Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Buenos Aires 18 страница



Журнал «Таррега» писал об одном из этих концертов: «Продолжительными аплодисментами наградила публика выступление преподавательницы Софии Гаруль с «Воспоминаниями об Альгамбре» Тарреги и «Периконом» Моралеса, которое характеризовал все более усиливающийся тонкий и естественный артистический темперамент. По настоянию публики она добавила «Завещание Амелии», каталонскую песню, тонко переложенную Пратом».

15 июня 1928 г. она дала концерт в зале «Диапазон» и стала объектом настойчивых проявлений одобрения, похвалы и вдохновения со стороны прессы, писавшей об этом концерте. В последнее время она с успехом выступала по Парижскому радио. Из сочинений ее опубликовано 2 небольших сочинения, меланхоличных и легких для исполнения. В настоящее время руководит и преподает в «Академии гитары». От этой гитаристки мы ждем хороших результатов.

ГАСКОН Леон Висенте /См. Висенте Гаскон Леон/.

ГАСКОН Фелисано. Испанский гитарист, пианист и композитор. Родился в г. Арагоне 9 июня 1859 г. Он был самоучкой. Много лет жил в Лионе во Франции, где вышло несколько его сочинений и «Легкий Самоучитель игры на гитаре».

ГАССНЕР Фернандо. Композитор и гитарист. Родился в Вене 6 января 1798 г. В лейпцигском издательстве Андре вышли его «Вариации», опус 8, для гитары, другие сочинения для гитары со скрипкой или флейтой, по выбору. В «Альгемайне Музыкалише Цайтунг», г. Лейпциг, упоминаются его «Попурри» и «Романс» с гитарным аккомпанементом. Умер в г. Карлсруэ 25 февраля 1851 г. Упоминается в словаре Боне и Римана.

ГАСТОН Отасу Эухения Хайде. Гитаристка–исполнительница. Родилась в Буэнос–Айресе 12 декабря 1913 г. В общественно–спортивном клубе «Универсал» /Секретариат, Монтевидео, 82/ 3 октября 1931 г. состоялся «Чрезвычайный художественный вечер» с интересной программой, в которой приняла участие сеньорита Эухения Хайде Гастон, свободно и элегантно исполнившая несколько номеров для гитары. Ее вознаградили бурными аплодисментами и подарили прекрасные букеты цветов.

Гитарой начала заниматься в 1927 г. с очень скромным преподавателем Аугустином Ченоне, проживающим в Буэнос–Айресе, затем она продолжила занятия с известным педагогом Хулианом Ортисом. В январе 1929 г. поступила в Академию автора этих строк и под нашим руководством продолжает развивать соответствующие курсы с оптимальным результатом, и в настоящее время это много обещающая гитаристка.

ГАТАЙЕС Гильермо Педро Антонио. Гитарист–виртуоз, родился в Париже 20 декабря 1774 г. Сочинил несколько произведений для гитары. Известны два его «Руководства игры на гитаре» и «Новое руководство игры на гитаре», вышедшие в издательстве Андре г. Оффенбаха. Позже он опубликовал «Сокращенное руководство игры на гитаре»; несколько сочинений, например «Трио» для гитары, флейты и скрипки; дуэты для гитары и фортепиано; гитары и арфы и т.д. Гатайес был хорошим арфистом; написал для этого инструмента несколько сочинений и «Руководство игры на арфе».

