Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рост эстетического чувства



Правы ли мы, считая, что декоративная татуировка была началом процесса нанесения знаков на тело? Можно ли утверждать, что в основе появления этих знаков лежало желание усилить привлекательность одного пола для другого? Сексуальный инстинкт для человека, разумеется, является одним из основных, и его никоим образом не должен оставлять без внимания тот, кто имеет целью проанализировать процесс техники нанесения знаков на тело. Возможно, этот инстинкт и сыграл особую роль в появлении ранних декоративных знаков, которые должны были сделать своих носителей более привлекательными на танцах и разнообразных празднествах, но переоценивать его не стоит. Декоративные знаки, пусть даже простые, предполагают осознание собственной важности, более того, они подразумевают наличие у индивида определенных свобод. Геометрические и другие совершенные формы тату возникли на позднем этапе эволюции этого искусства, и причины тому следующие:

1) чрезвычайно сложная техника, требующая длительного периода ученичества; 2) наличие мощной духовной составляющей при создании таких татуировок, как в Бирме и Японии.

Есть ли смысл проводить аналогию между развитием ума ребенка и примитивной расы? Иными словами, если развитие индивида – «конспект» эволюции человека, то не является ли его интеллект своеобразным «каталогом» интеллектуальной эволюции человечества? Возможно, такая аналогия опасна, но, думаю, если зайти слишком далеко. Однако в одном аспекте умственной деятельности эта аналогия не действует надежно – в области кристаллизации эмоций в постоянные тенденции и чувства.

Известно, что такие первичные эмоции, как страх, злость и зависть, появились очень рано и проявлялись в поспешных действиях примитивного человека, который мог легко переходить, например, от страха к уверенности или от злости к уважению. Очень немногие дети любят оставаться в одиночестве. Систему Руссо, изложенную в его книге «Эмиль», подвергли суровой критике на основании того, что автор игнорировал фундаментальную социальную тенденцию, призывающую к соревнованию, соперничеству и подражанию. Все эти факторы при должном руководстве и контроле являются ценными стимулами эстетического развития. Сексуальный инстинкт и желание украсить себя для усиления привлекательности появляются позже в развитии индивида, а к формулировке эстетических принципов следует относиться как к позднему продукту эволюции человека. Что же касается вопроса параллели между художественными продуктами детей и примитивных рас, то в связи с этим весьма интересно изучение контурных изображений некоторых бразильских племен и детских рисунков – сходство в представлении о человеческих и прочих фигурах удивительно.

При рассмотрении с эстетической точки зрения процесса развития знаков на теле можно выделить три его стадии: 1) нанесение индивидуальных символов (например, несовершенные рисунки на телах и лицах с использованием блестящих красок у горного народа мафулу Новой Гвинеи, жителей Андаманских островов и многих амазонских племен); 2) сохранение татуированных знаков, имеющих объективную ценность (рисунки хайда – хорошо выполнены, общеприняты и постоянны из‑за особой тотемной важности); 3) формулировка принципов и осознание качеств, делающих тату приемлемым для всех членов общества, когда возможно выражение индивидуальности в соответствии с общими принципами художественного вкуса (как в Японии и Бирме).

В изоляции искусство нанесения знаков на тело отчасти осталось в рудиментарном состоянии (Андаманские острова, Австралия и некоторые другие места), однако там, где техника татуировки была сложной, произошел подъем самобытных стилей (Япония, Борнео, Самоа и Маркизские острова). Украшение кожи человека знаками, рассматриваемое без учета связанных с ним верований и ритуалов, может быть систематизировано в группы в порядке возрастания сложности: от простых нанесений рисунков краской через стадию геометрических композиций к сложным произведениям в цвете, демонстрирующим прекрасную творческую и изобретательную силу. Применение цветов и их оттенков с учетом перспективы, формы и движения можно считать высшей ступенью в развитии знаков на теле.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 213 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...