Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Buenos Aires 14 страница



Г.Морфи в своем сочинении «Испанские лютнисты 16 века» на стр. 132– 173, том II дает нам в переложении на современную запись большую подборку из содержания «Сиренас» из четырнадцати разных произведений и девяти вильянсико. Фелипе Педрель в своем «Народном музыкальном испанском кансьонеро» том III переписывает четыре, с. 57 по 60 по его нумерации; они хорошо обработаны и достойны быть переложенными для нашей гитары. Луиза Лаколь в «Словаре музыки» стр. 960 (1900 г.) сообщает, что выпущен «Трактат в новой оцифровке для теклы, виуэлы, канто льяно органа и контрапункта» в Алькале–де–Энаресе, 1557 г. ин–фолио». Вальдеррабано, как Бермудо, Фуэнльяна, Милан и многие другие виуэлисты 16 века заслуживает признания нынешних и будущих виуэлистов.

ВАЛЬДЕС Рафаэль Л. Аргентинский преподаватель и гитарист–любитель. Родился в столице провинции Санта Фе 21 сентября 1895 г. Когда он был совсем маленьким, их семья переехала в провинцию Энтре Риос, где он долго жил. В настоящее время профессия держит его в Ла Плате. В 12 лет начал заниматься музыкой, родители хотели, чтобы он занимался на скрипке. Ему исполнилось 14 лет, когда он понял, что этот инструмент не заполняет музыкальную часть, которую требовало его музыкальное чувство. Поэтому он стал заниматься гитарой. Первыми его учителями были любители, которые плохо знали инструмент и еще меньше чудесное искусство звука, но сильная личность Вальдеса и его непоколебимая воля освободили его от всяких подсказок извне, которые бы не были продиктованы им самим. С этого времени он принимает решение лучше шагать самому, чем в плохом окружении. Он стал сам для себя советником, и его усилия бесплодными – об этом свидетельствуют его успехи в городах Парана, Кордова и Ла–Плата. Случай помог ему войти в трио с известными певцами – Карлосом А. Каррансой (баритон) и Флориндо Феррарис (тенор), которые под его руководством пропагандировали национальный фольклор в артистических «турне», где сеньор Вальдес отличился как солист. Это заставило его решиться искать преподавателя, и им в 1926 году стал автор этого Словаря. По случаю концерта трио, куда он входил, газета из Кордовы «Ла Вос дель Интериор» в № 5510 писала: «Фестиваль в театре Ривера Индарте». Возможно, эти искренние эмоции производят двоякое впечатление – одного восторженное, другое – грустное. Нежная мягкая ласка искренней и глубокой музыки гаучо, музыки Америки, несущей в себе историческую традицию национальной души, вернула нас в пору молодости, тем более приятной и восхитительной, чем больше мы продвигаемся по пути к вечности. О, божественный Рубен! Мы уже утратили сокровище, так и не поверив в голубую и золотую зарю... Через двадцать лет снова расцвели вчера на празднике в Ривера Индарте перед неотступными просьбами сьялито, маламбо, видалит и фирмесас. Вся программа встречалась восторженно, чего и следовало ожидать. Несомненно, успешными были выступления сеньоров Карранеа, Феррарис и концертного исполнения гитариста Рафаэля Вальдеса». 28 сентября 1925 года ему аплодируют в «Модерне» в Ла Плате, исполнившему произведения Сора, Альбениса, Тарреги, Карулли, Делибеса, Сагрераса, Шуберта и Шопена. Об их выступлениях с похвалой отозвалась музыкальная критика этого города. На концертах, проходивших в Академии автора этих строк, Рафаэлю Вальдесу всегда поручалась важная роль, так как мы, уверенные в его исполнении, доверяли его прекрасным исполнительским способностям (1928 г.).

ВАЛЬДЕС Сантино. Испанский виуэлист, исполнитель и композитор 16 века. Был знаменит среди соотечественников: Маймона, Кардены, Рамиреса и др., прославившихся как исполнители. Рукописи некоторых его сочинений хранятся в Государственной библиотеке в Берлине. Упоминается в «Энциклопедии»Эспаса–Кальпе, том. 68, стр. 1163.