Будучи аристократического происхождения, он воспитывался в семинарии, куда его определили, чтобы он стал священнослужителем, но юноша не мог выдержать эти занятия и расставания со своим любимым инструментом – гитарой и убежал из заточения, нарушив советы родителей, принца Конти и маркизы де Силли, незаконным сыном которых он был. Ему было 14 лет, когда он покинул семинарию аббатов Веникура. В своем скромном багаже он нес гитару, на которой ему дали первые уроки по специальному разрешению. Он шел на поиски другой обстановки, отличной от той, в которой он жил по ошибке старших. Гатайес мечтал о песнях трубадуров, о любви и о путешествиях. Революция и большие социальные потрясения, которые переживала Франция, все сметали на своем пути, и прежде всего это почувствовали аристократы – родители молодого музыканта, которых он безуспешно искал, погибая от голода. Но он вовремя смог сориентироваться и отправился бродить по деревням и городам с песнями под аккомпанемент гитары. С какими чувствами он исполнял эти песни! С какой мягкой грустью звучали струны под его пальцами! Все еще во власти воспоминаний о былой роскоши, слившись в своей бедности с толпой, он стал вести живописную жизнь бродячего певца. В 1792 г., в разгар революции, он вернулся в Париж. Ему помог случай – он поселился в комнате, рядом с жильем знаменитого революционера Марата, тот услышал, как певец занимался на гитаре и скоро подружился с ним, что сослужило последнему большую службу. В это время с ним произошел несчастный случай, что временно вывело из строй одну ногу, из–за чего он должен был находиться до выздоровления без движения. Так Гатайес начал совершенствоваться на гитаре, кое в чем добившись хороших результатов. 3 июля 1793 г. произошло важное для истории Франции событие: он развлекал своей игрой на гитаре Марата, который через некоторое время ушел в свои комнаты. Через несколько минут Гатайес услышал ужасный крик, вбежал в комнату Марата; и увидел его умирающим от раны, нанесенной Шарлоттой Корде. Этот случай, о котором он много рассказывал властям, принес ему популярность, в том числе и как гитаристу.

Гильермо Педро Антонио Гатайес умер в октябре 1846 г. в Париже.

ГАУДО Теодор. Гитарист и композитор. Родился в Везеле 3 июня 1782 г. Музыкой занимался в Париже, где обосновался и пользовался славой выдающегося исполнителя. Ему аплодировали в России и в других странах Центральной Европы. Сочинил более 70 произведений. Его опусы 1 и 2, 24 и 12 «Вариаций», соответственно, для гитары и флейты, выпускались издательством Андре из Оффенбаха, а другие Петерсом из Лейпцига, в Париже и т.д. Он написал «Вариации» для гитары, «Дуэты», «Сонаты» и «Серенаду» для различных инструментов с гитарой. Многие сочинения Гаудо хранятся в Библиотеке «Союза мюнхенских гитаристов».

ГАУТЬЕРО Р. Гитарист и композитор, которого мы встречаем в «Руководстве по теории и практике обучения на гитаре», А. Пизани, издательство Хоэнли в Милане. Автор «Руководства игры на гитаре».

ГАФФНЕР Джованни–Ульрих. Лютнист, проживавший в Нюрнберге в середине 18 века. Он основал в этом городе в 1758 г. издательство, где публиковал интересные собрания для цимбал под названием: «Смешанные произведения», «Музыкальная подборка» и «Коллекция для отдыха», куда вошли 84 сонаты таких авторов как Агрель, Апель, Фил. Эм. Бах, Эберман, Шуберт, Вагенсайль, Арака, Бертони, Галуппи, Фр. Крапфт, М.А. Мартинес, Паганелли, Палладини, Пампани, Перотти, Пинетти, Рустини, П. Сейле, Джуз. Скарлатти, Серини, Буссе, Кирнбергер и др.

По данным Шмидля Гаффнер скончался в 1767 г.

ГАЧИТЕГИ Маргарита. Известная аргентинская гитаристка, педагог, родившаяся в столице федерации 20 декабря 1985 г. Единственным ее учителем инструмента был слепой концертный исполнитель и композитор Хименес Манхон, а учителем музыки ее сестра Мария Антония Г. де Эстрада. К 12–ти годам она обладала обширными познаниями в области музыки, так что инструмент для нее был сравнительно нетруден. Профессор Гачитеги играет как на шестиструнной, так и на 11–струнной гитаре, и она одна из первых женщин, представших с гитарой перед буэнос–айресской публикой. Точно так же она занимается мандолиной, на которой в 13–летнем возрасте сыграла концерт дуэтом с музыкантом Писоне. Среди ее учеников известная концертная исполнительница Мария Энутия Чиклана, которую ее преподавательница представила в зале «Ла Аргентина» 14.10. 1921 г. Сеньорита Гачитеги – обладательница прекрасной 11–струнной гитары Торреса, принадлежавшей ее учителю Хименесу Манхону.

