Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Китайская хроника «Чжоу шу» об обычаях тюрков (тукю, туцзюе) в середине VI в



Главным источником по ранней истории народов Евразии на Вос­токе У-У вв. стали китайские хроники, в которых китайские истори­ки оставили описание быта и нравов «северных варваров».

Извлечения публикуются по изданию: Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневе­ковье. М, 1998. С.350-351.

[После 552 г. к власти в Тюркском каганате пришел Муюй-хан Кигинь]. Кигинь... привел в трепет все владения, лежащие за границею1. С востока от Корейского залива на запад до за­падного моря [...] с юга от Песчаной степи на север до Северного моря 2 - все сие пространство земли находилось под его державою. Он сделался соперником Срединному царству... Обычаи тукюесцев: распускают волосы, левую полу наверху носят3; жи­вут в палатках и войлочных юртах, переходят с места на место, смотря по достатку в траве и воде; занимаются скотоводством и звериною ловлею; питаются мясом, пьют кумыс; носят меховое и шерстяное одеяние. Мало честности и стыда; не знают ни при­личия, ни справедливости, подобно древним хунну4. При возве­дении государя на престол, ближайшие важные сановники са­жают его на войлок, и по солнцу крутом обносят девять раз. При каждом разе чиновники делают поклонение перед ним. По окон­чании поклонения сажают его на верховую лошадь, туго стяги­вают ему горло шелковой тканью, потом, ослабив ткань, немед­ленно спрашивают: сколько лет он может быть ханом?5... Из оружия имеют: роговые луки с свистящими стрелами, латы, ко­пья, сабли и палаши. [...] помнят свое происхождение от волка. Искусно стреляют из лука с лошади; по природе люты, безжало­стливы. Письмен не имеют 6. Количество требуемых людей, ло­шадей, податей и скота считают по зарубкам на дереве. Вместо предписания на бумаге, употребляется стрела с золотым копье­цом, с восчаною печатью. Обыкновенно пред полнолунием про­изводят набеги и грабительства. По их уголовным законам: бунт, измена, смертоубийство, прелюбодеяние с женою чьею-либо, похищение спутанной лошади - наказываются смертью. За уве­чье в драке платят вещами, смотря по увечью. Повредивший глаз повинен отдать дочь, а если нет дочери, должен отдать женино имущество; изувечивший какой-либо член тела платит лошадь; укравший лошадь и другие вещи платит в десять крат против стоимости покражи. Тело покойника полагают в палатке. Сыно­вья, внуки и родственники обоего пола закалывают лошадей и овец и, разложив перед палаткою, приносят в жертву; семь раз объезжают вокруг палатки на верховых лошадях, потом перед входом в палатку ножом надрезывают себе лицо и производят плач; кровь и слезы совокупно льются. Таким образом поступа­ют семь раз и оканчивают. Потом в избранный день берут ло­шадь, на которой покойник ездил, и вещи, которые он упо­треблял, вместе с покойником сожигают: собирают пепел и за­рывают в определенное время года в могилу [...] В день похорон, также как и в день кончины, родные предлагают жертвы, скачут на лошадях и надрезывают лицо. В здании, построенном при могиле, ставят нарисованный облик покойника и описание сра­жений, в которых он находился в продолжение жизни. Обыкно­венно, если он убил одного человека, то ставят один камень. У иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи. По принесении овец и лошадей в жертву до единой, вывешивают их головы на вехах. В этот день и мужчины, и женщины в нарядых платьях собираются на кладбище; если мужчине понравится девушка, то по возвращении в дом он посылает сватать ее, и ро­дители редко отказывают. По смерти отца, старшие братья по отцу женятся на мачехах, невестках и тетках7. Постоянного ме­стопребывания нет, но каждый имеет свой участок земли [надо полагать: пастбища]. Хан всегда живет у гор Дугинь8. Вход в его ставку с востока, из благоговения к стране солнечного восхожде­ния. Ежегодно он со своими вельможами приносит жертву в пе­щере предков [...]. Пьют кобылий кумыс и упиваются допьяна. Поют песни, стоя лицом друг к другу. Поклоняются духам, ве­руют в волхвов [шаманов]. За славу считают умереть на войне, за стыд - кончить жизнь от болезни9.

1 К северу от Великой китайской стены.

2 Озеро Байкал.

3 Этот обычай носить запашную одежду отличал «варваров» от китайцев.

4 Ср. выше описание нравов гуннов у Аммиана Марцеллина -представителя «западной» античной цивилизации.

5 Обряд интронизации правителя у тюрков напоминает обряд по­священия (инициации) шамана. Тот же обряд приписывает ал-Масуди хазарам. Из тех же китайских и арабских источников известно, что правитель (каган) не был просто «сакральным» царем и сроки его правления определялись политическими событиями, но не ритуалом. Возможно, описание инициации тюркского правителя восходит к фольклорному мифоэпическому сюжету.

6 Речь идет о китайской письменности - рунические знаки не счи­тались настоящим письмом.

7 Подобные браки (в частности, левиратный - женитьба на супруге покойного брата) заключались с той целью, чтобы жена и ее имущест­во оставались внутри рода. С распадом родоплеменных отношенийстали считаться безнравственными, характеризующими дикие обычаи варваров.

8 На Алтае (?).

9 Характерное для эпохи «варварства» противопоставление герои­ческой гибели (обеспечивающей посмертную славу и пребывание в воинском «рае») естественной смерти: ср. слова русского князя Свято­слава - «Мертвые срама не имут».

(Цитируется по «Сборнику документов по истории России». Ч., 2004 г.)





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...