Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 11. Скульптура второй половины XIX века



Особенности развития русской реалистической скульптуры. Утверждение прогрессивного содержания реализма в пластике. Выход на первое место станковой скульптуры. Создание образов деятелей русской истории, науки и культуры. Интерес к бытовой теме в творчестве С. И. Иванова и М. В. Харламова, Ф.Ф. Каменского, М.А. Чижова. Скульптура малых форм в творчестве Е. А. Лансере, Л. В. Позена, А. Л. Обера. Скульптурный портрет в творчестве Н. А. Лаверецкого, П. П. Забелло, И. И. Подозерова, М. А. Чижова, В. П. Крейтана. Творчество М. М. Антокольского, работа над историческими образами, обширность замыслов, поиск психологических характеристик, утверждение нравственных ценностей, продуманность деталей, выразительность и экспрессия форм. Монументальная скульптура второй половины XIX в., поиск новых путей выразительности. Скульптурная эклектика и утрата целостного художественного мышления. Деятельность М. О. Микешина, замыслы и проекты, участие в конкурсах и процесс работы над монументами. Творчество А. М. Опекушина. Открытие памятника А. С. Пушкину (1880), оценки современников, значение этого произведения для русской монументальной скульптуры. Стремление к синтезу искусств в творчестве В. О. Шервуда. Мемориальная скульптура. Кризис монументально-декоративной пластики. Скульптурное убранство храма Христа Спасителя в Москве. Преемственность скульпторов второй половины XIX века, влияние их творчества на дальнейшее развитие русского искусства.
Тема 12. Архитектура 1860 – 1880-х гг.

Развитие промышленности и новые задачи архитектуры. «Время безстилья». Причины эклектичности строений. Подражание историческим архитектурным стилям как основной метод архитектурного творчества. Влияние археологических, архитектурных и художественных обществ. Конкурсы на проекты значительных сооружений. Официальная культурная политика и «Русско-византийский» стиль. Завершение строительства храма Христа Спасителя в Москве (1889).

Воспроизведение форм архитектуры Ренессанса, романского стиля и русского зодчества ХVI века в произведениях А. И. Резанова. Разнообразие стилей в творчестве В. А. Шретера, Г. А. Боссе, А. И. Кракау. Увлечение древнерусской архитектурой в работах А. М. Горностаева и его приемника Д. И. Гримма. Интерес к деревянному зодчеству русского Севера в творчестве И. П. Ропета. Павильоны В. А. Гартмана. Формы московского зодчества XVII века в произведениях И. А. Монигетти, А.И. Померанцева, А. А. Парланда. Конкурс на проект здания Городской думы в Москве. Проект Д. Н. Чичагова. Подражание русской архитектуре XVII века в жилом строительстве. Начало процесса достижения художественного синтеза архитектуры и живописи.

Темы семинарских занятий

Раздел 1

1. Синтез искусств в архитектуре русского ампира (2 ч.).
Лит: 1. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – М., 1990.

2. Борисова Е. А. Русская архитектура в эпоху романтизма. – СПб., 1999.

3. Всеобщая история архитектуры. В 12-и т. Т.6. – М., 1972.

4. Тарановская М. З. Карл Росси: Архитектор. Градостроитель.
Художник. – Л., 1980.

5.Пилявский В. И. Зодчий Росси. – Л. – М., 1951.

2. Художественная теория и критика в России первой половины XIX века (2 ч.)
Лит: 1.Верещагина А.Г. Критики и искусство. Очерки истории русской
художественной критики середины ХVIII – первой трети ХIХ века. –
М.,2004.
2.Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. – М., 1977.
3.Даниэль С. М. Европейский классицизм. – СПб., 2003.
4. История европейского искусствознания. Первая половина ХIХ века.
– М., 1965.
5.Кауфман Р. С. Очерки русской художественной критики XIX века:
От К. Батюшкова до А. Бенуа. – М., 1990.

3. Русское искусство первой половины XIX века в контексте европейской художественной культуры (2 ч.).
Лит: 1. Бенуа А. Н. Русская школа живописи. – М., 1997.
2.Даниэль С. М. Европейский классицизм. – СПб., 2003.
3.Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских
школ. – М., 1980.
4. Свирида И. И. Между Петербургом, Варшавой и Вильно. Художник
в культурном пространстве. ХVIII – середина ХIХ вв. – М., 1999.
5. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 30 – 40-х годов ХIХ
века. – М., 2005.

4. Александр Иванов: личность, мировоззрение, творческий метод (2 ч.).
Лит: 1. Алленов М. М. Иванов Александр. – М., 1997
2. Алпатов М.В. Александр Андреевич Иванов: Жизнь и творчество.
1806 – 1858. – В 2-х т. – М., 1956.
3.Виноградов И Александр Иванов в письмах документах и
воспоминаниях. – М., 2000.
4.Виноградов И. Гоголь и Александр Иванов // Наше наследие. –
2000. – №54. – С. 111 – 125.

5.Поспелов Г. Г. Русское искусство XIX века: Вопросы понимания
времени: Очерки. – М., 1997.

Раздел 2

1. Академия художеств и передвижники – противостояние и преемственность (2 часа).
Лит: 1. Гордон Е. Русская академическая живопись 50 – 60-х годов XIX века.
Жанровая структура, иконография, особенности стиля // Искусство
1983. №9. С.58 – 67.
2.Крамской об искусстве: Сборник – М., 1989
3. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX
века: Курс лекций. – М., 1989.

4. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. –
М., 1991.

5.Товарищество передвижных художественных выставок: Письма,
документы. 1869 – 1899 / Под общ. ред. С. Н. Гольдштейна. В 2-х тт.
– М., 1987.

2. Пути развития отечественного пейзажа (2 часа)
Лит: 1. И.И. Левитан. В 2-х т. / Под. ред. А. А. Федорова-Давыдова. – М.,
1966
2.Лясковская О. А. Пленэр в русской живописи XIX века. – М., 1966.
3.Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. 1870-е годы. – М., 1999.
4. Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. 1880 – 1890-е. – М.,
2002.
5.Федров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII – начала XX века. – М.,
1986.

3.Скульптура второй половины XIX века. Поиск содержания и пластического языка (2 часа).
Лит: 1.Беляев Н. З., Шмидт И. М. Александр Михайлович Опекушин. 1841 –
1923. – М., 1954.
2.Ермонская В. В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская
мемориальная скульптура. К истории художественного надгробия в
России XI – начала XX века. – М., 1978.
3. Шалимова В. Марк Матвеевич Антокольский. – Л., 1970.
4.Шмидт И. М. Русская скульптура второй половины XIX – начала XX
века. – М., 1989.


Темы для самостоятельной работы

Раздел 1

1. Орест Кипренский и русский романтический портрет первой половины
XIX в.

2. Школа Венецианова и развитие бытового жанра.

3. К. Брюллов и П. Федотов: поиск новых путей в живописи.

4. Библейские эскизы А. А. Иванова: на пересечении культур.

5. Монументальная скульптура первой половины XIX: поиск новых путей выразительности.

6. Новые тенденции в пейзажной живописи Сильвестра Щедрина.

Раздел 2

1. Влияние на изобразительное искусство 1860 – 1880-х гг. произведений литературы и музыки.

2. Проблемы прошлого и современности в исторических картинах 1860 – 1880-х годов.

3. Контакты русских деятелей изобразительного искусства с западноевропейскими художественными школами.

4. Официальная культурная политика и «Русско-византийский» стиль.

5. Монументальная скульптура второй половины XIX в., поиск новых путей выразительности.

6. Новые тенденции в пейзажной живописи в 1870 - 1880-х гг.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...