ГЕ Ля /.../ Маэстро–гитарист, который, как и его коллеги–современники мадемуазель Пистон, Лемуан, Дюкре и др., выпустил в Париже песни, к которым приспособил гитарный аккомпанемент и пользовался необычайным успехом с романсом «Проделки Матурина». Уроженец Бомбини.

ГЕББЕЛЬ Генрих. Гитарист и композитор. Родился в Ортенберге 1 июня 1886 г. Автор одного дидактического сочинения для гитары и лютни и других, опубликованных лейпцигским издательством Циммермана. Журнал «Друзья гитары» опубликовал его интересный «Гавот» для гитары и виолончели.

ГЕЕР Людовик. Композитор и лютнист 17 в. Жил в Париже. Сочинил манускрипт «Табулатура для лютни». Упоминается в словаре Ф. Римана.

ГЕЙСЕНШТАММ Карл Теодор. Гитарист и композитор начала 19 в. Венское издательство А. Патерно опубликовало «Большие вариации» этого автора для двух гитар. Упоминается в словаре Зута.

ГЕККЕЛЬ Вольф. Преподаватель лютни в Страсбурге и автор одного знаменитого сочинения для лютни, опубликованного в 1562 г. По одному экземпляру этого сочинения хранится в библиотеках Вены, Гамбурга и Бреслау. Было бы хорошо, чтобы исследователи заинтересовались этим сочинением с точки зрения эффектов, которые могут быть полезны для гитары.

ГЕЛИОГАБОЛ. Настоящее его имя было Варио Авито Васино. Он родился в Антиохии в 201 или 204 г. Нашей эры; 16 мая 218 г. он стал императором и взял себе имя Марка Аврелия Антонио. Главным отдыхом Гелиогабала была игра на кифаре, и он добился на ней замечательных успехов, как утверждают некоторые историки. Очевидно, это так и было, так как этот тиран абсолютно не занимался правлением, предаваясь исключительно развлечениями.

Похоже, что в Древнем Риме на кифарах играли только самые жестокие и глупые люди, такие как Нерон и Гелиогабал.

ГЕРАРДИНИ Каро Д. Композитор–гитарист начала 19 века. Миланское издательство Рикорди выпустило «6 вариаций» для гитары этого автора, хранящихся в Венской библиотеке «Друзей музыки», которое упоминается в Словаре Зута.

ГЕРАУ А. «Малоизвестный гитарист, опубликовавший упомянутые танцы. Он их переложил просто для фортепиано, потому что этого инструмента достаточно, чтобы дать представление о возможных сопоставлениях с другими похожими напевами танцев». Это написал Фелипе Педрель в «Кансоньеро», т. IV, стр. 12, о гитаристе А. Герау. Приводим следующие танцы: Марисапалос – Прибрежное хакара – а/ – Забияка – б/ Менана из Португалии – Канарские острова – Парадетас /старинный испанский танец/ – Канарио.

ГЕРАУ Франсиско. Гитарист, композитор и исполнитель 17 века. Автор “Гармонической поэмы из нескольких цифр для настройки испанской гитары, посвященной Его Католическому Величеству дону Карлосу II его младшим капелланом и самым преданным вассалом лиценциатом Франсиско Герау, пресвитером, камерным музыкантом и музыкантом капеллы. В типографии Мануэля Руиса де Мугры, год 1694”. Это сочинение, как и другие произведения того времени, достойно внимания, как с точки зрения изучения гитары, так и как исторический труд по испанскому фольклору, который дает нам Герау в своей “Поэме”: Павана, Гальярда, Фолия, Пассакалья, Хакара, Прибрежная хакара, Мариона, Канарио, Вильяно, Марисапалос и Эспаньолета.

