Весь окружающий нас мир - это мир культуры. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Культура создается человеком, но и сама оказывает существенное влияние на его духовный облик. Таким образом:
культура - многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
культура – это «возделанная» среда обитания людей (Демокрит считал культуру «второй натурой», т.е. второй природой), организованная посредством специфических человеческих способов деятельности и насыщенная продуктами этой деятельности.
культура – это преобразующая человека сила, способная изменить его в лучшую сторону, «обработать». Именно в таком контексте употребил этот термин Цицерон, говоря о философии как о культуре души («philosophia cultura animi est»).
Изучение культуры имеет давнюю традицию:
в рамках культуры эпохи Просвещения (XVIII в.) складывается историко-просветительский подход к определению культуры. Мыслители эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо, Гельвеций, Гердер, Лессинг, Гете, Шиллер, Гегель) видели свою задачу в таком философском обосновании статуса культуры, которое имело бы просветительски-воспитательное значение. В культуре видели воплощение могущества познающего разума, совокупности знаний и мастерства, определенный уровень образованности и воспитанности. Таким образом, Человек культурный – это человек, живущий в условиях определенной исторической и этнографической общности, это человек просвещенный, приобщенный к основам научного знания, образованный.
в ХVIII-XIX веках складывается и вторая традиционная линия трактовки культуры – историко-этнографическая. Археологические открытия, достижения этнографии выявилb возможности сравнительного анализа различных культур.
третьим вариантом традиционного подхода к трактовке культуры, сложившимся в середине ХIХ века, стал социально-деятельностный подход. Труды К. Маркса и Ф. Энгельса положили начало пониманию культуры как результата социально-значимой деятельности.
В конце ХIХ – начале ХХ века в понимание культуры включается постижение иррациональных, бессознательных процессов, стихийности и хаотичности социальных явлений, индивидуально-неповторимого и самобытного. Психоаналитический подход к пониманию культуры опирался на признание наличия в человеческой природе глубинной структуры «оно» - неосознанных импульсов, влечений и комплексов и их «сублимации» – переноса, вытеснения. Именно эта сублимация, без которой невозможно формирование «Я», лежит в основе культуры, оправдывает ее необходимость и объясняет богатство ее проявлений и форм. Культура и есть преобразование первичных разрушительных и агрессивных инстинктов в энергии господства над природой. Сфера культуры, по З. Фрейду, это сфера «сверх-Я», сфера необходимых запретов и цементирующих человеческое общество основ. Идеи З. Фрейда получили развитие в философии К-Г. Юнга и Э. Фромма. К-Г. Юнг дополнил позицию З. Фрейда положение о «коллективном бессознательном». Это врожденные возможности представления, априорные идем, идеалы, регулирующие принципы. Повторяющиеся фигуры коллективного бессознательного Юнг назвал «архетипами».
Э. Фромм считает доминантой культуры определенность жизненной установки человека, его стремление к продуктивной самореализации, выводящей из сферы «низших потребностей», банальности существования, характерной для современного индустриального общества. Ориентация на «быть», а не «иметь».
Теория Ф. Ницше формирует основы образно-мифологической трактовки культуры. Ницше говорит о двух основных началах человеческой натуры, давших жизнь культуре и искусству. Это – аполлоновское начало, воплощающее порядок, ясность, гармоническую стройность, структурированность и чистоту формы. Ему противостоит начало дионисийское – безудержный порыв. Гармония вихря, буйство, темный поток опьянения и безумства.
Важную роль сыграли в русской философии и русской культуре идеи Н. А. Бердяева. Это было поворотом к экзистенциональному пониманию культуры. Бердяев обратил внимание на личностный характер культуры. Вне человека, обладающего правом на духовную свободу и независимость от общества, культуры нет. Основные ценности культуры – это свобода, личное достоинство, творчество, духовность. Культура – это экзистенция, сущность, явленная в конкретике индивидуального существования.
Хайдеггер рассматривает включенность явлений культуры в саму экзистенциальную структуру бытия. Язык, мир вещей и техника – не просто средства, орудия, это знак бездонности присутствия человека в бытии, знак тайны.
Й. Хейзинга считает воплощением сущности человека и истоком культуры игру. Игра – свободная деятельность, структурирующая реальность, рождающая порядок. Игра рождает такие важнейшие формы культуры, как ритуалы и праздники, создает для общения в процессе игры язык. Наиболее чистый вариант игры как сути культуры демонстрирует искусство.
