Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Биография. Кончив Оксфорд, Голдинг первое время работал в социальной сфере; в этот период он писал пьесы, которые сам же ставил в небольшом лондонском театре



Английский писатель Уильям Джеральд Голдинг родился в деревне Сент-Колам-Майнер (графство Корнуолл). Его отец, школьный учитель Алек Голдинг, о котором впоследствии сын отзывался как о блестящем эрудите, был рационалистом, мать – феминисткой. Молодой человек учился в мальборской средней школе и в Оксфордском университете, где по желанию родителей в течение двух лет изучал естественные науки. Затем Голдинг, который писал с 7 лет, начал заниматься английской филологией и в 1934 г., за год до получения степени бакалавра искусств, выпустил собрание стихотворений.

Кончив Оксфорд, Голдинг первое время работал в социальной сфере; в этот период он писал пьесы, которые сам же ставил в небольшом лондонском театре. В 1939 г. начинающий литератор женится на Энн Брукфилд, специалистке по аналитической химии, и устраивается преподавать английский язык и философию в школу епископа Водсворта в Солсбери, где он проработал за вычетом военных лет до 1961 г.

С 1940 по 1945 г. Г. служит в военно-морском флоте. К концу войны он командовал ракетоносцем и принимал участие в высадке союзников в Нормандии. После увольнения из флота Г. возвращается к преподавательской деятельности в Солсбери, где вскоре приступает к изучению древнегреческого языка и пишет четыре романа, ни один из которых опубликован не был. Тем не менее он продолжает свои литературные опыты, и в 1954 г., после того как рукопись его романа отверг двадцать один издатель, издательство «Фейбер энд Фейбер» выпускает «Повелителя мух» ("Lord of the Flies"), и роман тотчас становится в Великобритании бестселлером.

Вторая мировая война оказала решающее влияние на взгляды Г., который, исходя из опыта военных лет, говорил: «Я начал понимать, на что способны люди. Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мед, – или слеп, или не в своем уме».

Сюжет «Повелителя мух» сводится к описанию того неизбежного процесса, в результате которого группа высаженных на необитаемом острове подростков, выходцев из среднего класса, постепенно превращается в дикарей. Их взаимоотношения из демократических, рациональных и нравственных становятся тираническими, кровожадными и порочными – дело доходит до первобытных обрядов и жертвоприношений. В символическом плане роман является скорее религиозной, политической или психологической притчей, нежели реалистическим повествованием.

В 1961 г., проработав год в Холлинзколледже в Виргинии (США), Г. прекращает преподавательскую деятельность и полностью посвящает себя литературе. К этому времени он выпустил еще три романа – «Наследники» ("The Inheritors", 1955), «Воришка Мартин» ("Pincher Martin", 1956) и «Свободное падение» ("Free Fall", 1959), а также пьесу «Медная бабочка» ("The Brass Butterfly", 1958).

В «Наследниках» писатель создает жуткую картину гибели неандертальцев от руки Homo sapiens: по Г., первые являются нашими благородными, бесхитростными и невинными предками, а вторые – жестокими и кровожадными убийцами.

Третий из романов, объединенных идеей борьбы за выживание, «Воришка Мартин» повествует о потерпевшем кораблекрушение морском офицере, карабкающемся на утес, который он принимает за остров. Поначалу читатель восхищается героическими усилиями Мартина, его волей к жизни; однако затем, познакомившись с героем поближе, когда становится известно о его жизни, сосредоточенной на самом себе, у читателя возникает отвращение к его цепкости, которую Г. иронически сравнивает с упорством Прометея. В конце концов становится ясно, что на самом деле герой уже мертв и его видимое существование является как бы добровольным чистилищем, отказом принять Божью милость и умереть.

Роман «Свободное падение» в отличие от первых трех романов Г. не иносказателен, однако тематически соответствует другим произведениям писателя: и здесь происходит переход от детской невинности к вине взрослого человека, конфликт между религией и рационализмом, мифом и историей.

