Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Компаративистика топических представлений в психоанализе и буддизме



Данное сообщение посвящено предпринимаемому впервые сравнительному рассмотрению топографических подходов к психике в психоанализе и классической буддийской философии. Итоги диалога между психоанализом и буддизмом начатого в середине ХХ в. Э.Фроммом, К.Г.Юнгом, Д.Т.Судзуки обнаружили настоятельную необходимость привлечения в круг компаративистики новых источников, характеризующих всю полноту буддийского теоретического умозрения. Это и предполагает обращение к литературе буддийских классических философских трактатов, созданных в раннесредневековой Индии.

Топографический (топический), подход представляет собой методологическую позицию, согласно которой психика рассматривается в нескольких взаимоупорядоченных системах, обладающих различными признаками и функциями. Метафора «места» - «топоса», как в частности подчеркивал З. Фрейд, служит построению пространственной модели, выступающей способом описания психики в качестве опосредованной по отношению к телесности, и соответственно такая модель не соотносится с анатомическом подходом.[1]

Топографический подход изначально развивался в русле философской мысли. Так, в концепции Аристотеля «топика» обозначала разделы логики и риторики, из которых выводятся предпосылки суждений. В кантовской системе топика определяет связь понятия с познавательной способностью.

Психоаналитический топографический подход впервые был сформулирован З. Фрейдом в работе «Толкование сновидений», где метатеоретическая пространственная модель психики выступила основой интерпретации психический феноменов. Системам бессознательного, предсознательного и сознательного Фрейд приписал различные функции, указав, что эти системы отделены друг от друга инстанциями «цензуры». [2] Таким образом, «топосы» позволили сконструировать пространственную модель психического аппарата и определить «месторасположение» психических феноменов по отношению к сознанию. К системе сознательного были отнесены словесные и предметные представления, формирующиеся в процессе восприятия. К области предсознательного - психические содержания, доступные осознанию при определенных условиях. А к области бессознательного – психические эпифеномены.[3]

З. Фрейдом была также разработана топография мнестических систем, существующих как ассоциативно связанные представления.[4] Регламент перехода из системы в систему определялся Фрейдом как «динамический» и «экономический» аспекты топографической модели.[5] Он дополнил топографическую модель структурной, подразделяющей психический аппарат на три основные инстанции: «Я»-объектные и нарциссические аспекты личности, представленные функционально как сознание, внимание, речь, мышление, тестирование реальности, память; «Оно» - резервуар влечений; «Сверх-Я» – нормативы, запреты, сформированных на основе интериоризации. Между инстанциями в течение всей жизни индивида имманентно формируется баланс-компропромис.[6]

Фрейдом неоднократно предпринималась попытка создания единой топографической модели, синтезирующей собственно топический и структурный аспекты рассмотрения психики.[7] Однако следует подчеркнуть, данная попытка не увенчалась успехом: топический и структурный аспекты рассмотрения психики не укладывались в целостную непротиворечивую модель. Как нам представляется, топическое моделирование позволяет рассматривать разворачивающийся во времени поток психической жизни, в котором невозможно выделить «топос» Я. А структурное моделирование имеет иную направленность - построение модели личности как системы отношений и взаимодействий. Необходимо отметить, что ни тот ни другой способ моделирования, взятый по отдельности, не способен дать исчерпывающее объяснение психических феноменов. Это становится возможным лишь при условии их взаимодополнительности.

В буддийской классической философии топографический подход к психике наиболее полно раскрыт в трактате Васубандху (IV –V вв.) «Энциклопедия канонической философии» («Абхидхарма-коша»)[8]. Топическая концепция психики тематически распределена по восьми разделам. «Анализ по классам элементов» излагает совокупность философских представлений о психике как потоке (дхарм) - элементар­ных моментальных причинно-обусловленных состояний и рас­сматривает их по трем каноническим классификациям: пять групп соотнесения, двенадцать источников сознания, восемнадцать клас­сов элементов. «Учение о факторах доминирования в психике» посвящено анализу 22 психических способностей (индрий), причин и условий, благодаря кото­рым осуществляется и эмпирическое функционирование психики, и обретение нирваны. В основу анализа положена постканоническая классификация дхарм по пяти категориям: материальные дхармы, сознание, явления сознания, дхар­мы, несвязанные с сознанием, абсолютные дхар­мы. «Учение о мире», т.е. буд­дийская космология, основывается на принципе имманентной соотнесенности сознания и его психокосмических «местоприбываний». «Учение о карме» - концепция человеческой деятельности базируется на теории осознанного действия как причины нового рождения. «Учение об аффектах» представляет типологию аффектов (клеша) и аффективных предрасположенностей (анушая) и концепцию их «прилипания» к дхармам. «Учение о пути Благородной личности» аккумулирует теоретический анализ буддийских практик уничтожения аффектов, т.е. очищение сознания и концепцию вступления в нирвану. «Учение о чистом знании» рассматривает природу чистого, т.е. аффективно независимого знания. «Учение о йогическом созерцании» разъясняет топографическую теорию из­мененных состояний сознания.

