Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Героический эпос зрелого средневековья



От эпической архаики к эпической классике. Возникновение героиче­ских поэм. М.М. Бахтин о трех основных отличиях эпопеи: предмет эпопеи - национальное эпическое прошлое; источник - национальное предание; абсолютная эпическая дистанция между эпопеей и современностью.

Завершение к XII веку процесса формирования феодального общества, расцвет в это столетие средневековой философии, словесности искусства. Сложившаяся к этому времени система жанров словесности. Их ценностная иерархия, влияние на представление о жанре религиозного, сословного и других экстралитературных факторов.

Развитие устной традиции. Проявление ее в памяти героического эпоса зрелого Средневековья. Роль жонглеров, хугларов и шпильманов. Различные теории происхождения эпоса. Теория «индивидуализма» (Ж. Бедье) и «традиционализма» (Р. Менендес Пидаль). Установка эпического сознания на отражение подлинных исторических событий и связанные с этим художественные особенности эпических песен. Отражение в них процессов этнической и государственной консолидации и сложных сеньориально-вассальных отношений. Религиозная тематика в эпических поэмах. Идеальные герои и отрицательные персонажи эпоса. Основные циклы и наиболее выдающиеся памятники французского, немецкого и испанского эпосов. Сравнительная характеристика образов Роланда, Зигфрида и Сида.

«Песнь о Роланде» – выдающийся памятник французского героического эпоса. Отражение в поэме исторической действительности разных эпох и ее восприятие творцами песни. Своеобразие композиции, связанное с наличием двух основных тем (войны Карла с маврами и предательства Ганелона). Соотношение эпической безмерности и эпической вины в образе Роланда, сложность образа Карла Великого, неоднозначная трактовка образа Ганелона. Значение образа Оливье. Тема «милой Франции». Особенности изображения мавров.

«Песнь о моем Сиде» – крупнейший памятник испанского героического эпоса. Ее связь с событиями недавнего исторического прошлого. Отражение Реконкисты в поэме. Тема вассальной преданности. Сид как идеальный герой. Своеобразие образа инфантов Карионских в ряду антагонистов положительных героев эпоса. Специфика отношений Сида с маврами. Проникновение в поэму черт городского сознания.

«Песнь о Нибелунгах» – наиболее значительный памятник немецкого героического эпоса. Слабая историческая основа поэмы, опирающейся на архаические германские предания. Соотношение «Старшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах». Сочетание в поэме черт рыцарского романа, богатырской сказки и собственно эпоса, связанные с этим особенности хронотопа. Специфика образов Зигфрида, Хагена, Кримхильды. Своеобразие основного конфликта поэмы, осуждение ее творцами феодальных усобиц. Общая концепция истории и человека в «Песни о Нибелунгах», соотношение в ней язычества и христианства.
Значение крестовых походов и усиления связей с востоком для формирования рыцарской культуры. Роль Испании и Прованса как проводников арабской и греческой науки и словесности в другие страны Европы. Появление жанров, связанных с куртуазным и рыцарским комплексом идей. Появление вместе с ними собственно художественной словесности на народных языках.


Рыцарская (куртуазная) литература средневековья

Становление новых рыцарских идеалов - результат становления фео­дальных государств в Западной Европе. Сословная ограниченность и об­щечеловеческое содержание рыцарских идеалов, их исторически-прогрессивная роль. Куртуазная лирика Прованса. Теории происхождения провансальской лирики (обрядовая поэзия, религиозные жанры, арабско-андалузская поэзия и античная литература как основные истоки). Ее основные жанры и наиболее известные представители (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн и др.). Проблема возникновения поэтической функции в языке на примере поэзии трубадуров и проблема перевода средневековой поэзии на современные языки. Роль формы, соотношение канона и «индивидуальности» в куртуазной лирике. «Ясный» и «темный» стили. Понятие о «куртуазном универсуме». Образ Прекрасной Дамы. Значение творчества трубадуров для зарождения европейской лирики на народных языках. Поэзия труверов на севере Франции и миннезингеров в Герма­нии. Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, соединение в его стихах куртуазного канона и особенностей немецкой народной лирики.

