Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нанесение знаков на тело при вступлении в тайное общество иллюстрирует антиобщественное использование татуировки



Лишь немногие примитивные народы не могут похвастаться наличием тайного общества, в которое новые члены принимаются часто с выполнением отвратительных обрядов. И хотя в отдельных случаях такие общества наказывают злодеев, в основном они являются антиобщественными организациями. Западная Африка – рассадник таких институтов, немало их в Новой Евинее и Меланезии. Самая могущественная из подобных организаций – Дук‑Дук. Поскольку членство в таком обществе считается почетным, тот, кто прошел инициацию, иногда делает на теле или лице татуировку, которая, ввиду могущества общества, не может не вызвать у соплеменников некоторого подобострастия. В один ряд с примитивными тайными обществами можно поставить любую организацию, существующую для бандитизма или совершения политических преступлений.

При посвящении человека в воровскую касту донга выполняются церемониальные омовение, помазание и шрамирование языка ожогом, после чего он допускается в компанию и принимает участие в особой трапезе. Когда бадага, исключенный из касты, возвращается в воровское сообщество, язык несчастного обжигают сандаловым деревом.

У квакиутлов все люди, имеющие одного и того же духа‑покровителя, объединены в тайное общество, и, пока оно действует, среди семейств воцаряется беспорядок и идет перегруппировка вокруг небесных благодетелей – духа каннибала, призрака, медведя гризли и духа‑глупца. Ритуал состоит из притворного визита в жилище духа‑покровителя и является продолжительной пантомимой, показывающей всевозможные приключения. Во время церемонии все участники используют краску для лица. Они наносят себе знаки, которые, предположительно, являются изображением конкретного покровителя и тем самым собираются в группы своего духа.

Три шрама, сделанные с помощью надреза на груди коранна (центральная часть Южной Африки), означали своего рода франкмасонство, поскольку он становился членом тайного чрезвычайно могущественного общества, привилегией которого являлось свободное и безопасное перемещение по огромным территориям. Человек говорил: «Я могу путешествовать по всем равнинам, населенным кораннами и гриквами, и, куда бы я ни попал, если я расстегну куртку и покажу свои шрамы, меня везде хорошо примут». У эгба с северо‑запада Центральной Африки членство в тайном обществе тоже обозначается надрезами – знаки в форме сетки наносятся на обе щеки. Что же касается их количества, то оно всегда кратно трем. Ньюленд заметил, что все‑таки исследователи придавали слишком большое значение всем этим тайным обществам.

Посвящение в тайное общество индейцев оджибве выполняется последовательными стадиями, каждая из которых обозначается нанесением краски разного цвета. Человек, пожелавший стать членом тайного общества, сначала рисует на лице одну красную полосу от ушей до кончика носа. Такая же полоса добавляется через глаза, виски и переносицу. Верхняя половина лица окрашивается зеленой краской, нижняя – красной. Зеленая краска также наносится на левую сторону лица. Наконец, кончиками пальцев ставятся четыре точки вермилионом (красная краска) – на лбу и зеленой краской – на левой щеке. После нанесения этой церемониальной раскраски новичок становится полноправным членом этого тайного общества индейцев.

У низших классов Вест‑Индии широко распространена татуировка. Все члены Nañigo – тайного общества головорезов Кубы – имели знаки на мышцах рук. Вопрос о современном возврате к примитивной практике татуировки для показа членства в таком обществе подробно исследовал Ломброзо.

Известно, что многие каморристы Неаполя имеют тату, изображающее решетку, а за ней – узника. Еще один каморрист сделал на своем теле тату двух ключей, соединенных цепями. Был и такой, который нанес на тело изображение змеи, а на руку – таинственный алфавит, своего рода тайный код, принятый в переписке между каморристами. В Барьере и на юге Испании есть тайное общество, в котором члены могут узнать друг друга по татуированным эпиграммам, которыми они обмениваются при встрече. Ломброзо узнал, что в этом обществе есть разные статусы, относительную важность которых обозначает количество татуировок.

