Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Часть 2. Падший Микрокосмос



9. Тонкие тела человека: модель ауры

Изучая микрокосмос в падшем состоянии, мы будем иметь дело с теми реалиями, которые определяют нашу повседневную жизнь. Ибо все мы - жители падшего мира, хотя многие традиции склонны именовать его лучшим из миров. А сейчас важно указать на то, что весь “инструментарий”, необходимый для изучения тонкоматериальных проявлений в нашем мире, у нас находится всегда под рукой. Это наше собственное сознание. Как это ни странно звучит, практически все загадки Мироздания человек может решить, обратив внимание на функционирование своего Я.

Но по-настоящему сделать это очень трудно. Внимание все время соскальзывает на нечто материальное. Однако даже это его свойство оказывается весьма плодотворным. Так, опыт многих поколений исследователей привел к убеждению, что наше существо, помимо видимого физического тела, обладает и тонкоматериальными структурами. Их принято называть тонкими телами по той причине, что они не поддаются регистрации с помощью приборов. Да и “видеть” их могут редкие люди. Этих двух обстоятельств оказалось достаточно, чтобы все исследования такого рода были отнесены к разряду антинаучных. Для Концепции же важно уяснить, в каких отношениях находятся тонкие тела с микрокосмосом. Тем самым будет наведен мост между довольно абстрактными построениями 1-й Части книги и конкретной повседневной практикой.

По этой причине мы обратимся, прежде всего, к известному опыту наблюдений тонких тел человека. Как бы ни пренебрегала официальная наука их существованием, те упрямо заявляют о себе. В первую очередь, разумеется, в случае нарушения их нормального функционирования. Но ведь и об обычных телесных органах мы вспоминаем, только когда те выходят из строя. Поэтому именно из области психотерапии и психиатрии поступают данные, заставляющие пересмотреть устоявшиеся научные представления о пространстве, времени и причинности (см., например, обзор подобных свидетельств в книге С.Грофа [17]).

В каком-то смысле современная психология начинает конкурировать с теми отраслями науки, которые уже издавна занимаются вопросами строения вещества, пространства и времени. Это квантовая механика и релятивистская космология. Для них интерес представляют явления, обладающие сверхмалыми и сверхпротяженными масштабами. Как будет показано в Главах 16 и 18 эти научные направления пребывают в состоянии затяжного концептуального кризиса, а вовсе не расцвета, как сами пытаются изобразить. Одна из причин этого в том, что они упорно игнорируют тонкоматериальную составляющую Мироздания. А вот психология, в той мере, как она усваивает наследие йоги и магии, постепенно раскрывает закономерности тонкоматериальных структур. Эти последние по масштабу занимают как раз промежуточное место между квантовомеханическими и космологическими объектами. Они вполне поддаются исследованию, однако, не с помощью приборов, а только и исключительно благодаря непосредственному осознанию человеком. С этим, конечно, сопряжена огромная проблема взаимной верификации наблюдений, выполненных разными людьми.

В силу исторических причин существует очень большое число систем интерпретаций осознания тонкоматериальных объектов. В совокупности они производят впечатление чего-то клочковатого и неупорядоченного. Это даже не мозаика, а всего лишь отдельные освещенные пятна на фоне больших затемненных пространств. До тех пор, пока весь многовековой опыт пограничных состояний психики не будет переосмыслен с точки зрения единой концепции, он навряд ли привлечет внимание физиков.

В кругах, признающих метафизические реалии, постепенно сформировались представления о комплексе тонких тел человека. Это:

■ Атманическое тело;

■ Буддхиальное тело;

■ Каузальное тело;

■ Ментальное тело;

■ Астральное тело;

■ Эфирное тело;

■ Физическое тело.

Под последним, физическим телом, понимают наш организм. Он, разумеется, не является тонким телом, однако его все равно включают в этот перечень. Во-первых, в этом проявляется неискоренимый эгоцентризм воплощенных личностей. Во-вторых, так абсолютизируется падшее состояние. Оно подспудно признается необходимой или неминуемой фазой Творения. Это далеко не так, но при попытке воссоздать картину божественного Мироздания большинство метафизических текстов “танцует” именно от него.

Этот факт не может завуалировать даже то, что перечень начинается с атманического, практически божественного, тела. Недаром в Индии существует формула “Атман есть Брахман”, символизирующая предпоследнюю ступень Просветления. По этой причине Атман никак не может быть назван “телом”. Некоторые авторы предпочитают применять к нему слово “принцип”.

Приведенный перечень не является стандартным. Многие традиции описывают тонкое строение человека иначе. Часто не упоминается Атман, который, как было сказано, телом не является. В Индии и Китае также часто пренебрегают физическим телом и не учитывают его в перечне, полагая либо иллюзией (в Индии), либо трупом (в Китае). Авторы, любящие семеричность как таковую, прикладывают много сил и умения, приводя любую встретившуюся классификацию к семеричному виду. Не важно, меньше в ней принципов, или больше. Это напоминает то, что со своими гостями проделывал Прокруст, подгоняя их рост к размеру кровати.

