Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура и цивилизация. Термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими



Термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Ещё в античном Риме понятие «цивилизованный» использовали для обозначения человека «образованного», «воспитанного». Впервые слово «цивилизация» в просветительском понимании встречается в «Друге людей» Мирабо (1756) и обозначает достигнутый уровень развития на пути прогресса (социального, политического, технического и т.д.). В 1768 г. А.Фергюсон обозначил термином «цивилизация» в предложенной им периодизации истории человечества последнюю ступень исторического развития, идущую на смену дикости и варварству, что связано с введением земледелия и установлением частной собственности, закреплённой законом. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ И.Кант. В конце XIX века эти понятия противопоставили друг другу. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры», когда «воля к жизни победила волю к культуре». В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

А.Дж.Тойнби не считал цивилизацию упадком культуры, ее гибелью как Шпенглер. А.Тойнби не делает различия между понятиями «культура» «цивилизация» Причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими «жизненного порыва», который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации. П.Сорокин считал, что закат Европы лишь временный кризис. И.Хейзинга считал, что цивилизация и культура не противостоят друг другу и не сменяют друг друга, а сосуществуют. А.Вебер предложил считать цивилизацию лишь одним из факторов бытия, помимо которого есть ещё два фактора – культурный и социальный. В концепции К.Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. Л.Гумилёв считал цивилизацию второй стадией расцвета этноса. Один из классиков теории цивилизации Н.Элиас пишет о цивилизации как о понятии, выражающем «самосознание Запада. Можно было бы даже сказать – национальное самосознание. С его помощью пытаются охарактеризовать нечто важное для западного общества, то, чем оно гордится»

В культурологии нет единого понимания цивилизации. В основном, цивилизация понимается учеными в двух значениях:

Понимая цивилизацию как уровень развития человечества, американский антрополог Г.Чайлд выделил 10 признаков цивилизации:

  1. наличие городов,
  2. монументальные городские сооружения,
  3. налоги или дань,
  4. интенсивная экономика, в том числе торговля,
  5. выделение ремёсел,
  6. письменность,
  7. начатки науки,
  8. развитое искусство,
  9. привилегированные классы,
  10. государство.

К Клакхон выделил 3 признака цивилизации:

  1. города,
  2. монументальная архитектура,
  3. письменность

Существует множество показателей цивилизации: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т. п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

Тип цивилизации - методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1) общие фундаментальные черты духовной жизни;

2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;

3) взаимопереплетение культур;

4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

  1. природные сообщества (непрогрессивные формы существования);
  2. восточный тип цивилизации;
  3. западный тип цивилизации;
  4. современный тип цивилизации.

Взаимоотношения цивилизации и культуры двуплановы. В диахронической (горизонтальной) плоскости их соотнесения цивилизация является уровнем развития культуры, который пока остается высшим. В структурно-синхроническом (вертикальном) рассмотрении цивилизация является тем слоем культуры, в котором сосредоточены все способы организации общественной жизни: структура производственной деятельности и ее технико-технологическое оснащение, социально-управленческая деятельность и обслуживающие ее формы социологических исследований, репрессивная деятельность юридических учреждений, защищающая каждый тип организации общественной жизни, деятельность церкви и других религиозных учреждений, научно-познавательная, образовательно-коммуникативная, военная, медицинская деятельности, спортивная, организация досуга. Это означает, что цивилизация находится не вне культуры, а внутри нее, представляя собой систему обслуживающих культуру механизмов. Данное понимание взаимоотношений культуры и цивилизации можно изобразить схематически.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1495 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...