Становление рыцарского романа. Его соотношение с эпосом, сказкой и письменными нарративными жанрами (хрониками, лэ, ди и др.). Значение античного и византийского романа для формирования жанра. Основные циклы средневекового романа («античный», бретонский и восточно-византийский). Творчество Кретьена де Труа. Формирование в его произведениях классического канона средневекового рыцарского романа. Своеобразие структуры (двучастность), специфика конфликта. Система персонажей и их функции. Особенности хронотопа.

Проблема взаимодействия рыцарского, куртуазного и христианского идеалов и различное разрешение ее в романах кретьеновского типа, в романах о Тристане и Изольде и в романах о Святом Граале. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Своеобразие романов, основанных на преданиях и легендах о Тристане и Изольде. Основные версии романа на французском и немецком языках. Специфика проблематики, характер конфликта. Особенности системы персонажей и хронотопа в «Тристане и Изольде». Связь романа с кельтскими источниками. Влияние на него городской литературы. Лэ Марии Французской. Новеллистический характер их сюжета, отсутствие фантастики, лиризм.

Взаимодействие рыцарской и городской культуры в городской аллегорической поэме («Роман о Розе»), а также в фаблио. Восприятие рыцарства в повести Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».

Городская (бюргерская) литература средневековья

Развитие городов, рост их экономического и военного могущества, подъем цехового ремесла. Связь городской литературы с народным твор­чеством. Городская культура как проявление углубляющейся дифференциации средневекового сознания. Важнейшие предпосылки для ее формирования. Характерные особенности городской литературы («общедоступность», комизм и т. д.). Ее основные жанры. Фабльо, шванки. Их место в общей системе жанров Средневековья.

Место животного эпоса в системе жанров городской литературы. «Роман о Лисе» как наиболее характерный образец животного эпоса. Его истоки (античная и фольклорная традиции). Специфика его композиции, конфликта. Система персонажей. Общая характеристика фаблио, шванка, испанской и итальянской средневековой новеллы. Специфика возникающей в них картины мира. Своеобразие композиции, хронотопа, система персонажей как устойчивые признаки жанра. Освоение городской словесностью комплекса рыцарской культуры. Появление аллегорической поэмы («Роман о Розе») и городской лирики. Творчество Рютбефа. Явление мейстерзанга.

Место карнавала в жизни города. Народная смеховая культура (М. М. Бахтин) и ее соотношение с культурой официальной. Истоки карнавала и связь с первобытным мифологическим сознанием. Проявление народной смеховой традиции на разных этапах средневековой словесности (в раннем эпосе, в драматургии, в лирике). Уточнения, внесенные в теорию М. М. Бахтина А. Я. Гуревичем и С. С. Аверинцевым.

Происхождение средневековой драмы. Ее связь с литургией и с народной карнавальной традицией. Восприятие античной драмы средневековым сознанием. Церковь и театр. Этапы развития религиозного театра и его основные жанры (литургическая драма, микраль, мистерия). «Микраль о Теофиле» Рютбефа.

Возникновение городской драмы. Моралите, фарсы и соти. Их жанровое своеобразие. Черты, объединяющие их с фаблио. Связь фарсов, соти, фастнахшпилей с народной смеховой традицией Средневековья. «Фарс об Адвокате Патлене».

«Низовые», демократические жанры, не принадлежащие городской словесности. Специфика проявления крестьянской идеологии в «Видении о Петре Пахаре» Ленгленда. Оценка в нем патриархального уклада и ее соотношение с христианской концепцией мира и человека.

Развитие искусства в период позднего Средневековья. Возникновение в литературе новых стилей, изменения в системе жанров (появление новых, перерождение старых), тяготение к универсальности, к созданию объединяющих, «итоговых» произведений в различных жанрах, активное взаимопроникновение религиозного и светского начал в проповеди, моралите, exempla и т. д. Значение культуры позднего Средневековья для формирования ренессансного типа мышления.

Творчество Франсуа Вийона. Основные темы, устойчивые образы, излюбленные жанры. Связь поэзии Вийона с предшествующей лирической традицией, с народно-смеховой культурой Средневековья. Участие Вийона в современной ему поэтической жизни. Отражение в его произведениях позднесредневекового сознания.

Проявление основных тенденций искусства позднего Средневековья в английской литературе. Творчество Дж. Чосера. Сосуществование и взаимодействие многочисленных жанровых тенденций в «Кентерберийских рассказах».





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 4481 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...