Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Золотой Квадрат




План Серда не предполагал привилегированных кварталов, однако Эщампле не получилось связным единым пространством хотя бы потому, что ровно посередине через весь новый город инженера Серда проходила железная дорога в фешенебельный пригород Сарья (Sarrià). До двадцатых годов, пока ветка не была упрятана под землю (нынешняя линия FGC L6), две половины, на которые она делила Эщампле, никак между собой не соединялись. Эти зоны до сих пор известны как Dreta de l’Eixample (правая сторона Эщампле) и Esquerra de l’Eixample (левая сторона Эщампле); граница проходит по улице Бальмес (Balmes), а справа или слева — это если смотреть от моря в гору. Строительные участки справа от железной дороги, там, где проходит бульвар Грасии, ценились гораздо больше. Именно сюда потянулись денежные мешки, а с ними и архитекторы-модернисты. Сегодня участок Эщампле между улицами Мунтане (Muntaner) и Руже-де-Флор (Roger de Flor) объявлен «Золотым квадратом модернизма» (Quadrat d’Or del modernisme), объединяющим полторы сотни памятников, охраняемых государством. И хотя официальный Квадрат немного захватывает левую сторону Эщампле, все первосортное все же справа.

За площадью Каталонии Рамбла как бы продолжается рамблой Каталонии (rambla de Catalunya), также пешеходной, но вовсе не такой оживленной. Это скорее пристройка к соседнему бульвару Грасии — без шедевров Гауди, с более дорогими кафе и ресторанами и точно такими же бутиками и магазинами. На перекрестке с широкой Гран-Виа-де-лаз-Кортс-Каталанас (Gran Via de les Corts Catalanes) стоит дом Пиа-Батльо (Casa Pia Batlló, rambla de Catalunya, 17) архитектора Жузепа Виласеки, много работавшего с Думенеком представителя первого поколения каталонских модернистов. Здание интересно не столько само по себе, сколько как ранний образец застройки скошенных углов Эщампле, который потом превратился в общее место. Следующий же дом Эрибер Понс (Сasa Heribert Pons; №19-21) — для Барселоны большая редкость, куда уместнее он смотрелся бы в Вене: архитектор Соле позаимствовал некоторые элементы у тамошнего Анкер-хауса работы Отто Вагнера. Дальше по рамбле есть еще несколько любопытных зданий (№47, 54, 78), но по-настоящему интересен лишь дом Серра (Casa Serra) в самом конце улицы, на пересечении с Диагональю. Здесь Пуч-и-Кадафалк отказался от своего готического модерна ради стиля, скорее напоминающего испанский ренессанс. Здание занимают правительственные службы, поэтому проникнуть внутрь не удастся; впрочем, из оригинального интерьера сохранился лишь вестибюль, виднеющийся за плечом полицейского, стоящего в открытых дверях.

На другой стороне Диагонали маячит резной фасад монастыря Помпеи (Monestir de Pompeia; №450) Энрика Сагнье — странного сооружения, специфика которого, как и всех интересных построек на проспекте, определяется диковинными углами, что образуются на пересечениях Диагонали с параллелями и меридианами Эщампле. Самое интересное из таких зданий — «Дом с шипами» Пуча-и-Кадафалка, но на пути к нему стоит остановиться у №442, дома Кумалат (Сasa Comalat) совершенно безвестного Сальвадора Валери Пупуруля. Выходящий на Диагональ фасад с характерным кособоким куполом — немного утомительный полет фантазии, отвечающий тогдашним барселонским представлениям об элегантности; но у дома есть и другой фасад, выходящий на улицу Корсега (Còrcega, 316), с совершенно завораживающими балконами, вздувшимися одним гигантским пузырем на полдома, и красивыми мозаиками.

Для посещения открыта только церковь монастыря Помпеи
пн-пт 18.00-20.30, сб-вс, церковные праздники 9.00-11.00, 18.00-20.30

Гигантский шестиугольный дом Таррадас (Casa Terradas) занимает целый квартал между Диагональю (№416-420), улицами Брук (Bruc, 141-143) и Руссельо (Rosselló, 260-262). Может быть, это не самая лучшая работа Пуча-и-Кадафалка (1903-1905), но точно самая известная — одно из немногих зданий в городе, имеющих прозвище: «Дом с шипами». «Гибрид фламандской ратуши и псевдосредневекового замка Людвига Безумного», как назвал его Роберт Хьюз, вонзается в небо шпилями шести башен и остроугольными фронтонами, отсюда и прозвище. Стены дома украшены вставками с тонкой каменной резьбой, а некоторые фронтоны заканчиваются изразцовыми панно с аллегорическими сюжетами. То из них, что выходит на улицу Руссельо, изображает святого Георгия, здесь же едва различимый с земли призыв к Змееборцу вернуть каталонцам их свободу — «Sant Jordi, patró de Catalunya, torneu-nos la llibertat». По некоторой иронии судьбы при Франко под этой надписью размещался полицейский комиссариат.

Еще одна примечательная работа Пуча стоит в нескольких шагах, на другой стороне Диагонали: кружевная галерея дворца барона Куадраса (Palau del baró de Quadras) с водостоками в виде лягушек и рыб и очередным святым Георгием на фасаде. Попасть во впечатляющее патио и в парадный салон дворца с гротескно раздутыми ионическими колоннами и видом на дом Таррадас через дорогу можно в часы работы расположенного в здании Дома Азии (Casa Asia), призванного выставками и кинофестивалями пропагандировать в Испании культуру Дальнего в основном Востока.