ВАЛЬЕР Ана. Известная испанская гитаристка. Родилась в Утрере, провинция Севилья в 1859 году. Гитарой занималась дома с отцом, известным и образованным преподавателем доном Хуаном Вальером Вильче. За ее замечательные заслуги как исполнительницы, широкую и тонкую культуру и благодаря тому, что она была замечательным примером красоты андалузиек, ее пригласили и назначили преподавательницей гитары высокопоставленных дам при дворе Изабеллы II в Алькасаре в Севилье в 1875 году. В расцвете молодости и красоты скончалась в городе Ла Хиральда (Севилья) 31 декабря 1879 г.

ВАЛЬЕР Вильче Хуан. Испанский преподаватель, концертный исполнитель и композитор. Родился в Андалузии в поселке Утрера провинция Севилья 11 апреля 1835 года. Уважаемая, симпатичная и привлекательная фигура гитариста дона Хуана Вальера имеет значение, которое постоянно усиливается, завоевывая сердечность всех знающих его. В связи с приездом гитариста Вальера в Буэнос–Айрес мы не будем говорить ни то, что его багажом была первая гитара, ни то, что он был первым виртуозом. Мы знаем, что этот инструмент попал на американскую землю еще до Колумба. Первая шлюпка, которую выслали вперед каравеллы с горсткой андалузийцев и, в частности, севильцев причаливает к берегу и, как маленький, несущий цивилизацию ланцет, вонзается в девственное тело Америки, с борта выносят гитару. И только после этого высадился первый европеец на американскую землю. В этот момент в воздух пускает свои трели дрозд, усевшийся на колок гитары, как приветствие. Та гитара, наверняка, прибыла с одним из андалузцем в 1492 году. Проходят годы, и 15 апреля 1878 года в Буэнос–Айрес интересующий нас уроженец Севильи, оживляя свою веру в знаменитую деву из Утреры и в свою прекрасную Дульсинею, прекрасный экземпляр гитары Торреса. Вскоре по прибытии он предстает перед публикой; посмотрим, какова же была программа, представленная в теперь уже не существующем Буэнос–Айресском Колизее: Театр Алегрия суббота, 24 августа 1878 г. Бенефис испанского гитариста Хуана Вальера, который исполнит «Фантазию на немецкую тему», «Арагонскую хоту», «Серию вальсов» и «Два испанских танго». Далее примечание: «По завершении концерта Национальный трамвай представит автомобили во всех направлениях». Можно предполагать, что это был полный успех; во–первых, из–за испанско–аргентинской среды и, во–вторых, из–за завладевшего им чувства, которое вызывает в нас воспоминание о самом близком: за морями он оставил любимую жену и детей. Он думает о возвращении на родину, но его искусство произвело большое впечатление на аргентинского кабальеро доктора Никанора Альбареллоса, гитариста–любителя, который приглашает его к себе как преподавателя и друга, и Вальеру через некоторое время удается перевезти семью и окончательно обосноваться в Буэнос–Айресе.

Гитарист Хуан Вальер в Севилье пользовался заслуженной славой, его высоко ценило и уважало столичное общество, «Ла Хиральда», где он был президентом; он знал Уэрту, Карнисера, Муро, А.Кано, Аркаса, который говорил: «Ты, мальчик, пойдешь со мной». Этого он не мог добиться, так как Вальеру не нравилось находиться во влажном состоянии.»

