руководством Яна Гуса в Богемии в начале XV века. Джон Уиклиф (ок. 1335-1384) преподавал тео­логию в Оксфорде. Уиклиф вернулся к старому представ­лению о том, что действенность церковных таинств за­висит не от служебного положения лица, которое их со­вершает, а от того, есть ли на нем благодать Божья. Поэтому таинства, совершенные недостойными священ­никами, не являются действенными. С другой стороны, он принимал только те составляющие христианской рели­гии, что упоминаются в Библии. Таким образом, Уиклиф не признавал никаких решений Церкви, принятых в рус­ле традиции, если они не основывались непосредственно на Священном Писании. Поэтому он не признавал и свя­щенных изображений, а также практики паломнических странствий и выдачи индульгенций умершим. В конце жизни он стал проповедовать радикальные взгляды на ев­харистию, отрицая пресуществление, а также нападал на религиозные ордена, которые он считал «частными» рели­гиями.

Взгляды Уиклифа на евхаристию были осуждены в Оксфорде в 1380 году и в Лондоне в 1382 году. Распро­странился слух, что Уиклиф явился вдохновителем вос­стания рабочих 1381 года и чуть ли не открыто его под­держивал. В исторической перспективе главной заслугой Уиклифа, без сомнения, является выполненный им пере­вод Библии на английский. Идеи Уиклифа продолжали распространяться и после его смерти, особенно сильным их влияние было в Оксфорде. Они стали предметом спо­ров в начале XV века и продолжали существовать в той или иной форме до протестантской Реформации XVI века, в которой можно найти отзвуки некоторых из них.


VI. ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЛИ ВЕСНА НОВОГО ВРЕМЕНИ? 261

В конце XIV века у Уиклифа нашлись последователи, лолларды, которых именовали также беггарды (попрошай­ки) — так уничижительно называли маргиналов от рели­гии; это прозвище дали ученикам Уиклифа, проповедни­кам из Оксфорда, к которым присоединились и «бедные священники». Они были довольно влиятельны в высших политических и общественных кругах, где у них были по­кровители, распространяли Библию, переведенную Уик-лифом на английский, и вдохновляли радикальные проек­ты, к примеру проект секуляризации богатств, принад­лежащих священникам, по которому парламент должен был в 1410 году предписать конфискацию епископских и монастырских владений. Лоллардов ожесточенно пресле­довали и в первой половине XV века приговаривали к со­жжению на костре, но их влияние ощущалось до XVI века, когда некоторые их идеи получили развитие в период протестантской Реформации.

Другое значительное движение, близкое к ереси и став­шее со временем открыто еретическим, возникло в Боге­мии, и основоположником его был Ян Гус (1370-1415). Будучи преподавателем только что созданного Пражского университета, Гус оказался вовлечен во все более жесто­кие конфликты, в которых чехи сталкивались с немцами, причем причины этих столкновений бывали как профес­сионального, так и этнического характера. Гус стал рек­тором университета в 1409-1410 годах. Он внушал сту­дентам идеи, в которых чувствовалось влияние Уиклифа, и, в то время как немцы придерживались номиналистской философии, сам он преподавал с позиций крайнего реа­лизма — теории, которая настаивала на существовании универсалий в сознании Бога и считала идеи трансцен­дентными реалиями. Взгляды Гуса распространились да­леко за пределы университетской среды после того, как начиная с 1402 года он стал читать проповеди на чеш­ском в Вифлеемской часовне в Праге. Он требовал нрав­ственного обновления Церкви и строгого соблюдения



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


Слова Божьего. Так он вступил в конфликт с представи­телями церковной верхушки. Вместе со своими чешски­ми коллегами он добился от короля Богемии подписания декрета в Кутна-Гора (1409), который вынудил немецких преподавателей и студентов покинуть Пражский университет. В результате они основали университет в Лейпциге. Книги Уиклифа были подвергнуты публичному сожжению, а Яна Гуса в 1410 году отлучили от Церкви. Он покинул Прагу и посвятил себя проповедям и подго­товке полемических трудов. Например, в книге «О Церкви» («De ecclesia») он определяет Церковь как собрание людей, избранных Богом, и отвергает главенство Папы. Он со­гласился на предложение явиться на собор 1414 года в Констанце для оправдания. В результате его бросили в тюрьму, и, хотя Гус публично отрицал предъявленные ему обвинения, он был осужден и сожжен 6 июля 1415 года, а прах его развеян над Рейном.

Большинство чехов не согласились с обвинениями, выдвинутыми против Гуса, и продолжали поддерживать его идеи. Так возникло первое разделение христианского мира по конфессиональному принципу. Прага попала в руки гуситов и восстала против императора, которым был король Богемии. Накал восстания повысился благодаря распространению в среде восставших идей самой ради­кальной части гуситов, которые носили особое название — табориты. В религиозном плане чехи отделились от рим­ской Церкви, возникшая новая общность распространи­лась и на светскую жизнь, что проявлялось в двух аспек­тах. На уровне национальных чувств это движение утвер­дило предпочтение, отдаваемое чешскому языку и культуре перед культурами иностранными, в частности перед не­мецкой. В социальном плане движение отвело самую важ­ную роль крестьянству и уничтожило феодальные струк­туры. Церковь и немецкие курфюрсты организовали про­тив гуситов четыре крестовых похода в период с 1421 по 1431 год. Войско гуситов — пешие крестьяне, сражавши-


VI. ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЛИ ВЕСНА НОВОГО ВРЕМЕНИ? 263

еся под защитой своих телег и воспламененные религиоз­ным чувством, — заставило вражескую кавалерию повер­нуть назад и в 1428-1429 годах прошло, распространяя ужас и опустошение, по Лужице, Саксонии и Франконии. Движение гуситов было первым серьезным европейским революционным движением и ошеломило всю Европу. Им­ператор Сигизмунд был вынужден пойти на компромисс с умеренным крылом гуситов. Они выбрали своим вож­дем Иржи Подебрада, на счету которого были многочис­ленные победы. В 1458-1471 годах он стал королем Боге­мии, положив конец знаменитой династии Люксембургов и ослабив немецкие позиции в Богемии.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...