Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Современное состояние культуры и цивилизации и перспективы её дальнейшего развития непосредственного связаны с научно-техническим процессом и преодолением глобальных проблем. Научно-технический прогресс позволил создать благоприятные условия существования и одновременно породил острейшие глобальные проблемы.
Суть глобальных проблем состоит в том, что человечество вступает в противоречия с индустриальной цивилизацией, природой и обществом, человеком и обществом, практикой отношений между государствами. Эти противоречия характерны для современной цивилизации в целом.
Глобальные проблемы характеризуются тем, что:
· затрагивают основы существования общества, жизненные интересы всего человечества;
· вопросы их решений имеют важное значение не только для нынешних, но и для будущих поколений;
· они требуют для своего решения объединённых усилий всех стран в масштабе всей планеты;
· их решение будет способствовать социальному прогрессу.
Выделяют три группы глобальных проблем:
1. Жизненно важные - угроза термоядерной войны, устранение экономической отсталости людей в отдельных районах, ликвидация голода, нищеты, безграмотности.
2. Проблемы, возникающие во взаимодействии общества и природы, – экологическая проблема, рациональное использование ресурсов, освоение мирового океана и полюса.
3. Проблемы взаимосвязи человека и общества – демографический взрыв, проблемы здравоохранения, проблемы социальной патологии и особенно терроризма, кризис духовности.
Учёные полагают, что решение этих проблем имеет определённые предпосылки.
1. Развёртывание информационной, биотехнической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации вымирания. Эта революция создаёт основу, которая позволяет отвести термоядерную экологическую угрозу. Человечеству необходимо выработать новое видение мира.
2. Возможность утверждения в качестве доминирующего нового типа мирового хозяйства, смешанной рыночной, социально-защищенной экономики. Эти экономические отношения будут увязывать интересы хозяйственных субъектов, способствовать нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
3. Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Ненасилие должно стать регулятором человеческих отношений.
4. Объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и светском вариантах. Необходим поиск того, что может сближать либералов и социалистов, католицизм и православие, коммунистов и консерваторов. Очень важно находить то, что объединяет всех людей планеты.
5. Межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Очень важно, чтобы расширялись международные, экономические и культурные контакты, или широкие миграционные потоки, направленные к взаимопроникновению к взаимопроникновению культур. «Диалог» культур должен превращаться в «полилог».
Учёные говорят о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность.
Таковы основания для выхода из кризиса, в который погружено человечество.
Философия рефлексирует над конкретным знанием и даёт возможность прогнозировать будущее. Заинтересованность в будущем продиктована потребностями и надеждами, которые люди на него возлагают. Будущее - это вероятностное состояние реальности. Оно существует как идеальная реальность в целях, планах, идеалах, теориях. Знание о будущем - прогноз. Выделяют поисковый прогноз и нормативный. Поисковый прогноз показывает, каким может быть будущее, если сохранятся существующие тенденции общественного развития. Нормативный прогноз направлен на поиск альтернативных путей оптимального решения, он ориентирован на конкретные цели и задачи.
В современных условиях будущее оценивают двояко: в нём есть страхи, но есть и надежды. Биосфера планеты уже пришла в неравновесное состояние, её нестабильность усугубляется. Необходимым условием выхода из кризисной ситуации является выдвижение новых идеалов, подъём массового пафоса, отвергающего пессимизм и упадок. Сейчас остро ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения нагревших глобальных проблем.
Литература
Губман Б.Л. Современная философия культуры. М., 2005.
Культура: теории и проблемы. СПб., 1996.
Углубляющее чтение:Карадже ТВ. Культура как фактор, определяющий развитие и динамику цивилизации // Актуальные проблемы современной политической науки. М., 2001.
Губин В.Д. Философия культуры// Философия.-М.,2004. С.595-615.
3. Жбанков М.Р. Философия культуры// Философия.- Мн.:РИВШ,2005.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Философия и ценностные предпочтения в культуре ХХ1 века.
1. Философия и междисциплинарные стратегии развития знания. Рациональность в культуре 21 века.
В заключение подчеркнём те тенденции в развитии философии, которые увлекают её в будущее. Философия есть рефлексия творчества по обретению человеком свободы. Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу её идей, стремясь выявить и развить глубинные смыслы своего собственного бытия, облечённого в языковые, культурные, технические и другие символические формы. Очень часто эти смыслы значительно опережали своё время и в ранних вариантах воспроизводились в науке, политическом и правовом сознании.
Есть надежда, что в будущем философия сохранит себя как источник духовных новаций, поскольку, как и прежде, она будет своевременно откликаться на актуальные общественные проблемы, проблемы научной динамики, современного кризисного бытия человека и его культуры.