С характерными примерами описания функций тонких тел с точки зрения налаживания здоровой жизни человека в нашем мире можно познакомиться в книгах [42] и [13]. Сравнение показывает, насколько далеко друг от друга в своих воззрениях могут расходиться разные исследователи тонкой реальности. Начиная от названий, включая размеры и окраску тел, кончая деталями их строения, все может сильно различаться. И дело не в том, что кто-то из авторов проявляет недобросовестность. Как раз нет! Если человек не одарен искренностью (единством доброжелательных мыслей, слов и дел), он вообще не имеет доступа к переживаниям достаточно тонких реалий. Дело в ментальной предустановке. Каждый исследователь располагает какой-то объясняющей моделью, пусть и весьма предварительной. В результате, он не только упорядочивает обнаруженные факты в соответствии с моделью, но он видит или не видит эти факты вообще.

Пояснить ситуацию поможет пример с гипнозом, который еще не так давно считался чисто мистическим явлением. Теперь, хотя он и перекочевал в область науки, его теоретическое обоснование остается очень зыбким. Поэтому вызывают иронию замечания скептиков, отрицающих реальность необычных состояний психики: “Как показала наука, в этом явлении нет ничего загадочного, оно объясняется простым гипнозом”. Ведь по существу, механизмы гипноза по-прежнему неясны. Тем не менее, он получил значительное распространение, стал привычным и вполне научным, хотя каждая школа гипноза имеет свою теорию, которая вполне подтверждается практикой этой школы и не подтверждается практикой другой.

Главные слова в этом примере написаны в самом конце: результаты наблюдений тонких объектов, выполненные разными школами, могут существенно различаться в силу различия их предварительных теоретических установок. Если вдуматься, то в этом можно усмотреть одно из проявлений иллюзорности нашего мира.

Но на что же тогда ориентироваться Искателю? Естественно, на представления той школы, чья практика включает в себя наиболее широкий спектр приложений и не противоречит голосу собственного сердца Искателя. И нужно заранее знать, что ни одна теоретическая модель не сможет объяснить всего духовного Пути. Ее роль только в том, чтобы подтолкнуть Искателя на первый шаг внутренних изменений. Ведь цель Пути вовсе не в том, чтобы о чем-то узнать, а в том, чтобы чем-то стать.

Итак, какой же смысл вкладывают исследователи в представления о тонких телах человека? В книге Авессалома Подводного “Каббалистическая астрология” [42] главный упор делается на понятии “миссии человека в данном воплощении”. Там утверждается, что “миссия находит свое отражение на всех тонких телах, и у человека в соответствии с ней выстраивается картина мира и этическая система (буддхиальное тело), происходят серии конкретных событий (каузальное тело), которые определенным образом осмысливаются (ментальное тело) и переживаются (астральное, эфирное и физическое тела). Однако важное, в некотором смысле даже основное, значение миссия имеет в самом атманическом теле и заключается в определенной его трансформации и эволюции, а также взаимодействии с атманическими телами других людей и атманическим планом тонкого мира в целом”.

Таким образом, получается, что вся совокупность тонких тел человека только и делает, что обслуживает нужды очередного воплощения. Это последнее, в свою очередь, является инструментом эволюции атманического тела в атманическом мире. Там люди также могут взаимодействовать друг с другом, но для этого им почему-то нужно иметь воплощение здесь, на физическом плане.

Несколько другой аспект картины раскрывается в книге Барбары Бреннан “Руки Света” [13]. Остановимся на ее описаниях подробнее.

Как практик, она воспринимает на фоне ауры массу зримых образов (мыслеформ), характеризующих психический мир данного человека. Однако, наблюдая ауру, Б.Бреннан стремится уловить самые фундаментальные черты ее строения. Поэтому она отрешается от той пестрой и переменчивой игры красок, волн и мыслеобразов, которыми увлечено большинство целителей. Она установила, что аура разделена на несколько слоев, которые ею и сопоставляются с тонкими телами. Физическое тело в ее перечне не участвует, но количество основных слоев при этом остается равным семи.

Ей удалось обнаружить, что каждый нечетный слой ауры четко структурирован, подобно устойчивой картине интерференции света, тогда как промежуточные слои представляются состоящими из непрерывно движущихся окрашенных флюидов. Эти флюиды проникают через устойчивые участки, которые сами искрятся, так как состоят из нитей многочисленных крошечных мерцающих огней.

Таким образом, первый, третий, пятый и седьмой слои имеют определенную структуру, тогда как второй, четвертый и шестой состоят из флюидоподобных частиц, не имеющих конкретной структуры. Каждый последующий слой пронизывает все предыдущие слои, включая физическое тело.

Что касается отдельных слоев ауры, то

■ первый слой (эфирное тело), по мнению Б.Бреннан, связан с физическим функционированием и физическим восприятием — с ощущением физической боли или удовольствия, а также с прочими автоматическими и автономными функциями тела. Он обладает определенной структурой силовых линий, или энергетической матрицей, на которой развивается и обретает форму физическая материя телесных тканей. Физические ткани существуют как таковые только благодаря витальному (эфирному) полю; то есть это поле предшествует физическому телу, а не является его продуктом.

■ второй слой (эмоциональное тело) в основном связан с эмоциональным аспектом человека. В нем протекает наша эмоциональная жизнь и чувства. Оно представляется в виде цветовых сгустков, движущихся в матрице эфирного поля и несколько выходящих за ее пределы. Иногда человек может выбрасывать цветовые сгустки энергии в пространство вокруг себя.

■ третий слой (ментальное тело) связан с нашим линейным мышлением. Он выходит за пределы эмоционального тела и состоит из еще более тонких субстанций. Это тело представляет собой ярко-желтый свет, излучающийся от головы и плеч. Люди на самом деле только начинают развивать ментальное тело и осознанно использовать свой интеллект.