В 1983 г. Г. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».

В Нобелевской лекции Г. в шутливой форме подверг сомнению свою репутацию безнадежного пессимиста, сказав, что он «универсальный пессимист, но космический оптимист». «Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом... Тем не менее я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь... Нам надо больше любви, больше человечности, больше заботы».

Г. был избран в Королевское общество литературы в 1955 г. и посвящен в рыцари в 1966 г. В настоящее время он живет со своей женой в графстве Уилтшир близ Солсбери, у него двое детей: сын Дэвид и дочь Джудит. В молодости писатель был заядлым моряком, теперь же он любит играть на фортепьяно, заниматься греческим языком и читать литературу по археологии

Содержание

Тема самопознания, нравственного выбора в романе "Свободное падение ".

«Свободное падение» (англ. Free Fall) — четвёртый роман британского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма Голдинга, впервые опубликованный издательством Faber & Faber в 1959 году

Роман Голдинга явился своеобразным полемическим откликом на повесть Альбера Камю "Падение". Оба автора, английский и французский, исследуют проблемы свободного выбора, вины и ответственности, оба предлагают читателю совершить путешествие по глухим закоулкам человеческой души, по извивам нечистой совести, оба придают своим произведениям черты исповеди, покаяния; у героя Камю, однако, - это, скорее, псевдопокаяние, корчи самовлюбленного, изворотливого и даже в самобичевании утверждающего свое эгоистическое бытие "я", у героя Голдинга - это болезненный, беспощадный самоанализ, покаяние, обещающее принести исцеление. Главный персонаж романа Сэмюэл Маунтджой, от имени которого ведется повествование, воскрешает в памяти переломные эпизоды своей жизни, дабы понять, где он утратил свободу, угадать миг своего падения.

Ныне известный художник, чьи картины выставлены в галерее Тейта, Сэм с теплотой и удивлением вспоминает о своем детстве, о себе - мальчишке, выросшем без отца, в городских трущобах, на улице с выразительным названием Поганый проулок. Узкий мир Поганого проулка, мир невинности, мир детства, кажется герою из далекого далека прожитых лет Эдемом, райским садом, тогда как теперешняя его резиденция на Парадиз-хилл (Райский холм), где он пишет свою исповедь, превращается для него в узилище душевных мук и терзаний. Сэм с горечью сознает, что связь между ним сегодняшним - мужчиной с душой, как стоячая лужа, - и "мальчонкой, ясным, как чистые ключевые воды", в какой-то миг безнадежно порвалась, и он пытается отыскать этот миг - миг, после которого "началась ответственность, началась тьма".

Одно из самых тяжких воспоминаний Сэма - история его взаимоотношений с Беатрис Айфор, соблазненной и покинутой им в студенческие годы. Не исключено, что именно его предательство стало причиной психического заболевания Беатрис, однако лишь многие годы спустя Сэмюэл сполна осознает свою вину перед ней. Начало войны он встречает едва ли не с чувством облегчения. В его уме царит неразбериха, соответствующая хаосу, разлитому в большом мире. Фашизм воспринимается в романе не только как сгущенная форма социального зла, но и как многократно разросшееся отражение того самого "темного" начала, того хаоса, который Маунтджой ощущает в себе. На фоне ужасов войны его собственное преступление кажется ничтожным: "С какой стати терзать себя из-за одной растоптанной девицы, когда их взрывают тысячами?"

Плен, утрата физической свободы заставляют Маунтджоя по-новому взглянуть на свое прошлое. Подвергнутый изощренному допросу в фашистском концлагере, он вдруг понимает, что способен предать своих товарищей по плену. Потрясение, которое он при этом испытывает, сидя в полном одиночестве в темной бетонной камере, становится отправной точкой его мучительного возвращения к себе, постижения своей экзистенции. В этом эпизоде духовной биографии героя как раз и кроется, по-видимому, главное, принципиальное возражение Голдинга французскому писателю: если для героя Камю, не пришедшего при постыдных для него обстоятельствах на помощь тонущей девушке, открытие "тьмы" в глубинах своего внешне безупречного "я" становится началом нравственного падения, то для Сэма Маунтджоя такое открытие - вполне в духе голдинговской этики - первый шаг к преодолению болезни.