Что касается современной философии и науки, то они обнаруживают тенденцию к усилению взаимосвязи между различными науками. В свое время еще В.И. Вернадский писал о том, что науки будут выстраиваться не столько вокруг предмета, сколько вокруг проблем.
В настоящее время междисциплинарный синтез все чаще начинает рассматриваться как один из важнейших аспектов возникновения нового научного знания. Междисциплинарный синтез является такой формой взаимодействия научных дисциплин, при которой результаты, полученные в одной отрасли знания, включаются в качестве предпосылок производства знаний в другой дисциплине.
При рассмотрении взаимодействия наук можно выделить, по крайней мере, две ситуации междисциплинарных связей. Первая сопряжена с переносом отдельных методов н концептуальных средств из одной науки с другую и их применением в процессе решения конкретных задач. Вторая связана с тем, что за счет трансляции парадигмальных установок из одной науки в другую радикальным образом меняется стратегия научного исследования.
В первой ситуации основания науки не подвергают серьезной перестройке, во втором случае взаимодействя наук приводит к коренной перестройке этих оснований. Вместе с тем, следует учитывать,что предпосылкой применения тех или иных средств и методов при решении конкретных задач является принятая исследователем стратегия научного поиска, поэтому в реальной истории первая ситуация оказывается тесно связанной со второй. Ей так или иначе должно предшествовать формирование глубинных исследовательских программ. Перестройка оснований науки, которая, в свою очередь, открывает пути к применению тех или иных специальных средств и методов.
Одним из важнейших компонентов оснований науки выступает научная картина мира, поэтому вне анализа той роли, которую она выполняет в процессах взаимодействия наук, невозможно в полной мере раскрыть действительные механизмы междисциплинарного синтеза знаний.
Чтобы выяснить роль научной картины мира в процессах взаимодействия наук необходимо проанализировать состояние различных наук в один и тот же исторический период (в так называемом "горизонтальном срезе"). Такое сравнение обнаруживает определяющую роль тех научных картин мира, которые утвердились в лидирующих научных дисциплинах.
Статус лидера определяется не только "онтологической и гносеологической" фундаментальностью науки (а именно -исследованием в данной науке глубинных структур организации материи, достаточно высоким уровнем ее теоретизации, возможностью применения развитых в ней теорий в соседних областях знания при построении моделей объяснения фактов и т.п.), но и социальной значимостью лидирующей науки (влиянием сложившейся в ней картины исследуемой реальности на мировоззрение той или иной историей эпохи, ее связью с ценностями, доминирующими на определенном этапе развития цивилизации, ролью выработанных в ней знаний в процессе освоения изучаемых объектов). В период XVH-XVIII вв. бесспорным лидером была физика, и как уже отмечалось, картина мира, сложившаяся в ней, фактически функционировала и как есте-
ственнонаучная, и как общенаучная, выступая компонентом господствующего мировоззрения той эпохи.
Уже в период становления дисциплинарного естествознания достаточно отчетливо определилась роль научной картины мира в процессах взаимодействия наук.
Современный этап развития науки, характеризующийся усилением взаимодействия естественных, общественных и технических наук, связан с более частой трансляцией принципов и образцов объяснения из одной науки в другую. Вместе с тем, в настоящее время интегративные процессы, происходящие в науке, приобретают специфические черты по сравнению с периодом классической науки.
В этих процессах довольно отчетливо прослеживаются не только прямые, но и обратные связи между различными отраслями науки, хотя доминирующая роль в переносе принципов из одной науки в другую по-прежнему принадлежит лидирующим дисциплинам. Несмотря на то, что в современной науке физика из единоличного лидера превратилась в одну из лидирующих наук наряду с биологией, кибернетикой, синергетикой и др., разрабатываемые ею фундаментальные принципы продолжают оказывать активное влияние на другие отрасли знания. Однако в настоящее время не только принципы физической картины мира оказывают влияние на соседние отрасли знания, но сформировались каналы воздействия на физику со стороны соседних с ней наук. К таким принципам относятся, в частности, принципы целостности, системности, развития и др.
Рассматривая процессы трансляции парадигмальных принципов из одной науки в другую, мы сталкиваемся с проблемой механизмов такой трансляции. Для переноса представлений из одной науки в другую необходимо, чтобы первоначально эти представления были включены в общенаучную картину мира, став общим достоянием, а затем из общенаучной картины мира они могут заимствоваться исследователем для решения конкретных задач.
