Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Социальная работа, гуманистическая по своим целям и методам, не может эффективно решать свои задачи без пристального внимания к пониманию мировоззренческой сущности индивида. В противном случае она, занимаясь повседневными житейскими проблемами и добиваясь в разрешении их определенных результатов (что разумеется, необходимо и важно), вряд ли будет способствовать устранению негативных социальных и психологических причин в обществе. Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. Именно по этой причине социальная работа должна проявлять постоянный познавательный интерес к проблемам мировоззрения как существенному духовному компоненту мира человека.
Итак, что же такое мировоззрение, каковы его важнейшие свойства и как они проявляются в жизнедеятельности человека? Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к людям, обществу, миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Это сложное образование общественного и индивидуального сознания. Оно складывается из совокупности знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм и идеалов человека. Мировоззрение - это основной критерий, мерило мыслей и поступков человека.
Нацеленность социальной работы на конкретного человека обусловливает необходимость акцентирования внимания на индивидуальные, субъективные черты мировоззрения. Хотя и знания, и убеждения человека базируются на некоторых общепринятых принципах, однако они воспринимаются субъек-
том не механически, не буквально, а в преобразованном виде. Вот почему мировоззрение каждого человека индивидуально. Каждый человек имеет свои представления, свое понимание, свои оценки тех или иных событий общественно-политической жизни или явлений природы. У одних людей они складываются преимущественно стихийно, больше на собственном опыте, под влиянием национальных или семейных обычаев и традиций. При решении жизненных вопросов такое мировоззрение, как правило, опирается на здравый смысл и эмпирические знания, что иногда называют житейской философией. Несмотря на свою ограниченность пределами обыденного сознания, оно, несомненно, помогает человеку ориентироваться в повседневной практике.
Однако такое мировоззрение, достаточное, может быть, для постижения несложных житейских задач, не всегда "выручает", когда человек сталкивается с серьезными и противоречивыми проблемами, требующими от него не только природного ума и способностей, но и определенного уровня научной, философской подготовки. Такое мировоззрение в отличие от обыденного, практического, носит преимущественно теоретический характер и потому характеризуется более системными, глубокими и обширными знаниями о природе вещей.
Сущность и особенности мировоззрения, как уже было сказано, обусловливаются не только внешними, но и внутренними факторами физической и духовной жизни человека. Познание внешнего мира не достигает своей полноты, если этот процесс не сочетается, не переплетается с мыслями о собственных переживаниях, с попытками познания самого себя (самопознанием). Более того, по мнению Н.Л. Бердяева, самопознание человека предшествует всякому философскому познанию мира вещей. Дорога к внешнему миру лежит через внутренний, ибо смысл в самом человеке.1 Человек, эволюцио-
нируя в личность, возвышается над всеми вещами и он не может познавать себя так же, как он познает мир вещей. "Кто философски познает мир, - писал НА. Бердяев, - тот должен превышать все вещи мира, тот не может быть одной из вещей мира в ряду других, тот сам должен быть миром".1
Человек, по воззрениям НА. Бердяева и некоторых других русских религиозных философов, не замкнутое земное индивидуальное духовное существо. Он по своей природе косми-чен, является частью вселенной (они понимают человека как малую вселенную, как микрокосм). Вселенная как бы входит в человека, содержится в нем. Микрокосм (человек) и микрокосм (вселенная) соотносятся между собой как маленький человек с большим. Они разные по величине и тождественны по сущности. Значит, человек больше и сложнее биологического и психологического феномена, так как он не только создание земной природы, но и Вселенной. Природное и божественное в нем совмещаются. Отсюда его таинственная двойственность. Он велик и ничтожен, царственно свободен и рабски зависим.
Какое значение имеет учение отечественных религиозных философов о человеке как микрокосме для понимания мира нашего современника? Сегодня наше общество переживает эпоху возрождения религиозного сознания, своего рода религиозный Ренессанс. Идет интенсивный процесс распространения христианского вероучения. И он охватил в той или иной степени все слои общества. Сфера влияния православной церкви на взгляды и поведение людей заметно расширяется. Понятно, что такая религиозная направленность сознания налагает определенный отпечаток на мировосприятие, миропонимание людей. Происходит переоценка ценностей, ломка привычных понятий. Традиционные представления об окружающей среде, о других людях и об отношениях с ними приобретают несколько иное значение, другую мировоззренческую окраску. Нет сомнения, все это существенно влияет на форми-
рование внутреннего мира человека. Говоря иначе, сегодня в условиях духовного и нравственного преобразований нельзя без ущерба для общества игнорировать проблемы места и роли религии и церкви в общественной жизни, их растущего влияния на сознание и жизненные ориентиры людей. Вот почему эта проблема и становится одним из аспектов социальной работы.