Хотя о Герау и его творчестве несколько раз упоминалось, в нашем веке о нем писали мало. Возможно, нам следует дождаться выхода в свет второй части “Кансоньеро” Фелипе Педреля, которую он нам обещал и где дает в современной записи для фортепиано Марисапалос, хакару побережья, матачин, португальскую менину, канариос, парадетас и канарио, произведения все интересные и достойные переложения на тот инструмент, откуда они пошли, если с тактом и хорошим вкусом применить к ним современные знания инструмента. Эти произведения можно посмотреть в “Музыкальном народном испанском кансоньеро”, в т. IV на стр. С 72 по 84.

Один экземпляр упомянутого сочинения хранится в библиотеке Илларион Эслава, другой в Библиотеке Сальвы.

ГЕРБУРГЕР /.../. Современный немецкий композитор и гитарист. В берлинском издательстве Кестера в 1917 – 18 гг. вышло 20 сочинений для гитары и несколько песен с гитарным аккомпанементом автора Гербургера, о котором упоминает Зут в своем словаре.

ГЕРМ Ганс. Немецкий композитор–лютнист 16 века; автор «Обучения музыки» в 2–х частях 1532 – 33 гг. и «Новой книги игры на лютне» 1552 г. Считают, что он уроженец Нюрнберга, так как жил там и там же были опубликованы его произведения.

ГЕРМАНДИ А. Итальянский гитарист. Автор «маленького» трактата, представляющего собой «болонскую систему» под названием «Руководство игры на 5–струнной гитаре». Данное сочинение вышло во флорентийском издательстве Маури.

ГЕРНЛЕЙН Рудольф. Композитор и гитарист 1 половины 19 века. В «Альгемайне Музикалише Цайтунг» в Лейпциге в 1831, 35 гг. упоминаются «Большая фантазия с вариациями» этого автора для гитары и 50 песен с гитарным аккомпанементом. Приводится в словаре Менделя.

ГЕРРЕРО Антонио. Гитарист и автор тонадилий, очень популярный в Мадриде в 1740 – 60 гг. Входил в состав ансамбля под руководством Мануэля Герреро, пользовавшегося большим успехом.

Словарь П–и–Баррето, стр. 152. Сальдони, т. IV, стр. 132.

Мы приводим двух гитаристов с одним и тем же именем, но нас заставляет это делать то, что они жили в разных местах, а также сведения получены из разных источников информации.

ГЕРРЕРО Антонио. Гитарист, проживавший в Буэнос–Айресе во второй половине 18 века. В «исторических данных» книги «Наша первая инструментальная музыка», опубликованной в 1929 г., П. Гранон пишет о том, что «20 мая 1784 г., в четверг, в праздник Успения», гитарист Антонио Гереро продемонстрировал свое исполнительское мастерство.

ГЕРРЕРО из Таррагоны. Гитарист, присоединивший к своему имени название провинции. Он исчез в 1880 г., и имя его также потерялось. Он был блестящим исполнителем, не лишенным хорошего вкуса. Популярный гитарист ПЕП (Хосе) де–лас–Буррас, учился у Герреро.

(Предоставлено Леоном Фарре Дуро) 1930 г.

ГЕРРЕРО Марторель Хосе. Испанский гитарист–педагог, проживающий в провинции Таррагоны в 1880 – 90 гг. Автор интересной брошюры «Гитара: ее конструкция и музыка». Полковник испанской армии, дон Фернандо Местре, пишет на стр. 21: «Я не хочу упустить возможность упомянуть имя незабвенного маэстро, который познакомил меня с красотами гитары и великими произведениями, которые дали мне направление, а также открыл мне доступ к своим богатым документам. Это был дон Хосе Герреро Марторель из Таррагоны, великий гитарист и оригинальный композитор, сочинявший для гитары и других инструментов оркестра. Я слышал одну его прекрасную мессу–реквием. Кроме того, он написал для гитары Болеро, танцы, безупречное Рондо и другие сочинения, затерявшиеся, как и его этюды».

Среди собрания произведений, ранее принадлежавшего Х. Ферреру Эстебе и в настоящее время принадлежавшего мне, мы встретили одну «Мазурку», «Американу», «Шотландский танец», приятные в своем жанре. Болеро, о котором упоминает Ф. Местре, в настоящее время вышло в мадридском издательстве «Библиотека Фортеа».

