Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек как субъект культуры. Культура как смысловой мир человека



Любой индивид по отношению к культуре выступает одновременно в нескольких ипостасях:

  1. как «продукт» культуры, введённый в её ценности и нормы, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми;
  2. как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике, пользующийся языками и символами культурной коммуникации, знаниями, оценочными стандартами и т.п.;
  3. как «производитель» культуры, творчески порождающий новые культурные формы;
  4. как «транслятор» культуры, воспроизводящий культурные образцы в практических действиях и суждениях.

Субъект (лат. subjectus- лежащий внизу, находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект. Субъект культуры в культурологическом понимании - какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культурно-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной исторической эпохи. Однако человек может прожить долгую жизнь и совсем не заявить о себе как о субъекте культуры. Субъект культуры - это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности. Существенными отличиями человека культурного и субъекта культуры являются:

1. сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества, когда его поступки и действия определяются не только материально–природными зависимостями, но и осознанным выбором),

2. воспитанность (умение подчиняться не требованиям и указаниям, исходящим из сферы природных инстинктов, а из сферы сверхприродной, духовной. Сегодня определяющую роль в человеческой судьбе играют не физиологические, а культурные условия),

3. креативность (деятельность, имеющая творческий, креативный характер, направленная на трансформацию природного и надприродного миров; умение производить «культурный продукт», не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях).

Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре, включение в конкретную национальную культуру. Термин введён в 1948 М. Херсковицем. В узком смысле инкультурация обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребёнком; в широком смысле инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства; включает в себя процессы приобщения к данной культуре взрослых.

Культурная идентичность. Понятия «идентичность», «самоидентичность», «идентификация» и «самоидентификация» пришли в культурологию из психологии и социологии (от лат. identifico - «отождествляю»). В современном русском языке «идентификация» и «самоидентификация» обычно используются как синонимы. Э.Фромм считал потребность в самоидентичности одной из экзистенциальных потребностей человека (присущей любому человеку от рождения вне зависимости от того, где и как он проживает свою жизнь). Идентичность — результат идентификации, сочетающий определенность и схематизацию с выбором места для себя. Процесс идентификации отражает построение способов взаимосвязи индивида или культуры с внешним миром. Механизм идентификации состоит из следующих процессов: осмысление прошлого, наблюдение за настоящим и прогнозирование будущих изменений в культуре; анализ текущей ситуации, для того чтобы принять адекватное решение или построить систему поведения.

Этнокультурная идентичность — это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чувством индивидуальной самотождественности, т.е. отождествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устроения, прежде всего с конкретной культурной (этнической) традицией.

Возможна утрата индивидом идентичности, что находит выражение в таких болезненных явлениях, как: отчуждение, ощущение «разорванности бытия», деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и пр. Кризис индивидуальной идентичности часто свидетельствует о кризисе общественных систем.

Социальная адекватность – о дно из наиболее сложных состояний человека по отношению к обществу, в котором он живет и проявляет социальную активность. Основой социальной адекватности личности является определенный баланс между ее социальными амбициями (притязаниями), реальным представлением о собственной конкурентоспособности и собственно культурной компетентностью (т.е. знанием иерархии ценностей в данном обществе).

Культурная компетентность – специфическое состояние человека по отношению к обществу, во многом схожее с его социальной адекватностью, но в большей мере привязанное к действующей в обществе иерархии ценностей и параметрам социального опыта, воплощенным прежде всего в знаниях общегуманитарного характера. Понятие «культурная компетентность» означает прежде всего достаточную степень социализированности и инкультурированности индивида, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных, а отчасти и специализированных знаний, составляющих норму общесоциальной эрудированностичеловека в данной среде, сумму правил, образцов, законов, обычаев, запретов, этикетных установок и иных регуляторов поведения, вербальных и невербальных языков коммуникации, систему общепринятых символов, мировоззренческих оснований, идеологических и ценностных ориентации, непосредственных оце­нок, социальных и мифологических иерархий и т. п.

Образ жизни – с истемная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования. Как правило, в понятие «образ жизни» не включается специализированная производственная трудовая деятельность человека (хотя ее характер существенно влияет на параметры образа жизни). В образе жизни можно выделить такие параметры, как жизненный уклад (организационно-регулятивная составляющая), уровень жизни (характеристика объема и качества потребляемых социальных благ), стиль жизни (социально-эстетическая составляющая) и др.

Ментальность – д ушевный склад, душевный облик, типичный для людей данной культуры. Это психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов людей, преимущественно этнически и религиозно детерминированных (как показывают эмпирические исследования). Ментальности складываются исторически, как одна из адаптивных форм поведения, доведенного до такой степени автоматизма, что исполняется людь­ми почти что механически и нерефлективно.

Аккультурация (лат. acculturare от лат. ad - к и cultura - образование, развитие) - процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. Аккультурация представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть npeдставителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора). В процессе аккультурации в качестве культуры-донора и культуры-реципиента одновременно выступают обе (или больше) взаимодействующие культуры, хотя степень их влияния друг на друга может быть неодинаковой и, кроме того, представители одной культуры могут полностью принимать ценности другой, отвергать их либо подходить к ним селективно, избирательно.

В процессе аккультурации каждый человек одновременно вынужден решать две проблемы - сохранения своей культурной идентичности и включения в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию.

Ассимиляция — вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.

Сепарация — отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией.

Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой - отсутствие идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).

Интеграци я представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой. Интеграция может быть только добровольной, как со стороны меньшинства, так и со стороны большинства, поскольку представляет собой взаимное приспособление этих групп, признание обеими группами права каждой из них жить как культурно различным народам.

Еще недавно ученые считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 3856 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...