Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

От автора 7 страница. Хочется вспомнить Виталия ЛАЗАРЕНКО (1890–1939)



* * *

Хочется вспомнить Виталия ЛАЗАРЕНКО (1890–1939). Памятник ему – почти напротив могилы Юрия Олеши. Увы, не будет преувеличением сказать, что сегодня имя Лазаренко неизвестно практически никому. А меж тем это был большой цирковой артист, на выступления которого собирались полные залы не только в Союзе, но и по всему миру.

* * *

Обелиск Георгию ЧИЧЕРИНУ (1872–1936), первому Народному комиссару иностранных дел СССР. Родственник знаменитого царского премьер‑министра Столыпина, Чичерин вовремя ушел в отставку и сумел умереть своей смертью. Учитывая почти поголовные репрессии среди высшего руководства страны в середине тридцатых, уже это можно считать большой удачей.

Квартира Чичерина находилась в доме военачальников в Старопесковском переулке, где вместе с ним квартиры получили многие генералы. Среди соседей дипломата был Виталий Примаков, второй муж Лили Брик. Так получилось, что новое жилье Примакова располагалось на втором этаже, а квартира Чичерина – на четвертом. Лифта в доме не было, и главный советский дипломат предложил Примакову и Брик поменяться. Лиля Юрьевна категорически отказалась, сказав, что тоже не испытывает большого желания подниматься пешком на четвертый этаж.

Наступило лето, и обладатели завидной квартиры уехали отдыхать на юг. Когда жильцы вернулись и попытались вставить ключ в замок, то обнаружили, что войти в квартиру невозможно. Домоуправ, к которому они обратились, сообщил, что «в связи с государственной необходимостью» отныне их квартира находится на 4 этаже.

Когда Примаков с Брик поднялись, то увидели, что вся их обстановка, включая пепельницу с оставленной в ней сигаретой, перенесена в новую квартиру, ранее принадлежавшую Чичерину. А сам нарком благополучно перебрался на второй этаж.

* * *

А вот могила «Товарища феномена» – именно эти слова выбиты на памятнике Марии АНДРЕЕВОЙ (1868–1953), гражданской спутницы Максима Горького. Так Андрееву называл Владимир Ленин.

В начале прошлого века в Художественном театре было две «крайне необходимые» актрисы – Ольга Леонардовна Книппер, жена Чехова, и Мария Федоровна Андреева, считавшаяся женой Горького, при том, что на самом деле они никогда не расписывались. Театр дорожил Книппер и Андреевой, так как ради них главные драматурги страны приносили свои пьесы именно Станиславскому.

«Андреева» – это псевдоним, который Мария Федоровна взяла по фамилии своего мужа. Вернувшись в Москву, в 1894 году актриса вышла на сцену в одном спектакле вместе с самим Станиславским. Тогда‑то и началась ее дружба с основателем Художественного театра, в котором она прослужит семь блистательных лет. Ну а затем свою жизнь Андреева решит посвятить Горькому, который был тронут ее игрой в «На дне».

При этом Мария Федоровна была не только хорошей актрисой, но и выдающейся красавицей. Как не вспомнить ее портрет работы Ильи Репина. Великий художник изобразил на полотне одну Андрееву, хотя в те дни вместе с ней у него гостил и Максим Горький.

Мария Федоровна официально оставила мужа (хотя и до этого ее роман с Саввой Морозовым не был ни для кого секретом) и перебралась жить в квартиру Горького.

Как мне рассказала внучка писателя Марфа Пешкова, Андреева была не чужда интриг. Решала, кого допустить до Горького, а кого – нет. К тому же большие суммы денег, которые перечислялись писателю в Италии, отправляла своему сыну, Юрию Желябужскому. Когда обо всем стало известно Алексею Максимовичу, тот потребовал, чтобы Андреева оставила его дом.

По возвращении писателя в Москву Мария Федоровна просила, чтобы ее пропустили к Горькому. Этого не случилось: сам писатель говорил, что примет кого угодно, только не Андрееву.

В конце жизни актриса работала директором Дома ученых. Марфа Пешкова навещала бывшую подругу своего деда. Та с благодарностью принимала помощь.

