Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 4. Философия и национальное самосознание. Отечественная философия



1.Общее и национальное в развитии философии.

Развитие философии к контексте динамики культуры охватывает не только общефилософский процесс, но и его особенности в различных национальных формах. Ведь для возникновения и развития философии необходимы не абстрактные предпосылки и не усредненные статистические философы, а конкретно-исторические условия культуры и люди определенного этнокультурного менталитета. Иного просто не существует. Для уяснения динамики философии также значима диалектика общефилософского содержания и национальной формы философской культуры.

В разные исторические эпохи линия развития философии проходит через разные культуры, обогащаясь и обогащая мировые тенденции. Во многом эти процессы противоречивые, национальные философии могут достигать мировых уровней, быть образцом и частью мирового процесса, могут только формироваться, выражая становление национальной культуры не категориями, а смыслообразами, философемами. Многие национальные культуры не формируют философию, передавая её мировоззренческие функции искусству или религии. Когда в истории философии говорят о греческой или немецкой философии, то имеется в виду то, что философия стала органической частью национальной культуры, что наличествуют четкие формы восприятия, изучения и трансляции философского опыта рефлексии самобытных особенностей в общечеловеческую философскую культуру. В современных условиях идеологического самоопределения становятся актуальными проблемы отечественной философии, её связи с мировым философским процессом.

Например. опыт русского философствования имеет длительную предисторию начиная с древнекиевской эпохи. Он характеризовался усвоением византийской духовности и выражался прежде всего в богословских сочинениях. Значительного влияния западная философия достигла в 17-18 вв.., придя на Русь через Великое княжество Литовское (Симеон Полоцкий, Григорий Сковорода). Собственно русское философствование начинается в первой половине 19 века с утверждений П. Чаадаева о пути России и русского народа. Философия становится сущностным выражением отечественной культуры, полем столкновения различных позиций и школ. Она не только характеризует русскую культуру, но и выступает органической частью мировой философской мысли.

Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран посткоммунистического мира, вступающих в новый период своей истории. Все более остро осознаваемая необходимость социально-экономических реформ, формирование новых духовно-нравственных ориентиров, отвечающих запросам эпохи, – эти процессы выступают в качестве основополагающих признаков цивилизационного развития. В такие переломные эпохи человечество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Именно мудрость прошлых веков выступает в качестве одного из критериев, по которым человечество выверяет свою преобразовательную деятельность. Особая роль в этой духовной работе принадлежит философии. Всеобщность ее категориального строя, ее изначальный универсализм оказываются соразмерными масштабам вызовов и задач, встающих перед современным миром. На новом этапе своего развития отечественная философия призвана осуществить свою мировоззренческую функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению глобальных проблем, связанных с выживанием человечества, а какие следует оценить как угрожающие, негативные.

Отечественная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры. Именно в белорусской, русской национальной духовной традиции сосредоточен оригинальный экофильный потенциал, созвучный современным поискам идеала коэволюции общества и природы. Представляется, что философско-социальные исследования должны способствовать поискам духовных основ гражданской консолидации современного общества, выявлению общегражданских, ценностей и интересов, составляющих стержень национальной идеи.

2. Философская мысль в Беларуси

Истоки философской мысли на белорусской земле идут от учений и просветительской деятельности Ефрасиньи Полоцкой и Кириллы Туровского. Е. Полоцкая явила собой образ жизни, подчинённый единой задаче, цели, стремлению - служить Богу, добру. Человек должен сам решать, что есть добро и зло, какая жизнь является истинной, а какая неистинной. Подлинная жизнь человека заключается в верности идее, избранной цели, это ориентация на высшие духовные ценности. В сугубо земных делах княжна-просветительница учила старых терпению, юных - душевной чистоте, слову благородному; при старших молчать, мудрых слушать, к старшим - покорности, к равным и младшим - любви некриводушной. И не хотела она видеть, что кто-нибудь враждовал: ни князь с князем, ни боярин с боярином, ни простой человек со своим другом, а всех желала видеть единодушными.

К. Туровский по праву считается вторым Златоустом. Будучи епископом Туровским, Кирилл прославился своим красноречием, заботился о душевном совершенстве своих соотечественников. Сохранились его 8 «слов»-заповедей, притчи, 2 канона, 30 молитв-исповедей. Сквозь библейское содержание этих работ прорывается утверждение человеческого интереса к радостям земной жизни, красоте природы, стремление к духовному совершенству. Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпукло представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Ф. Скорина - первопечатник, мыслитель, гуманист, просветитель и учёный. Напечатал 23 книги Библии. Считал, что в Библии сокрыта не только божественная, но и светская естественная мудрость. Идеал Скорины - это человек, который объединяет в себе мудрость библейскую и философскую. Знание - необходимое условие нравственной жизни. Образование, культура показывают человеку путь к добру. Подлинное достоинство человека заключается не в его происхождении, не в знатности и не в социальном положении, а в таких качествах, как интеллект, моральный облик, способности, благодаря которым он приносит пользу обществу.