Casa Asia Palau Baró de Quadras, Avinguda Diagonal, 373, 93 238 73 37, www.ca-saasia.es
пн-сб 10.00-20.00, вс, праздники 10.00-14.00

Закончив дом Аматлье на бульваре Грасии, Пуч вскоре предпринял схожую постройку на бульваре Сан-Жуан (passeig de Sant Joan, 108). Только на этот раз обошлось без броского фламандского навершия — крыша дома Макая (Casa Macaya) плоская. Зато фасад и редкой красоты патио покрыты еще более тонкими узором сграффито, чем дом Аматлье, да и каменная резьба вокруг окон и дверей здесь тоже побогаче. Сейчас здание принадлежит культурному центру сберкассы La Caixa.

Если Диагональ усыпана постройками Пуча, в нескольких кварталах от проспекта, вокруг пересечения улиц Мальорка (Mallorca) и Руже-де-Льюрия (Roger de Llúria), стоят две важные работы другого великого мастера, Думенека-и-Мунтане. Его двоюродный брат, сколотивший огромное состояние на книгоиздательском деле, начал строиться на этом углу в 1889 году. Дворец Мунтане (Palau Montaner; Mallorca, 278) был заложен другим архитектором, но доделывал его Думенек. Ему принадлежат последний этаж, густо украшенный мозаиками, керамические панно с цветочными мотивами между окнами бельэтажа и очень хорошо сохранившийся интерьер особняка. Здание занимают службы мадридского правительства, но если в старой парадной гостиной не проходит какое-нибудь заседание, консьержка может показать вам и саму залу, и прелестную курительную комнату при ней. Зато дом Томас (Casa Thomas), совершенно самостоятельная зрелая работа Думенека в соседнем квартале, открыт с понедельника по субботу в обычные рабочие часы: здание занимает очень важный для Барселоны магазин BD Ediciones de Diseño, в котором за бешеные тыщи продается мебель работы главных дизайнеров — как ныне живущих, так и репродукции модернистов (Макинтош, Гауди). Изящный фасад на другой стороне улицы Мальорка принадлежит доходному дому Фаррерас (Casa Farreras; №284), проект которого начинал разрабатывать тот же Думенек, хотя осуществлял его, с некоторыми изменениями, уже другой архитектор. Здесь стоит заглянуть через стекло двери в очень богато украшенный подъезд, с лифтом (игривая коробчонка справа) и лестницей работы гениального Жузепа Марии Жужоля. Наконец, буквально за углом стоит еще одно, более обыденное здание Думенека, дом Ламадрид (Casa Lamadrid; Girona 113).

BD Ediciones de Diseño Mallorca, 291, 93 458 69 09, www.bdbarcelona.com
пн-пт 10.00-14.00, 16.00-20.00, сб 10.00-14.00, 16.30-20.00

Если спускаться от дворца Мунтане по улице Руже-де-Льюрия, то следующий на вашем пути перекресток (с улицей Валенсия, València) будет также окружен примечательным модерном. Красивые витражи в эркерах №82 и 84 по Руже-де-Льюрия на одном углу, выразительная башня с застекленными галереями и шпилем (№80) на другом; на третьем же — вечно фотографируемая витрина бакалеи Queviures J.Murrià, без изменений сохранившаяся с 1900-х годов, да еще и с рекламными плакатами Рамона Казаса. Содержимое лавки не уступает форме: ремесленной выделки сыры, три сотни сортов вина, включая собственную марку шампанского.

Queviures J.Murrià Roger de Llúria, 85, 93 215 57 89, www.mestres-celler.com
пн-сб 10.00-14.00, 17.00-21.00

Середину следующего квартала по улице Валенсия занимает один из первых рынков Эщампле, рынок Кунсепсьо (Mercat de la Concepció) с красивой черепичной крышей. Он славится цветами, которые здесь продают ежедневно и, как это ни странно для Барселоны, круглосуточно. За скульптурным порталом работы Арнау между двумя мощными псевдосредневековыми башнями на углу того же квартала прячется вход в городскую Консерваторию (Conservatori Municipal de Música de Barcelona; Bruc, 110). Если надо убить время, можно не без удовольствия побродить по этажам, завивающимся вокруг центрального патио со стеклянным куполом, мозаиками и витражами (свободный вход в течение учебного года).

Стоящий на пересечении Валенсии с улицей Байлен (Bailén) чудесный дом Льопис-Буфиль (Сasa Llopis Bofill) 1902 года — едва ли не самый удачный образец оформления единым фасадом скошенного угла Эщампле. Жаль, что кроме этого дома архитектор Галисса больше ничего, почитай, и не построил, занимаясь политикой и мастерской в Замке трех драконов, где вместе с Думенеком восстанавливал традиционные ремесла. Сграффито на фасаде делал Жужоль.

Пару интересных образцов модерна можно обнаружить и на улице Жирона (Girona), спускаясь мимо на редкость узкого — семь этажей в два окна — дома (№86) архитектора Рубьо-и-Бельве и резной деревянной витрины булочной Sarret (№73), в центре которой красуется медальон с аллегорической девушкой и снопами пшеницы. Буквально в каких-то трех-четырех кварталах отсюда, почти уже на самой границе со Старым городом, стоит одна из ранних работ Гауди, дом Кальвет (Casa Calvet). Авторство Гауди бесспорно, но поверить довольно трудно: несмотря на интересные дверные ручки, лестницу и лифт, это наименее оригинальная из его построек. А заодно — ближайшая к перекрестку Гран-Виа-де-лаз-Кортс-Каталанас и улицы Байлен, на котором 7 июня 1926 года архитектора искромсал трамвай тридцатого маршрута. Если есть лишние полсотни евро, а лучше сотня, можно зайти в расположенный в здании одноименный ресторан, а потом рассказывать, что обедал в интерьере Гауди. И это будет почти правдой.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...