Сегодня в музыкальном архиве, принадлежавшем дону Хуану, хранится музыкальный автограф, который гласит: «Написано доном Хулианом Аркасом в Кадисе для Хуана Вальера 1868 г.» Вальер заставил восхищаться своим искусством мажордома севильского дворца Алькасар, дона Рамиро Лапуэнте, где через некоторое время он был представлен, где его по достоинству оценили и куда он позже привел гитаристов Аркаса, Тобасо и Паргу. Парга пишет, что Вальер был его большим другом. На одном из портретов Парги есть посвящение: «Посвящаю моему выдающемуся другу дону Хуану Вальеру, Севилья, 4 июня 1877 г., Хуан Парга Баамонте» (Фото Монтенегро, Ларга 15, Херес). Через 20 лет, 12 июля 1897 года он пишет из Малаги в Буэнос–Айрес очень большое письмо, из которого мы приведем следующие строки: «Мой самый любимый, прекрасный и старинный друг, сколько воспоминаний одновременно теснятся в голове! И твоя девочка, та молодая 16–летняя красотка, которую так любила донья Пас, когда та приезжала в Алькасар. Помнишь ли ты Лапуэнте? О моих концертах в Альтасаре и те триумфы?» И далее следуют восклицания, всегда связанные с воспоминаниями.

Дон Хуан Вальер выступал в Буэнос–Айресе до конца прошлого века. Доктор Никанор Альбареллос представил его на сотнях артистических и семейных вечерах, дал ему возможность, чтобы его учениками были представители цвета буэнос–айресского общества. Это были, например, экс–министр Е.Коста, Савалия (который пригласил его учителем своих детей), Энрике Бериссе, Ремихис Гонсалес Морено, священник Огорман и доктор Роберто Эскурра, когда он был очень молод. Его выделял президент Аргентины доктор Мануэль Кинтана, от которого остались относящиеся к этому автографы. Им восхищается доктор Антонио Бачини, экс–министр Уругвая и дружит с ним. Альбарельос доверил ему управление старинным Пуэнте (местом) Пуэйрредан в Барракасе, пост, который назначили упомянутый доктор и инженер Харнинг для сеньора Рафаэля Альбарельоса; этот пост он занимал до 1884 года, пока оно не перешло под управление государства, из чего можно сделать вывод, что это была синекура. Дон Хуан Вальер в благодарность подарил ему хорошую гитару, изготовленную выдающимся Антонио Торресом своему благодетелю Альбарельосу, как называли его близкие друзья из–за дефекта ноги, «хромому».

Из сочинений Вальера мы встречаем в архиве Прелюды (наброски), Молитву (посвященная памяти его друга великого гитариста Хуана Парги), Тему с вариациями (посвященную сыну Антонио в 1918 году), то есть когда ему было 83 года. Все перечисленное не издано и в составе ценного собрания сочинений для гитары принадлежит известному любителю кабальеро дону Антонио Вальеру, сыну гитариста, благодаря любезности которого мы смогли познакомиться с этими произведениями. Дон Хуан Вальер Вильче скончался в преклонном возрасте (91 год) в Буэнос–Айресе 26 сентября 1926 г.

ВАЛЬЕС Хуан. Современный преподаватель гитары. Живет в Восточной республике Уругвай. Хуан Вальес упоминается в «Общем музыкальном справочнике» Монтевидео, второе издание за 1929 год, в длинном перечне преподавателей, исполнителей и музыкантов столицы.

ВАЛЬЕТ Никола. Французский лютнист. Жил в Париже в начале 17 века. В 1615 году в Париже за свой счет напечатал собрание французских, английских и немецких песен, прелюдии, фантазии «Трипудии» и другие произведения, не в табулятуре для лютни. Второе издание было выпущено в Амстердаме в 1618 году вместе со «Второй книгой табулятуры для лютни».

ВАЛЬКЕР Луиза. Концертная исполнительница–гитаристка. Родилась в Вене (Австрия) 9 сентября 1910 г. С детских лет очень интересовалась музыкой и для развития своих музыкальных способностей выбрала гитару. Первым ее преподавателем был д–р Хосе Зут из Богемии, известный гитарист и биограф, который направил ее по пути занятий и музыки. Позже занималась под руководством известного профессора Ортнера из Вены, с которым она разобрала всех классиков гитары, глубоко познакомилась с оригинальной литературой для гитары и хорошо овладела техникой инструмента. В 13 лет Луиза Валькер появилась на концерте для венской публики, где завоевала полный успех; также выступала в Берлине, Праге и других крупных городах. У артиста очень спокойный характер, и если её игру нельзя назвать блестящей, то, благодаря своему темпераменту, она добивается ясного и правильного исполнения.

