Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Герман Гессе



1877-1962

Из писателей, которые не боятся быть не модными. Фигура провинциального мыслителя, который в своем уголке пытается решить вопросы бытия. Предполагается особая германская область - Швабия (с ней связан Гегель, Хайдеггер, Новалис).

Это человек извилистого пути. Сказывается тут категория китайского дао (пути жизни).

Начинает как писатель-почвенник в духе л-ры малой родины. Потом в тв-ве проявятся модернистско-кризисные приметы этого времени: он неоромантик, создает модернистские романы-мифы. Путь от поверхности вещи к темной хаотической глубине. Позднее творчество - в духе неотрадиционализма. Тенденция пути антиромантического: к светлым сущностям за поверхностью вещей, а не к хаотической глубине.

Гессе быстро приняли ведущие издатели и критики: с первого большого романа (роман-воспитание в духе почвеннической л-ры). В это же время Гессе прямо связывает свою традицию с Толстым, выступает против Ницше и ФМД. В своей жизни выстраивает почвенную утопию: покупает дом на берегу озера, заводит семью.

Но Гессе всегда тяготеет к странствию, к освобождению от приобретенного во имя большего, нового. Его родители - проповедники, но у него сложные отношения с родным домом: сбегал из дома. Распад толстовской утопии произошел из-за внешних обстоятельств, связан с общим кризисом: война. Он не в числе возможных призывников, но война приводит к потере родины. Он выступает в печати с антивоенной статьей «Друзья, довольно этих звуков»: люди интеллигенции не должны участвовать в национальной истерии, а заботиться об общечеловеческом, о преодолении войны. Он лишается гражданства, объявлен предателем. Дальнейшая его судьба связана со Швейцарией.

В 1916г умирает отец, в 1918 сходит с ума жена. Дом, семья, утопия распадаются. Духовный кризис 10-20-х годов. И этот кризис окажется созвучен общекультурному общеевропейскому кризису.

Пишет эссе и трактаты (сб-к «Взгляд в хаос» 1920-го года): статьи до перехода и после него. До этого резко не принимается ФМД и Ницше (Манн и Гессе их отождествляли и даже говорили, что ФМД идет дальше Ницше: нести добро через зло), теперь происходит переоценка: это путь к хаосу, но оформленность евр. культуры и без того уже разрушена, без толку ее сейчас защищать - и дорога в хаос оказывается единственной: там корни ценностей. Чтобы их вновь найти, надо сходить на ту сторону добра и зла. Ницше заставляет искать подлинные основания для ценностей. Сюда же включается и ФМД.

Категория хаоса связывается с подсознательным. В контексте есть и подсознательное. Гессе проходил сеансы психоанализа по Юнгу (через духовные архетипы человеческого мышления). И в личностной истории происходит обретение себя как личности, обретение ответственно принятых ценностей. Нужно пройти через собственный хаос: уйти в собственную глубину и оттуда вынести свои ценности.

Также здесь задействована восточная психология. Мать Гессе родилась в Индии. И родители планировали ехать с проповеднической миссией на восток. Это отразилось в творчестве.

Родство разных источников мироощущения Гессе: в вост. философии - практическая мотивированность духовного чувства: практики работы со своим духом, сознанием, системы духовной дисциплины. Гессе тоже ориентирован на практический результат (на это и нацелены его романы).

Кризис в жизни Гессе превращает его из простого добротного писателя в писателя мирового значения. Он пишет всемирно известные романы.

«Демиан» - первая послекризисная повесть. Пишет под псевдонимом - и критики его не узнают: реагируют как на повесть молодого писателя, не имеющего стиля, но подающего надежды.

Степной волк

1927г

Момент завершения кризиса: осмысление его природы и предложение путей выхода. Непосредственный материал - это его личный кризис, но он соответствует кризису Европы. Т.е. рецепты спасения и для отдельной личности, и для целой цивилизации одинаковы.