ГЕРЦОГ Нормандский. В перечне расходов герцога Нормандского за 1349 год даны большие суммы, причитающиеся для исполнителей на латинской гитаре, флейте, мавританской гитаре, трубах и других инструментах. Имя герцога Нормандского мы упоминаем не как имя гитариста, а для того, чтобы напомнить о его большой любви, в частности, к нашей гитаре и как данные для историков, которые могут быть им интересны.

ГЕТЦ Алоис Хосе. Гитарист и композитор. Родился 13 февраля 1823 г. Автор нескольких сочинений, опубликованных в издательстве Андре г. Оффенбаха. Главное его сочинение «Реформ–Гитарре–Шуле», 66 страниц форматом 23 х 30 в 3–х частях. Если рассматривать это сочинение с точки зрения педагогики, мы считаем, что оно могло бы быть более удачным, исходя из музыкальных знаний автора и благоприятного окружения. В 3–ей части своего сочинения он включает общие предварительные сведения по сольфеджио, небольшие упражнения, песни в сопровождении гитары, фрагменты опер, дуэты разных авторов либо для двух гитар, либо для скрипки и гитары, «Полонез» Паганини, переложения для трех гитар, причем на последней странице показаны 20 аккордов. Нас не убеждает «реформа школы» Гетца, умершего в Инсбруке 9 июня 1905 г.

ГЕТЦБЕВСКИ Станислав. Композитор–гитарист 19 века. В венской библиотеке «Друзей музыки» хранятся два полонеза для гитары занимающего нас автора. Упоминается в словаре Зута.

ГЕТЦЕ Вальтер. Известный немецкий гитарист. Родился в Лейпциге 21 ноября 1885 г. Его оригинальные сочинения неизвестны потому, что он посвятил себя изучению творчества классиков гитары. Так в издательстве «Шютца и сыновья» вышли «Мачунсия», опус 20 Сора, опус 4 Мартнера, 18 прелюдий Ф. Молино, опусы 30 и 80 Кюфнера и много переложений, принадлежащих к опусу 68, «Детский альбом» Шумана.

ГИЗЛЬЕРИ /.../. Итальянский гитарист. В ноябре 1911 г. в городе Бергамо был создан музыкальный кружок под его руководством.

ГИМАРАЭС Рохерио Пинейро. Бразильский гитарист. Имеет громкое имя и популярность в своей стране благодаря выступлениям на многих сценах и по радио, а также грампластинкам. Мы слышали его грампластинку «Катерете из Сан–Паулу» и «Сияющая», исполнение которых отличается высоким искусством и большим вкусом. Был назначен директором отдела гитары известной фирмы грампластинок в Рио–де–Жанейро. Дал более 50 концертов в театрах Рио–де–Жанейро и по праву считается гитаристом–виртуозом. Интересный репортаж о нем в мартовском номере за 1931 г. напечатал журнал «А вос де виолас».

ГИТАР Франсуа. Французский гитарист, композитор и педагог. Родился в Мансе 26 августа 1745 г. Во время Великой революции жил в Париже, где преподавал гитару. В Париже вышло его «Руководство игры на гитаре» и несколько сочинений для гитары. Умер в столице Франции 24 февраля 1807 г. Упоминается в словаре Эйтнера и в сочинении Боне.

ГОДОЙ Мануэль /Принц Мира/. Известный любитель гитары Мануэль де Годой Альварес де Фария Риос Санчес–и–Сарсоса родился в Кастуэре, провинция Бадоном 12 мая 1767 г. Выдающаяся фигура в ряду великих людей, руководивших судьбами испанского народа. Историки гитары и исполнители на ней, говоря о времени последних и первых лет 18 – 19 веков, восхищаются плеядой гитаристов и вспоминают Тостадо, Феррандьере, Агуадо, Моретти, отца Базилио и др. В связи с этим последним они вспомнят среди других учеников, и Годоя. Ему посвятил свою Большую Сонату, опус 22, Сор. Говоря об этом выдающемся человеке, друге и любителе гитары, необходимо вспомнить, кем он был. Он был сыном обедневших аристократов, получил превосходное воспитание; особенно отличался в гуманитарных предметах и в математике. В 17–летнем возрасте он приезжает в Париж...