* * *

А мы тем временем подошли к памятнику, на котором не указаны даты жизни. На Новодевичьем два таких «секретных» захоронения. Первое – это плита Осипа Брика. А второе надгробие – могила самого известного министра культуры Советского Союза Екатерины ФУРЦЕВОЙ (1910–1974).

Почему под горельефом работы скульптора Льва Кербеля не указано ни одной цифры? Это, как мне рассказывала дочь Фурцевой Светлана, было личным пожеланием самой Екатерины Алексеевны. Когда она бывала на чьих‑то похоронах, а по долгу службы это происходило довольно часто, то говорила, вернувшись домой: «Ну для чего на памятниках у женщин пишут годы? Да еще и фотографию ставят! Все же сразу начинают высчитывать ее возраст!»

Правда, возле имени Матрены Николаевны (1890–1972), матери министра, первой из Фурцевых оказавшейся на Новодевичьем, даты стоят.

Впрочем, и в отношении самой Фурцевой для всей страны не было секретом, что министр успела отпраздновать свой 63‑й день рождения. Но ее волю услышали: на Новодевичьем кладбище на надгробии бывшего 1‑го секретаря МГК КПСС, затем секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС, министра культуры СССР выбито просто три слова: «Екатерина Алексеевна ФУРЦЕВА».

Панихида проходила на сцене Художественного театра на Тверском бульваре, проститься с министром пришла, казалось, вся Москва. Конечно же всех волновала причина неожиданного ухода Екатерины Алексеевны из жизни. Официально Фурцева умерла “из‑за острой сердечной недостаточности”. Но самой распространенной версией было самоубийство.

Единственная дочь министра, любимая и отдалившаяся от нее в последние годы, Светлана категорически протестовала против разговоров о добровольном уходе матери из жизни.

Светлана Петровна тоже успеет отметить лишь 63 дня рождения. Она была серьезно больна, но не придавала лечению болезни должного внимания. Посему и ее уход тоже стал отчасти осознанным. В 2005 году на белоснежном надгробии Фурцевых добавилось еще три слова – «Светлана Петровна Фурцева». Возле них тоже не проставлены даты…

* * *

А перед этим памятником в советские годы всегда было многолюдно: возле него принимали в октябрята, в пионеры, в комсомол. Здесь похоронена Зоя КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ (1923–1941) – первая женщина, ставшая Героем Советского Союза.

Зоя погибла и была похоронена в районе села Петрищево. Сохранились воспоминания очевидцев страшной казни:

«До самой виселицы вели её под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Довели до виселицы. Вокруг виселицы было много немцев и гражданских. Подвели к виселице, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали её фотографировать… При ней была сумка с бутылками. Она крикнула: “Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть – это моё достижение”. После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на неё. Затем она сказала: “Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен”. Офицер злобно заорал: “Русь!” “Советский Союз непобедим и не будет побеждён”, – всё это она говорила в момент, когда её фотографировали… Потом подставили ящик. Она без всякой команды стала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: “Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят”. Это она сказала уже с петлёй на шее. Она хотела ещё что‑то сказать, но в этот момент ящик убрали из‑под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам. После этого все разошлись».

Первой о подвиге Зои Космодемьянской написала «Правда», очерк назывался «Таня» – именно этим именем назвалась юная героиня.

О жизни и подвиге Зои Космодемьянской издавались книги; стихи героине посвящали Маргарита Алигер, Агния Барто, Роберт Рождественский; рождались оперы и балеты; снимались фильмы.

Мама Зои, Любовь Тимофеевна, написала о дочери и сыне, тоже ставшем Героем, книгу воспоминаний – «Повесть о Зое и Шуре».

Строки, как мать узнала о судьбе дочери, невозможно спокойно читать и сейчас, даже спустя столько лет:

«Однажды – это было в конце января – я возвращалась домой поздно. Как часто бывает, когда очень устанешь, машинально слушала обрывки разговоров. В этот вечер на улице то и дело слышалось:

– Читали сегодня “Правду”?

– Читали статью Лидова?

