Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга без изъянов 11 страница



В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ МАЗХАБОВ ОТ ХРИСТИАНСКИХ?

Имамы мазхабов, путем устранения своими наставлениями и рекомендациями положений Корана (см. 25-ю главу), избирая выгодные для себя хадисы и провозглашая ненужные для них хадисы ошибочными, позволяя себе толковать хадисы в нужном свете и присваивая себе право выносить суждения (иджтихад) в вопросах, которые Бог оставил без комментариев в Коране (см.39-ю главу) возвели совершенно новую религиозную структуру. Быть может кто-то и считал, что эта религиозная структура является сутью вероустава Бога, но надо признать: новая структура имела такое же отношение к вероуставу Бога, какое отношение имели к откровению Аллаха католики или православные христиане. Некоторые защитники мазхабов и по сей день любят рассказывать, какими благочестивыми были основатели мазхабов, на какие жертвы они шли ради веры. Однако упорно не видят сути проблемы: среди православных и католических священников и монахов также немало благочестивых и добронамеренных верующих, жертвующих всем ради своего ордена или мазхаба, и что теперь делать, за их благочестие считать их подлинными хранителями и проповедниками христианства, закрывая глаза на очевидные искажения ими сути Господнего послания? Мазхабы дошли до такой степени свободы полномочий, что могли отменять неудобные для них положения, или толковать аяты Корана в нужном им виде, заставлять последователей мазхаба принимать то, что им казалось полезным для общины, выносить суждения (иджтихад) в вопросах, в которых Бог оставил мусульманам свободу выбора. Тем самым, привнося в Ислам сотни и сотни новых сунн, фардов, дозволенных и запретных деяний. Пять основных мазхабов, дошедших до сегодняшнего дня, при ясном запрете Корана на создание мазхабов и групп, таковы: Ханафи, Шафии, Малики, Хазбали и Шииты. Последователей каждого из этих мазхабов именовали по имени мазхаба. Однако давайте вспомним здесь, что повелевает нам Коран:

Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию по частям и разделились на группы. Их дело находится у Бога и Бог сообщит им о том, что они вершили. (Сура Скот, 6:159)

ЧТО РАЙ ДЛЯ ОДНОГО МАЗХАБА, ТО АД ДЛЯ ДРУГОГО

Коран определяет нам нашу веры как Ислам и запрещает мусульманам разделяться на группировки. Тогда какой логикой и совестью мы можем себе объяснить, что мы наделяем себе, кроме определения мусульманин, еще и терминами ханафит или маликит, спокойно миримся с тем, что запретное для одного мазхаба является абсолютно дозволенным для другого мазхаба, миримся с тем, что мазхабы так сильно отличаются друг от друга, и понять, где же есть истина, совершенно невозможно. Мы миримся с этим положением, ясно осознавая, что все мазхабы запрещены Кораном и Богом, но при этом всех последователей мазхабов гордов называем правоверным мусульманами? Так, например, в ханафитском мазхабе тот, кто отказывается совершать намаз, должен быть побит. Тогда как в ханбалитском, шафиитском и маликитском мазхабе за этот проступок полагается смертная казнь. Даже если рассмотреть это положение с точки зрения мазхабов, то по ханафитском мазхабу ханбалиты, маликиты и шафииты совершают тяжелейший из грехов в Исламе – убийство человека. Тогда как с точки зрения ханбалитов, шафиитов и маликитов ханафиты, не убившие человека за отказ совершить намаз, являются вероотступниками и кяфирами, ибо, как они читают, тем самым ханафиты отрицают повеление Бога и нарушают волю Бога. Или же яростные защитники мазхабов полагают, что после смерти в Судный День Бог разделит всех мусульман по мазхабам и будет вершить суд так: ага, раз ты ханафит, то ты правильно сделал, что побил его, а ты шафиит, ну что, значит ты должен был убить его, и ты правильно сделал, что убил его за отказ совершить намаз!? Да простит нас Бог за такое сравнение. Получается, что если отказавшегося совершить молитву убил ханафит, то Бог ввергнет его в Ад как убийцу, а если отказавшегося совершить молитву убил шафиит, то он за этот поступок точно достоит войти в обитель Рая как радетель вероустава Бога! То есть из двух человек, совершивших одно и то же деяние, один будет считаться убийцей, достойным вечных мук Ада, а другой будет считаться благословенным человеком, достойным Рая Бога. Может ли человек в здравом уме говорить такое?! Может ли быть такой вера Бога?! Сколько бы человек не исповедовало эту религию, можно ли допустить, что они могут быть правы? К сожалению, мы вынуждены задать эти вопросы сегодня десяткам миллионов людей, последователям мазхабов. И попросить их искренне ответить себе на эти вопросы.