ВАЛЬЯЛЬТА Хосе. Испанский концертный исполнитель–гитарист. Известный исполнитель–самоучка. Продвинувшись в занятиях, он с большой пользой для себя получил указания Тарреги. С 1918 – 21 гг. Жил в Ондарре, населенном пункте провинции Аликанте, а затем переехал на Кубу. Вальяльта был одним из преподавателей маэстро Ф.Компани, в настоящее время проживающего в Мендесе. Умер в Гаване в 1932 г.

ВАН ХЕККЕ (Ванен–Ванекке). Преподаватель гитары и пения, уроженец Нидерландов. Жил в Париже во второй половине 18 века и работал в Королевской Академии музыки во французской столице. В 1773–74–77 гг. По данным разных авторов, изобрел гитару, которую назвал Биссекс. У ней было 12 струн, гриф с 20 ладами, плоская крышка и дугообразное дно.

Биссекс изготовил по заказу Ван Хекке знаменитый мастер Жан Анри Надерманн. Этот инструмент не пользовался успехом.

ВАНГИ Л. Композитор, гитарист и мандолинист. В начале века в мюнхенском издательстве Кариш–и–Янихен вышли следующие его произведения: «Воспоминания о Венеции», «Идеальный Бруно», «Плачь или целуй», «Жизнь воина» и «Монелья». Это эффектные танцевальные произведения.

ВАНКЗУРА Хосе. Композитор и гитарист, современник А.Диабелли. Выпустил большое число произведений для одной и двух гитар. Из значительного числа его произведений можно выделить «Вариации» опус 5, 9, 18 и «12 уроков».

ВАРЛЕ А.Г. Композитор и гитарист первой половины 19 века. В парижском издательстве Лемуана вышли его «Три темы с вариациями» опус 13 для сольной гитары.

ВАСКЕС Латорре Луис. Аргентинский концертный исполнитель, преподаватель, композитор – автор учебных пособий. С учебной целью выпустил Школу игры на маленькой укелеле и «Прогрессивные этюды» для гавайской гитары. 24 ноября 1932 года дал в Буэнос–Айресе концерт, мнение о котором на следующий день напечатала газета «Ла Пренса»: «Вчера вечером в зале «Ла Архентина» состоялся гитарный концерт аргентинского гитариста Луиса Латорре, который в компромиссной программе подтвердил свои исполнительские данные. Это гитарист с уверенным и мощным взятием струны, возможно, слишком сильным, когда он подпадает под воздействие своего темперамента. Он обладает насыщенным звуком и исполнительским талантом масштаба Сора или Тарреги, это видно в пьесах современных испанцев – Альбениса и Гранадоса, а также в креольских пьесах, которые он исполняет с большим вкусом, что было видно в двух «тристе» Моралеса – А.Лопардо, в «Чикарере» «Геродиады» и в народном периконе. Он был на должной высоте в технике исполнения «Менуэта» и «Анданте»; были счастливые моменты в первом движении «Лунной сонаты» Бетховена, хотя это переложение не кажется нам очень подходящим для гитары. В теории переложения не очень рекомендуют, так как автор задумывает свое произведение для души и для определенного инструмента. Произведение теряет свою природу при переводе его на другой инструмент, особенно, если речь идет о таких произведениях, как фортепианные пьесы Бетховена. Эффективно участвовали в исполнении «Воспоминаний об Альгамбре» Тарреги – Сагрераса и народного перикона Обдулио Лима и дель Кампо, по праву разделившие успех от исполнения этих произведений. Публика оказала очень сердечный прием и заставила концертанта исполнить несколько вещей сверх программы».

ВАССЕРМАН Энрике Хосе. Родился в Фулде 3 апреля 1791 года. Композитор и скрипач. Автор нескольких произведений для гитары: «12 вариаций», опус 5, выпущенных аугсбургским издательством Томбарта, камерной музыки и танцевальных произведений для оркестра. Был учеником Спора. Умер 3 сентября 1838 года в Фулде.