И в трамвае молодая женщина с огромными глазами на исхудалом лице говорила своему спутнику:

– Какая потрясающая статья!.. Какая девушка!..

Я поняла, что в газете сегодня что‑то необычное.

– Шурик, – сказала я Дома, – ты читал сегодня “Правду”? Говорят, там очень интересная статья.

– Да, – сдержанно ответил Шура, не глядя на меня.

– О чем же?

– О молодой партизанке Тане. Ее повесили гитлеровцы.

В комнате было холодно, мы привыкли к этому. Но тут мне показалось, что и внутри у меня все похолодело и сжалось. “Тоже чья‑то девочка, – подумалось мне. – И ее ждут дома, и о ней тревожатся…”

Позже я услышала радио. Сообщения о боях, вести с трудового фронта. И вдруг диктор сказал:

– Передаем статью Лидова “Таня”, напечатанную в “Правде” сегодня, двадцать седьмого января.

Скорбный и гневный голос стал рассказывать о том, как в первых числах декабря в селе Петрищеве фашисты казнили партизанку‑комсомолку по имени Таня.

– Мама, – вдруг сказал Шура, – можно, я выключу? Мне завтра рано вставать.

Я удивилась: Шура всегда спал крепко, обычно ему не мешали ни громкий разговор, ни радио. Мне хотелось дослушать, но я выключила громкоговоритель, сказав только: “Ну что ж, спи…”

Назавтра я пошла в райком комсомола: может быть, там что‑нибудь знают о Зое?

– Задание секретное, писем может не быть еще долго, – сказал мне секретарь райкома.

Прошло еще несколько томительных, нескончаемых дней, и 7 февраля – это число я запомнила навсегда, – вернувшись домой, я нашла на столе записку: “Мамочка, тебя просили зайти в райком ВЛКСМ”.

“Наконец‑то! – подумала я. – Конечно, какое‑нибудь известие от Зои, может быть, письмо!” Я мчалась в райком как на крыльях. Вечер был темный, ветреный, трамваи не шли, но я почти бежала, спотыкалась, скользила, падала и снова бежала, и ни одной сторонней горькой мысли не было у меня – я не ждала никаких плохих вестей, я только хотела узнать: когда я увижу Зою? Скоро ли она вернется?

– Вы разминулись. Идите обратно домой, к вам поехали из МК комсомола, – сказали мне в райкоме. “Скорее, скорее узнать, когда приедет Зоя!” И я не пошла, а побежала домой.

Я распахнула дверь и остановилась на пороге. Из‑за стола навстречу мне поднялись двое: заведующий Тимирязевским отделом народного образования и незнакомый молодой человек с серьезным, чуть напряженным лицом. Изо рта у него шел пар: в комнате было холодно, никто не снял пальто. Шура стоял у окна. Я посмотрела на его лицо, глаза наши встретились, и вдруг я все поняла… Он рванулся ко мне, что‑то опрокинув по дороге, а я не могла двинуться, ноги словно приросли к полу.

– Любовь Тимофеевна, вы читали в “Правде” о Тане? – услышала я. – Это ваша Зоя… На днях мы поедем в Петрищево.

Я опустилась на пододвинутый кем‑то стул. У меня не было ни слез, ни дыхания. Хотелось только скорее остаться одной, и в мозгу стучало одно только слово: “Погибла… погибла…”

Шура уложил меня в кровать и всю ночь просидел рядом. Он не плакал. Он смотрел перед собой сухими глазами и крепко сжимал обеими руками мою руку.

– Шура… как же мы теперь? – сказала я наконец.

И тут Шура рухнул на постель и громко, отчаянно разрыдался.

– Я давно уже знаю… все знаю, – глухо, сдавленно повторял он. – Ведь тогда в “Правде” была фотография… с веревкой на шее… Имя другое… Но я понял, что это она… я знал, что это она… Я не хотел тебе говорить… думал – может, ошибся… Уверял себя, что ошибся. Не хотел верить. Но я знал… я знал… я знал…

– Покажи, – сказала я.

– Нет! – ответил он сквозь слезы.