С. Будный - преимущественно теолог, но даёт философскую критику некоторым положениям религиозной догматики. Он глубоко убеждён в преимуществе знаний над верой, истолковывает многие библейские чудеса как природно обусловленные явления. Он отклоняет традиционное положение о троице и признает Богом только отца. «Дух» Будный считает только «атрибутом отца», а Христа вообще считает человеком. Слово - это моральная проповедь Христа, оно не может быть ранее Бога. Слово - не начало мира, а начало Нового Завета. Истины Священного писания должны проверяться разумом. В его этике главной является идея духовно-моральной свободы человека.

Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М.Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

1. Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

2. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

3. Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики.

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия;

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, тем более что последняя выступила в качестве идейного орудия контрреформации. Порок схоластики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, оторванности от повседневной жизни, общественных процессов. Умеренные гуманисты-реформаторы видели нетленные образцы общественного переустройства в античных философских концепциях, реальном практическом опыте европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новыми идеями и проблемами. Их относительная слабость заключалась, видимо, в недооценке самой философии, точнее, недооценке самодостаточности философского знания. Ценность философии они усматривали в ее возможном практическом приложении. По их мнению, философское знание должно было выступить в качестве орудия социальных преобразований. Мировоззренческое значение философии, значимость профессионально-философской активности не учитывались в достаточной мере;

в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения. Европейская философия того времени занималась обоснованием ценностей науки, научного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схоласты безжалостно подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над К. Лыщинским. Господство схоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власть предержащих; изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась, открывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими основаниями.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. А. Кулеш). На протяжении XVII-XVIII веков в развитии философии в Беларуси обнаруживаются новые тенденции, свидетельствующие о влиянии католицизма. Возникают идейные комплексы схоластики и эклектики. Схоластическая, «школьная», философия получила распространение через систему иезуитского образования и представлена серьёзными трёхлетними учебными курсами, воспитавшими десятки профессиональных философов. Эклектика - это идейный комплекс, синтез схоластики и наукоцентристской новой философии. Представляли это направление профессора Виленского университета А. Скарульский, С. Шадурский, Б. Добшевич, К. Нарбут и др. Они активно вовлекали в философский процесс идеи Коперника, Декарта, Ньютона, Локка, Лейбница. Эклектики осуществляют поворот от теологически-метафизической картины природы к естественнонаучной. Природа трактуется как результат саморазвития, а человек - как часть природного мира.

В конце ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). Эклектика во многом подготовила просветительский этап в развитии философии. Деятельность М. Пачобута, Я. Снядзецкого и др. основана на идеях научного разума, распространении науки как «лекарства» от болезней человека и общества. Я. Снядзецкий критикует Канта за ограничения научного познания и априоризм. Важной темой философии просвещения была проблема отношений человека и общества, человека и государства. Просветительские тенденции характерны и для первой половины XIX века, когда белорусские земли находились в составе Российской империи. Под сильным имперским влиянием культурно-просветительские идеи дополняются национально-освободительными. В свою очередь идеи национального освобождения вызвали к жизни потребность их философского обоснования. В студенческих обществах филоматов и филаретов, в «Демократическом обществе» Ф. Савича, исследованиях этнографии белорусского края, публицистике (Виленский университет закрыт царским указом) осуществляется философская работа по освоению достижений немецкой классики, философии революционного демократизма - поиск философских основ национальной идеи, возможности национальной философии.

В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи национально-культурного и государственного возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации. Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким.

Период со 2-ой половины XIX века и XX век можно условно определить как период формирования философии национальной идеи. Большое влияние на развитие философии оказали белорусские революционные демократы: К. Калиновский, Ф. Богушевич, Я. Купала, Я. Колас и др. Национальное освобождение они связывали с освобождением социальным и, самое главное, с нравственной свободой человека. Социальное, классовое освобождение человека труда, крестьянина оказалось созвучным идеям марксистской философии. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии.

В 20-30-х годах XX века оформляются две тенденции в развитии философии на Беларуси:

· советская, официальная, диалектико-материалистическая философия;

· философия белорусской национальной идеи.