Топографический подход в буддийской классической философии реализован в первую очередь в рамках кон­цепции дхарм - причинно-обусловленных дискретных состояний потока психосоматической жизни. Каждая из дхарм, конституирующих этот поток, выступает носителем своего собственного признака. Дхармы классифицированы согласно следующим позициям: по пяти группам соотнесения; по источникам сознания; по классам элементов. Кроме того, все дхармы подразделяются на два типа: причинно-обусловленные и причинно-необусловленные т.е. абсолютные. В метатеории абсолютные дхармы представляют собой ло­гико-дискурсивную интерпретацию религиозно-доктринального понятия нирваны – абсолютной оппозиции эмпирического существования аффектированного («страдающего») сознания, т.е. сансары.

Дхарма как единица топических представлений о психике особенно отчетливо раскрывается в интерпретации акаши - «пространства психического опыта», метафорически осмысляемой как «месторождение» сознания. Акаша - пространство перцепции, т.е. изначальная предпосылка опыта и суждений. Важно подчеркнуть: акаша – виртуальное психическое пространство, коррелятивное, но не тождественное геометрическому.

Ранжирование дхарм по классам элементов учитывает их процессуально-родовые характеристики, и соответственно выступает топикой. Для описания динамического аспекта психики вводится специальное понятие психологического времени – адхван, т.е. путь как траектории опыта. Процессуально-родовые характеристики каждой из дхарм, т.е. «топосы», посто­янны во времени и обеспечивают са­мотождественность признака, носителем которого выступает данная дхарма.

Буддийская философская антропология имела вполне определенную религиозно-доктринальную направленность – разрушение представлений о субстанциальном Я (атмане), центральном понятии брахманистских (индуистских религиозно-философских систем). Круговорот рождений рассматривался не как обретение атманом новых предикаций, а как непрерывное развертывание последовательности причинно-обусловленных дхарм (по Васубандху – «безличная масса страдания»). Соответственно обретение каждого нового рождения в сферах буддийского психокосма автоматически регулировалось кармой. Следовательно, буддийская космология (чувственный мир, мир форм, мир не-форм) выполняет роль второй, по отношению к теории дхарм, части топографической модели психики, где карма наделяется ролью структурирующего фактора.

Из вышесказанного становится очевидным, что топографическое моделирование психики в равной степени характерно и для психоанализа и для буддийской классической философии. Отметим пункты типологических схождений и различий в рассматриваемых версиях топографического подхода к психике:

- и в буддизме и в психоанализе присутствует расщепленность и взаимодополнительность топической интерпретации психики. В буддизме «топосы» прочерчиваются и на уровне «дхарм» и в космологической трактовке «местоприбываний» сознания. Я интерпретируется в буддизме как метафора, ибо непрерывная последовательность дхарм развертывается безлично – от одного рождения к другому и каждое очередное «местоприбывание» сознания зависит от благого либо неблагого качества осознанного действия. В психоанализе топография ограничена представлением о единственности человеческой жизни, что обусловлено принципиально иной картиной мира и прочими историко-культурными факторами. Расщепленность и взаимодополнительность топографического методологии в психоанализе характеризуется наличием и топографической и структурной моделей психического аппарата;

- и в буддизме и в психоанализе отчетливо присутствует идея «топической регрессии». В психоанализе измененные состояния сознания (сон, гипноз, фантазирование) могут быть объяснены с учетом двух способов моделирования - топического и структурного. В буддизме измененные состояния сознания (различные стадии йогического созерцания и нирвана) также требуют для своего объяснения двух способов моделирования психики – теории дхарм и учения о психокосмических уровнях созерцания. Первый способ характеризует измененные состояния сознания в аспекте свертывания потока дхарм, а вторая – а аспекте психокосмической топографии уровней созерцания;

- и в буддизме и в психоанализе психическая динамика обусловлена неразрывной связью «топоса» и аффекта, различие состоит лишь в том, что в буддийской концепции аффект «прилипает» к дхарме, а в психоанализе – к представлениям.

Таким образом, компаративистский анализ топографического подхода к психике в буддийской классической философии и психоанализе позволяет выявить высокую степень теоретического сродства этих подходов при радикальном различии историко-культурных и мировоззренческих контекстов.

Соколова Л.Ю. Санкт-Петербург





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...