Существенное место в миропонимании человека занимают его воззрения, представления о смысле и цели жизни. Вопросы о том, для чего жить, во имя чего жить и как жить во многом определяют личное и социальное поведение человека. Смысл жизни заключен в самой жизни, в самом человеке. • Смысл в реальном человеческом бытии. Поиски его в чем-то другом беспочвенны. Ценность жизни зависит от совпадения, единства личного и общественного, от согласованности жизненных установок личности и общества, которые в зависимости от характера общественного строя и индивидуальных черт человека могут быть и в противоречии. Положение Маркса, что "индивид есть общественное существо... всякое проявление его жизни... является проявлением и утверждением общественной жизни'1,1 вовсе не противопоставляет личность и общество, а лишь подчеркивает значение общественных начал. Нельзя противопоставлять индивидуальное коллективному, считать одно из них целью, а другое - только средством. Вл. Соловьев писал, что ошибочно видеть в жизни человечества только общие массы, а личность признавать за ничтожный и преходящий элемент общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя так называемого общего интереса. Личность и общество не разрывны, они предполагают друг друга. Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное общество.2
Смысл и цель жизни духовно обедняются, скудеют, если они ограничиваются лишь биологическими потребностями или материальными интересами. Человек усилиями собственного
разума должен поднимать себя выше низких потребностей и научиться жить по высоким нормам социальной этики. "Человек может рассматривать себя, - писал Л.Н. Толстой, -как животное среди животных, живущих сегодняшним днем. Он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрированием, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое".1
Итак, по Л.Н. Толстому, человек волен ограничить смысл своей жизни чисто биологическими, даже животными потребностями, но в то же время от него зависит быть или не быть соучастником дел своего народа, т.е. не видеть смысл только в личном благе и жить так, чтобы только тебе одному было хорошо, а жить, заботясь и о других. Толстой также считает, что человеку духовному, разумному доступно нечто более возвышенное, а именно осознание своей причастности к целому, т.е. мирозданию вообще.
Мир человека не ограничивается его мировоззрением. Более глубокое и полное понимание этого мира предполагает рассмотрение таких качеств личности, как духовность и бездуховность. Более того, именно эти качества являются ключевыми в характеристике личности человека. Трудно рассчитывать на успех в отношениях с людьми в социальной работе без осмысления содержания этих философско-нравственных понятий и умения их распознавать в людях.
' -Г • • '•. '; t ' 1..
2. Духовный мир человека '"•'•'•' 'v ';
Итак, что же такое духовность, из чего она складывается и как формируется, воспитывается? Понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Прежде всего духовность включает в себя разум, культуру мышления, уровень и1 качество знаний, эмоциональное и нравственное развитие. На этом духовность не исчерпывается, так как данное определение подчеркивает в духовном приоритет рационального, просветительского, то, что можно достичь образованием. Конечно, без всего этого неправомерно говорить о духовности, но и сводить ее только к этим качествам также нельзя. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию, чем сфера рациональности, рационального освоения мира. Главное в духовности не обретение знаний, не количество и не разнообразие их, а их смысл. Многознание не показатель духовности. Знания становятся духовными, когда они становятся осознанным средством постижения смысла внешнего и внутреннего мира человека, средством освоения высших ценностей, таких как истина, добро, красота. Духовность - это способность прочувствования, переживания смысла этих ценностей, внутренняя, непринужденная извне готовность и возможность поступать, действовать в духе их требований. Духовность предполагает свободу личности. Формируя свою духовность, человек восходит, поднимается именно к этим идеалам и реализует их в своем жизненном пути. При этом он выходит за рамки узкоэмпирического бытия, преодолевает свой эгоизм, своекорыстие. Человек обретает совесть, т.е. наиболее высокую меру нравственности, которая определяет его духовный мир, духовную культуру. Люди больше различаются по духу, чем биологически и социально. Духовный мир человека более автономен и сокрытен, он имеет свои закономерности, которые трудно познаваемы.