Нынешнее положение стало следствием массированного внушения идеи о том, что Коран де не в состоянии понять каждый человек, мол знание Корана доступно только избранным, а потому не пытайтесь читать Коран, лучше следуйте тому, что говорят вам «знающие» имамы мазхабов, достигшие вершин познания Ислама, так то здоровее будет для вас.. Вы что хотите сказать, что Бог ниспослал Ислам в том виде, чтобы только имамы этих четырех мазхабов смогли постичь его суть, а люди обязаны непременно следовать этим имамам, чтобы достичь благочестия перед Богом и ни в коем случае им нельзя пытаться постигать Коран самим? Но подумайте, ведь если бы Бог ниспослал Коран не для всех людей, а только для четырех мазхабов, то почему Он взывает в Коране словами «О, Люди!», а не словами «О Шафии, Ханбали, о четыре имама, постигайте то, что Я ниспослал для вас и разъясните то, что Я ниспослал вам, другим людям»?

Если рассмотреть вышеприведенный пример и принять во внимание, что Коран ясно гласит – в религии нет принуждения и нигде не упоминает о применении какого-либо мирского наказания к тем, кто молитву не совершает- то на каком основании три мазхаба из четырех говорят о карании смертью тех, кто отказывается совершать намаз, а четвертый мазхаб говорит о необходимости бить человека до тех пор, пока он не согласится совершать молитву? И на каком основании три мазхаба, требующие смерти за несовершение молитвы, говорят, что четвертый мазхаб, настаивающий только лишь на избиении, является ошибочным? И как тогда можно ли считать правильными все четыре мазхаба, если между собой они считают друг друга неправильными? И тогда какой из них вернее выражает подлинную суть Ислама, если все четыре мазхаба отличаются друг от друга?

Некоторые говорят: «различия между мазхабами заключаются в мелких, незначительных деталях, кто-то, мол, во время намаза оставляет руки свободными, а кто-то держит крепко сжатыми. Горожанам удобнее быть ханафитами, а сельчанам проще быть шафиитами. Поэтому все эти разногласия – есть благо для уммы…» Но ведь подобные объяснения, попытки представить отличия между мазхабами мелкими и не стоящими внимания, есть ничто иное, как попытки сделать мазхабы вне какого-либо обсуждения, априори верными и бесспорно правильными, внушая людям эту недопустимую, неискреннюю позицию. Но различия между мазхабами вовсе не мелочные: к примеру один мазхаб за данное деяние карает смертью, другой мазхаб лишь побивает палками. Третий вообще считает это дозволенным, а четвертый считает недозволенным, но не смертельным. То есть то, что для одного мазхаба обязательно, для другого вовсе не имеет обязательной силы. Таким образом, мазхабы превратили свои собственные предпочтения – дозволено или запретно - в свою религию. Имам мазхаба выбирает нравящиеся и соответствующие его представлению об Исламе хадисы, снабдив их обязательными пояснениями и толкованиями, витиеватыми наставлениями, так что в итоге возводит их даже выше Корана и всех других хадисов. Таким образом, имам мазхаба формирует свою форму Ислама, созданную в соответствии с его представлениями. Вот и получается, что разделение на мазхабы, категорически не одобряемое Кораном, в их интерпретации становится уже благом и милостью. Но ведь Кораня ясно гласит об этом:

Не будьте как те, которые впали в разногласия и разделились на группы после того, как к ним явились ясные знамения. (Сура «Али Имран, 3:105)