Обмен фундаментальными принципами между различными науками приводит к изменению видения предмета конкретной науки. В процессе изучения своего видения предмета та или иная наука фиксирует элементы, входящие в состав го предмета, но наряду с этим она выявляет и такие элементы и отношения, которые оказываются общими и для предметов других наук. В каждой науке, функционирующей относительно самостоятельно, постоянно происходит развитие понятий, которые, образуя ядро изменяющейся специальной картины мира, могут использоваться не только в рамках данной науки, но способны выходить за ее пределы. Становясь общим достоянием науки, они приобретают статус общенаучных понятий. К ним относятся такие, как система, элемент, структура, информация, модель, симметрия и т.д.
Возникновение общенаучных понятий является специфической особенностью современного состояния науки и может быть связано с все более усиливающейся тенденцией к интеграции научного знания. При этом важно отметить, что понятия, приобретающие общенаучный характер, нарабатываются в самых различных науках, как в естествознании, так и в обществознании. Так, например, понятие информации вошло в кибернетику из журналистики и стало там использоваться в связи с управлением. Приобретя новые признаки, понятие информации стало применяться в биологических и социальных науках.
Аналогичным примером может также служить применение биологических терминов "ризома", "лакуна" и др. в гуманитарном знании, где им придается новый смысл. Являясь продуктом интеграционных процессов, происходящих в науке, общенаучные понятия в то же время в результате трансляции из одних наук в другие, усиливают междисциплинарные взаимодействия, способствуя получению нового научного знания. Они составляют своеобразный каркас, на остове которого выстраивается общенаучная картина мира
Наука как сложная системная деятельность находится в развитии, и v настоящее время ситуация функционировании самой науки радикально изменилась за счет синтеза знаний и становлепие междисциплинарных направлений Например, синергетика — имманентно междисциплинарное направление в науке, ориентированное на интегративное взаимодействие исследований в различных областях и сферах современного научного знания.
Синергетика основана на представлении о самоорганизации, спонтанном образовании систем, механизмах их перехода от состояния хаоса к порядку.
Предмет синергетики — механизмы самоорганизации, т. е. возникновения относительно устойчивого существования и саморазрушения макроскопических упорядоченных структур. Эти механизмы, зависящие от конкретной природы элементов и подсистем, присущи как миру живых и неживых систем, так и миру природных и социальных систем.
Синергетика изучает открытые неравновесные системы, способные к самоорганизации за счет обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой. В ее рамках уменьшение энтропии любой системы, т. е. поддержание ее равновесия, объясняется увеличением энтропии вне системы.
Первоначально синергетика применялась в сфере физических объектов, доступных строгому математическому описанию. Затем ее представления распространились на объекты биологические характера. И, наконец, синергетика все более активно используется в системе социально-гуманитарного знания.
В культурном пространстве современной науки появись отчетливо выраженные реальные основания междисциплинарного синтеза знания. К ним можно отнести онтологические, методологические и аксиологические основания.
Онтологическим основанием междисциплинарного синтеза в современной науке, в том числе и основанием преодаления демаркации между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием является вовлечение наукой в сферу исследования объектов, которые носят системный, эволюционный характер. Это не означает, что там, где есть необходимость в исследовании простых систем, наука исключает их из своего анализа. Но все чаще предметом научного исследования становятся не отдельные, выделенные части целого, которые раньше исследовались изолированно, а целостные комплексы, которые в качестве неотъемлемого компонента включают человека. К таким объектам относятся комплексы "человек - машина", "человек - машина - производственная среда", "человека и биосфера", объекты генной инженерии и т.д. Это так называемые человекоразмерные объекты (B.C. Степин).
Методологические основания связываются с развитием методологии глобального эволюционизма. охватывающего процессы изменений в неживой и живой природе, в обществе и культуре человечества.
Междисциплинарная ориентация говорит о качественных процессах становления в культуре 21 века новой постнеклассической рациональности и вызывает необходимость философской рефлексии этих процессов.
Для современного этапа развития науки характерен синергетический стиль мышления, т. е. синтез исторически сложившихся форм естественно-научного и гуманитарного мышления, которому присущи открытость, самоорганизуемость, нелинейность. Синергетический стиль мышления ориентирован на реализацию идеи целостности как системы наук о природе и человеке, так и различных культур. Именно на синергетической основе предполагается осуществление взаимосвязей между западными и восточными типами культур. Синергетика, исходя из идей глобальной интеграции различных типов культур, есть, по выражению И. Пригожина, современный "диалог человека с природой".
2. Адекватно выразить новые тенденции рационализации культуры и диалогизации призвана коммуникативная парадигма в современной философии.
Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!