Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №27. Православный храм и его основные символы




Первые правила, по которым строились и расписывались христианские храмы, возникли еще во времена Ветхого Завета. Однако, начиная с IV века, символика храма начинает приобретать более глубокий смысл, и ей уделяет-ся все больше внимания. Наиболее полно значение храмовой символики рас-крывается в IV – VIII веках святыми отцами Симеоном Солунским, Макси-мом Исповедником, Андреем Критским и другими.
Символика христианского храма формировалась постепенно. Ветхоза-ветная скиния, прообраз христианского храма, воплощала в своем устройстве идею всего мира. Она была построена по образу, увиденному Моисеем на го-ре Синай.
Символика ветхозаветной Церкви выражала предощущение прихода Спасителя, поэтому ни скиния, ни храм Соломона, который был построен по ее образу, не могли выразить идею Церкви во всей полноте. Целостное зна-чение храм приобретает лишь с пришествием в мир Спасителя, с наступле-нием христианской эпохи.
Информации о символике первых христианских храмов сохранилось немного, так как храмы в первые три столетия христианства встречались дос-таточно редко. Только в IV веке, после того, как римский император Кон-стантин объявил о свободе вероисповедания христианские храмы стали час-тым явлением.
Ветхозаветные храмы имели форму корабля, базилики. Внутри такие храмы выглядели как обычное четырехугольное помещение с окнами навер-ху, поэтому в них было много света и воздуха. Несколько рядов колонн раз-деляли пространство на отделения – нефы (корабли). При входе в базилику строился портик (небольшой выступ), а на противоположной стороне – апси-да (закругление).
Такая форма храма имеет символическое значение: церковь для ве-рующих должна быть таким же надежным прибежищем, каким был Ноев ковчег во время потопа.
Со временем получили распространение другие формы храма:
Например, в V веке начинают строиться храмы в форме креста (Крест Христов является Основой Церкви). В это же время впервые в символике храма появляются такие немаловажные детали как свод и купол
Чуть позже возникают круглые и восьмигранные храмы.
Круг есть символ вечности, который говорит о нерушимости Церкви.
С момента принятия христианства на Руси начинает формироваться собственная церковная архитектура, непохожая на византийскую. Одной из ее отличительных особенностей является устройство купола в виде пламени свечи.
Иными словами, внешний вид христианского храма сформировался не сразу, так как каждая эпоха вносила свои неповторимые черты в его облик.

Внутренняя символика храма

Христианский храм – «книга для неграмотных». На Руси его умел «чи-тать» каждый верующий человек, вне зависимости от того, был ли он обучен грамоте. Каждый элемент, каждая деталь внутреннего убранства храма имеет свое скрытое значение.
Стены храма «толкуются как закон Божий».
Низ стены символизирует землю, и здесь раньше изображали донато-ров (заказчиков, на чьи деньги сооружался или расписывался храм), царей (как символ незыблемости благословенной власти) и канонизированных свя-тых (их изображают и сегодня). Наверху стены отражены события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов.
Так как храм - это модель мира, то каждая его стена соответствует од-ной из стран света. Стены храма строились одинаковыми в длину так, что внутреннее пространство приобретало форму куба. Такой стиль характерен для древних церквей, таких как новгородские, московские, киевские церкви.
Восточная часть храма символизирует область света и райского бла-женства, потому что на Востоке находился рай, из которого были изгнаны Адам и Ева.
Алтарь (см. рис. 6) - это самая важная часть храма. Слово «алтарь» (alta aru) переводится с латинского языка как «высокий жертвенник». Алтарь – главная святыня храма, место, где восседает на престоле с апостолами Хри-стос.
Алтарь самая главная часть Православного Храма. В алтарь могут входить лишь священнослужите-ли и лица мужеского пола, участвующие в Богослужениях.
Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже обожен-ный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».
«По словам св. Максима Исповедника, как в человеке соединяются на-чало телесное и начало духовное, причем последнее не поглощает первого и не растворяется в нем, но оказывает на него свое одухотворяющее влияние, так что тело становится выражением духа, так и в храме алтарь и средняя часть входят во взаимодействие. При этом первый просвещает и руководит вторую, и средняя часть становится чувственным выражением алтаря. При так понимаемом их соотношении восстанавливается нарушенный грехопаде-нием порядок вселенной, то есть восстанавливается то, что было в раю и что совершится в Царстве Божием».
Таким образом, преграда между алтарем и средней частью не разделя-ет, а объединяет две части храма. На Русь преграда перешла уже в форме иконостаса, который является сложным символом.
Иконостас состоит из пяти рядов икон и служит алтарной преградой, разделяющей два мира: мир видимый (сам храм) и мир невиди-мый (алтарь). По мнению П. А. Флоренского, иконостас – это не просто «кирпичи, камни, доски», «иконостас есть сами святые». Флоренский счита-ет, что, если бы духовное зрение молящихся было развито сильнее, «то ника-кого другого иконостаса кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его … в храме и не было бы». Называя иконостас «костылем духовности», Флорен-ский акцентирует внимание на том, что его назначение заключается не в со-крытии чего-то важного от верующих, но в указании на «тайны алтаря», ина-че алтарь совсем исчезнет из сознания толпы.
«В иконостасе сверху вниз идут пути Божественного откровения и осуществления спасения. В ответ на Божественное откровение снизу вверх идут пути восхождения человека: через принятие евангельского благовестия (евангелисты на царских вратах), сочетание воли человеческой с волей Бо-жией (образ Благовещения здесь и есть образ сочетания этих двух воль) через молитву, и, наконец, через причащение осуществляет человек свое восхож-дение к тому, что изображает деисисный чин (четвертый ряд икон), – к един-ству Церкви».
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых». На этой стороне обычно хоронили почивших. Традиционно росписи в западной части храма отображают мрачные образы пророчеств и Страшного Суда. Однако есть исключения из правил. Например, в храме св. Софии в Киеве на запад-ной части храма изображены светские сцены забав и игрищ. Они напомина-ют верующим о суетности мирской жизни.
Общую идею храма выражает иконография его средней части. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь в ее совокупности, в ее истории и перспективе – от начала первозданной Церкви до Страшного суда – конца ее бытия – по эпохам.
Притвор – символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противополож-ной алтарю – символу рая. Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает к причащению святых таин. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жиз-ни Церкви, ее таинствах.
Своды, купол. Так как средняя часть храма является символом преоб-раженного тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви, то в куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.
Первоначально, именно свод, возвышающийся над главной частью храма, символизировал небо, простирающееся над четырьмя сторонами све-та. Но впоследствии символическую роль неба стал выполнять купол.
Сам храм считается телом Церкви, а его купол – вместилищем божест-венной премудрости. Поэтому в таких ранних христианских храмах, как Спа-со-Преображенский собор в Чернигове, купол напоминает череп, голову.
Столпы выполняют не только техническую функцию (поддержка ку-пола храма), но и несут символическое значение. На столпах изображены апостолы, подвижники, мученики – люди, которые всю жизнь распространя-ли, утверждали словом и делом христианскую веру. Именно они являются истинными столпами Церкви.