Семиотический подход к пониманию культуры представлен прежде всего работами Р. Барта. Р. Барт рассматривает всю культуру как текст. Знаковая реальность – реальность культуры – предзадана человеку, она может быть рассмотрена как «миф» или как «письмо», не имеющее «автора», как устойчивая семиотическая структура. Семиотический подход к определению культуры составил теоретическую основу разработок тартуской школы (Ю. Лотман).
Деятельностный подход (Э. Маркарян) определял культуру как специфически человеческий способ деятельности, а М.С. Каган рассмотрел человеческую деятельность, лежащую в основе культуры как систему.
Личностный подход к определению культуры доминирует в работах Л.Н. Когана, В. М. Межуева, Э.В. Соколова. Культура как воплощение сущностных сил человека, культура как способ социально-исторического бытия личности. На первый план выходят вопросы связанные с ролью культуры в жизни человека, о личностно формирующих возможностях культуры.
Ценностный подход, определение культуры как системы духовных ценностей прослеживается в работах Н. Чавчавадзе, З. Какабадзе, Л.Н. Столовича.
М.М. Бахтин говорит о культуре как о диалоге, встрече смыслов, об изменении смысла в зависимости от контекста. Он выделяет три сферы культуры: наука (необходимое для освоение мира познание), живая событийная реальность (сфера поступка, морали, практическое поведения) и эстетическая деятельность (искусство обладающее способностью ценностного уплотнения и оформления «события бытия»). В самой форме явлении культуры заключена энергия авторства.
Сложность предмета культурологии, а также ее богатые межпредметные связи с другими науками привели к разнообразию методов, используемых в ней для изучения феномена культуры во всех аспектах. Именно различие методологических основ и обусловливает наличие разных подходов. Можно выделить следующие основные группы подходов.
Генетический подход. Здесь культура понимается с точки зрения ее возникновения и развития. Этот подход позволяет проследить развитие культуры от момента возникновения и до настоящего времени.
Компаративный подход. С помощью данного подхода можно провести сравнительно-исторический анализ разных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.
Согласно отечественной традиции XX в., изучение культуры происходило в рамках философской мысли, которая стремилась выработать системный подход к анализу культуры как социального явления. В итоге перед нами философское обоснование культуры, когда ее сущность рассматривается как универсальное свойство общества.
Деятельностный подход. В рамках этого подхода в России возникло два направления. Представители первого направления (Н. В. Злобин, П. Д. Коган) считают, что культура является процессом творческой деятельности. В ходе этого процесса происходит духовное обогащение общества и самосознания человека как субъекта культурно-исторического процесса. Его сторонники говорят, что культура – это второе, творческое, рождение человека. Представители второго направления(Э. С. Маркарян, «Сущность культуры», Ю. А. Жданов, В. Е. Давыдович и др.) видят в культуре особый способ деятельности. «Культура есть процесс и результат человеческой деятельности. Он выступает определенной основой для исследования и локальных, и исторических типов культур и для соотношения культуры и цивилизации» (Э. С. Маркарян).
Изучение вопроса «культура и ценности» требует других методологических основ, и здесь используется аксиологический подход. Культура включает в себя те способы, с помощью которых человек утверждает свое существование в мире. Цель культурной деятельности – сохранение homo sapiens, эта цель определяет и главную ценность – человека. Таким образом, человек и человеческий род выступают в этом подходе абсолютной культурной ценностью.
Бытийный подход. Этот подход понимает культуру как объективное явление, связанное с функционированием социальной системы. Именно культура наделяет общественное объединение системным качеством. Но именно благодаря обществу культура приобретает состояние актуального бытия. Нет общества – нет культуры, нет культуры – нет общества. Именно это обстоятельство и дает основание для разделения культуры на материальную и духовную. Материальная культура представляет технологическую сторону бытия и соответствует экономической подсистеме. Духовная культура соответствует идеологической подсистеме.
Антропологический подход. Его формирование началось в трудах ранних эволюционистов (Г. Спенсер, Э. Б. Тайлор «Первобытная культура»). Для эволюционистов характерна абсолютизация непрерывности процессов. В рамках антропологического подхода сформировался культурно-антропологический подход. Он представлен трудами Б. К. Малиновского, К. Леви-Стросса, Э. Фромма. В рамках культурно-антропологического подхода сформировался ряд направлений: структурализм, функционализм и некоторые другие. Малиновский изложил следующие положения функционализма:
1) каждая культура представляет собой целостность;
2) каждое общество, обычай или обряд, поклонение или верование выполняют важную функцию для культуры;
3) для сохранения культуры каждый ее элемент является незаменимым.