– Шура, – сказала я, – мне еще многое предстоит. Мне предстоит увидеть ее. Я прошу тебя…

Шура вытащил из внутреннего кармана пиджака свою записную книжку; к чистой странице был приклеен четырехугольник, вырезанный из газеты. И я увидела ее лицо – родное, милое, страдальчески застывшее…»

Здесь же, на Новодевичьем, Лидия Тимофеевна встретила однажды мужчину в форме. Тот представился: «Петр Лидов». Так началась дружба матери Зои с автором первой статьи о ее дочери. После войны, обещал Лидов, он обязательно напишет большую книгу о Зое.

А потом, за несколько месяцев до окончания войны, Лидия Тимофеевна получила письмо от сына, который был на фронте: «Мама, мама, Петр Лидов погиб! Мама, как это страшно, что он погиб так незадолго до победы! Накануне победы погибать – это так обидно».

А за три недели до Дня Победы не стало и брата Зои…

В постсоветские годы образ Космодемьянской пытались очернить, но в народной памяти Зоя все равно остается героиней, на могиле которой и сегодня свежие цветы.

На черном мраморе высечены слова Николая Островского – слова, которые Зоя когда‑то, как девиз, как завет, вписала в свою записную книжку и которые она оправдала своей короткой жизнью и своей смертью: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

Сегодня на Новодевичьем похоронен и Александр КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ (1925–1945), тоже посмертно награжденный званием Героя Советского Союза. Здесь же обрела последний приют и Любовь Тимофеевна (1900–1978), которой выпало пережить своих детей.

* * *

Напротив Зои похоронен Николай БУЛГАНИН (1895–1975), после смерти Сталина ставший министром обороны Советского Союза. Будучи гражданским – и по образованию, и по складу характера – Булганин носил звание Маршала Советского Союза. Правда, в военной среде всерьез никто маршальские звезды на погонах Булганина не воспринимал. Когда он прилетел с инспекцией в военный округ, которым командовал Жуков, то с удивлением не обнаружил среди встречающих самого Георгия Константиновича. Зато на летном поле стоял адъютант Жукова, который обратился к Булганину со словами: «Маршал Жуков просил передать, что штатских он принимает по четвергам». Булганин тут же развернулся и улетел обратно в Москву.

В течение трех лет Булганин возглавлял Совет министров СССР. Галина Вишневская, за которой он пытался ухаживать, рассказывала, что Булганина между собой называли не иначе как «Николай Третий». Считалось, что с последним российским Государем нового премьер‑министра объединяют не только одинаковые имя‑отчество и внешность, но и либеральные взгляды.

Знакомство великой певицы и руководителя правительства началось в Югославии, затем продолжилось на правительственной даче, куда Вишневскую пригласили на юбилей нового вождя. Ну а затем Булганин начал откровенно ухаживать, не обращая ни малейшего внимания на то, что Галина Павловна только что вышла замуж за Мстислава Ростроповича, о чем конечно же был осведомлен.

Вишневская детально описала поведение оказавшегося на вершине власти «Николая Третьего»:

«К вечеру звонок из Кремля:

– Галя, это Николай Александрович, здравствуйте.

Я уже понимаю всю серьезность ситуации, но стараюсь создать легкую, ни к чему не обязывающую атмосферу, a потому забираю сразу с высокой ноты:

– Ах, здравствуйте, Николай Александрович! Какие дивные цветы, спасибо!

– Это я вас должен благодарить, я был счастлив видеть вас вчера у меня дома. Не хотите ли со мной поужинать, я буду сегодня в городе?

И разговаривает со мной так, как будто никакого мужа у меня и нету! Я еще пытаюсь все перевести просто на светскую болтовню, но голос на другом конце провода, серьезный и спокойный, не собирается включаться в мою тональность. Начинаю мямлить:

– У меня вечером репетиция в театре… кончится поздно…

– Это неважно. Я подожду.

Тогда я со “святой простотой” подключаюсь:

– Ах, как чудно, спасибо! Мы приедем.

На том конце провода длинная пауза… Затем:

– Так я за вами пришлю машину.