По закону контраста татуировку, вместо того чтобы оставить почетным знаком, стали делать для вызова у ее носителя чувства стыда, некого сложного духовного состояния, связанного с взаимоотношениями с другими людьми, но по сути основанного на негативном самоощущении.

В дни правления туземцев в Бирме преступника часто возили по улицам на осле, а название того, в чем его обвиняли, было вытатуировано у него на лбу. При бирманских королях неисправимым злодеям татуировали круг на щеке или название преступления на груди.

Кохерис пишет, что существовала практика татуировки правонарушителей во Франции, в Англии и России. В Японии лица, обвиненные в краже на сумму, эквивалентную ста франкам, помечались крестом и за каждое дополнительное преступление наносили аналогичную метку. Так, при очередном разбирательстве было ясно, сколько раз злоумышленник был осужден прежде. Б. Чэмберлен описывает использование тату как почетного знака в период ранней японской национальной истории, но добавляет, что вплоть «до эпохи Средневековья татуировка делалась преступникам». У. Рокхилл сообщает о встрече с китайским злодеем в шейной колодке с татуировкой на левом виске. С расцветом западной цивилизации тату стало пользоваться дурной славой и было запрещено законом. Тем не менее оно процветало среди лихачей, они татуировали на груди кровавые сцены, которые должны были в бою особо впечатлить противника. Упомянем о случае, имевшем место в Олд‑Бейли в апреле 1913 г. Трое мужчин, которых ранее оттуда выдворили, вернулись, сумели уклониться от встречи с властями, надзиравшими за иммиграцией, и впоследствии были отданы под суд за кражу. Судья вынес приговор и добавил: «Я надеюсь, что прежде, чем преступники выйдут, будет принят закон, позволяющий татуировать тех, кто приговорен к депортации. Не так, чтобы повредить их внешности, но все же в той части тела, где татуировка будет сразу видна».

Известно, что исторические рассказы, легенды о национальных героях и мифы взывают к человеческим эмоциям, рождая всякий раз отклик в душах людей, которые их читают и перечитывают. Ведь при каждом прочтении включается воображение, и перед мысленным взором встают героические образы и красивые сцены. Так, с течением времени появляется склонность к конкретной истории или песне. Иногда это находит выражение в татуировке. Например, М. Кохерис подчеркивает, что некоторые японские картины тату взяты из истории, японских легенд и классической мифологии. Риели, рассматривая татуировку сцены из мифологии домбов, приводит некоторые интересные детали. Король Гаррис Чандра был так щедр, что отдал все свое имущество бедным, а себя продал домбу в Бенаресе, который поставил его наблюдать ночью за площадкой для кремации. Пока он там работал, пришла его жена (ее тоже продали), чтобы кремировать тело их сына. Но у нее не было денег, а темнота помешала Гаррису Чандре узнать свою жену, и та ушла ни с чем. Некоторое время спустя взошло солнце, женщина вернулась на площадку, и ее узнал бывший король. В это время появился Вишну и вернул их сына к жизни.

Эта небольшая история очень нравилась домбам, и они часто татуировали ее на своих телах в двух картинах. Первая показывала, как Гаррис Чандра стоит, охраняя погребальный костер, рядом с ним течет Ганг, представленный волнистой линией, и растут несколько деревьев, изображенных извилистой линией, а часть – с помощью точек. Вторая сцена показывает восходящее солнце, Ганг, деревья, и между двумя кучами бревен стоят, взявшись за руки, Чандра и его жена. Техника исполнения примитивна, даже груба, но сам случай представляется интересным, поскольку иллюстрирует использование тату для выражения чувств, сформировавшихся благодаря игре воображения людей.