ВЕБЕР Готдфрид. Родился во Фрайншсетме, Мангейс, 1 марта 1779 года. Адвокат, автор критических статей о музыке и значительного теоретического труда. Выпустил свои Вариации для гитары и виолончели, сонату для фортепиано и инструментальные произведения разных жанров. Умер в Крезнахе 12 сентября 1839 г.

ВЕБЕР Карл Мария Фридрих Август, барон де. Родился в Осттине, графство Тольштейн, 18 декабря 1786 года. Имя Вебера вписано золотыми буквами в историю музыки. Он был очень молод, когда в 1800 году в Мюнхене была поставлена его «Дочь леса» с таким успехом, что постановку повторили в Вене, Праге и Петербурге. В «Оберон», свою лучшую оперу, в состав оркестра он включил гитару. Премьера оперы состоялась в «Ковент–Гарден» в Лондоне; дирижировал знаменитый Джордж Смарт 12 апреля 1826 года. Вебер – автор нескольких сочинений для гитары (Словарь А. Делла Корте, стр. 89). В 1921 году Л.К. Майер выпустил книгу «Вебер и его песни для гитары» Монако. В «Словаре» Грове читаем: «Он очень хорошо аккомпанировал своим песням на гитаре». Барон Вебер скончался в Лондоне 5 июня 1828 г.

ВЕГА Санчес Карлос. Аргентинский писатель, критик и музыковед. Родился в Наньюэлос, провинция Буэнос–Айрес, 14 апреля 1898 г. С детских лет изучал скрипку и позже гитару. Несколько лет занимался без преподавателя, а затем в Буэнос–Айресе поступил в Академию автора этого словаря, где прошел все курсы. Изучал гармонию у известного композитора Хилардо Хиларди (см.)

Автор нескольких книг с литературным содержанием, Карлос Вега хорошо известен в литературных кругах, но больше всего его интересуют исследования и музыкальная критика.

Его исследования по истории гитары пользуются заслуженной репутацией. Многие его критические статьи можно прочесть в аргентинском журнале по искусству «Таррега», где Карлос Вега – директор по искусству: «Рикардо Виньес и Мария Луиса Анидо» (№ 9), «Три программы с комментариями» (№ 27), «Селия Родригес Боке» (№ 27). В этом журнале печатались его многочисленные комментарии о гитарных концертах, музыкальная библиография, музыка и т.д. Карлос Вега – автор нескольких оригинальных страниц для гитары. Немецкий критик Г.Темпель, знаток статей Веги о гитаре, посвящает ему комментарий в «Дер гитарре фройнд» и дает следующую характеристику его работы: «Основная тональность его критических оценок всегда покоряет глубокой любовью к гитаре, которой он всегда руководствуется при выполнении поставленных задач; первоочередное и единственно важное – музыка; мы видим, что мнения Карлоса Веги всегда неподкупные и не вступают в противоречие с его совестью артиста, касается ли это неизвестного исполнителя или славы маэстро». Темпель заканчивает вопросом: «Последует ли кто–нибудь его примеру? Это было бы чрезвычайно плодотворно для гитарной среды».

Карлос Вега публиковал в газетах и журналах другие статьи, посвященные гитаре. Это «Андрес Сеговия и Мартин Хиль» («Ла Насьон», 11 ноября 1928 года), «Андрес Сеговия» («Эль огар», 3 августа 1928 г.), «Ана С. Де Кабрера» («Эль огар», 1 марта 1929 года) и др.

Кроме того, Вега – автор нескольких музыковедческих исследований, в частности «Музыки колониального кодекса 17 века», изданной Институтом Аргентинской литературы Философско–филологического факультета, Буэнос–Айрес, 1931; «Гаммы с полутонами в музыке древних перуанцев» и «Андская флейта Пана» в томе XXV международного конгресса американистов (Буэнос–Айрес, 1932 год), обширная серия монографий о народных песнях и танцах (материалы для новой работы), вышедшая в газете «Ла Пренса» и несколько статей в аргентинских и зарубежных журналах.

В настоящее время он состоит в научном штате Национального Музея Естественной Истории в Буэнос–Айресе (подотдел музыковедения), служащий Института аргентинской литературы на философско–филологическом факультете, а также преподает музыковедение в Высшем свободном колледже.