ГОЙ /.../. Автор «Вальса для гитары», который вышел в издательстве «С.А. Дом Дожезио» в начале ХХ века. Это скромное танцевальное произведение правильной для жанра формы.

ГОЙЯ Люсьентес Франсиско Хосе. Колдун палитры, волшебник кисти, гений из гениев, пластически соединивший свою возвышенное искусство с человечеством. Родился в бедной арагонской деревне Фуэндетодос 30 марта 1746 г. О его творчестве и жизни написаны целые книги. Мы здесь ограничимся тем, что скажем: он всегда был верным другом гитары. Аугусто Л. Майер в книге о Гойе пишет: «...но нас все наталкивает на мысль о том, что молодой Пако был настоящим представителем богемы, проявлял живейший интерес к быкам и тореадорам, что он также умел играть на гитаре, петь и танцевать под гитару арагонскую хоту». Мы так же, как Майер, можем вспомнить его картины с быками и мотивами, где присутствует гитара. Например, «Танец в Сан Антонио», «Луг в Сан Исидро», «Бог вознаградит тебя за это», «Брависсимо», «Слепой и певец», «Вито», «Слепой с гитарой» и др. Картины свидетельствуют, о том, насколько привлекательным был для Гойи этот инструмент в качестве модели, хотя рисовать его совсем не просто, по мнению каталонского художника Англада Камарасы. Упомянутые полотна и строки, которые мы приводим дальше, говорят о его большой любви к гитаре. Мы читаем его письмо, отправленное в июля 1784 г. близкому другу Гойи – Мартину Санатер–и–Клаверия /это письмо публиковалось в нескольких журналах в связи со столетием со дня смерти художника/, в котором он просит его подыскать дом с минимумом вещей: «Эстамп Нашей сеньоры–дель–Пилар, стол, 5 стульев, сковорода, бурдюк для вина, маленькая гитара, очаг и подсвечник. Все другое лишнее». Этот маг–художник очень быстро оборудовал свой дворец и из письма видно, что он не забывает о вещах, необходимых ему для тела, а также о духовной пище, каковую должна была давать ему маленькая гитара, размеры которой немного меньше обычной. Наконец, мы видим Гойю в последние годы его жизни и Майер /1825 г./ пишет: «Самым близким другом нашего художника был уже упоминавшийся маринист Антонио–де–Бругада, который безропотно переносил придирки старого художника. Молодой друг должен был также обеспечивать ему музыку, петь под гитару народные песни и хотя художник не слышал композиции, так как был совершенно глухим, но воспламенялся при воспоминании о днях молодости и при мысли о далекой родине. Рассказывают, что однажды Гойя взял инструмент из рук Бругады, сыграл несколько аккордов и устыдившись, бросил гитару со словами: «Я ничего не могу! Ничего!» Великий мастер умер через несколько дней. Сопровождавшая его всю жизнь гитара показала ему на закат, на его конец.

Великий Гойя, друг гитары, умер в Бордо во Франции 16 апреля 1828 г.

ГОЛТЬЕ Дени. Концертный исполнитель на лютне и автор произведений для этого инструмента. Родился в Марселе в начале 17 века. Известен под псевдонимом «Дени знаменитый». Игра его была восхитительна; сочинил «Пьесы для лютни», напечатанные в 1660 г. и «Книгу табулатуры». Дени был племянником «Старого Якова». Умер в 1672 г. в Париже.

ГОЛТЬЕ Педро. Лютнист и композитор из семьи под этой фамилией, так много сделавшей и внесшей для этого инструмента. В 1638 г. вышли его известные сочинения. Пьер был уроженцем Орлеана.

ГОЛТЬЕ Эннемонд. Родился в 1635 г. в Вене, по данным некоторых исследователей, сын «Якова старого». Эннемонд занимал должность лютниста при Королевском дворе Франции в 1669 г. Умер в Париже через 10 лет после смерти своего отца.