И вот в нашей узкой улице останавливаются три черных ЗИЛа: в первом и третьем охрана, в среднем – сам наш новый хозяин – Булганин. Видно, таким демонстративно открытым своим появлением он сразу захотел расставить фигуры в будущей игре: что, мол, дело серьезное и шуточками от него не отделаешься. Из окон домов люди выглядывают: честь какая нашей улице – сам глава правительства объявился. И начались с того дня чуть ли не ежедневные приглашения – то к нему на дачу, то в его московскую квартиру. И, конечно, бесконечные «возлияния». Николай Александрович пил много, заставлял и Славу, да тот и без уговоров со злости хватал лишнего. Бывало, охмелеют оба, старик упрется в меня глазами, как бык, и начинается:

– Да, обскакал ты меня…

– Да вроде бы так.

– А ты ее любишь?

– Очень люблю, Николай Александрович.

– Нет, ты мне скажи, как ты ее любишь? Эх ты, мальчишка! Разве ты можешь понимать, что такое любовь! Вот я ее люблю, это моя лебединая песня… Ну, ничего, по дождем, мы ждать умеем, приучены…

А я сижу между ними и слушаю. Он как будто не признавал за Славой никаких прав на меня, и все наши попойки заканчивались его объяснениями моему мужу, как он меня любит, что я его лебединая песня и что, о чем бы я его ни попросила, все будет исполнено.

– Да нам ничего не нужно!

– Как это не нужно! Больно гордые… Мой адъютант сказал, что вы в коммунальной квартире живете. Почему?

Булганину было шестьдесят лет, и среди топорных, грубых физиономий членов правительства он выделялся своей интеллигентной внешностью, мягкими, приятными манерами. Было в его облике что‑то от старорежимного генерала в отставке, и ему очень хотелось казаться в моих глазах просвещенным монархом, этаким Николаем III. Всем своим обращением со мной он всегда старался подчеркнуть, что мне не нужно бояться бывать у него. Конечно, привычный властвовать, он хотел добиться своего во что бы то ни стало, но, быть может, и в самом деле любил меня. Бывало, говорит Славе:

– Да не сердись ты, что я так часто звоню ей! Дай мне полюбоваться на нее. Ты молодой, у тебя все впереди, a у меня жизнь кончается.

И Слава, хоть и тошно было ему слушать его излияния, порою даже жалел старика и дома говорил мне:

– Ведь он очень милый человек. Только зачем он за тобой ухаживает! Если б не это – я с удовольствием дружил бы с ним.

– Ну да, так и нужна ему твоя дружба! Он уже давно с наслаждением свернул бы тебе шею…»

Но Вишневская не была бы Вишневской, если не сумела бы в итоге поставить всесильного ухажера на место. А затем Николай Александрович поддержал заговор против Хрущева. Заговор не удался, и Николай Александрович Булганин, лишенный звания Маршала и пересевший из премьерского кресла в кабинет директора Госбанка СССР, и вовсе получил назначение в Ставрополь, где ему поручили руководить совхозом. Такие вот невероятные качели власти.

На Новодевичьем кладбище были похоронены его родители, а потому вопроса с местом погребения бывшего премьера не возникло.

* * *

Рядом похоронен еще один бывший кремлевский вельможа – Андрей ГРОМЫКО (1909–1989).

Почти тридцать лет Андрей Андреевич занимал пост министра иностранных дел. За свою часто неуступчивую позицию во время переговоров, на Западе Громыко получил прозвище «господин Нет». Говорили, что до него таким же титулом западные дипломаты называли Вячеслава Молотова, наркома иностранных дел в правительстве Сталина.

До того как занять главный кабинет в советском МИДе, Громыко успел принять участие в создании ООН и организации Ялтинской и Потсдамской конференций стран‑союзников во Второй мировой.

Именно Громыко, один из самых влиятельных членов Политбюро, в 1985 году предложил на пост Генерального секретаря СССР кандидатуру Михаила Горбачева. Очевидно, в качестве благодарности самому Громыко достался пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, который, как правило, занимал генсек. Впрочем, номинальным президентом Громыко оставался всего три года. В 1988 году Михаил Горбачев занял и эту должность.

В ранге пенсионера союзного значения Андрей Андреевич Громыко прожил всего один год.

