Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эскерра ДЕЛ Эщампле




Левее улицы Бальмес (Balmes) Эщампле гораздо беднее достопримечательностями, да и достопримечательности эти — за исключением сгустка гей-жизни вокруг пересечения улиц Кунсель-де-Сен (Consell de Cent) и Мунтане (Muntaner) — достаточно удалены друг от друга и от всего на свете.

Эта часть Эщампле сразу была востребована для общественных построек: здания Университета (Universitat) на одноименной площади, вокзала Сантс (Estació Sants), Образцовой тюрьмы (Presó Model) или городских боен — словом, для всего того, чему не было места в добропорядочных жилых кварталах. Люди с деньгами предпочитали здесь не селиться, хотя немного любопытного модерна можно обнаружить и в Эскерре (левой части Эщампле), либо вдоль торговой монументальной магистрали Гран-Виа-де-лаз-Кортс-Каталанас (Gran Via de las Corts Catalanes; №491, 475, 477), либо на Диагонали: дом Сайрак (Casa Sayrach; №423-425) или роскошный особняк Перес Саманильо (Сasa Pérez Samanillo; №502-504) на пересечении с улицей Бальмес.

Единственный район в этой части города, достаточно интересный, чтобы заслуживать короткой прогулки, — несколько кварталов между вокзалом Сантс и площадью Испании. На месте снесенной в восьмидесятых индустриальной застройки здесь было реализовано несколько образцов того, что барселонская мэрия называет «новым урбанизмом». И если огромное бетонное пространство площади Паизус-Каталанс (plaça dels Paísos Catalans) скорее пугает, то парк Промышленной Испании (Parc de l’Espanya Industrial) за вокзалом гораздо приятнее. Это самое постмодернистское пространство в городе. Здесь есть озеро, из которого поднимаются десять стальных конструкций, напоминающих корабельные башни; по ночам они заливают парк светом прожекторов, на манер инопланетного крейсера, зачем-то приземлившегося у вокзала Сантс. Барселонцам парк нравится, и они бесстрашно катаются вокруг башен на лодках.

В паре кварталов отсюда, на месте городских скотобоен, разбит парк Жуана Миро (Parc Joan Miró) — это пальмовая роща, в которой пенсионеры играют в шары, с небольшим прудиком. В центре водоема сверкает на солнце скульптура Миро «Женщина и птица». Впрочем, и женщину, и птицу в здоровенном красном столпе разглядеть проблематично, так что местные жители присвоили скульптуре несколько гораздо менее приличных названий. Если Миро — единственное, что интересует вас в этой части Эщампле, сюда проще зайти с площади Испании, от которой парк отделяет псевдомавританская громада арены для боя быков (plaça de braus Les Arenes), а затем спокойно отправиться на Монжуик.

ПЛАН ИНЖЕНЕРА СЕРДА


Изначально на конкурсе 1859 года победил проект муниципального архитектора Ровиры, парадный и монументальный, с явной оглядкой на последние парижские веяния в области городского планирования. Вмешался Мадрид, и победу присудили безвестному инженеру Ильдефонсу Серда. Почему — до сих пор неизвестно: Серда был таким же каталонцем, как и Ровира, да еще и социалистом.

Церемониальным центром в плане Ровиры был Старый город и его продолжение, Форум Изабеллы II, спланированный на манер парижской площади Звезды. У плана Серда никакого центра не было вовсе: все должны были жить в равных условиях. Каждые 400 кварталов (квадрат со стороной в 20 перекрестков) образовывали округ с парком и больницей, который делился на 4 подокруга (10х10 перекрестков) с собственными рынками, далее — на районы по 25 кварталов (5х5 перекрестков) со своими школами и т.д. Такая сетка могла разрастаться до бесконечности, пока не охватила бы всю Европу, обтекая естественные препятствия в виде гор, рек и населенных пунктов.

Нынешний облик Эщампле имеет с планом мало общего. Фактически Серда спроектировал гигантский дачный поселок из открытых с двух сторон участков, засаженных садами. Высота домов — максимум 17 метров. Однако потом все эти кварталы постигла одна и та же судьба: сначала они росли вглубь за счет патио с садами, затем двор перекрывался каким-нибудь складом или гаражом, затем застраивались те две стороны квартала, которые должны были быть открыты ветру и солнцу, а затем по всему периметру надстраивалась еще пара этажей. Хотя бы немного представить себе, каким видел свой город Серда, можно только в немногих сохранившихся пассажах (например, Перманье, passatge Permanyer): пешеходные переулки с двух-, трехэтажными домиками да палисадниками с пальмами и апельсиновыми деревьями.

Улицы в Эщампле достаточно широки, чтобы даже вдвое надстроенные дома не закрывали полностью солнце. Однако Барселона Серда была бы гораздо более мрачным местом, не срежь инженер все углы на 45°, так что на всех перекрестках образуются небольшие восьмиугольные площади. Они облегчают маневры транспорта на поворотах, а заодно работают световыми колодцами и вентиляционными шахтами. И потом, они так выигрышно смотрятся на карте.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...