Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учителю и ученику. Помимо чисто практического значения, флейта, как считают многие современные исследователи, играла весьма важную символическую роль



Помимо чисто практического значения, флейта, как считают многие современные исследователи, играла весьма важную символическую роль, связывая уборку урожая с мифом об умирающем и возрождающемся Осирисе — одним из центральных элементов культуры и мировоззрения Древнего Египта. Осирис, один из важнейших богов египетского пантеона, олицетворял для египтян природу, и весь сельскохозяйственный цикл египтян был тесно связан с культом этого бога.

=================================================

Бывало, что колосья срезали, когда зерно еще не успевало дозреть до конца. В таких случаях сжатые колосья сушили в особых печах, чтобы не пропало ни зернышка из драгоценного урожая.

Собранные и увязанные в снопы колосья свозили с поля и упаковывали в мешки, чтобы не растерять зерна по дороге. Мешки грузили на ослов и везли на гумно. Там колосья укладывали в скирды для просушки, а затем несли молотить. Для молотьбы египетские крестьяне не пользовались никакими инструментами — на ток выходили животные, верные помощники египтян в сельском хозяйстве.

[Илл. — Молотьба ячменя на току (стр. 40)]

Стада ослов или быков гоняли по площадке тока, до тех пор, пока те копытами не обмолачивали все зерно, то есть пока зерна не выпадали из колосьев. После этого животных уводили с поля, а зерно веяли, отсеивая труху и грязь. Для этого, как можно судить по соответствующим росписям и рельефам на стенах египетских гробниц, использовались веялки — деревянные лопатки, которыми женщины (веяние было исключительно женским занятием) ворошили кучи зерна. При этом ветер уносил прочь всю мякину и мусор, а зерна оставались на земле. После этой стадии очистки зерна его просеивали сквозь крупное решето, удаляя последние остатки мякины.

[Илл. — Просеивание зерна на току (стр. 41)]

Собранное и очищенное таким образом зерно поступало к писцам-надсмотрщикам. Они тщательно пересчитывали корзины с урожаем, которым надлежало отправиться во дворец вельможи. Египтяне строили специальные зернохранилища насыпного типа — небольшие башенки на фундаменте, сложенные из высушенных блоков аллювиальной земли либо из кирпича-сырца, с отверстием для засыпки зерна сверху и с небольшой дверцей внизу башни — для вычерпывания зерна. Остатки таких зернохранилищ были обнаружены археологами при раскопках некоторых дворцов древнеегипетских вельмож.

[Илл. — Зернохранилища (три уже полные). Стр. 120]

Таким образом убирали урожай ячменя и эммера. Несколько иначе дело обстояло с третьей основной культурой египтян — льном. Его убирали также перед началом ежегодных паводков, причем зачастую — когда лен еще цвел. Скрупулезные древнеегипетские художники, изображавшие уборку урожая, рисовали разным цветом не только различные культуры, но и различные стадии созревания растений. Так что благодаря им мы сегодня можем почти со стопроцентной точностью воспроизвести процесс уборки урожая.

[Илл. — Посев и уборка ячменя и льна (стр. 388, рис. 118)]

Лен не жали серпом, как ячмень или пшеницу. Работники шли между ровных рядов растений, выдергивая пучки льна и складывая их на поле. Другие группы крестьян собирали вырванные растения, чистили и сортировали пучки, удаляя некачественные стебли. Лен вязали в снопы характерной формы — сноп перевязывался только снизу, в отличие от зерновых культур, которые перевязывали дважды посредине. Причем, если ячмень и эммер увязывали таким образом, чтобы колосья ложились в обе стороны, то у снопа льна стебли лежали строго в одну сторону. Иероглиф, повторяющий специфическую форму расширяющегося снопа, со временем даже стал обозначать в египетской иероглифике лен вообще, а не просто собранные с поля снопы.

* * *

Несмотря на свою консервативность, сельское хозяйство древних египтян не стояло на месте. За века сельскохозяйственные инструменты претерпевали изменения и усовершенствования. Так, постепенно, была улучшена конструкция сохи — на рельефах Среднего и Нового царств, посвященных сельскохозяйственным работам, земледелец уже не нагибается над сохой, надавливая на ручки всем телом, рукоятки сохи удлиняются, модифицируется конструкция сошника. Однако в целом египетский сельскохозяйственный инвентарь оставался на довольно низком уровне развития. Это, впрочем, не мешало земледельцам собирать богатые урожаи, обеспечивавшие всю страну провиантом на целый год.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...