Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реальные перспективы развития образовательного и самодеятельного туризма



Миндель А.Я., г. Москва

Всем известно народное изречение: «Новое – это хорошо забытое старое». Начиная с далекой истории путешествия считались универсальной формой воспитания, личностного становления, развития кругозора, укрепления здоровья. Для средневековых подмастерий странствие было обязательным условием признания будущего мастера. Только обогащенный опытом и новыми знаниями молодой специалист, продемонстрировавший свое мастерство на чужбине, мог претендовать на титул мастера. Для дворян путешествия за границу были обязательным элементом завершения образования и рубежом, отделяющим университетскую молодость от взрослой самостоятельной жизни. В далеком 1918 году один из правительственных документов предписывал местным властям и государственным служащим оказывать всяческое содействие экскурсирующим группам учащихся и не принимать их за мешочников. За долгий период, который мы сейчас называем «советским», туристско-краеведческая работа с учащимися получила всемерное развитие и доказала свою педагогическую ценность и результативность, широкую доступность и воспитательную комплексность, что подтверждалось и научными исследованиями и нормативными документами, направленными на поддержку данной здоровье сберегающей и личностно-развивающей универсальной педагогической технологии.

Что же поменялось сейчас? С одной стороны - значительно выросли индивидуальные возможности посещения молодыми людьми любых ближних и дальних регионов, зарубежных стран, как за собственные средства, так и с привлечением целевых государственных ассигнований. Не пропал и интерес молодежи к путешествиям, в том числе и с пребыванием в полевых условиях – уже многие годы молодежные лагеря на озере Селигер в Тверской области без труда набирают многотысячный контингент. Постоянно растут государственные субсидии на организацию летнего отдыха и оздоровления детей, создаются специализированные структуры. С другой стороны - нормативные документы, как будто в противовес, настолько усложняют процесс обеспечения путешествий, что легальный вариант их организации становится просто невозможным. Статистка последних лет убеждает нас в том, что заявки от образовательных учреждений на получение целевых бюджетных средств через управления образования сократились в разы. Конечно, все запланированные целевые средства осваиваются, но как? Основная доля расходуется на оплату стационарных баз отдыха, в том числе зарубежных. Причем доля участия в оплате путевок родительских средств – минимальная (не более 10%), что, казалось бы должно привлекать родителей учащихся. Что же мы получили в этом году, впрочем, как и в прошлом? Громадные трудности с формированием контингента для загородных лагерей: даже в самые привлекательные зарубежные лагеря «горели» путевки. Не говоря уже о подмосковных, в которые муниципальные работники с большим трудом в экстренном варианте все лето пытались набирать детей. Не думаю, что возможно с таким случайным контингентом обеспечить эффективный воспитательный процесс. Что это – непонимание городскими руководителями педагогической ценности хорошо организованного каникулярного отдыха, нежелание чиновников разного уровня рисковать своим благополучием, безразличие к эффективности освоения бюджета?

Ведь всем понятно, что самодеятельный туристский лагерь или поход многократно дешевле престижного пансионата, а педагогическая эффективность ни сколько не ниже. Однако с этого года, если строго выполнять предписания нашего главного санитарного врача страны, то о самодеятельных туристских лагерях можно просто забыть. С апреля требования к организаторам самодеятельных лагерей не отличаются от требований к стационарным пансионатам. Тридцать страниц текста регламентируют всё: - от ножа для рыбы и мяса, до медицинского персонала. Результат – многократное сокращение полевых лагерей прошедшего лета и уход в «тень» множества туристских мероприятий с учащимися.

Попробуем проанализировать другие причины сокращения туристских путешествий с обучающимися.

Во-первых, административная составляющая. Организация туристского мероприятия для педагога - это очень ответственная работа, требующая специальных знаний и опыта, организуемая, как правило, в отпускной период, и требующая неимоверных временных, интеллектуальных и нервных затрат, как на этапе подготовки, так и во время проведения, да и в последующий отчетный период. А если учесть, что это не только не обязательная для педагога форма внеучебной деятельности, но и очень тревожная для руководителя образовательного учреждения, то ответ вполне закономерен.

Во-вторых, экономическая составляющая. Любое туристское мероприятие с обучающимися - это затратное дело. Абсолютное большинство педагогов, которые организуют самодеятельные путешествия (прошу не путать с коммерческими путешествиями за рубеж и в загородные пансионаты), досконально и скрупулезно рассчитывают стоимость путешествия и не позволяют себе жить за счет участников, поэтому для них это дополнительные расходы, обремененные последующим финансовым отчетом за дотационные бюджетные средства.