ГОЛТЬЕ Яков. Родился во Франции, в Ливоне в 1600 г. Был лютнистом при Дворе английский королей с 1617 по 1647 гг. Доктор Оскар Флейтер из Цербига в 1886 г. выпустил монографию на немецком языке, изданную Максом Вульфом, в которой упоминается Голтье под псевдонимом, «Яков старый». Был известен как виртуоз лютни и первый в семье лютнистов. Умер в Париже в 1670 г.

ГОМЕС Парреньо Флоренсио. Известный поэт и гитарист–любитель. В 1840 г. жил в Мадриде. Музыкальный журнал «Анфион Матретенте» в № 8 пишет о том, что они получили от Гомеса Парреньо один оригинальный «Вальс» для гитары собственного сочинения и переложение хора из оперы «Севильский цирюльник». В № 11 того же издания от 19.03. 1843 г. мы видим прекрасные стихи «Зельмира», которые он посвящает своей ученице «за ее успехи и большие способности к гитаре». В этом поэтическом сочинении мы видим образованного артиста, хорошо знавшего историю инструмента. Один неудачный этюд в ля–миноре Гомеса Парреньо имеется в нашем собрании сочинений для гитары; другое оригинальное сочинение «Мадридские щеголи» было опубликовано в последние года прошлого века в мадридском издательстве «С.А. Дом Дожезио». Авторитет Гомеса в гитарном мире был настолько велик, что его совета по поводу своей треноги просил Д. Агуадо и к его мнению и к мнению Ф. Сора он прислушивался.

Агуадо в приложении к изданию 1849 г. Раздел 1, глава 2, статья 2, говорит: «Мой уважаемый друг Д.Флоренсио Гомес Парреньо, адвокат и любитель гитары, которого не удовлетворило предварительное мнение Сора о пользе треноги, сам сделал треногу и после разумных наблюдений за ее поведением в настоящее время является самым большим энтузиастом этого механизма, потому, что, по его словам, он не только облегчает исполнение всех видов пассажей, но и уверенность, которую внушает ему крепление гитары, расширяет границы воображения /несомненно, плодотворного/ и подсказывает идеи и эффекты, свойственные этому прекрасному инструменту; он считает, что не смог бы их исполнить без помощи треноги. Рассказывая о своем друге и замечательном любителе, я должен сказать, что не знаю на сегодняшний день человека, который открыл бы больше достоинств в гитаре, что видно из его сочинений, особенно когда слушаешь их в его исполнении».

Известный гитарист Томас Дюма также имел очень высокое мнение о Гомесе Парреньо, которое он неоднократно выражал и посвятил ему сочинение под названием «Одинокий» /Тема с вариациями/.

По данным словаря Сальдони /т. IV, стр. 126/ Гомес Парреньо сочинял также произведения для оркестра. Наряду с другими общественными постами в 1877 г. он был вице–президентом депутатского корпуса Мадридской провинции.

Кроме того он был гитаристом–любителем, он также продемонстрировал свою эрудицию в беллетристике. Мы приводим здесь следующее стихотворение, посвященное ученице Зельмире:

За ее успехи и прекрасную склонность к гитаре.

Счастливая смертная, дочь Аполлона,

Прекрасная Зельмира, приди, дай мне украсить

Твою грудь миртом и свежей розой.

Зеленый лавр украшает твое прекрасное чело,

И белая чистая лилия Уймето – награда

Твоему прекрасному вдохновению.

Знаменитый другой в славные времена

Лиры Орфея мелодичный звук

Другой вздыхает о знаменитой Сафо:

Другая песня Марена, золотой цитары:

Я под звуки своей забытой лиры

Прославлю твой гармонический гений;

Который ты тщательно собираешь.

Кто же, прекрасная Зельмира,

Кто, скажи мне, научил тебя секрету

Заставить звуки чувствовать и говорить?