* * *

Массивный камень установлен на могиле великого русского художника Петра КОНЧАЛОВСКОГО (1876–1956). Участник «Мира искусств» и один из основателей объединения «Бубновый валет», Петр Петрович был женат на дочери другого великого русского живописца Василия Сурикова.

Кончаловский любил проводить время на своей подмосковной даче возле города Обнинска. По воспоминаниям близких, художник сам коптил ветчину, делал настойки, и вообще предпочитал оставаться вне зависимости от благ цивилизации, не пользуясь даже электрическим освещением.

Наталья КОНЧАЛОВСКАЯ (1903–1983) – дочь гениального мастера, писатель и переводчик, похоронена вместе с отцом. Наталье Петровне русская культура обязана не только яркими сочинениями, но и детьми – выдающимися режиссерами Андреем и Никитой Михалковыми.

* * *

Мы живем во времена, когда любой артист, сыгравший в сериале, сразу зачисляется в ранг звезды Не удивительно, что весомость и ценность этого понятия изменились. При этом в нашем кино действительно была суперзвезда, имя ей – Любовь ОРЛОВА (1902–1975).

Достаточно сказать, что когда в 1941 году в Москве началась паника, и власти не знали, как успокоить народ, то приняли единственно верное, как оказалось решение – повесили на улице Горького афиши: «Выступает Любовь Орлова». И москвичи успокоились – если Орлова в городе, значит, Москву не сдадут.

Всегда ходило много разговоров про возраст актрисы. Она же стала первой гранд‑дамой советского света, которая решилась на пластическую операцию. Илья Ильф как‑то спросил: «Любовь Петровна, сколько вам все‑таки лет?» И она ответила: «Маленькая собачка до старости щенок!» И показала язык. Поводы для разговоров о ее реальном возрасте давал вечно юный, почти не меняющийся десятилетиями, облик Орловой. При этом иногда Любовь Петровна демонстрировала книгу «Казаки» Льва Толстого, на которой рукой автора было написано: «Любочке от Льва Толстого». Как тут было не задуматься, когда же легенда на самом деле появилась на свет – в 1902 году или все‑таки пораньше?

Популярность пришла к Орловой зимой 1934 года, когда в Москве состоялся первый показ комедийного фильма молодого режиссера Григория Мормоненко, более известного по фамилии Александров, «Веселые ребята». Поначалу высокому начальству, пришедшему на премьеру, картина категорически не понравилась.

«Это хулиганский и контрреволюционный фильм», – заявил тогдашний нарком просвещения Бубнов и категорически запретил выпускать ленту в широкий прокат. Один из авторов сценария «Веселых ребят» Николай Эрдман к тому времени уже находился в местах не столь отдаленных (его имя отсутствовало и в титрах).

Но за «Веселых ребят» неожиданно вступились заместитель Председателя Комитета по делам искусств Борис Шумяцкий и писатель Максим Горький, убедившие Сталина лично посмотреть фильм. Вождь приехал к Горькому, посмотрел комедию и пришел в восторг: «Посмотрел, точно в отпуске побывал». В результате картина пошла одновременно во всех кинотеатрах СССР и была послана на кинофестиваль в Венецию, где имела такой громадный успех, что песню «Сердце, тебе не хочется покоя…» начали распевать даже венецианские гондольеры…

Снять комедию Александров задумал после возвращения из Америки, где он со своим другом Сергеем Эйзенштейном, вместе с которым они работали над великим «Броненосцем “Потемкиным”», изучали опыт заокеанских коллег. И если главная мужская роль Кости Потехина изначально писалась на солиста ленинградского мюзик‑холла Леонида Утесова, то с кандидатурой на роль Анюты у режиссера возникло немало проблем. Александров обошел все столичные театры, изучил анкеты всех молодых актрис, числящихся в картотеках фабрики «Мосфильм», и уже было пришел в отчаяние, когда ему сказали, что в подмосковном совхозе есть одна талантливая девушка‑трактористка, которая и поет, и танцует, и собой весьма и весьма недурна. Григорий Васильевич отправился в тот совхоз, повстречался с девушкой и тут же утвердил ее на роль Анюты. Однако карты смешал директор совхоза, примчавшийся на «Мосфильм» и чуть ли не силой уведший с площадки свою подопечную: «Ей пахать надо, а вы с каким‑то кино пристаете».