РАЗДЕЛЕНИЕ НА МАЗХАБЫ НЕ БЛАГО, НО БЕДСТВИЕ ИСЛАМА

Если радетели мазхабов, говорящие о пользе разделения на группы для блага Ислама, возьмут в руки Коран и прочитают его с намерением понять, то увидят, что Коран именует не иначе как бедствием разделение на партии, и поймут, что все их мазхабы, придуманные харамы и халяли, фарды и сунны принесли умме только бедствие. Вспомним еще один бредовых хадис, также поощряющий разделение на мазхабы: «Если выносящий суждение алим ошибся в решении, то и в этом есть саваб для него, если же не ошибся, то ему зачтется целых два саваба.» Этот хадис прямо отвечает интересам мазхабов, ибо априори оправдывает и облегчает путь иджихата (вынесения суждения) и оправдывает выносящего решение даже в случае ошибки, обещая ему сауаб (награду) от Бога, словно говоря: «В вере могут быть ошибки, и у того, что выносит фетву и решение могут быть ошибки. Но все равно он делает благое дело». Имамы мазхабов, основываясь на этом хадисе, возвели свои личностные, узкоограниченные человеческие суждения в ранг положений веры, облекая их витиеватыми богословскими терминами - райа, кыйаса, иджтихад, фетва. Современное толкование Ислама мазхабами превратилось просто таки в абсурдное представление, замешанное на словах, якобы сказанным Пророком и его поступках, на словах и поступках его сподвижников, сотнях и тысячах хадисов собственного и неизвестно чьего сочинения, и хотя они и провозглашают Коран источником веры, но при этом продолжают толковать свои личностные предпочтения и представления, выбирать из хадисов то, что интересно для них и отвечает их целям, превратив Ислам в невероятно запутанную, полную противоречий систему, которую они называют верой. То есть согласно мазхабам Ислам состоит из следующих пунктов: Коран + хадисы, отобранные и одобренные имамом + оценки и наставления, сделанные имамом мазхаба на основании Корана и хадисов + заключения, сделанные имамом мазхаба из кыйаса и иджтихада+ заключения и суждения имама мазхаба в отношении асхабов. Сподвижников Пророка + фетвы в отношении каких-либо новых жизненных явлений или проблем, вынесенные нынешними имамами мазхабов. Собственно, в результате этой системы, где завершающую точку и окончательное решение принимает имам мазхаба, после анализа всей вышеприведенной цепочки, у нас и возникла та структура, которую мы называем традиционной верой, или верой мазхабов, верой хадисов. Кроме того, все новые фетвы, выдававшиеся имамами мазхабов в тех или иные новых жизненных ситуациях, иджтихады, с течением времени также добавлялись к Исламу как часть веры. Например, когда появился одеколон, была вынесена фетва, что одеколон это наджас (нечистота), и при попадании одеколона на тело нельзя совершать молитву; различные фетвы касательно запрета смотреть телевизов; иджтихады, запрещавшие и дозволявшие курение. Это лишь несколько примеров, как фетвы имамов мазхабов и их суждения в отношении стремительно меняющихся реалий жизни приписывались к Исламу и становились частью веры.

Эту печальную картину можно дополнить еще более тяжким, абсурдным хадисом, гласящим, что мусульманская умма разделится на 73 партии или группы, и только одна из этих 73 групп будет достойна войти в Рай, а все остальные группы станут обитателями Ада. Передатчиком этого хадиса, также, как и главным актером в игре, приведшей Ислам к такому печальному состоянию, был Муавия, о деятельности которого мы уже упоминали выше. (Дарими, Сийяр, стр.75) На основании этого хадиса каждый из мазхабов считал себя достойным Рая, а все другие мазхабы провозглашали обреченными на муки Ада. Сунниты объявляли шиитов еретиками, а шииты провозглашали еретиками всех суннитов на основании этого хадиса. Именно этот хадис давал каждому мазхабу и тарикату моральное право считать себя избранными, а остальных заблудшими и вероотступниками, уготованными для Ада. Последователи четырех суннитских мазхабов в первые столетия придумывали друг против друга все новые хадисы, провозглашали поочередно все мазхабы, кроме себя самих, заблудшими еретиками, причем одни мазхабы провозглашали дозволенным то, что считалось запретным у других мазхабов, как мы увидим позднее. Но потом все четыре мазхаба пришли к компромиссу и заключили негласное соглашение, что все четыре мазхаба будут объединены под именем Ахли Сунна, то есть люди Сунны, а сами они станут Суннитами и все четыре мазхаба будут без обсуждения считаться верными, а потому только последователи этих четырех мазхабов смогут войти в Рай. Ахли Сунна строго соблюдают повеления своего имама и точно также, как соблюдают повеления Корана, считают обязательным к исполнению и повеления своего имама, его запреты и его дозволения. Точно также шиит строго следует своему имаму, и признает наравне с повелениями Корана, запреты и дозволения, установленные самим имамом для шиитов. Но, в общем и целом, шииты и сунниты взаимно обвиняют друг друга в ересях и вероотступничестве. Но в чем же разница меж вами? Вы, обе стороны, считаете Коран недостаточным, считаете обязательным следовать воле имамов, таких же людей, по сути, как и вы. И принимаете их слова за откровения Бога. Фундаментальная логика обоих сторон в данной ситуации одинакова, но почему себя вы считаете 100% правыми, а противную сторону абсолютно заблудшей. Ведь никакой разницы в вашей логике веры нет.