В Новой Зеландии одно время существовала ужасная практика – у раба отрубали голову и потом татуировали ее для продажи – это практически уникальный пример использования моко для получения дохода. Такелма из Западного Орегона татуируют своих девушек рядом коротких параллельных меток на левой руке, служащих для отмеривания бус из раковин – вампум, являющихся деньгами. Кохерис упоминает о татуировках, сделанных в парижском госпитале матери и ее новорожденному младенцу. Таким образом появлялась возможность выследить родителя в случае детоубийства или бегства. Тот же автор приводит другой пример: мужчина татуировал на груди свое завещание. Примерно то же самое часто делают матросы, желающие, чтобы, если их тело окажется за бортом, оно было похоронено с соответствующими почестями. О странном случае шрамирования сообщил А. Вернер: оказывается, макуа из британской Центральной Африки делают ряд надрезов над глазами, причем достаточно глубоких, чтобы образовались маленькие мешочки. В них кладут нюхательный табак.

В целом следует отметить, что при сравнении практик в искусстве татуировки и других видов деятельности примитивного человека выявляется удивительная сочетаемость его мыслей и целей.

Леви Брюль и другие авторы отрицают логику такого человека, но все знают, что в его подходе к высшему существу или сверхъестественной силе, а также в умиротворении им духов и усмирении демонов болезни и боли знаки на теле являются важной частью вполне сочетающейся системы идей. Захоронение красной охры вместе с усопшим, покрытие ею скелетов и аналогичные практики в доисторические времена могут рассматриваться как первые попытки обеспечить непрерывность существования и омоложения с использованием символов крови. Еще до начала времен, возможно в период, предшествовавший первому широкому расселению человека, сформировалась магическая и религиозная система, неотъемлемой частью которой было использование краски как средства решения проблемы продолжения существования после смерти.

Краткие выводы на основе глав 1, 2 и 3

Ассоциация знаков на теле с разными аспектами человеческой культуры и стремлений была рассмотрена в главах 1, 2 и 3. Остается только подвести краткие итоги и дать некоторые комментарии относительно динамики социальных и психологических факторов.

Идеи, касающиеся божества, небес и жизни духа отдельно от тела. Ацтеки раскрашивали тело и делали шрамирование в связи с культом. Считалось, что североамериканского индейца по татуировке будет искать дух, который показывает дорогу в страну множества вигвамов, и краска смерти необходима, чтобы обеспечить узнавание. Экой в мире духов обменяет келоид на еду. Египтяне Среднего царства делали татуировки для связи с богиней Нейт. Дравидийские женщины верили, что с ними будет плохо обращаться Парамешвар, если обнаружит их в мире духов без татуировок. Разные клейма посвящали девушек храмовой службе, нанесенные краской полосы означали поклонение Вишну или Шиве. Женщине айну угрожала насильственная татуировка в мире духов, если она откажется от нее в земной жизни. Тату обеспечивало узнавание женщин нага их мужьями на небесах. Только имеющие татуировку женщины каян могли рассчитывать на сбор жемчуга на дне священной реки. Не имеющих татуировок женщин Фиджи ожидало протаскивание через колючие кусты. Это лишь немногие примеры, рассмотренные ранее, показывающие связь между знаками на теле и жизнью после смерти.

В Северной Америке верили в божественное происхождение татуировки, проводя примеры обучения использования краски богами. Понка предлагает солнцу судить о целомудрии девушки, получающей татуировку военных символов ее отца. Пауни посвящает своих младенцев небесному божеству, используя краску и цветовой символизм. Жители Андаманских островов учились использовать краску у богини. Аналогичным образом айну научились татуировать своих женщин, и на Фиджи и Самоа есть легенды о божественном происхождении татуировки. На Соломоновых островах татуировкой занимался тиндало – дух. Жрецы и жрицы также занимались искусством тату: первые – на Самоа, последние – на Формозе. Татуировка вождя маори была священным ритуалом, выполняемым жрецом с жертвоприношениями и соблюдением табу.

Тотемизм имеет религиозный аспект, и знаки на теле с тотемными рисунками могут рассматриваться как форма культа предков, которая идентифицирует индивида с группой и его духовными предшественниками, принявшими форму животных. Еще Вундт отметил функции нанесения краски и татуировки, связанные с тотемизмом. Тотемные знаки на теле есть в Северной Америке (тату), Австралии (краска), на островах Торресова пролива (шрамирование). Географическое распространение тотемизма можно проследить по карте.