Срабатывает философия Шпенглера. Важна модель истории культуры, предлагаемой Шпенглером. Отрицается прогрессивная логика истории: история движется циклично. Культуры подобны личностям. Культура переживает период детства, молодости, зрелости, старости и смерти. Это мы видим в античности: все возрастные фазы. Это же видно и в культуре христ. эпохи: она приходит к старости и умиранию. С этим связан закат Европы.

Шпенглер в основном работает с Европейской культурой, но затрагивает и другие. Шпенглер даже именует эти личности, души: Аполлоническая - античная, европейская - Фаустианская. Однородна механика получения ценностей: они связаны с личностной зрелостью и обретением: нужно пройти через темноту и хаос, бесполезно пытаться вернуться в прошлое: только через хаос можно найти ценности. Без оснований ценности пусты и мертвы.

Гарри Галлер - главный герой (инициалы автора). Мифологически солнечный герой, который попадает на теневую сторону мира. И вернуться он не может - может только пройти тьму насквозь и снова выйти на светлую сторону. Его притягивают ценности бюргерской домашней культуры. Но он должен отказаться от намерения вернуться назад и, несмотря на отсутствие гарантий, страх и риск, пойти в неизведанное: он все-таки степной волк, одиночка, ему не место в мире обычных людей. Хаос - это глубины его души: через них он проходит в процессе обретения ценностей.

Этим объясняется композиция романа и особая модальность отношений с реальностью.

Композиция: записки от первого лица и предпосланное псевдопредисловие от лица вымышленного издателя: сын домашней хозяйки. В предисловии пересказана вся фабула его судьбы с внешней стороны. Полного совпадения не будет, но все-таки.

Следовательно, сами записки - это не события внеш. хар-ра, а внутренняя история. Это фантам сознания - чем и объясняется присутствие фантастики. Есть и прямая фантастика (трактат о нем самом в ответами на вопросы, заданными накануне вечером в стихотворении; надписи на стенах; магический театр, куда могут попасть только сумасшедшие), и косвенная. Реальность - это фантазмы сознания, а не нечто объективное. Мир в постоянном диалоге с героем. Герои, окружающие его, - двойники героя, представители голоса бессознательного, голоса говорящего с ним мира.

Эту особенность поэтики романа Гессе объясняет сам в трактате «О Степном волке»: надо освобождаться от фикции Я, которая пришла из античности: не надо рассматривать человека отдельно - надо видеть в скоплении людей сверхчеловека.

Эта логика тотального двойничества затрагивает и героя: он тоже только тень какого-то сверх-Я. Нет отдельных индивидуальностей: они распадаются на мелкие единицы или собираются в сверхличность. Работает тут и Ницше с идеей личного повторения: есть всеобщее начало, которое разнолико проступает в людях и ситуациях.

Двойничество - принципиальная поэтика Гессе. Проявляется и в заглавии: человек - волк. И еще одна особенность. основанная на Юнговской концепции корреляции противоположностей: подлинная сущность человека не в каком-то одном характере, особенности. Полную сущность мы можем установить, рассматривая факт и его противоположность. У него два противоположных автобиографических героя (вроде Плинио и Кнехта). Коррелят Гарри - Гермина, которая станет проводником в магический театр. Разложение собственного опыта на мужское и женское (это женский вариант имени самого автора, а Гермес - проводник душ в царство мертвых и открыватель мистических тайн людям).

Художник нужен в функции творца: сотворить новые ценности. Именно для этого востребован гений, который может пройти через хаос.

Что за ерунда, милый мой?

Почему ты ко мне не хочешь ехать? Чем ты недоволен? Я просто пошутила этой фразой, извини, если она тебя обидела. Я на тебя нисколько не обижена, если ты вдруг так подумал.

Я люблю тебя, солнышко мое. Не обижайся на меня.

Ласковый, ну что с тобой такое? Что ты такого подумал, что теперь снова смотришь на меня странными глазами? Что не так, объясни мне. Я не понимаю.

Я тоже думаю, что мы просто шутили и играли. И воспринимаю я это именно как игру. Я же чувствовала, что руки больно - но не прекращала. Потому что весело. И потому что игры этого стоят: если играешь в снежки - мерзнут руки, если катаешься с горки - промокает куртка. Но кто же из-за этого будет отказываться от самой игры?