Для первой тенденции характерен идеологизированный классовый подход и постепенное его преодоление с учетом мировой философской и научной мысли (С. Вольфсон, Б. Быховский, К. Буслов, Д. Широканов, Ю. Харин, В. Степин и др.).

Другому направлению свойственен философский поиск Беларуси и беларуса в контексте мировой культуры и философии культуры (М. Горецкий, И. Абдиралович, К. Чорный, А. Рязанов, В. Акудович и др.)

В последнее десятилетие XX века наиболее характерны для философии Беларуси тенденции современной философии: философии и методологии науки, культурологии, философской антропологии, герменевтики, цивилизационной динамики и др. Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.

3. Особенности русской философии

Основными идеями русской философии были:

1. Идея соборности. Представитель славянофильства - А. Хомяков (1804-1860) - понимал соборность не только как атрибут церкви, а общий принцип устройства мира. Это есть множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство», оно присуще церкви, обществу, человеку, творчеству. Воплощением соборности является община. Каждый народ - коллективная личность.

2. Западническое направление в русской общественно-политической жизни самой главной считало идею свободы. В. Белинский отмечал: «Во мне родилась какая-то дикая, бешеная, фантастическая любовь к свободе и независимости человеческой личности».

3. Нравственные и религиозные мотивы в русской философии представляют Ф. Достоевский и Л. Толстой. Достоевский предал анафеме (в своих произведениях) культ сильной личности. Общественное зло, по его мнению, порождается не столько социальными условиями, сколько сложной природой человека. Ему нужно противопоставить самоусовершенствование личности. В этом он видел положительное влияние церкви.

4. Представитель идеи гуманизма Л. Толстой выступал за принципы «любви» и «непротивления злу насилием» как главные принципы жизни.

5. Вершиной достижения философской мысли в России было творчество В. Соловьёва (1853 – 1900). Он вошёл в философию как миссионер идеи Всеединства. Концепцию славянофилов о соборности, связанную только с русским этносом, он развил до великого Всеединства, охватывающего все культуры и народы. Он предостерегал от проповеди исключительности любого народа. В этике В. Соловьёв проповедовал христианскую любовь как объединяющее начало человечества.

В учении В. Вернадского, как и всех русских космистов, главное внимание тоже было уделено идее единения. Природу они рассматривают как общий источник происхождения человека, объединяющее начало. Отсюда благоговейное отношение к природе и космосу в целом, ответственность человека в условиях могущественного воздействия человека как планетарной силы, её влияние на Космос (понятие ноосферы).

Русский космизм представлен именами Н. Фёдорова, В. Соловьёва, Н. Умова, К. Циолковского, В. Вернадского, П. Флоренского, Н. Холодного, А. Чижевского. Главными идеями их учений были единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб человеческой деятельности. В русском космизме представлены две тенденции.

Одна - это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии «общего дела» Фёдорова центральной стала тема постоянного расширения поля деятельности человека, включающего в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагает Н. Фёдоров, человек даже способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения. В. Соловьёв в своей философии всеединства обосновывал идею о том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на которой возникает «богочеловечество», возвышенное и высокодуховное. В сотворчестве с Богом человечество должно изменить мир, освободив его от распада, уничтожения и гибели.

Другая тенденция в русском космизме тесно связана с развитием естествознания. В 90-ые годы XIX ст. физик Н. Умов рассматривал человека и общество с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии. Именно человеческую культуру он считал мощным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии. Эти идеи были развиты в учении К. Циолковского. Его известные всему миру технические разработки были продолжением его «космической философии». Космос он представлял наполненным различными формами жизни, даже бессмертными существами, способными непосредственно ассимилировать солнечную энергию. По его мнению, изменится также и физическая природа человека, достигнув совершенства. Наиболее полно идея космизма воплотилась в учении В. Вернадского о роли биосферы и ноосферы в истории Земли и Вселенной.

Русский космизм привлекателен не только верой в безграничные способности человека, но и тем, что этот прогресс не мыслится вне единства всего человечества и его нравственного совершенствования.

Литература:

Гісторыя філасофіі. Гродна,1997. Гл. 14, 15, 16.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М. 2005 С.152-169.

Углубляющее чтение:

8. Козел А.А. Философская мысль Беларуси. Мн., 2004.

9. Майхрович А.С. Поиски истинного бытия и человека. -Мн.: «Наука и техника». 1992.

10. Миненков Г.Я., Демидов А.Б. Философия и национальное самосознание// Философия. Мн.,РИВШ, 2004. С. 275- 307.

11.Мыслітелі і асветнікі Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1995.

Философия бытия.

Тема 8. Метафизика и онтология





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 729 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...