В-третьих, морально-психологическая составляющая. Организация самодеятельных туристских путешествий с обучающимися - до сих пор удел энтузиастов. Большинству из них очень обидно заниматься по собственной инициативе благим делом и добросовестной профессиональной реализацией, не только не имея стимулов (профессионального признания, почета и уважения, дополнительной заработной платы за круглосуточную работу, продвижения по службе и др.), но и возлагая на себя непомерный груз юридической ответственности.

Кроме того, за последние годы утрачена идеология организации туристских мероприятий с обучающимися. Появился новый обобщающий термин – «выездное мероприятие», который закономерно ассоциируется как в сознании учащихся, так и в понимании чиновников с отдыхом, развлечением, одним словом тусовкой, не обремененной грузом обязательного педагогического влияния и разумными дисциплинарными рамками.

Есть и множество других причин, в силу которых такая важная универсальная составляющая воспитательной работы, как туристско-краеведческая деятельность ушла из образовательных учреждений, уступив место тусовкам и оставив след только в виде теплых воспоминаний родителей сегодняшних обучающихся о том, как они в своей юности ходили в походы.

Недавний опрос москвичей, проведенный по нашей просьбе журналистами телеканалов «Доверие» и «ВКТ» выявил следующее:

- интерес к путешествиям и другим активным формам отдыха доминирует у младших школьников, но носит, чаще всего абстрактный характер (интересно, но никогда не были участниками походов);

- большинство родителей выражают недоверие и опасение к активным туристским путешествиям и лагерям, отдавая предпочтение отдыху своих детей в стационарных пансионатах;

- только 10% респондентов смогли назвать учреждения и организации, в которых культивируется детско-юношеский туризм, в числе которых школы – на последнем месте.

Еще несколько наблюдений, сделанных прошедшим летом на озере Селигер:

- за более чем полтора месяца я встретил всего два организованных детско-юношеских коллектива, путешествующих по озеру - это группа из Санкт-Петербурга на гребных ялах и группа из Восточного округа города Москвы на парусно-моторном катамаране;

- «дикие» отдыхающие появились на местах туристских стоянок с майских праздников и сменяли друг друга до конца летнего сезона, оставляя за собой кучи мусора, загрязненные участки леса, рваные сети, распуганных громкой музыкой, стрельбой, грохотом моторов дорогих катеров и квадрациклов, нецензурной лексикой диких птиц и зверей;

- многотысячный молодежный лагерь «Селигер-2011», ставший своеобразным брендом, абсолютно не уместен в уникальном природном заповедном районе, коим, является Селигерский край (кроме оправданных только политически многомиллионных затрат, полевой лагерь, поставленный на месте признанного святым скита Нила Столобенского, почти круглые сутки распространяет на пятнадцать километров вокруг громкую музыку и оскорбляя местное население демонстрирует сытую жизнь избранных).

Какая же перспектива у образовательного и социального туризма в обозримом будущем? Если понимать, что образовательный туризм инициируется образовательными учреждениями, то логично предположить, что социальный – социальными службами или социально-педагогическими учреждениями. При этом следует учесть, что это взаимопроникающие направления туризма, так как любые его направления несут в себе и образовательные и социальные функции. Значит, вероятно, имеется в виду создание некой системы (порядка) санкционирования, финансирования, ответственности и разделений полномочий. Что мы имеем сейчас?

- Департамент образования – занимается обучающимися, в том числе, и имеющими ограниченные возможности здоровья;

- Департамент социальной защиты населения – отвечает за малообеспеченных граждан, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья;

- Департамент семейной и молодежной политики – работает с муниципальными учреждениями и общественными клубами.

- Комитет по туризму и гостиничному хозяйству – занимается организацией туристского и экскурсионного обслуживания.

Этот список может быть продолжен, но мы не найден ни одного ведомства, для которого образовательный или социальный туризм был бы главной специализацией. Это говорит о том, что – «у семи нянек – дитя без глазу!», и мы обречены на межведомственное недопонимание, конкуренцию за бюджетные средства и безответственность.

Но, может быть не так все безнадежно? В Москве, и тем более в большой России очень много талантливых и добросовестных педагогов, которые рассматривают туристско-краеведческую деятельность с учащимися как результативное педагогическое средство.