Кроме того, что пишет книги и сотрудничает в прессе, он также читает лекции. Он предложил много публичных лекций по своей специальности и дважды выступал с трибуны Народного института лекторов. Далее мы приводим две главы из одной из первых диссертаций «Гитара в Аргентине», выпущенной в университете Ла Платы 25 сентября 1926 г.:

1. «Краткая диссертация о гитаре сеньора Карлоса Веги»

а) «Концерт гитары»:

1. «Аллегро» (этюд) Каркасси.

2. Вариации на тему «Гато» Прата (в исполнении девочки Селии Родригес Боке).

3. «Менуэт № 19» Сора.

4. «Воспоминание об Альгамбре» Тарреги (в исполнении сеньориты Хайдес Фьорини).

5. «Менуэт № 6» (собрание Прата), Сора.

6. «Гранада» Альбениса.

7. «Астурия» (испанская прелюдия) Альбениса (в исполнении сеньора Мандро А.Касеро).

8. «Видалита» Форте – Прат.

9. «Танец № 10» Гранадос – Прат.

10. «Серрана» Альбенис – Прат (сеньорита Ирма Н. Перадзо).

11. «Мавританская серенада» Чапи – Прат.

12. «Тарантелла» Прата (сеньорита И.Г. Перадзо и Г. Фьорини).

13. «Прелюд» Тарреги.

14. «Этюд в форме менуэта» Тарреги (в исполнении ансамбля из 22 гитар).

15. «Мелодия» Прата.

16. «Федеральный менуэт» Прата (в исполнении ансамбля из 36 гитар).

Ансамбли под руководством профессора сеньора Доминго Прата.

«Диссертация о гитаре сеньора Карлоса Веги»:

«Сеньор Президент и руководство Национального университета Ла Плата! Сеньор директор Национального Колледжа и власти дома! Дамы и господа!

Я не знаю, до какой степени Академия гитары должна была усилить мои способности, чтобы меня посчитали достойным обратиться к высоким научным авторитетам и публике Рио–де–Ла–Плата с выражением чести и удовлетворения руководства Академии о возможности предложить этот концерт в учебном заведении такого ранга, как Национальный Колледж Ла Платы.

В то же время я высоко ценю честь, оказанную мне тем, что меня выбрали произнести это краткое вступительное слово, которое я должен максимально сократить, видя справедливое нетерпение аудитории, чтобы приблизить момент, когда зазвучит прекрасная музыка. Я сознаю, что в нескольких минутах выступления невозможно уложить широкую панораму истории гитары.

По мере того, как чувства человека все более тонко соответствовали требованиям духа, техника всех времен механически отвергалась усовершенствованием существующих инструментов или созданием новых, способных более успешно служить выражению артиста.

Что касается музыки, в настоящее время в ней столько инструментов, что нам трудно было бы понять дух или темперамент, который не выбрал из существующих средство выражения, отвечающие его особенным тенденциям или предпочтениям.

Каждый инструмент, как и каждая птица, поет о своей боли по–разному. Поэтому прав испанский поэт, когда говорит: «Песня скрипки – жалоба, песня виолончели – рыдание, песня гитары – песня». Поэт здесь язвителен и галантен, потому что это действительно так. Песня гитары – это чистая песня, которая, не впадая в темный оттенок жалобы или в безнадежный всплеск рыдания, выражает всю гамму человеческой боли, обильно и естественно акцентируя ее с интимным и глубоким содроганием. Поэтому песня гитары просто песня.

Есть души, чувствующие потребность в жалобе как в средстве выражения. Им неведомо молчание и безутешный плач, они предпочитают для выражения своей боли мягкие, сильные, повышенные ноты. Когда у них есть призвание к музыке, им подходит скрипка, которой ведома жалоба.

Есть другие души, которых душит и приводит в отчаяние горестное впечатление: они не знают размышлений и не сопровождают свою откровенность горестными объяснениями. Они плачут, просто плачут. Плач – их естественная манера выражения. Когда появляется музыкант с такой душой, они становятся поклонниками культа виолончели, которой ведомы рыдания.