В системе персонажей романа особенно важная роль отведена автором двум школьным наставникам Сэмми - мисс Прингл и мистеру Шейлзу, выступающим носителями двух противоположных жизненных позиций, двух противоположных точек зрения на мир. Ник Шейлз - учитель естествознания, атеист и рационалист, свято верящий в могущество науки. Известно, что сам Голдинг всегда с недоверием относился к претензиям науки быть панацеей от всех бед. Научное мышление, препарирующее вселенную, не учитывает таких абсолютных категорий, как добро и зло. Рационалистический взгляд на мир не дает человеку нравственных ориентиров, погружая его в циничный мир голых фактов и относительных ценностей. В унылой, рассудочной вселенной Ника Шейлза нет места для таинственной иррациональности человеческих влечений, нет места для души, для чуда; тем не менее своей мягкостью, добротой и отзывчивостью учитель притягивает к себе детей. Ровена Прингл, его антипод, преподает Священное Писание и, казалось бы, должна приобщать учеников к возвышенным сферам духа. Однако красоту выстроенного ею мироздания, к которому инстинктивно тянется юный Сэм, она разрушает своей злобностью и бессердечием. Отчасти по ее вине Сэм отворачивается от мира духа и поселяется в "приземистой вселенной" Ника. Так, может быть, здесь он утратил свою свободу? Нет, не здесь.

Постепенно сфера поиска героя сужается; он устанавливает, что роковым в его биографии стал день окончания школы. Вечером того памятного дня Сэм Маунтджой, попытавшись разобраться в своих помыслах и порывах, отдал предпочтение телесному перед духовным и торжественно поклялся себе под звездным небом принести любые жертвы ради обладания "девственно-белым телом" Беатрис Айфор. Служение плотской корыстной цели, готовность пожертвовать ради нее всем и вся в конечном счете лишили героя свободы, превратили его в раба собственного тщеславия и эгоизма. С этого момента и началось его свободное падение.

Хотя паломничество Сэмюэла Маунтджоя ко временам своей духовной свободы приводит его к неутешительным выводам об отсутствии "мостов" между прошлым и настоящим, между миром духовным и миром физическим, между людьми и между разными сторонами человеческой натуры, - он возвращается из этого паломничества иным, обновленным человеком. Маунтджой сознает всю меру ответственности за свои прошлые поступки, его терзает чувство вины перед теми, кому он когда-то причинил боль.

«Пожелай чего-то достаточно сильно – и непременно своего добьешься, если только готов будешь принести соразмерную жертву. Какую угодно, что бы то ни было… Но запомни: достигнутое никогда не оправдывает ожидания – рано ли, поздно ли, а придется сожалеть о жертве»

Теория

«Свободное падение» считается самым сложным и содержательно насыщенным произведением Голдинга: это «… снова суд над человеком, но предмет морального спора ближе к конкретной действительности, к коренным проблемам нашего времени»[4]. Роман выполнен в форме размышлений главного героя о границах свободного выбора человека.

В центре романа — исследование перехода от детской невинности к взрослости, для которой характерна полная утрата внутренней свободы.

История художника рассказана в романе им самим, в сложной, прерывистой форме: время действия непрерывно и произвольно смещается. Сэм вспоминает прошедшие годы своей жизни по кускам, не придерживаясь временной последовательности. Сложный клубок этих воспоминаний, переданный через внутренний монолог, «монтируется» не сразу, и все встает на свои места лишь к концу книги[3].

АНАЛИЗ

Особенности прозы:

1. Проза Уильяма Голдинга (1911 -1993), пластичная, красочная, напряженна.