Барбара Бреннан утверждает, что при изучении дальнейших четырех слоев поля ауры человек начинает воспринимать существ, обитающих в тех слоях и не обладающих физическими телами.

Верхние четыре слоя соответствуют четырем слоям реальности, пребывающим за пределами нашего физического измерения. Каждый такой слой является завершенной реальностью с формами, существами и действиями, выходящими за пределы того, что мы обычно определяем как человеческое. Тем не менее, он представляет особый мир, в котором мы живем и пребываем. Большинство из нас воспринимают эти реальности во время сна, но не помнят их. Некоторые способны проникать туда, расширяя сознание с помощью практики медитации.

Но продолжим описание тонких тел человека по Барбаре Бреннан:

■ четвертый уровень (астральное тело) связан с сердечной чакрой. В нем мы проявляем свою любовь — не только к близким, но также к человечеству вообще. Он является преобразующей ретортой, через которую проходит вся энергия, следующая из одного мира в другой. То есть духовная энергия должна пройти через огонь сердца, чтобы преобразоваться в физические энергии, а физические энергии (трех нижних слоев ауры) должны пройти через преобразующий огонь сердца для того, чтобы стать духовными. (Отметим, что М. Гендель в своей книге “Космологическая Концепция Розенкрейцеров” полагает, что указанная точка сопряжения высших и низших тел связана с рациональным разумом, а не с сердцем).

■ пятый уровень (эфирный определяющий) связан с волей и близок к божественной воле. Он вмещает все формы, существующие на физическом плане, подобно светокопии или шаблону. Этот слой напоминает негатив фотографии. Именно структуры этого слоя являются определяющими для физического тела.

■ шестой уровень (эмоциональное тело духовного плана). Он связан с «небесной» любовью, выходящей за рамки человеческой любви, и распространяется на все живое. Эта любовь берет на себя заботу о защите и поддержании всякой жизни. Она воспринимает все формы жизни как драгоценные проявления Бога. Необусловленная любовь проявляется тогда, когда есть связь между сердечной и шестой «небесной» чакрой. На уровне этого тела мы переживаем духовный экстаз, достижимый в медитации.

■ седьмой уровень (ментальное тело духовного плана) называется кетерным определяющим (что связано, вероятно, с сефирой Кетер - прим. Ле Мар). Поднимая наше сознание до седьмого уровня ауры, мы познаем свое единство с Творцом, чей высший разум знает и интегрирует нашу духовную и физическую сущность. Внешняя форма этого тела яйцевидная, выступает примерно на 1 метр во все стороны, вверх и вниз, относительно физического тела. Оно вмещает все тела ауры, связанные с нынешней инкарнацией индивида. Это тело также является строго структурированным шаблоном. Видению оно представляется состоящим из тончайших и очень прочных нитей золотисто-серебряного света, которые пронизывают всю ауру. Внешняя кромка ауры имеет вид скорлупы, толщиной примерно в 1 см. Она очень прочна и эластична. Весь этот уровень ауры можно уподобить стоячей световой волне сложной конфигурации и формы, вибрирующей чрезвычайно часто.

Интересно, что Барбара Бреннан наблюдала еще несколько размытых слоев ауры, лежащих за пределами описанной кромки.

Итак, мы познакомились с тем, как выглядят наши тонкие тела с точки зрения опытного наблюдателя, живущего в трехмерном пространстве падшего мира. В этом описании уже содержатся указания на то, что мы имеем дело с проекцией какой-то многомерной структуры в наш трехмерный мир. Поэтому не удивительно, что наши представления о тонких телах человека, с одной стороны, совершенствуются так медленно, а с другой стороны, несут на себе отпечаток личности исследователя, ее стремления поместить себя в центр всей структуры.

Эта ситуация в точности повторяет то, как развивалась астрономия. Очень долгое время ученые полагали, что наша физическая Земля находится в центре мира. И только сравнительно недавно выяснилось, что она занимает очень и очень скромное положение не только в Мироздании вообще, но даже в нашей собственной Галактике. Аналогичный пересмотр представлений должен произойти и в метафизике.

Тем не менее, описания ауры, даваемые практически всеми экстрасенсами, создают впечатление, будто она есть некая полевая добавка к физическому телу, занимающему центральное положение. Аура - это что-то вроде поля теплового излучения. Даже если и признается, что эфирное тело, например, первично по отношению к физическому, это понимается в том смысле, что при развитии зародыша сначала формируется эфирная структура, а только потом вещественная. Как увидим далее, первичность эфирного тела имеет гораздо более фундаментальный характер.

Наблюдения ауры используются в основном в целях диагностики физического и психического состояния людей, иногда для лечения их заболеваний. Ее симметричная картина успешно скрывает тот факт, что микрокосмос человека в нашем мире сильно изуродован.

Ну, кому придет в голову, что искра, светящаяся в самом центре ауры, на самом деле изолирована от наших основных энергетических потоков и поэтому мы почти мертвы? Что в первую очередь нужно восстанавливать эту разорванную связь, так как в ней единственный залог нашего истинного выздоровления? Недаром Иисус говорил, что нужно заботиться не о том, чтобы вынуть соринку из глаза ближнего своего, а удалить бревно из своего собственного. Притча, несомненно, намекает на истинные масштабы нашего заболевания, называемого Падением. Пренебрегать им, а вместо этого заниматься устранением мелких неполадок, значит не замечать бревна, будучи увлеченным соринками.