Другие души согласны на напыщенное выражение. Для их внутреннего беспокойства и смятения жалоба слишком проста, плач слишком мрачен и сдержан. Им нужно больше: одновременное участие многих мощных голосов, подхватывающих их чувства и бросающих их в пространство так, чтобы полностью завладеть им и встряхнуть его полной грандиозностью. Если такие души решают посвятить себя музыке, для них нет лучшего инструмента, чем фортепиано, которое умеет выражать волнение и полную гармонию.

Когда пианист у фортепиано рассказывает свой секрет, об этом секрете сразу же становится известно всему залу.

Но в тысяче градаций и оттенков человечество все–таки дает определенное разнообразие. Есть и такие души, для которых жалоба – пышность, рыдание – немощь и отказ, полифонический крик – бесстыдство и хвастовство.

Они переживают свои чувства скромно. Сильная боль не вырвет у них жалобу, когда боль повторяется, она не вызывает рыдание, глубокая боль не вызывает крика. Горькие чувства концентрируются и очищаются у них в груди, и когда они пробиваются, если пробиваются, они живут в обстановке интимности, в форме признания.

Для выражения им нужна собранность, почти одиночество, молчание, а вокруг как бы атмосфера сердечности. Им нужно модулировать свою песню скромно, концентрировать чувство в акценте, не переходящем в жалобу, который выражает горе, не переходя в слезы, которому чуждо хвастовство, но который скромно пользуется гармонией. Когда такие души посвящают себя культу музыки, мы знаем, какой инструмент они выберут. Только один инструмент из всех способен глубоко и просто пропеть их песню: это гитара.

На языке гитары крик никогда не оглушает; плач – жалоба, а жалоба – вздох; отчаяние смягчается, а естественная песня становится нежностью и очарованием. Поэтому ее признания всегда имеют оттенок интимности.

Деликатностью, нежностью звуков, совокупностью характеристик, определяющих ее размер и техникой взятия звука, гитара – инструмент, лучше всего соответствующий диапазону души человека.

Гитара – мир в миниатюре. Хотя я и говорил об ограничивающих характеристиках, она хранит в своих очертаниях разницу тембра, для тех, кто разбирается в ней.

Если мы говорим, что гитара нежная, мы подтверждаем одну из ее характеристик, но сколько же оттенков в ее нежности!

Бесполезно было бы охватить поверхностным взглядом маленькие чудеса, которые гитара хранит для тех, кто часто берет ее в руки. Она как серая трубочка калейдоскопа, которая хранит в глубине горсть цветных стекол и только и ждет, чтобы кто–то приложил глаз к отверстию и посмотрел на свет, чтобы открыть секрет множества очаровательных фигур.

Гитара принадлежит нам и, благодаря предпочтению наших предков, прибыла к нам с первыми певцами на парусниках, она пришла к нам с испанским языком и с испанской культурой. Она и нужна была нам такая, потому что способность петь мы унаследовали от первых в мире народов – испанцев, замечательных певцов.

Американская пампа не изменила испанскую чувствительность. Гитара продолжала исполнять песни равнин, и до войны гаучо не было ни одного ранчо, где не было бы гитары.

Город создает культ гитары и с течением времени возникают исторические фигуры, которые стали гордостью и которые руководствовались только интуицией.

Хуан Баутиста Альберди, заложивший основы политической и социальной организации Аргентины, оставил тетрадь и с другими основами: игра на гитаре по цифрам.

У Фернандо Сора, фигуры первой величины в мире гитары, был во Франции знаменитый ученик: генерал Сан Мартин.

И когда генерал Ламандрил с триумфом вошел в Кордову, после гражданской битвы, он распорядился приветствовать город Национальным гимном в исполнении ансамбля гитаристов. Анналы умалчивают, какая судьба постигла исполнителей.