2. Драматическая мощь, философская глубина, буйство сложных поэтических метафор. При внешней непринужденности, даже небрежности повествования, книги Голдинга отличаются цельностью, строгостью формы, выверенной слаженностью деталей.

3. Каждый компонент произведения (фабула, композиция, образная система), сохраняя художественную самостоятельность, " работает" на заранее заданную философскую концепцию автора, нередко противоречивую и спорную, но неизменно продиктованную искренней тревогой за судьбу человека в "вывихнутом" мире; претворенная в плоть и кровь художественных образов, эта концепция превращает всю конструкцию в "обобщение почти космической широты"

Во многих своих произведениях Голдинг открывает темные стороны сердца человека, когда тот оказывается в экстремальной ситуации. Его романы — это исследования духовных и этических вопросов.

Но У. Голдинг всегда был автором, который понимал слабость демократии и слабость каждого отдельного человека. Иногда его утверждения максималистские: "Каждый мог быть нацистом", или "Зла в человеке больше, чем можно объяснить". А вот его афоризм о том, что в нашей жизни что-то не так, даже если извне все кажется нормальным, стал классическим. Его следует запомнить: "Один из наших недостатков — верить, что зло лежит где-то в другом месте и присущее другой нации... Я знаю, почему так произошло в Германии. Я знаю, это могло случиться в любой стране".

Герои:

1. Сэмюэл «Сэмми» Маунтджой

2. Маманя – мама Сэма

3. Иви – девушка, которая водила Сэма в школу, фантазерка

4. Филип – хитрожопый и авантюрный одноклассник Сэма

5. Беатрис – фригидная телка, которую жалко, которая сошла с ума

6. Учитель мр Шейлз и мисс Прингл – антагонисты, представляют две точки зрения – рационализм и религиозность. Мисс Прингл – старая дева, ненавидящая Сэма (он тяготел к духовной сфере, к мистическому, к ощущению мира – но мисс Принг была тварью и отвернула его от этого. Причина – она была тварью). Мистре Ник Шейлз – крутейший чувак. Хоть и был рационалистом, он мог видеть мир, он помогал детям увидеть его. Его все любили.

7. Доктор Хильде (нацист, психолог, посадивший Сэма в камеру в концлагере, где случился ключевой момент произведения)

Как узнать?

1. Главы заканчиваются (почти все) так: «Может быть здесь? Нет, не здесь»

2. Герой ведет диалог сам с собой. «Был ли тот 10летний мальчик, что блаблабла, мной? Нет, то был другой человек. И др.

3. Речь от первого лица.

4. И см. особенности прозы

Ок, Фриш, так, Фриш. Лекции по нему нет.

Макс Фриш – 1911-1991. Даты лёгкие. Швейцарец, но писал на немецком. Романист, Драматург. Один из крупнейших немецкоязычных прозаиков ХХ века

Отец был архитектором, и в итоге Макс пошёл по его стопам, и до 50 лет зарабатывал работая архитектором. Он был обычным ребенком, который предпочитал футбол учебе. Только в 16 лет он «заболел» искусством, после того как посмотрел спектакль «Разбойники» по Шиллеру. Изучал германистику, после смерти отца свалил из универа и пошёл репортером. С 1936 до 40 учился на архитектора, потом призван в армию (ну война же, ну), где начал вести дневники (!!!) – назвал их «Листки из вещевого мешка». Со второй половины 40-х годов Фриш работал для театра — написал пьесы: «Санта Крус», «Они опять поют», «Китайская стена»

Почти во всех его книгах место действия условно, не писал он про Швейцарию. Говорил так «Швейцария – слишком спокойная и добропорядочная страна, чтобы быть интересной писателю…». Большое влияние оказало на Фриша знакомство с Бертольдом Брехтом, чьим творчеством он восхищался и с кем дискутировал по вопросам искусства.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 735 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...