Многие экстрасенсы имеют личных астральных Учителей, которые часто дают им очень ценные указания. Так, Хейоан - Учитель Барбары Бреннан - сказал [13], что “ мы (люди) уже мертвы, если пребываем в забвении того, кто мы есть. Те частицы нас самих, которые были забыты, оторвались от реальности. Мы входим в инкарнацию для их восстановления. Хотя люди боятся смерти, они уже мертвы. Во время инкарнации мы действительно становимся более жизненными, если соединяемся со своей высшей сущностью ”.

Как видим, это высказывание имеет фундаментальный характер и относится к каким-то очень серьезным обстоятельствам, сопутствующим нашей жизни здесь. Посмотрим, каким образом эти слова комментирует сама Барбара Бреннан: “В течение жизни мы отгораживаемся от тех переживаний, которые хотим забыть. Мы делаем это так успешно, что не помним многого из нашего опыта. Мы начинаем этот процесс отгораживания в раннем детстве и продолжаем его в течение всей жизни. Отгороженные части нашего сознания можно увидеть в поле ауры как блоки“.

Что тут можно возразить?

Да, мы отгораживаемся от воспоминаний, и начинаем это делать с самого детства. Но допустимо предположить, что Хейоан говорит еще и о вещах, обладающих совершенно другим масштабом важности. Например, о том, что мы потеряли связь с собственным божественным ядром.

Этот пример демонстрирует, как предварительная теоретическая установка влияет даже на очень опытного и честного наблюдателя. С этой точки зрения описанная, почти общепринятая, модель ауры совершенно недостаточна. В ней смазаны все аспекты, относящиеся к многомерности человеческого микрокосмоса и к последствиям катастрофы, называемой Падением.

Следует уяснить, что если наша физическая личность с ее телом играют в микрокосмосе важную роль, то это всего лишь следствие Падения. Все мы больны Падением. Однако одно из главнейших посланий гностицизма состоит в том, что очень многие люди фактически уже выздоровели, но искусственно удерживаются в больнице ее персоналом. Чтобы восстановить свои права, человек должен больше узнать о своей многомерной природе, узнать, чем и как занимается персонал больницы, в которой мы обитаем, и, самое главное, как завершить свое выздоровление и выйти в реальный мир тому, кто уже здоров. Всем этим вопросам и посвящена Концепция.

10. Тонкие тела человека: модель светящегося кокона

10.1 О книгах Карлоса Кастанеды

В дальнейшем в Концепции будет использоваться совершенно другая модель тонких тел человека, описанная в книгах К.Кастанеды, посвященных так называемому “Учению дона Хуана” [25]. В прошлом остались жаркие споры о том, кем является Карлос Кастанеда, реальным учеником мексиканского мага дона Хуана или просто одаренным сочинителем. Кто-то закрыл эту дискуссию, заявив, что если К.Кастанеда все это сочинил, то он - гениальный писатель, если же он все это пережил, то он - гениальный ученый и маг. При любом раскладе мы имеем дело с выдающимся явлением культуры, на которое уже нельзя закрывать глаза.

Первые самиздатовские публикации К.Кастанеды на русском языке появились в конце 70-х годов прошлого века. Они сразу же обогатили русский язык целым рядом новых слов. Причем, это произошло не в последнюю очередь именно благодаря подпольному способу перевода, издания и распространения. Большой удачей оказалось то, что в этих первоначальных переводах для новых явлений были предложены новые слова. Именно они и будут употребляться в дальнейшем.

Это:

олли (вместо правильно переведенного, но ничего не проясняющего английского слова “союзник”) - это существа, лишенные физического тела, т.е. бестелесные (в книгах этому соответствует крайне неудачный термин “неорганические существа”);

эманации (вместо “энергетические поля”) - это фрагменты тонкоматериального мира, имеющие вид либо вибрирующих светящихся нитей, либо золотой пыли, либо тончайших слоев, образующих “светящийся кокон” или “яйцо”, окружающее физическое тело человека. Источником эманаций считается мифологический Орел - существо космологического масштаба, создавшее этот мир.

бенефактор (вместо “благодетель”) - духовный Учитель. Так как он является проводником для Духа (нагвалем), то ученик испытывает по отношению к нему ужас и стремится уклониться от контакта с ним. Поэтому бенефактор всегда работает в паре с учителем, который успокаивает ученика, восстанавливает у него способность упорядоченного восприятия мира (тональ) и готовит к новым встречам с нагвалем.

индульгирование (вместо “самопотакание”) - поведение ученика, когда тот стремится закрыться от воздействия Духа, прибегая к различным благовидным и неблаговидным поводам и методам.

Критерий истины, как известно, практика. С этой точки зрения в книгах К.Кастанеды содержится неисчислимое количество полезных и реально работающих указаний для духовного Искателя. То, что эти указания не высосаны из пальца, подтверждается их эффективностью.

Например, достаточно нескольких месяцев практики, организованной по методам дона Хуана, и Искателю становятся доступны сознательные сновидения. То есть, состояния во сне, когда он знает, что спит, и поэтому может вести себя там целеустремленно и сознательно. В частности, он может выполнять те задания, которые сам себе сформулировал наяву. В любой традиции обретение такой способности оценивается как большой успех.