А синяков, возможно, и не будет. Ты их поцелуешь, и все пройдет. Обязательно. Я не обижаюсь, честно.

<нет куска лекции>

Но суть мышления Гессе связана с категорией пути. Нет учения о том, что правильно и что неправильно. Буддизм он тоже не будет сводить к категориям: смысл в постоянном движении. Соотношение бюргерского и общечеловеческого - то, что должен понять и прожить Гарри Галлер. Его динамика связана с уходом от бюргерского.

В рамках полной модели романа продолжает срабатывать механика противоположностей, неокончательности шагов. А прийти нужно к гармонии: даже низкое, бюргерское обретает право голоса.

С внешней стороны уход Гарри в магический театр видится как самоубийство. И это просто другая сторона адекватности.

Важно то, что здесь особое ощущение реальности: нельзя отождествлять себя с тем, что ты есть сегодня (поражения, победа, положения - это все форма, одежда, нечто сменяемое). Сущность же в том, что движется и растет, что сменяет эти одежды.

Итог пути: Гарри проходит до дна магический театр и встречается там с бессмертными: Гете, Моцарт. Обретение ценностей связано с выходом в вечное: оторваться от всего земного и человеческое. Выход в духовное позволяет вновь соприкоснуться с ценностями. Но уже здесь обретение содержит будущее отрицание: бесчеловечность вечного. Слишком холоден смех бессмертных: он плодотворен для смертных (не относиться серьезно к сегодняшнему дню), но здесь он бесплоден.

В «Игре в бисер» будет наоборот: обратить вечное в плоть жизни.

Игра в бисер

Работает все 30-ые годы. Выходит в мирной Швейцарии в 43г.

Сначала роман вообще не находит читателей: идет война, а роман посвящен отвлеченным нравственно-эстетическим вопросам, размещается в утопическом мире.

Возможно, созерцания не хватает этому времени, в то время как дикие действия ведут к войнам и фашизму. Роман о корнях того, от чего ведутся войны. Гессе - духовный учитель целого поколения. Особенно важен он оказывается для Германии с ее послевоенной депрессией. Тут востребованы духовные рецепты Гессе.

На волне авангарда Гессе оказывается слишком простым для утонченного требовательного читателя. С 60-х начинается интерес к Гессе в молодежной культуре.

Роман - специфическая утопия, действие отослано в неопределенное будущее. В рамках этой эпохи человечество создает духовную провинцию - Касталию. Человечество объединяется, чтобы существовало место, где люди занимаются исключительно духовным: наукой, искусством.

Утверждая, Гессе и отрицает: Касталия показана уже не только как утопия, но как антиутопия. Пытается заглянуть еще дальше.

Зачем нужна человечеству духовная деятельность? Человечество вдруг понимает, что духовное творчество - важная часть чел. бытия. Надо, чтобы хоть кто-то это делал. Без присутствия духа на земле распадается все. 20-ы век хар-ся тем, что интеллигенция как раз отказалась от своей роли, признав, что это все глупости. Но тут из-за отсутствия духовного перестает работать само рыночное, житейское. Нужно взаимодополнение - и отсюда войны, кризисы, депрессии.

И Касталию создают, чтобы дух жил по законам духа - и это позволяло существовать житейскому.

Сюжет связан с моментом изживания Касталии: человечество вновь начинает сомневаться в ее необходимости. Для автора в центре - критика касталийского, что навеяно необходимостью совместить земное и духовное.

Главный герой проходит дорогу к отречению от идеалов Касталии. Гессе проблематизирует духовность, размышляет о ее внутренних недостатках - из-за них иногда жизнь отворачивается от духовного. А ведь духовное без жизненной корреляции разваливается, теряет суть и смысл.

Размышления о природе Касталии реализуются в диалогах Йозефа Кнехта и Плинио Дезиньори.

Кнехт - «слуга» высших ценностей. Дезиньори - «из господ».





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 384 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...