Некоторые испанские маэстро позже обосновались в Буэнос–Айресе, и через некоторое время появился Агустин Гомес и другой знаменитый аргентинский исполнитель Хуан Алаис. В те времена был знаменит и другой гитарист, имя которого знакомо нам, как и имя Алаиса. Это Гаспар Сагрерас. Позже в Буэнос–Айресе жили разные известные гитаристы. Это слепой андалузиец Антонио Хименес Манхон; другой гитарист – опытный исполнитель с сердцем птицы, свой человек и на улице Ла Платы до последних дней жизни: Карлос Гарсия Тольса.

Тем временем в Испании появился Франсиско Таррега, знаменитый маэстро и великий артист. Никогда никто не давал такого мощного импульса гитаре; можно сказать, что он стал основоположником сегодняшнего возрождения.

Таррега стал изобретателем нового способа взятия струны, который уменьшает трудности и расширяет возможности инструмента.

Школу Тарреги не знали в эпоху Сагрераса, Манкона и Гарсия Тольсы. Впервые в Буэнос–Айресе о ее существовании узнали в начале 1908 года.

Сегодня она известна и практикуется во многих образовательных центрах, и через несколько минут мы услышим исполнение целой фаланги студентов Академии гитары и увидим, как безупречно они играют на гитаре по нормам бессмертного валенсийца.

Но кто привез Таррегу в Аргентину?

Это был молодой барселонец. Очень артистичный юноша, большой знаток гитары, которого маэстро Буэнос–Айреса приняли холодно и в безразличии непонимания.

Никто сначала не заметил на концертах молодого испанца обновление, которое он проповедовал. И никто никогда бы не поверил, что только что приехавший заронит в Буэнос–Айресе семена огромного движения, сегодня заполняющего сотни центров обучения, руководств и гитар. Однако некоторые заметили новый свет. Знаменитые маэстро поняли секрет Тарреги, и через год юноша–посланец, возвращаясь в Испанию оставил после себя сильное ядро учеников, успешно применяющих новые знания.

После появления школы Тарреги прошло около двадцати лет. Этот юноша, на долю которого выпало быть знаменитым и уважаемым, вновь приехал в Аргентину и создал большую плеяду учеников. Он приезжал несколько раз, давал концерты, и, поскольку, время, как мы знаем, неумолимо, юноша из экскурсии 1908 года, превратился сегодня в сформировавшегося человека и знаменитого дидакта. Он живет в Буэнос–Айресе и сейчас находится среди нас, как я сказал уже».

ВЕДЕКИНД Франк. Немецкий гитарист и певец. Родился в Ганновере 24 июля 1864 года. Гитаристом был скромным, но с правильным исполнением. Написал несколько произведений для гитары и пения, и, хотя они пользовались популярностью, это не интересная музыка. Как трубадур, отличался умом и вкусом. Умер в Мюнхене 9 марта 1918 г.

ВЕККЕР Ганс Якоб. Композитор произведений для лютни 16 века. Авторы Вульф, Зут и другие называют произведения Веккера в табулятуре «Книга лютни и искусство приукрашивать и...» 1552 г.

ВЕККИ Орацио. Итальянский лютнист и композитор. Родился в Модене в 1550 году. В Венеции вышла его «Сильва для разных развлечений» в табулятуре для лютни в 1590 году. Векки умер в городе, где родился, 20 февраля 1605 г.

ВЕЛАЙ Эстебан де. Известный испанский гитарист и скульптор 16 века. Когда было решено переделать мечеть Калатаюд (Арагон) в то, что сегодня является Церковью Святой Марии, Эстебану де Велаю было поручено художественное украшение фасада и религиозные мотивы. Мы видим в верхней части центральной двери среди святых и эмблем двух ангелов; один из них играет на гитаре внушительных размеров и хорошо сохранившийся, несмотря на многие прошедшие века и бури. Так мы смогли оценить ее во время нашей специальной поездки в ноябре 1930 года в этот населенный пункт провинции Сарагоса, которая с таким энтузиазмом и любовью приняла изгнанного валенсийца Абен–Хота, создавшего Хоту в 1169 году. В Калатаюде рассказывают, будто Велай сказал, что играть на гитаре учатся на земле, чтобы играть на ней на небесах. То же самое сказал священник в этой церкви.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 241 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...