Но книги К.Кастанеды содержат не меньшее количество и соблазнов, хотя и ненамеренных. Эти последние связаны в первую очередь с описанием действия галлюциногенов. Отсюда берет начало индульгирование двух сортов, которому предаются читатели:

первый, когда Искатели, вместо того, чтобы усвоить всю глубину раскрываемых истин, бросаются на поиски галлюциногенов. В российских условиях это привело к возникновению целого движения таких “искателей”, которые украшают здания изображением поганок и проводят долгое время в лесах, разыскивая столь полюбившиеся грибочки; у них освоение мудрости дона Хуана сводится в основном к сочинению бесконечных анекдотов, отличающихся подчеркнутой “непочтительностью” к Учителям;

второй, это когда человек впадает в “благородный гнев” и, пользуясь поганками как поводом, дает, что называется “от ворот поворот” всему тому, о чем пишет К.Кастанеда. В обоих случаях люди упускают из этих книг самое существенное.

Чтобы успокоить чрезмерно щепетильных читателей, сразу скажем, что Концепция ни в малейшей степени не ориентируется на потребление психотропных веществ. Но и не морщит брезгливо нос, памятуя, что, например, такая возвышенная и утонченная философия, как индийская, сложилась в основном в ведический период, то есть, за тысячи лет до Р.Х. И основывалась она на опыте, обретенном Искателями при употреблении Сомы. Сейчас это растение забыто и точно никто уже не скажет, была это трава, грибы или плоды каких-то более крупных растений. Но именно Сома делала возможным непосредственный контакт с Божеством. Потом боги обучили людей йоге и те перестали оплачивать своим здоровьем продвижение по духовному пути.

В наше время, когда Знание о духовных мирах широко доступно, когда приемы йоги перестали быть тайной, просто глупо индульгировать в потреблении наркотиков. Но также глупо отбрасывать учение тольтеков только потому, что на первых шагах обучения оно использует галлюциногены для “шоковой терапии” разума.

По правде говоря, требуется терпение, чтобы преодолеть первые две книги К.Касанеды, посвященные всецело приему галлюциногенов под руководством дона Хуана. Эти книги изобилуют большим количеством весьма неприятных сцен, имеющих выраженный физиологический характер, способных оскорбить “добропорядочный вкус”.

Однако уже в третьей и четвертой книгах перед читателем разворачивается головокружительная панорама иного, и более здорового способа жизни, чем тот, к которому мы все привыкли. Здесь же раскрываются интереснейшие и неизвестные ранее метафизические реалии. Это касается, наряду со многим другим, способности “видеть” тонкие тела людей. Однако в пятой книге вновь происходит “падение” уровня изложения до описания бесконечных и весьма жестоких стычек между учениками дона Хуана в отсутствии Учителя.

Только со второй половины шестой книги мы узнаем, что все предыдущее описание ученичества имело предварительный характер. К.Кастанеда, наконец, оказывается в состоянии вспомнить более глубокий, скрытый слой обучения. Оно построено всецело на философии “новых видящих” (периода после конкисты), а все, с чем мы знакомились ранее, было отголосками мрачной философии ”древних видящих” (тольтеков, исчезнувших задолго до появления испанцев в Латинской Америке). Элементы этой “древней” философии и сообщались ученикам в состоянии обычного бодрственного сознания.

Философия “новых видящих”, а вернее, единство их мировоззрения и деятельности, и есть то драгоценное и революционное, что содержится в книгах К.Кастанеды. Что касается чисто литературного воздействия, то перечитать первые книги, когда уже известна их подоплека, значит, испытать ни с чем несравнимое удовольствие. Книги К.Кастанеды обладают свойством неисчерпаемости и только выигрывают от повторного чтения. Одновременно, они сами по себе достаточно сильно шокируют разум читателя, без всяких галлюциногенов.

В соответствии с тем, как К.Кастанеда знакомился и усваивал Учение, менялись его взгляды и на то, кто такой сам дон Хуан:

■ чудаковатый старик, по слухам, знающий что-то о галлюциногенных кактусах (возможный информатор);

■ сельский знахарь, по уши погрязший в предрассудках и ритуалах своих предшественников;

■ очень опытный целитель и чрезвычайно эффективный охотник;

■ охотник за силой и маг;

■ воин на пути знания;

■ человек знания и видящий;

■ предводитель целой группы воинов-искателей свободы;

■ наследник неизмеримой мудрости многих столетий;

■ наследник линии знания, обновленной в XVII в.;

■ реализованный носитель Сознания, выводящего за пределы любого из проявленных миров;

■ представитель традиции шаманов (Именно так К.Кастанеда стал характеризовать учение дона Хуана в своих поздних книгах. Это видимо, связано с дискредитацией понятия магии в глазах “широкой общественности”).

Сам дон Хуан называет себя магом. Мы будем поступать так же, подразумевая, что он практикует высшую магию, свойственную таким представителям западной традиции Гнозиса, как Марсилио Фичино, Джордано Бруно и последующие Розенкрейцеры. (Сходство их воззрений будет продемонстрировано в 3-й Части книги).

Эта магия не имеет ничего общего с заклятиями, наговорами, составлением привораживающих зелий, манипуляциями с трупами и прочими побрякушками, присущими черной магии.

Предметом высшей магии является Знание и Свобода, поэтому она не признает никакого насилия над совестью человека (не путать с бесконечными розыгрышами, направленными на разоблачение и обуздание его разума). Именно такой магии на самом деле и придерживается дон Хуан, просто он не спешит это открыто обнаруживать.