Педагоги старшего поколения, наверное, помнят Всероссийскую туристско-краеведческую экспедицию «Моя Родина – СССР» семидесятых годов уже прошлого века, которая наряду с другими образовательными задачами решала и такую, как знакомство учащихся с достопримечательными уголками страны. Предпочтение отдавалось, так называемой «малой Родине», т.е. непосредственно региону проживания, изучению малых городов и рек, промышленных и сельскохозяйственных объектов, культурно и исторически значимых мест. Можно вернуться в еще более далекое прошлое в дореволюционный Пятигорск, в котором по частной инициативе Рудольф Лейцингер в своей усадьбе открыл первую в России ученическую турбазу под названием «Ученический приют Кавказского горного общества в Пятигорске – гостиница Швейцария». Приют был рассчитан на 250 мест. «Въ приюте экскурсанты имъли кровати, съ матрацами, умывальники, кипятокъ для чая, особую столовую; Им давался бесплатный руководитель, предметы горного спорта и т.д.». С 1919 года в областных центрах России открываются экскурсионно-туристские станции, которые обеспечивали бесплатный прием учащихся, путешествующих по России. Такие станции занимали старинные особняки и усадьбы в центральной части города. Даже в сравнительно недавнее советское время (шестидесятые-семидесятые годы) Московская областная станция юных туристов располагалась в самом центре города на Суворовском бульваре, а рядом в одном из арбатских переулков (Серебряном) долгое время работала Московская городская стация юных туристов. Позднее большинство областных центров открыли и загородные турбазы для учащихся. А еще позднее такие ученические экскурсионно-туристские учреждения стали открываться и районных центрах, и даже в отдельных районах больших городов. Таким образом, была создана стабильная саморазвивающаяся система организации туристско-краеведческой работы с учащимися как рекомендованной и поддерживаемой государством составляющей образовательного процесса.

Что же сейчас? Как живут наши детско-юношеские экскурсионно-туристские учреждения? Не будем говорить о Москве – это особый город. Напомним только, что именно Московская областная детская экскурсионно-туристская станция прекратила свое существование одной из первых и ее изрядно сокращенный штат сотрудников занял место в объединенной структуре – комплексном учреждении внешкольной работы. К сожалению, в настоящее время - это общая тенденция, которая в будущем будет реализована повсеместно и в скором времени в большой России не останется специализированных туристско-краеведческих учреждений и детских экскурсионных баз. Сравнение с Казахстаном и Белоруссией не в нашу пользу – там подобные учреждения процветают и проводятся массовые туристские слеты, участниками которых являются и представители более половины регионов России. Причем надо отметить, что такие слеты, посвященные памятным для нашей в прошлом единой страны событиям, к счастью, не имеют ничего общего с многотысячными политизированными молодежными тусовками на озере Селигер и имеют серьезную воспитательную ценность.

Какой мы видим перспективу развития туристско-краеведческой работы с учащимися с учетом реалий сегодняшнего дня?

По всей видимости, как это ни печально отметить, походы учащихся с познавательными, в том числе профориентационными и оздоровительными целями, как составляющая образовательного процесса останутся в прошлом. Вместо них будут совершаться экскурсионные поездки в зарубежные страны и загородные пансионаты. Возможно, появятся круглогодичные оздоровительные лагеря (Москва уже имеет такой лагерь в Болгарии), но это не имеет ничего общего ни с образовательным, ни с социальным туризмом. Это обычная форма чиновничьего бизнес-мероприятия для освоения целевых средств и составления отчетов.

Полагаем, что на инициативной основе на условиях самоокупаемости и долевого финансирования еще пять-десять лет будут проводиться локальные туристские слеты и соревнования, однако число участников будет сокращаться.

Туристские лагеря уже через один-два года будут организовываться не инициативно, а специальными структурами. В такие лагеря по путевкам смогут приезжать организованные группы учащихся, в которых руководитель займет место сопровождающего, а участники будут лишены возможности самостоятельно готовить на костре пищу, обустраивать быт, даже купаться в водоемах и проводить вдоволь время на свежем воздухе (будут строго дозированные воздушные ванны и водные процедуры).

Краеведческий принцип обучения станет виртуальным – зачем выходить на объекты, когда можно о них все узнать в сети Интернета.

Да и сама идеология воспитания, которая в условиях общения в туристских походах развивала в сверстниках доброжелательность, трудолюбие, интерес к будущей профессии, уважение к старшим, гордость за государство - в будущем претерпит серьезные изменения. Такие позитивные личностные качества будут только мешать карьере «новых молодых россиян».

К сожалению это реалии настоящего времени и наши конкретные перспективы.

Поэтому мы можем рассчитывать только на педагогов старой школы (но им за пятьдесят лет), на их воспитанников, принявших от них эстафету (это двадцати-тридцатилетние педагоги), готовых не столько благодаря, сколько вопреки государственным установкам заниматься организацией туристско-краеведческой работы с учащимися. А еще надеяться, что в ближайшие двадцать лет мы не потеряем интерес к путешествиям, и родившиеся в начале XXI века дети смогут получить ясное представление о романтике дальних странствий, верном плече товарища, необъятной Родине, красивейшей природе и достойных гражданах России.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 654 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...