Кто дал тебе этот нежный перебор струн

Трудной гитары,

Кто научил тебя нежно ранить

Слушающих тебя,

Когда они внимательно прислушиваются

К нежному эхо, изумляющему слух.

С врожденной силой и непреодолимо

Опьяняя и отчуждая душу?

Я смотрю, как смягчается густой лес

От переливов веселого щегла,

Ты восхищаешь дриад;

Я вижу, что Арминия уже не смотрит за загоном,

Замечая, как слаб ее голос;

Я вижу, как простой землепашец

Прерывает работу, услышав пение,

И вижу, как журчащий ручей

Останавливает свой поток, чтобы послушать тебя.

Какими же песнями и нежностью

И каким искусством, наряду с очарованием,

Трогаешь ты сердце?

Ты приводишь в смятение души, если небрежно

Твоя побеждающая рука

Ранит струны, хотя бы и в воздухе.

Сколько раз я видел!

Как ты берешь гитару и устремляешь к грифу

Немного сбоку взгляд

И набираешь тысячу аккордов, грациозных,

Отдавшись на волю своим возвышенным мыслям,

Мне кажется, что я слышу, как ты исполняешь

Красивые сочинения выразительного и несчастного Уркуллу,

Нежного Сора, полные новизны и гармонии

Или восхитительного и трудного Агуадо другие этюды,

Я слышу, как ты с нежностью исполняешь:

Показывая тем, с какой чистотой преодолевает

Трудности твоя нежная рука,

Что ты любимая дочь Аполлона

И что небо тебе дало

Привилегированное воображение

Гармония Уркуллу, Сора и Агуадо

Приводит в экстаз мою душу,

Но как же наслаждается душа,

И какое новое удовольствие рождается в груди,

Когда ты их божественная исполнительница,

Если ты выполняешь фермату, ты растягиваешь

Сердце того счастливца, который слушает тебя,

Если делаешь легато, уже пылающее сердце

Связываешь со своим, как тебе нравится.

Если выполняешь вибрато или трели,

Ты оставляешь в смятении душу слушателя.

Если ты играешь нежные флажолеты,

До обморока его, влюбленного, опьяняешь.

Если... Но куда, куда уносит меня моя удивленная фантазия,

Ты страстями руководишь по своему усмотрению

Никто не может устоять

Перед магической властью твоей гитары.

Я тоже на ней играл... Потому что

Божественная Евтерпа была моим большим другом;

Но не таким, как ты. Твои быстрые пальцы

Ранят ветра, соблазняя душу

В то время, как краска смущения на твоем чистом челе,

В то время, как девственная грудь тоже соблазняет

Наши очи; прелестная Зельмира,

Вокруг твоей гитары играют эхо любви,

Грации и удовольствие;

Слушатель в экстазе забывает о себе самом

И считает себя поднятым в сферы,

Где он восхищается твоей наукой и красотой,

И где он тебя считает своим богом.

Я тоже на ней играл, но

Небо вскормило

Твою чувствительную добродетель и твои прелести.

Я буду оставаться самым робким твоим почитателем.

Навсегда я тебе посвящаю

Свою гитару, голос и любовь».

Флоренсио Гомес Парреньо (автор)

Опубликовано в «Анфимон Матритенте» в № 11, в Мадриде.

19 марта 1843 г.

ГОМИС Коломер Хосе Мильчер Диего. Родился в Онтеньенте, в Валенсии, 6 января 1791 г.

В 8–летнем возрасте он поступил в капеллу Кафедрального собора Валенсии, которой руководил знаменитый каталонский маэстро Хосе Пенса, прославившийся своими вильянсико и красочной музыкой. Естественная предрасположенность к музыке и экспансивный характер юноши покорили священника Пенса так, что он ввел Диего в свой дом и в 14–летнем возрасте назначил его преподавателем детской школы, пост, который он сохранил до смерти своего покровителя в августе 1818 г., что явилось тяжелейшим ударом для Гомиса /в свидетельстве о рождении эта фамилия написана с последней буквой алфавита –z/. Следуя предсмертным советам своего учителя, он с усердием занялся изучением музыкальных архивов Собора.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...