О том, как в жизни Александрова возникла Любовь Орлова, существуют две версии. Согласно первой, рассказанной самим Григорием Васильевичем, он увидел Любовь Петровну в спектакле «Перикола» музыкальной студии Немировича‑Данченко, в которой Орлова играла главную роль. Театралы 30‑х судачили, будто в Орлову был безумно влюблен руководитель студии, великий Немирович‑Данченко. Но Любочка взаимностью на чувства своего художественного руководителя отвечать не спешила. «С ним же тогда жить придется, – отшучивалась она. – А я и так своего добьюсь». Встреча с Александровым доказала правоту ее слов.

Увидев 30‑летнюю актрису, Григорий Александров понял, что наконец нашел свою Анюту. «На следующий день мы пошли в Большой театр на торжества, посвященные юбилею Леонида Собинова, – вспоминал режиссер. – Во время концерта, в котором участвовали все тогдашние оперные знаменитости, я острил и предавался воспоминаниям… И на банкете продолжал азартно рассказывать ей о задуманных озорных сценах будущего фильма “Веселые ребята”. Она с ужасом слушала. Я говорил и говорил, надеясь убедить ее, потому что на мое предложение сниматься она сказала: “Нет”. Кончился банкет, мы вышли на улицу и до рассвета бродили по Москве. В конце концов она согласилась сниматься в моем фильме, но прежде спросила: “Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?”. Я и сам это чувствовал, но что мне оставалось делать? Я, конечно же, произнес расхожую мудрость: “В спорах рождается истина”».

Однако, по мнению современников режиссера, рассказ Григория Васильевича выглядит слишком уж красивым. Да и склонность Александрова к сочинению всевозможных баек («Я тут Молотову звонил, и он мне по секрету сообщил…» – одна из самых частых присказок знаменитого режиссера веселила всех его друзей) заставляет усомниться в категоричности, с которой Любовь Петровна отказывалась сниматься. Знакомые актрисы, напротив, утверждали, что Орлова сама мечтала получить роль Анюты. Но кинопробы с ее участием Александрову не понравились, и он отверг кандидатуру Орловой.

Тогда Любовь Петровна уговорила свою близкую подругу Любовь Степанову, хорошо знавшую Александрова, пригласить того в гости. Не успел Григорий Васильевич, принявший приглашение, выпить чашку чая, как в дверях степановской квартиры появилась Орлова. И еще через мгновение у хозяйки дома обнаружились неожиданные дела, и она, оставив актрису и режиссера наедине, убежала. Когда она вернулась, Любовь Петровна обратилась к ней со счастливой улыбкой: «Представляешь, Григорий Васильевич предложил мне главную роль в его новом фильме».

Как бы там ни было на самом деле, на роль Анюты Орлова действительно была утверждена. Любовь Петровна немедленно подписала трудовое соглашение, абсолютно не обратив внимание на сумму гонорара, который ей полагался за съемки в «Веселых ребятах». Когда одна из подруг указала Орловой на ничтожность вознаграждения, та лишь отмахнулась: «Да такую роль я и бесплатно готова играть».

– Ну, хоть Александрову скажите – может, он урезонит директора, – пыталась наставить актрису на путь истинный более искушенная в делах финансовых подруга.

– Ну, вот еще – жаловаться! Он может подумать, что я жадная, склочная. Еще сниматься не начала, а уже цену себе набиваю.

– Ох, Любочка, не будет вам счастья! Это – кино. Здесь никто ваши жесты не оценит. Еще и посмеются над вами. Здесь уважают характер, а вы – цирлих‑манирлих.

– А вот снимусь – увидим, какая я!

Все произошло именно так, как и предсказывала Любовь Петровна. Жизнь первой кинопары советского кино со стороны выглядела сказочной – роскошная дача во Внуково, квартира в престижном доме в центре Москвы. Что в реальности происходило за кулисами быта – знали лишь двое.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...