Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Другой взгляд на физику



18.1 Вводные замечания

В Главах 12 и 13 последовательно проводилась идея о том, что так называемый “ внешний миресть трехмерная картина, возникающая в светящемся коконе каждого человека благодаря процессу голографического воспроизведения “информации”, записанной в картине мира уже двумерных существ.

Слово “информация” здесь берется в кавычки, ибо двумерные существа ни в малейшей степени не озадачены тем, чтобы предоставить нам какую-либо информацию. Они просто живут в своем мире и не догадываются о нашем существовании.

Но наша точка сборки автоматически интерпретирует их картину мира как голограмму для воспроизведения картины нашего мира. Процесс взаимодействия тела внимания с их картиной мира будет рассмотрен чуть позже, а сейчас нас будет интересовать то, каким образом у нас возникает впечатление безграничного, однородного и изотропного пространства. Ведь эти его свойства вступают в разительное противоречие с тем фактом, что любой кокон обладает вполне конечными размерами.

Дон Хуан обычно выражается в том духе, что окружающий мир есть отражение описания мира на круглых стенках пузыря восприятия [25]. Этот образ хорош своей наглядностью, но его совершенно недостаточно для полноценного согласования магической и физической картин мира. Ведь мы не просто видим вокруг себя безграничное пространство. Мы можем туда проникнуть сами или забросить туда какие-либо предметы. С обычным отражением, например, в зеркале, подобные процедуры проделать невозможно. Значит, речь должна идти о чем-то более сложном, чем простое отражение.

Для решения этой проблемы будут сопоставлены уже развитые идеи о референтной системе (Глава 15) и о внутреннем наблюдателе в пространстве с деформациями (Глава 16).

17.1. Психология развития

Так как описание мира в нас внедряется с момента рождения, то именно там следует искать источники наших представлений о пространстве.

Большую помощь в этом окажут сведения, почерпнутые из работ Ж.Пиаже [40] и Д.Бома [9].

Ж.Пиаже является непревзойденным исследователем самых ранних фаз развития психики (до овладения речью). Им приведены убедительные факты, говорящие о том, что

1) первоначально восприятия ребенка образуют одно неделимое целое. Он совершенно не в состоянии отграничить то, что происходит внутри его тела, от происходящего снаружи. Вместо этого он воспринимает нечто единое, в чем непрерывным и неразличимым потоком следуют раздражения, восприятия, ощущения и т.д., и в них ничто не выделяется как неизменное.

Эта ситуация весьма сходна с той, в какой пребывала Творческая Проекция Абсолюта на самых первых стадиях творения (Глава 1). Пред ней также проносился поток нерасчленимых и произвольных состояний. Единственное, что она могла, это выделить в потоке хоть что-нибудь устойчивое. Новорожденный в этом смысле следует по уже проложенному пути, поэтому ему легче. Проследим вкратце отдельные этапы становления его психики.

Младенец наделен врожденными рефлексами, связанными с питанием, движением и тому подобным, что толкает его на активное взаимодействие с миром.

Этот первичный опыт помогает выделить в хаотическом потоке восприятий определенные “узнаваемые” черты. Одни предметы существуют для «еды», другие — для «питья», третьи — для «хватания» и т.д. При этом способность различать объекты по их размерам, форме, строению и другим характеристикам еще отсутствует.

2) На следующем этапе развивается так называемый «циклический рефлекс». Смысл его в том, что младенец «начинает сам развлекать себя зрелищами», по словам Ж.Пиаже. Например, ребенок замечает, что, потянув за какую-то веревочку, он получает интересное для него ощущение движения раскрашенной игрушки. В этом рефлексе участвует исходное движение тела, например, руки, за которым следует чувственный импульс, например, зрительный. Здесь важно, что этот импульс уже не связан с удовлетворением физиологических потребностей ребенка. Он просто обнаруживает, что эти рефлексы приносят ему удовольствие. Именно это можно назвать началом истинного восприятия.

Идея причинности ему еще совершенно недоступна, также как и предварительное проигрывание в воображении ощущения движения. Он делает открытие, что, предприняв некую операцию, он получит приятное ощущение, поддающееся узнаванию. Другими словами, он обнаруживает, что повторилось уже знакомое событие. Однако возможность вызвать это событие в памяти приходит много позже.

Способность узнавания является необходимой предпосылкой для выявления чего-то неизменного в потоке явлений. Она легко сопоставляется со свойством консервативности Творческой Проекции, также ищущей и поддерживающей островки устойчивости в бушующем море произвольных состояний Абсолюта.

Поначалу у младенца нет представления о том, что объект, который он видит, это тот же самый объект, который он слышит. Но постепенно возникает координация между органами чувств. Это важный шаг в развитии интеллекта, оперирующего с целостным представлением об объекте, служащим источником разных ощущений.

3) Позднее младенец начинает следить глазами за подвижным объектом и оказывается способен заметить неизменность его формы, несмотря на движение. Он уже осознает существование определенных объектов независимо от привычного для них окружения. Но ведет себя при этом так, как если бы считал, что объекты обретают бытие, только когда он их видит, и перестают существовать, потерявшись из вида.

Тем не менее, ребенок начинает осваивать группы операций с предметами. Простейшей такой группой является «группа из двух», включающая, например, поворот чего-то туда, а затем обратно, или когда объект прячут за преградой, а затем снова вынимают. Здесь важно, что вторая операция противоположна первой — последовательность двух операций приводит снова к исходному положению вещей.

Когда ребенок перемещает объекты или сам передвигается ползком по комнате, он приучается координировать изменяющиеся зрительные восприятия с ощущениями осязательными и с движениями своего тела. Так постепенно у него складываются представления о пространстве и времени.

На этом этапе его понятие о группах движений выходит за рамки «группы из двух», постепенно усложняясь. Например, он узнает, что из одного места А в другое В можно проползти по множеству разных путей и все эти пути приведут его в одно и то же место. Такие наблюдения уже напрямую связаны со свойствами пространства.

Для ребенка, существующего в водовороте процессов, это, вероятно, гигантское открытие - найти, что во всем калейдоскопе движений существуют определенные вещи, которые он может всегда вернуть себе, и притом множеством разных способов. Тогда понятие обратимой группы движений или операций даст ему основу для того, чтобы воздвигнуть на ней группу неизменных положений, к которым можно вернуться, и группу неизменных объектов, которые всегда можно свести к чему-либо знакомому или привычному, использовав соответствующие операции (например, сдвиги, повороты и т.д.) [9].

4) Постепенно совершенствуется и память. Он учится вызывать в ней образы прошлого приблизительно в том самом порядке, как они реально происходили, а не просто узнавать что-то, как уже знакомое, лишь увидев это вновь. Отсюда начинается истинная память, а вместе с ней и предпосылка для различения прошлого и настоящего времени (а позднее и будущего времени, когда ребенок начнет конструировать мысленные образы ожидаемых событий).

5) До сих пор он не мог провести грани между собой и внешним миром, так как у него был лишь один круг восприятия, который охватывал все его ощущения в целом. Приобретя же способность строить мысленную картину мира, т. е. воображать этот мир, ребенок представляет себе неизменную систему положений, которые заняты различными неизменными объектами. При этом один из этих объектов — он сам. В этой новой мысленной «карте» мира все распадается на две категории — на то, что «внутри его кожи», и то, что снаружи ее.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 240 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...