Половая зрелость, брак и плодовитость женщин имеют прямую связь с татуировкой в Америке, Индии, на Новой Зеландии, Новой Гвинее, Фиджи и на почти всех тихоокеанских островах. В большинстве племен Африки шрамирование чрезвычайно важно для замужества девушек и в некоторых случаях сопровождается важными ритуалами и соблюдением табу. Типичный пример: «Девушкам делают надрезы на спине и в паху таким образом, чтобы остались приподнятые шрамы. Потом они получают имена Бунду (Boondoo), а выздоровев после болезненной операции, освобождаются от Бунду с церемониями и танцами тех, кто играет роль дьяволов Бунду в уродливых масках». Татуировка подбородков женщин распространена на Новой Гвинее, в Индии, Японии, Египте, Аравии, Аляске, Новой Зеландии, Калифорнии и Гренландии. Женщины Маркизских островов, как и восточные бедуины, татуируют на губах решетку и слегка подкрашивают ее.

Племенные и клановые различия ясно обозначены знаками на теле. На американском континенте для этого используется татуировка прокалыванием и краска. В Африке и Австралии те же функции выполняет шрамирование. Моко – племенная, личная и геральдическая татуировка.

Социальный статус и геральдика обозначались знаками на теле во всех частях света. Самые наглядные примеры можно найти в Северной Америке. Это ацтеки, абипойны Парагвая, а также жители острова Пасхи, Маркизских островов, Таити, Новой Зеландии, Борнео и Самоа. Татуировка прокалыванием является формой нанесения знаков, чаще всего ассоциирующейся с социальным положением и происхождением. Утверждение, относящееся к татуировке каян, хорошо описывает социальную важность практики во всем мире. В наши дни классовые ограничения в отношении татуировки не слишком строго соблюдаются, но по числу линий, составляющих рисунок, всегда можно отличить знаки на теле дочери вождя, обычной свободной женщины и рабыни. Чем меньше линий, тем ниже класс женщины. Более того, знаки низшего класса не так сложны, и обычно татуировка делается без предварительного нанесения рисунка на кожу, поэтому получается не столь аккуратной.

Охота за головами самым тесным образом связана с татуировкой прокалыванием. Традиции едины во всей Восточной Азии от Формозы через Филиппины и Борнео до Новой Гвинеи. В этом регионе счет убийствам ведется татуировкой звезд или других изображений. Распространившись в северном направлении, практика нанесения тату линиями и точками затронула ведущих летописи своей доблести чукчей и эскимосов. У последних речь идет об удачах китобойного промысла, а не охоты за человеческими головами. Некоторые североамериканские индейцы татуировкой символов передают свои военные почести дочерям, а сами принимают тату поверженного врага как знак доблести и высокого социального статуса.

Траурные церемонии у нецивилизованных и полуцивилизованных народов всегда сопровождались нанесением на тела разрезов и краски. Эти практики, существующие и сегодня, несомненно, вызваны страхом перед духами и желанием их задобрить.

Шаман в примитивном обществе является вездесущей фигурой. Он использует соответствующие краски для общения с ветром, дождем, кометами, затмением, а также чтобы мстить врагу, диагностировать причины заболеваний, обнаруживать преступления, посещать мир духов и изгонять демонов болезней.

Татуировка также широко применяется в качестве амулетов и оберегов. Ее наносят, чтобы избежать сглаза, вылечить ревматизм, привлечь женщин, заставить оружие отскакивать. Среди воинов и криминальных элементов ее используют для выражения грубых эмоций и чувств.