10.2 Точка сборки и мир эманаций Орла

Ближе познакомясь с доном Хуаном, К.Кастанеда узнал, что прием галлюциногенов вовсе не является чем-то необходимым в его традиции. Они используются только в качестве первого толчка. Правда, самого Карлоса пришлось ими буквально пичкать по причине чрезвычайного консерватизма его сознания. Другим ученикам иногда было достаточно одного раза, и они сознательно вступали на путь Знания.

Главные компоненты пути Знания “новых видящих” это:

ИСКУССТВО СТАЛКЕРА (выслеживание и устранение препятствий на пути освобождения, которые в основном коренятся в самом человеке, в методах его общения с миром);

ИСКУССТВО НАМЕРЕНИЯ (развитие новой воли, способной вывести человека из рабской зависимости от этого мира);

ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ СВОИМ СОЗНАНИЕМ (опирающееся на совершенно новый взгляд на структуру и функции тонких тел человека, называемых светящимся коконом).

К искусству намерения, искусству сталкера, а также к искусству сознательного сновидения мы еще вернемся в 3-й Части книги, а здесь остановимся на последней теме.

По рассказам дона Хуана, древние видящие на собственном опыте открыли, что человеку доступно восприятие не только привычного окружающего мира, но и целой вселенной эманаций Орла и текущих по ним потоков энергии (т.е. восприятие тонкоматериального мира). Оказалось, что эта энергия и эманации служат фундаментом для мира обитания, они первичны. Поэтому человек, осознающий эти глубинные потоки, “видящий” их и умеющий ими пользоваться, обретает не только знание, но и могущество.

Древние видящие установили, что каждое живое существо обладает неким светящимся вместилищем, контейнером, внутри которого сосредотачиваются эманации, относящиеся к этому существу. Степень свечения и конфигурация содержимого контейнера говорило им о состоянии сознания существа, включая его эмоции и состояние здоровья. Форма контейнера у обычного человека напоминает яйцо или кокон. В полном соответствии с тем, как оценивают роль ауры современные экстрасенсы, древние видящие полагали, что светящийся кокон или яйцо есть некая добавка к физическому телу человека. Тем не менее, их восприятие структуры светящегося кокона было совершенно иным. Они не остановились на обнаружении тонкой внешней оболочки кокона и множества его внутренних концентрических слоев, пронизанных огромным количеством светящихся вибрирующих нитей.

Главным их открытием была точка сборки, представляющая собой небольшое по размерам сгущение яркого света, располагающееся на поверхности светящегося кокона, вне физического тела (примерно в метре от него).

Положение точки сборки на коконе обычного человека стабильно, а у практикующего мага оно переменно. Сильнее всего оно менялось, когда сознание древнего видящего переносилось в различные параллельные миры, в которых обитали дружественные им существа. Аналогичные практики общения с параллельными мирами есть и у современных шаманов. По-видимому, именно по этой причине К.Кастанеда в конце стал причислять дона Хуана к традиции шаманов. Хотя насчет знания современных шаманов о точке сборки ничего не известно.

У обычных людей точка сборки обретает небольшую подвижность во время сна.

Оказывая давление на точку сборки, маг-учитель мог погрузить ученика в специфические состояния повышенного внимания и обостренного восприятия, в которых и проводилось обучение. Этим почти исчерпывалось понимание и использование точки сборки древними видящими.

Можно сказать, что они почивали на лаврах своего могущества. Они выработали массу утонченных приемов и ритуалов овладения скрытыми силами и подчинения себе бестелесных существ (олли). Окруженные бесконечным почитанием народа, воспитанного в соответствующей традиции, они полагали себя неуязвимыми. Отправляясь в тонком теле в путешествия по иным мирам, древние видящие захоранивали свое физическое тело в тайном месте, где оно дожидалось возвращения сознания иногда сотни лет.

Однако достаточно было появиться завоевателям, которые и слыхом не слыхивали об олли, и все могущество древних видящих рассыпалось в прах. Там где вышколенные соплеменники видели ужасающих олли и трепетали от почтения, завоеватели ощущали всего лишь дуновение ветра, который никак не мог помешать им размозжить дубинками головы древних магов. Таким образом, эти последние пали жертвой своего пренебрежения проблемой физического тела. А оно, действительно, представляет собой самое ненадежное звено в микрокосмосе.

Еще до появления завоевателей и истребителей, традиция древних видящих разделилась на два потока.

В первом, куда вошло большинство, видящие превратились в себялюбивых и капризных колдунов, наслаждающихся ужасом, который они вызывали у обычных людей, и впавших в зависимость от покоренных ими бестелесных существ.

Во втором потоке видящие достигли статуса “людей знания”. Прежде всего, они не позволяли разрастаться чувству собственной важности (еще одно замечательное понятие системы дона Хуана). Они сильно ограничили потребление “растений силы”, то есть галлюциногенов. Они заботились о людях, воспитывали у них способность “видеть” и старались быть им полезными, выполняя функции строителей, целителей, учителей, музыкантов и т.п. В результате, познание ими физического мира сильно углубилось. Это увенчалось тем, что, при возникновении невыносимых условий существования, они ушли отсюда в какие-то другие, параллельные миры, забрав с собой свои физические тела.

Как утверждает дон Хуан: “Под их руководством население целых городов ушло в другие миры и никогда не вернулось... Они и сейчас существуют где-то там”. То есть, люди знания древности смогли решить задачу мгновенного преодоления пространства не только в тонком теле, но и вместе с физическим телом (!), задачу, о которой современная наука может только робко мечтать.