Однако в толковании проблемы духовности, особенно ее истоков, нет единого мнения. Более того, существуют достаточно полярные точки зрения. Наиболее распространенной и
авторитетной является утверждение о религиозном основании духовности и ее существенного компонента - нравственности. Не подлежит сомнению, что религиозная этика, основой которой являются десять Моисеевых заповедей, стала кодексом поведения для миллионов людей. Многие положительные начала общественной жизни укоренены в глубинах религиозного сознания. Религиозная вера всегда помогала человеку обрести силу для сопротивления невзгодам жизни. И сегодня, в условиях обострения мировоззренческих и моральных проблем, православная церковь проводит большую работу по духовному возрождению России. Все это дает основание утверждать не только о законности, но и общественной необходимости религиозной духовности.
В то же время было бы неверно отождествлять духовность только с религиозностью. История человеческой культуры свидетельствует о том, что духовность существует не только в сфере религии. Духовными являются не только верующие. Нерелигиозность не значит бездуховность. Так. например, основные идеи гуманизма о ценности человека и его жизни, об отношении к другому как к цели, а не средству, о чести и достоинстве, безусловно, обладают качествами духовности.
Таким образом, правомерно говорить о двух разновидностях духовности: религиозной и светской. Их противопоставление, ставшее традиционным, серьезно нарушает единство и целостность духовного бытия человека, мешает преодолению аморальных явлений в современной жизни, тем более, что у христианской и светской мысли общий интерес и общая задача - помочь человеку быть и стать человеком, осознать свое кровное единство с другими людьми и разделить ответственность за их судьбу.
Поле деятельности социального работника чрезвычайно обширно. Его клиентом практически может быть каждый человек. Он его не выбирает. И среди его клиентов оказываются самые различные люди. Одни из них могут быть, к примеру, образованными и воспитанными людьми, а другие - отчаян-
шимися в жизни пессимистами. В любом обществе духовное сосуществует радом с бездуховностью, как добро со злом.
Что такое бездуховность, каковы ее характерные черты, в чем и как она проявляется в житейском мире современного человека? Бездуховность понимается как противоположное духовности, как отсутствие высших целей и ценностей, как господство низменных, плотских интересов и влечений. Наиболее характерными проявлениями бездуховности являются отсутствие целей, идеалов и смысла личного бытия; низкая ценность человеческой личности, даже самой человеческой жизни; безверие не только в Бога, но вообще ни во что, ни в людей, ни в государство, ни в самого себя; утрата совести, чести и достоинства. Во взаимоотношениях с другими людьми такой человек преследует лишь личные выгоды, мелочные эгоистические расчеты. Как ни желательно, но происходящие реформы, во всяком случае на данном этапе, объективно способствуют росту бездуховности. Ныне в определенной части общества культивируется прагматическая, потребительская мораль. Материально-вещное богатство, деньги и власть сильного стали для некоторых социальных групп ведущими ценностями, а средствами их достижения - насилие и обман. Понятно, что все это никак не способствует пробуждению "добрых чувств" у людей, а, наоборот, приводит к ожесточению, озлобленности, нетерпимости. Общественные организации, а также система образования, призванные заниматься проблемами нравственного воспитания, заняты заботами самовыживания и им, как говорится, сейчас не до вопросов духовности. Государство слишком рано сняло с себя функции защиты культурного пространства молодежи и детства, не принимает, к сожалению, никаких мер для сохранения положительных элементов прежней системы воспитания, т.е. допустило традиционную для политической истории России ошибку - нигилистическое отрицание своего прошлого. Однако жизнь постоянно убеждает нас в другом - без опоры на материальное и духовное наследие прошлого, без творческого включении его в структуру инноваций, без позитивных традиций по-
строить подлинно новое общество невозможно. С одной стороны, сейчас идет процесс индивидуализации общественной жизни, который приводит к раскрепощению личности, создает простор для свободного развития способностей и проявления личной инициативы. С другой стороны, индивидуализация, не ограниченная рамками закона и нравственными нормами, признавая только собственную свободу и только свои, чисто эгоистические интересы, ведет к попранию свободы других. Следовательно, общество становится ареной борьбы за существование между отдельными индивидами, а успеха в этой борьбе добиваются, как правило, не честные и нравственные, а наиболее ловкие и приспособленные. Как ни парадоксально, но эти реалии нашей жизни кое-что напоминают из учения небезызвестного английского экономиста Т. Мальтуса о биоло-гизаторстве.
На формирование взглядов человека, его нравственности, социального поведения непосредственное воздействие оказывает окружающая социальная среда. Многое в человеке складывается в процессе труда и трудовых отношений в коллективе. Большую роль в становлении человека как личности играют социально-политические факторы.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2394 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!