В современной западной культурологии получил распространение социологический подход ( П. А. Сорокин). Цель данного подхода – применение системного анализа культуры путем сопоставления ее с другими социальными явлениями. Здесь понятие культуры охватывает не всю жизнь общества.
Структуралистский подход. Его представители: К. Леви-Стросс, М. Фуко. Согласно данному подходу главный вопрос культурологии – изучение перехода от природы к культуре и использование теории структурной лингвистики.
Игровой подход. Представители: Й. Хейзинга, С. Лем и многие другие. Согласно этому подходу культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается. И даже те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, такие как охота, в архаическом обществе стремятся найти для себя форму игры. Общинная жизнь облекается в покровы надбиологических форм, которые придают ей высшую ценность через игру. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира. Й. Хейзинга отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории. Игровая природа культуры проявляется во многих стадиях культуры: в поэзии, мифах, обрядах. Мнение Й. Хейзинги о культуре как игре оказало влияние на культурологию. С. Лем выдвинул модель культуры-игры. С его точки зрения, культура имеет свободное пространство в отношении природы. Согласно ему различие цивилизаций обусловлено тем, что культура и природа «играют». Кроме того, следует учитывать, что природа выступает как «арена возмущения». Именно игровой характер культуры позволяет человеку выработать модели своего поведения, чтобы выжить.
Регулятивный подход в интерпретации культуры рассматривает культуру как совокупность социальных институтов, связующих ценностную систему. При этом подходе остается неразрешимой проблема личности. Личность существует внутри социальной системы, которая поглощает ее свободу, регулирует право выбора ценностных ориентиров.
Семиотический или знаковый подход. Его представители – Э. Кассирер, Ю. М. Лотман («Культура и взрыв»). Культура рассматривается как символическая система. В трудах представителей этого подхода делается акцент на знаковое толкование культуры.
Биосферный подход. Если рассматривать нашу планету как целостную систему, то правомерна попытка понять культуру с биосферной точки зрения. Конрад Лоренц в своей книге «По ту сторону зеркала» заявляет, что субъектом эволюции является целостная система. Более сложные системы обладают свойствами, несводимыми со свойствами систем, из которых они состоят.
Диалоговый метод. Этот метод берет свое начало от Сократа. Сторонники его утверждают идею не только уникальности культур, но и принципа их взаимодействия. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных (прошлых, настоящих и будущих) культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур. В. С. Библер считал, что время общения культур – это настоящее, конкретная форма такого общения – это произведение. «Произведение – это форма общения индивидов в горизонте общения личностей, форма общения личностей как различных культур». С. Библер понимает произведение как феномен культуры и культуру как сферу произведения.
Синергетический подход. Суть его в возможности понять единство современного мира. Основные понятия синергетики – неустойчивость, линейность и нелинейность, хаос и детерминированный хаос. Эти понятия лежат в основе синергетической парадигмы.
Категории культурологии - наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях; сущностные свойства культуры. В числе наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии могут быть названы:
Фундаментальные принципы и концепции бытия культуры изучает онтология культуры.
культурные объекты (культурные черты, артефакты, культурные композиции, конфигурации и системы и т.д.).
К объектам культуры относятся дискретные (локализованные в своих внешних формах), выделяемые на фоне окружения и обладающие иными отличительными чертами, позволяющими их идентифицировать:
– продукты, способы и процессы человеческой деятельности (это материальные объекты, предметы обихода, одежда, дома; искусственно преобразованные территории – города, окультуренные земли; «культурные тексты». Стремления, отношения, критерии, технологии. Организационно-регулятивная деятельность, производственная деятельность, коммуникативная деятельность, рекреативная деятельность);
– устойчивые социальные группы людей, специфичные своими своеобразными культурными чертами, которые обычно называются локальными культурами (этнические и полиэтнические культурные образования: культуры наций, этносов, национальных государств, автономий; экстратерриториальные культурные образования, формирующиеся по социально-функциональным и идеологическим принципам: культуры социальных классов, сословий, каст, конфессий, общественных групп и др.)
– культурно-исторические эпохи (стадии, эпохи и периоды) и отдельные личности как представители тех или иных культур (Личность – носитель социально-типического опыта, совокупность нормативных статусов, ролей и т.п. Индивидуальность – единичное и уникальное соединение элементов социального опыта, творческая способность индивида к интерпретации, проецированию себя во вне).