Вспомним в связи с этим древнерусское предание о святом граде Китеже! Он исчез из нашего мира вместе со всеми жителями при приближении жестоких татаро-монгольских завоевателей. По преданию, Богородица вняла мольбам жителей беззащитного города и навсегда укрыла его от взглядов людей своим святым покровом. Аналогичные события зафиксированы в преданиях о Розенкрейцерах, а также в рассказах об индийских мудрецах. Но только в книгах К.Кастанеды можно познакомиться с детальным описанием мировосприятия “новых видящих”, лежащим в основании подобных явлений. Значит, тем более они заслуживают пристального внимания.

10.3 Что “видят” видящие

В дальнейшем представления о светящемся коконе будут сопоставлены с моделью многомерного микрокосмоса, развитой в 1-й Части книги. Но вначале приведем еще ряд наблюдений светящегося кокона, как они описаны у К.Кастанеды. При этом следует иметь в виду, что, при всей необычности излагаемого материала, за ним стоят годы и годы упорной деятельности как самого К.Кастанеды в качестве ученика, так и целой группы обучающих его учителей. Каждое слово дона Хуана подтверждено многими практическими опытами. Вводить себя в заблуждение - это последнее, чем стал бы заниматься воин на пути знания, ибо он постоянно осознает, насколько коротка его жизнь здесь, в этом мире.

По отзывам дона Хуана, способность “видеть” нам присуща изначально. Собственно, мы “видим” постоянно, но предпочитаем об этом не помнить. Вместо этого все наше внимание и память захвачены “смотрением” на мир предметов. По этой причине учителя тратят много сил, чтобы убедить учеников в самой возможности “видеть”. Этим, собственно, и объясняется применение тольтеками галлюциногенов в самом начале обучения.

Первое, что удалось увидеть Карлосу, это “золотая пыль вечности”, принесенная на крыльях магической бабочки. По словам дона Хуана, это пыль знания, ибо для воина знание похоже на прием душа из крупиц темно-золотой пыли. Оно приходит, поглощает воина-искателя знания и удаляется.

Задача ученика: настроиться на какой-то вопрос и успеть слиться сознанием с пролетающей пылинкой. Тогда она вдруг вырастает в размерах, и ученик видит в ней то, что является ответом на его вопрос.

Маги используют различные природные образования, которые могут порождать картину, близкую к той, что возникает при “видении”. Так однажды дон Хуан привел Карлоса к скале, содержащей множество блесток слюды. В какой-то момент лучи солнца упали так, что возникло ощущение целой паутины перекрещивающихся тонких лучей света. Этой подсказки оказалось достаточно для сознания К.Кастанеды, чтобы у него заработало “видение”... В другой раз он созерцал мир в состоянии сознательного сновидения. Куда бы он ни смотрел, отовсюду, как яркие вспышки исходили короткие нити света. Затем они удлинились, образовали световые пряди и, вибрируя, протянулись в бесконечность. Карлоса больше всего удивило, что эти нити света проходили во всех направлениях и, одновременно, не возникало никакой путаницы, все они были четко обособлены. Так впервые он увидел эманации Орла или “эманации в великом”.

Дон Хуан подтвердил, что они, действительно, подобны волокнам света. Но, кроме того, как это ни удивительно, они осознают себя, они живые и вибрирующие и их так много, что числа в этом случае уже не имеют никакого смысла, и каждое из этих волокон - вечность в себе. Более того, по утверждению магов, эманации Орла и состоят из времени.

Постепенно Карлос научился видеть людей как светящихся существ. Оказалось, что они обитают в неких тонкоматериальных туннелях и похожи на небольших улиток, очень медленно перемещающихся по стенкам. Мы на самом деле очень неподвижные и консервативные существа, хотя убеждены, что ведем динамичную жизнь. Тело “улитки” состоит из эманаций, и если ее внезапно пересадить с места на место, то человек, скорее всего, умрет от шока!

Помимо двух крайних позиций восприятия мира - “смотрения” на привычные предметы и “видения” людей и всего остального в форме эманаций, чаще всего реализуется один из промежуточных типов “неполного видения”.

В этом случае люди могут выглядеть как коконы, образованные очень тонкими световыми волокнами, напоминающими паутину. Человек тогда похож на яйцо, а его руки и ноги, словно светящиеся протуберанцы, вырываются в разные стороны. Волокна напоминают туго натянутые струны. Наблюдатель видит, как такие светящиеся яйца перемещаются на фоне привычного пейзажа. В качестве ослабленного варианта сюда можно отнести и обычные наблюдения ауры одновременно с физическим телом.

Маг также может наблюдать другого человека в его обычном виде, но в сопровождении массы светящихся волокон и прядей, простирающихся от тела на большие расстояния. В этом случае видящие видят, что человек постоянно находится в контакте со всеми предметами остального мира. Эта связь осуществляется с помощью пучка длинных волокон, исходящих из середины живота. Благодаря им он сохраняет равновесие, они придают ему устойчивость. То, что маги называют волей, есть сила, которая выходит изнутри вместе с этими волокнами и привязывает человека к внешнему миру. Победить эту привязку может только намерение.