Капитан Джеймс Кук заметил: «Универсальность татуировки – любопытный предмет для размышления». Не думаю, что кто‑то из исследователей может объявить тату простой и очевидной практикой, которая может возникнуть одновременно в большом количестве удаленных друг от друга мест. Сложные верования, табу и ритуалы, связанные с этим искусством, поддерживают уверенность в том, что необходимо найти центр зарождения и линии миграции тату, а также причины динамичных социальных и психологических сил, которые адекватно объяснят факты широкого распространения татуировки и ее долгой жизни.

Не может быть сомнений, что еще в далекие доисторические времена существовала тесная и широко распространившаяся связь знаков на теле с происходившими фундаментальными изменениями в примитивном обществе и развитием мышления индивида. Как же связана татуировка со сверхъестественным существом, тотемизмом, половой зрелостью, брачным возрастом и плодовитостью женщин, а также с племенными и клановыми отличиями, социальным статусом и геральдикой, равно как и с охотой за головами, с духами, шаманами и их магией? Все это можно рассматривать с точки зрения изучения социально‑психологических аспектов проблемы.

У исследователей никогда не было сомнений в существовании определенных причин появления каждого вида татуировки. Так, шрамирование первоначально было терапевтическим, а затем в этой практике стали использовать татуировку и нанесение знаков краской. То, что краска первоначально символизировала жизнь, плодородие и существование после смерти, ясно из археологических свидетельств, рассмотренных в главе 6. Многочисленные примеры «татуированных» женских фигурок из раскопок в Египте предполагают связь знаков на теле с культом плодородия (сохраняются до сих пор в татуировке девушек, достигших половой зрелости). Обряды инициации для юношей и девушек всегда сопровождались тату или окраской, иногда и тем и другим. А чем являются такие обряды, если не знаком начала этапа жизненного пути, на котором возможно осуществление репродуктивной функции? Палеолитический человек в Европе использовал красную охру как символ крови, олицетворяющий жизнь и размножение. От этих базовых идей нанесения знаков произошли другие практики – в процессе сознательного творчества и миграции, которой, например, помогали полинезийские странствия и ловля жемчуга. Эти странники и могли быть «божественными творцами», о которых упоминают местные легенды и мифы. Продолжая гипотетическую реконструкцию картины влияния татуировки на развитие социальной системы, мы можем сказать, что нанесение тотемных знаков тесно связано с культами плодовитости животных, обеспечивающих людей продовольствием. Одновременно у них появляется смутная идея о продолжении существования в ином мире после смерти в этом, тогда за использованием красной охры в помощь процессу последовали более конкретные идеи относительно небес и божества. На каждой стадии нанесение краски и татуировка играли роль в предоставлении реальных доказательств способности человека попасть на небеса или заключить союз с божеством. В этой связи развилась практика окрашивания и шрамирования для умиротворения духов усопших.

Шаман и его знаки на теле дают ряд определенных дополнительных идей, возникших из основных концепций плодородия и существования после смерти. Так, оказывается, что краска может помогать в вызове дождя, являться любовным приворотом и изгонять демона болезни.

В некоторых районах Ассама, где живут племена нага, а также среди каян Борнео имеет место соединение верований с искусством татуировки. Например, успешная охота за головами – возможно, форма кровавого жертвоприношения, являлась необходимой для плодородия земли и для удачного брака. Татуировка отличала успешного охотника за головами и достигшую брачного возраста женщину. В то же время в обоих районах считалось, что женщин узнавали на небесах по татуировке, и она же обеспечивала им там некоторые привилегии. Что касается социальной стороны, то во многих частях света есть семейные, клановые и племенные знаки, татуировка тайных обществ и личные знаки, весьма сложные для лиц высокого ранга. Если татуировка завершается по достижении половой зрелости, операция по ее нанесению начинается намного раньше, а в Африке есть свидетельства того, что в прошлом некоторые племенные знаки наносили в течение первых месяцев жизни младенца. В Полинезии считается, что вожди имеют божественное происхождение, и им делается татуировка, сложная по технике исполнения, церемониалу и мерам предосторожности. Ввиду социальной важности знаков на теле (татуировки и нанесения изображений с помощью краски) их можно назвать видимым отражением истории человеческого общества.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...