Внешними признаками проявления культурных объектов являются культурные черты. Культурные черты связаны:
– со сферой порождения и предназначения культурного объекта;
– с типом динамики происходящих с объектом изменений;
– с типологией мироощущения, в рамках которого был создан объект;
– с языком представленности объекта;
– с возможностью изучения объекта по аналогии;
– с социальной репрезентативностью объекта
Культурные формы – совокупность наблюдаемы признаков и черт культурного объекта (явления), отражающие его утилитарные и символические функции, на основании которых происходит его идентификация.
Понятие культурная форма касается не только материальных продуктов человеческой деятельности (вещи, сооружения и т.п.), но и продуктов духовного производства (идеи, знания, художественные произведения и т.п.) и включает в себя как признаки результата (культурного продукта), так и технологии его достижения.
Культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры и т.п.). Например, двумя неразрывно связанными процессами являются антропогенез (формирование человека разумного) и культурогенез (формирование антропогенной системы);
Культурные свойства (функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность и пр.);
Культурные функции (см. п. 2);
Культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм и др.);
Культурные значения (культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии, герменевтика культуры);
Культурные обозначения (знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имидж, культурные тексты и коды, культурная семантика в целом);
Культурные ценности (духовные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, социальные блага и пр.); Ценности – это материальные или идеальные предметы, которые нужны и полезны человеку с точки зрения удовлетворения его потребностей. Культурная ценность не является ни обязательной к исполнению нормой, ни теоретически преследуемым идеалом. Она, скорее, некоторый «резерв» уже обретенного и накопленного социального опыта, лежащий в основе исторической и социальной устойчивости данной культуры.
В рамках археолого-искусствоведческого подхода к проблеме под культурными ценностями имеют ввиду сумму наиболее выдающихся по своему качеству произведений (шедевров) интеллектуального, художественного и религиозного творчества (выдающиеся архитектурные и иные сооружения, уникальные произведения ремесла, а также весь набор археологических и отчасти этнографических раритетов в силу их древности и уникальности каждого экземпляра)
В рамках культурологического подхода под культурными ценностями понимают квинтэссенцию социального опыта общества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации и т. п.
Типология ценностей:
- по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические)
- по роли в жизни человека (терминальные – цели, инструментальные – средства)
- по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие)
- по актуальным потребностям индивида.
Культурные нормы (образцы, правила, стандарты, каноны, традиции, мораль, этика, эстетика, стиль, мода, нормативность функциональных проявлений: культура труда и потребления, быта и досуга, общения и взаимодействия и т.п.); Культурные нормы – это правила поведения и жизнедеятельности людей и их принципы; категория, отражающая законы и стандарты социального бытия людей.
Типология норм:
- институциональные нормы представляют собой систему разрешений и запретов на совершение каких-либо действий или высказывание каких-либо суждений, оценок и т. п. Чаще всего эти нормы зафиксированы в каких-то официальных документах (политических, юридических, религиозных и иных).
- к этнографическим нормам можно отнести складывающимися стихийно в виде массового обычая поступать так, а не иначе, оценивать и осмысливать нечто в этом ракурсе, а не в каком-то другом. Они почти не отличимы от иных этнографических правил, обычаев, образцов.
- конвенциональными являются нормы, рожденными в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона.
- эталонные нормы -специально созданные в качестве образца для подражания.
Культурные традиции– в сфере обыденной культуры это основные накопители и трансляторы стандартизированного социального опыта сообщества. Фактически традиции — это аналог «культурных текстов», только существующих в устной форме и аккумулирующих в себе всю совокупность норм и образцов социально рекомендуемого поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы.
Традиции касаются в основном практико-действенной области жизни людей (как прагматической, так и культовой) и в меньшей мере затрагивают интеллектуально-образную сферу их бытия.В целом основная «зона компетенции» традиций — это регуляция межличностных и отчасти межгрупповых отношений, а также трансляция социального опыта.
Обычаи – с умма регулятивных норм и стереотипов бытового поведения людей, совокупность которых, наряду с нравами и ментальностями составляет их образ жизни. Обычаи касаются по преимуществу практико-поведенческой стороны жизни людей и сравнительно редко затрагивают интеллектуально-образную сферу их бытия, хотя, безусловно, тесно с ней связаны.
Нравы – п онятие, близкое к «обычаям», однако регулирующее не столько поведенческую сторону обыденной культуры членов сообщества, сколько их обыденный уровень нравственности, ценностные ориентации, образы миропонимания и интерпретации окружающей действительности, нормы и правила человеческих отношений и т. п.