Во всех книгах К.Кастанеды наибольшее внимание уделено именно светящимся волокнам. Это объясняется тем, что как раз ими и может манипулировать маг. Однако, помимо точечных “пылинок знания” и одномерных волокон, несколько раз упоминаются и двумерные образования. Так, прочная внешняя скорлупа кокона не только ослабляет внутренний свет, исходящий из него, но и скрывает под собой тонкослоистую структуру, состоящую из множества концентрических колец. Эти эманации напоминают слои у луковицы. Нарушение этой очень хрупкой структуры слоев из-за физического или эмоционального воздействия может повлечь за собой смерть человека. Кроме того, К.Кастанеда однажды "видел", что светящийся кокон человека образован как бы многими слоями прозрачных тончайших крыльев.

Дон Хуан объяснил, что коконы людей наполнены образованьями, которые могут быть их желаниями, печалями, заботами и т.п. Но он подчеркнул, что только очень сильный маг может расшифровать их значение. А в тех интерпретациях ауры, которые часто встречаются, очень велика доля личных предпочтений наблюдателя-экстрасенса.

Пока, как видно, описание кокона не сильно отличается оттого, что известно об ауре. Поэтому перейдем к тому, что в учении дона Хуана несет истинный революционный потенциал.

Но прежде обратим внимание на две проблемы.

Первая: К.Кастанеда постепенно овладел видением и убедился, что остальные видящие также видят светящиеся пряди, исходящие из живота и соединяющие человека со всеми объектами окружающего мира. И тут у него возникло недоумение, от которого он долго не мог избавиться. А именно, если из каждого человека исходят миллиарды волокон и распространяются во все стороны, достигая даже окраин вселенной, а на земле живут несколько миллиардов человек, то почему их волокна не перепутываются и не мешают друг другу?

Вторая проблема: мы помним, что некоторые слои ауры описываются экстрасенсами как многомерные реальности. Но тогда возникает вопрос: почему эти многомерные слои ауры не мешают двум людям сблизиться, например, и пожать друг другу руки? Ведь они, многомерные, должны проявлять себя как броня, то есть, останавливать любое приближающееся тело на расстоянии, превышающем метр. По крайней мере, это должно относиться к трехмерным участкам ауры.

Эта проблема может быть решена тем, что в ауре на самом деле нет ничего многомерного. Ведь по описаниям самих экстрасенсов, все участки ауры содержат только нити и слои, то есть, исключительно одномерные и двумерные образования. В этом точка зрения экстрасенсов совпадает с традицией дона Хуана. А в нашем трехмерном пространстве одно- и двумерные объекты и должны быть взаимно прозрачными и неощутимыми ни для каких технических средств. Они доступны для наблюдения только опытному человеку-видящему. Именно такая ситуация и возникает при всех попытках подтверждения того, о чем говорят экстрасенсы. Приборы неизменно дают нулевой результат. Зафиксированные же инфракрасные или акустические волны в данном случае к делу не относятся.

Вместе с тем, нельзя отрицать, что разные слои ауры, сами, будучи маломерными, связаны с действительно многомерными образованьями в микрокосмосе человека и являются индикаторами их состояния. Но тогда парадокс с броневой защитой тут же возникает опять. Только теперь она должна осуществляться не слоями ауры, а многомерными участками микрокосмоса, окружающими физическое тело человека. Ведь при сближении двух людей, слои их многомерной структуры неминуемо столкнулись бы друг с другом.

Самое удивительное, что человеческие существа действительно надежно защищены! И, тем не менее, никаких препятствий для сближения двух физических тел нет. Чтобы разобраться в этом парадоксе, а также в том, почему не запутываются миллиарды световых нитей и прядей, а заодно вскрыть истинные механизмы могущества магов, придется отойти от точки зрения “древних видящих” и поближе познакомиться со взглядами “новых видящих”.

10.4 Описание мира и место языковых игр

Кратко предпосылки перехода на новую точку зрения можно сформулировать так:

1. Наблюдения экстрасенсов говорят о том, что несколько высших слоев ауры связаны с завершенными многомерными реальностями, выходящими за границы обыденного человеческого опыта.

2. В процессе медитации сознание некоторых людей может проникать в эти слои, и тогда ощущается космическая огромность стоящих за ними реальностей. Вернее, человек переживает свое бытие в некоем громадном мире, хотя его сознание вошло в соприкосновение с весьма ограниченным участком его же ауры.

3. Но почему тогда не сделать вывода, что низшие слои ауры также есть связующее звено между нашим сознанием и реальностью окружающего нас мира? Хотя при взгляде со стороны вся аура кажется небольшой (3-4 метра в поперечнике), изнутри каждый из нас ощущает, что живет в безграничной Вселенной.

И в самом деле, дон Хуан [25] не уставал повторять, что каждый из нас находится внутри пузыря. В нем мы оказываемся в момент своего рождения. Это - пузырь нашего восприятия. Мы обитаем внутри него всю жизнь. А то, что мы видим на его круглых стенках, является отражением нашей собственной картины мира. Она возникает сначала как описание мира, которому нас обучают с момента рождения, пока все наше внимание не оказывается захваченным им, и тогда описание становится видом на мир.

В результате, весь наш опыт принуждает верить, что мы окружены предметами, существующими сами по себе и независимо от нашего восприятия. Тогда как в действительности нет мира предметов, а есть вселенная эманаций Орла. Причем, и сами мы составлены из эманаций Орла и, в сущности, являемся каплями светящейся энергии, так как каждый из нас окружен коконом, заключающим небольшую долю этих эманаций.

Дон Хуан утверждал, что мы являемся чувством, ощущением, а то, что можно было бы назвать нашим телом - это комок светящихся волокон, обладающих сознанием.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.04 с)...