Внешняя символика храма

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, кото-рые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как зна-мением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находит-ся полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере во Христа.
Разное количество куполов (глав) имеет свой символический смысл:
• Один купол символизирует единство Бога.
• Две купола соответствуют двум началам во Иисусе Христе – бо-жественному и человеческому.
• Три купола означают Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух).
• Пять глав символизируют Иисуса и четырех евангелистов.
• Тринадцать глав означают Иисуса Христа и двенадцать апосто-лов.
• Двадцать пять глав могут обозначать похвалу Пресвятой Богоро-дице.
• Тридцать три главы символизируют число земных лет Иисуса Христа.

Что касается формы купола, то с XVI века на смену «шлемовидному» завершению древнерусского храма приходит «луковичное». Такая форма ку-пола напоминает увенчанный крестом огненный язык, заостряющийся квер-ху. Внутри храма луковичный купол выполняет символическую роль неба и остается статичным. Однако снаружи купол своим видом создает иллюзию движения, устремленности ввысь. Это противоречие имеет свое объяснение. Внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал мирообъемлющего храма, в котором обитает Сам Бог и за пределами которого ничего нет; есте-ственно, что тут купол должен выражать собою крайний и высший предел вселенной, ту небесную сферу, ее завершающую, где царствует Сам Господь. Но в действительности над храмом есть настоящий небесный свод, который своей недостижимостью напоминает нам о необходимости постоянного стремления к самосовершенствованию через религиозный подъем и пламен-ное горение. Этим объясняется устройство купола в виде пламени свечи, уст-ремленного вверх. Между наружным и внутренним образами существует взаимосвязь, так как только благодаря религиозному горению небо сходит на землю и проводится внутрь храма, становясь его куполом.

Таким образом:
• Основой модели является Бог.
• Христианский мир имеет четкие границы, отраженные в архитек-туре храма. Притвор символизирует ад, который является нижней границей мира, а верхнюю границу - завершающую небесную сферу, символизирует купол.
• Все живое в мире христиан стремится к Богу, так как было созда-но по его образу и подобию.
• В христианском мире человек, служа Богу, теряет свою само-стоятельность.
• Согласно христианской модели мира, человек социален, так как находится среди братьев и сестер по вере.

Вопрос №28. Протестантизм. (по лекциям)

Протестантизм – род христианского течения, который объединен доверием к Библии и недоверием к католической церкви, традициям и порядкам. Основа – концепция Мартина Лютера об «Оправдании одной только верой». Главное – чтобы каждый человек веровал в Бога. Библия – единственный источник учения. Выбор веры должен быть осознан. Крещение происходит при совершеннолетии или же при подтверждении 2 таинствами:

- крещение

- причащение

Основные направления:

1) Лютеранская церковь (концепция М.Лютер; катехизис, вероисповедание, книгосогласие). Распространение: Германия, Швеция, Дания, Норвегия, США. Примерно 80 млн людей

2) Кальвинизм (концепция Жаля Кальвинса; отрицал общие символы веры, единств., свящ., книга – Библия. Не признают предметы культа – крест и т.д.). Концепция предопределения. Распространение: Франция, Нидерланды, Венгрия, Канада, Австрия, США. Примерно 50 млн людей

3) Англиканская церковь (свящ., писание – источник вероучения, кроме «39 статей» (символ веры) Король или королева как главные люди. Сохранен культ священнослужения, признается и значение церкви). Распространение: Англия, Шотландия, Индия, ЮАР, Австралия, США, Канада. Примерно 60 млн людей.

А также 50десятники, баптисты, адвентисты седьмого дня - секты





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 934 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...