Культурная среда (искусственная предметно-пространственная среда жизнедеятельности — окультуренные территории, населенные пункты, постройки, сооружения, помещения, вещи и иные материальные продукты деятельности, а также социально-информационная среда взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей);
Субъекты культуры и их устойчивые коллективы (личности, семьи, родственные кланы, социально-функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество);
Процессы и результаты усвоения культуры индивидами (социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, социокультурная адекватность и девиантность и пр.); см. п. 6.
Культурная мотивация (индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация, целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, самоидентификация, социальные роли и функции личности, статус, престижность, «коллективное бессознательное» и т.п.); культурообусловленное поведение и сознание людей (технологии целеполагаюшей деятельности и взаимодействия, церемониальное поведение, обряды и ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество и инноватика, образ жизни и досуг, миропредставления, мифология и верования, ментальное, архетипы сознания и пр.);
Культурные институты (культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т.п.);
2. Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах; совокупность наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.
Главная функция культуры — человекотворческая (гуманистическая). Культура призвана формировать человека, "культурную модель" личности. Гуманистическая функция культуры пpoявляется в единстве процессов социализации и индивидуализации личности.
Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая благоприятные возможности для его познания и освоения.
Ценностная (аксиологическая) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
Творческая функция. Основная функция культуры – быть средством творческого создания артефактов. Артефакты – это продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления (артефакт – от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Мир артефактов – это искусственная среда человека, «вторая природа», удовлетворяющая самые различные потребности людей. Человек с помощью культуры творит ценности.
Знаковая (семиотическая) функция. Мир культуры – это не только мир ценностей, но и знаков, мир символов. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры, так как артефакты сообщают информацию не только о себе, о своей значимости и ценности, но и имеют дополнительные значения и смыслы, то есть являются знаками или символами.
Информационная функция. Её нередко называют функцией трансляции (передачи) социального опыта или функцией исторической преемственности. Культура – носитель социальной информации, которая сохраняется и накапливается в обществе. Основными носителями информации являются знаки. Уровень овладения культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили содержащуюся в разнообразных знаках информацию и придерживаемся программ поведения, предписанных культурой. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма)[1]
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Функция социализации. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Этот процесс полезен и обществу, сохранению сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации.
Коммуникативная функция. Культура не только накапливает и хранит информацию, – это поле человеческого общения, она связывает, объединяет людей. Актуальная информация благодаря культуре постоянно циркулирует в обществе, осуществляя передачу опыта и знаний. Культура формирует условия и средства человеческого общения.
Интегративная функция. Благодаря коммуникации и наличию общечеловеческих ценностей культура объединяет отдельных людей, социальные группы, народы и государства. У людей формируется чувство принадлежности к культурной общности. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.
Адаптивная функция культуры. Информационно-коммуникативные возможности культуры позволяют ей обеспечивать приспособление человека к окружающей среде. Но в отличие от животных человек одновременно приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями
Дисфункции культуры. Дисфункции культуры – это ее негативные воздействия на природу, общество и человека. Реальное функционирование культуры дает не только решение той или иной задачи, но и порождает множество побочных эффектов, которые не были предусмотрены, а нередко и не могли быть предусмотрены, творцами культуры. Эти эффекты могут иметь пагубные последствия. Во всякой культуре есть не только ценности и идеалы, но и антиценности и антиидеалы. Один из парадоксов современной культуры состоит в том, что масса контактов вместе с тем предполагает дефицит общения. Интегративная функция культуры также имеет противоречивый характер: культурные различия порой затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. «Мы» и «они», «свои» и «чужие» – это реальности жизни, они порождают вражду и нередко военные столкновения. Современная цивилизация предпринимает большие усилия для социализации молодых, но делает это нередко за счет пожилых людей, социализации которых не уделяется должного внимания. Сплошь и рядом, то, что является функциональным по отношению к потребностям и целям одних социальных групп людей, будет дисфункциональным для других. Например, рок-музыка является функциональной по отношению к потребностям современной молодежи и дисфункциональной по отношению к старшему поколению, воспитанному на других образцах музыкальной культуры. Телевизионная реклама функциональна по отношению к интересам коммерческих кругов и дисфункциональна по отношению к большинству телезрителей, сознанием которых она манипулирует и т.д.
Кроме названных выше функций, можно отметить и другие функции культуры более частного характера:
studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования(0.011 с)...