СПАСЕНИЕ ОТ МАЗХАБОВ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ИСЛАМОМ КОРАНА

Разрушительное воздействие разделения Ислама на мазхабы очень четко отраженное в книге Яшара Нури Озтюрка «Коранический Ислам» (`Kuran`daki Islam`): «Возведение мазхабов в степень религии стало откровенной клеветой на Бога, обманом, прикрываемым именем Бога. С того момента, когда мазхабы стали считаться частью Ислама, а имамы мазхабов стали возводиться чуть ли не в ранг пророков, стало практически невозможно определить, сколько процентов в Исламе осталось от Бога, а сколько процентов было придумано и приписано Исламу теми или иными имамами и мазхабами. Никто не смог бы уже тогда разобраться в этом, любые попытки очищения Ислама были обречены на еще больший хаос. Прошли столетия, человечество поднялось на новую ступень духовного и технического развития. Но и сегодня устаревшие, порой откровенной фальшивые и абсурдные положения в Исламе сохраняют свою неприкосновенность. Ужель это положение в современном Исламе не является клеветой и несправедливостью по отношению к Богу. И любые попытки истинных знатоков Ислама, искренних служителей веры, имамов, всем сердцем стремящихся восстановить справедливость Бога и рассказать о чистой и ясной вере в Бога сталкиваются с насмешками, непреодолимыми стенами непонимания, клеветой, обвинениями в сумасшествии и вероотступничестве. Выход следует искать в Коране, но для этого мы должны разбить всех идолов, что опутали нас по ногам и рукам на пути в Кораническому Исламу, и следовать только лишь воле Бога, изреченной в Коране и сохранившейся как прямое неизменное слово Бога. Те же, что противятся этому шагу, хотя и выглядят служителями веры, но в душе суть безбожники. Ибо истинная, читая и ясная вера - есть неизменное слово Бога в Коране (Сура Толпы, 39:3).

И давайте говорить открыто: всякий, кто выступает против этого положения Корана, пытаясь так или иначе вмешаться в волю и слово Бога, идет против Бога».

ОТКРЫТОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Яшар Нури Озтюрк в своей книге «Открытое предупреждение» описывая пропасть, которую создали мазхабы на пути Коранического ислама, в главе «Хаос религии искажений» приводит конкретные примеры: «проблема происходит из-за смешения вероустава Бога и человеческих домыслов и искажений, примешиваемых в Ислам под видом воли Бога. Вероустав Бога, названный Всевышний как Ислам, ясно, детально, в совершенной форме ниспослан человечеству в Его Книге. Источником Его откровения является Коран, проповедником же Пророк Мухаммад. Вот что такое коранический Ислам. Что касается религии домыслов и ереси, то она не имеет ни единой Книги, ни единого проповедника. Скорее ее можно назвать корпоративной религией, противостоящей единству и Единобожию Ислама в Коране. В этой религии несколько книг, несколько лидеров и проповедников, более того, несколько умм. Ее можно сравнить с закрытым акционерным обществом. Поэтому в религии домыслов и ереси место единства и гармонии занимают хаос и разрозненность. Проблема же этой разрозненности происходит от того, что у них нет единства первоисточника. В религии ереси наблюдается отсутствие абсолютного авторитета. Религия ереси стала подобна мешку с многочисленными заплатками из высказываний одного, фетв второго, указов третьего, преданий и легенд четвертого, пояснений устада, наставлений имама. Члены этого акционерного общества забыли главный закон и принцип Бога: «Так суди же их согласно тому, что ниспослал Бог, и не поддавайся их желаниям, [уклоняясь] от истины, которая явилась к тебе… А если кто-либо не судит соответственно ниспосланному Богом, те — нечестивцы.» (Сура Трапеза, 5-44,45,47,50) и, как следствие породили смуту и бесконечные споры. И в этом споре уже никто не разберет, кто из мазхабов, партий, групп, джамаатов, тарикатов правее, а кто более виновен в сложившейся ситуации. Так что доходит до парадокса, когда одни деяния в одном мазхабе считаются достойными милости Бога, а в других мазхабах уже считаются великим грехом против Бога. Хочу привести пример, два наших соотечественника прислали нам в институт письмо с вырезками из газет, содержащие фетвы по неким вопросам. Сопоставив эти фетвы они задались естественным вопросом: Как такое может быть? Хотим привести вам в пример эти вырезки из газет: В шафиитском мазхабе при чтении во время намаза атахийата поднятие указательного пальца является сунной, тогда как в ханафитском мазхабе некоторые имамы считают поднятие пальца допустимым, а некоторые считают запретным, то есть ханафиты не должны поднимать указательный палец по время чтения аттахията. Сама фетва демонстрирует полный хаос в умах имамов: Получается, что два мусульманина совершая предписанное Богом поклонение, читая одну молитву в одном и том же месте поднимают указательные пальцы. И вот здесь то один мусульманин обретает милость Бога, другой совершает недозволенное деяние, а третий вообще впадает в великий грех. Вы это называете Исламом? Или приведем вам еще одну фетву, присланную нашим читателем и ответ, данные на его вопрос имамом: «Мусульманин, придерживающийся ханафитского мазхаба, не может считаться совершившим ритуальное омовение «гусль» правильным образом, в случае если у него в зубах стоит пломба или коронка на зубе. Однако для других мазхабов такого ограничения нет. Эта фетва ставит нас перед фактом: Сколько бы человек не говорил о своей вере в Бога и не усердствовал в поклонении Ему, но уж коли он вошел в число ханафитов, то теперь уж ему нельзя будет лечить зубы, ставить пломбы и коронки. В противном случае, он будет осквернен ритуальной нечистотой на всю жизнь. (И все его намазы не будут зачтены). Но вот если бы он был из лагеря шафиитов, тогда проблем нет, у шафиитов зубы лечить дозволено, и пломбы ставить не возбраняется. А теперь давайте зададимся вопросом: одна из основополагающих задач веры – защита души человека, точнее существования человека на земле, и, естественно, его здоровья. Охрана своего здоровья и охрана жизни человека от опасности – одно из повелений Корана. В таком случае, как быть мусульманину: следовать одному из главных повелений Корана и для защиты своего здоровья пойти и поставить себе пломбы или коронку, или же, храня верность мазхабу и, тем самым, идя наперекор Корану, ходить с гнилыми зубами, опасаясь нечистоты и незачтения намазов? Коль вы говорите нет, пусть идет к шафиитам и спасает себя, тогда какой смысл в препирательствах ханафитов? И что мы теряем, если вместо погружения в эту галиматью и путаницу, мы возьмемся и будем крепко держаться за вервь Корана, указывающего нам прямой и гарантированно праведный путь? Спросим себя так, как спрашивает Бог в Коране: Ужель не достаточно Бога для Его раба? Вы скажете, что в Коране нет никакого упоминания о пломбах и коронках. Хорошо, но тогда с чего вы пытаетесь ограничить то, что Бог оставил без упоминания, с чего вы позволяете себе взять на себя роль Бога и придумать запреты и дозволения, которые Сам Бог не счел нужным повелевать? Ужель вы смеете утверждать, что Бог упустил из виду некоторые моменты и вы берете на себя миссию подправлять и дополнять Бога?»

ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ХАНАФИТАМИ, У КОТОРЫХ ГНИЮТ ЗУБЫ?

Как жаль, что большая часть людей следует мазхабам, не зная их подлинной сути, не зная открытого противоречия логики мазхабов повелениям Корана. Как жаль, что большая часть людей познает веру не из Корана, а из комментариев имамов мазхабов или сборников религиозно-практических знаний, издаваемый также на основании предписаний мазхабов. Так, например, большая часть мусульман Турции следуют ханафитскому мазхабу. Однако опять-таки большая часть из них не знает, к примеру, что по ханафитскому мазхабу любое лечение зубов запретно, а потому ходят к зубному, ставят себе пломбы и коронки. Как не знают и того, что все они осквернены теперь и сколько бы омовений не совершали, все равно не смогут соблюсти религиозную чистоту и ни один их намаз не может считаться принятым по ханафитскому мазхабу. Обязательность следования мазхабу внушается мусульманину шаблонными установками: «Либо ты будешь суннитом ханафитского мазхаба, или же станешь, как шииты или алавиты, заблудшим и неправедным перед Богом».

Мазхабы стали своего рода национальной идеей, расовой принадлежностью. В массовом сознании не быть суннитом равнозначно положению кяфира, отвергшего путь истинной веры. Что примечательно, у шиитов и алевитов точно такая же реакция на не шиитов и не алевитов. Для них их мазхаб также стал расовой принадлежность. И они относятся к суннитам точно также, как сунниты к шиитам. Но есть блестящая альтернатива, которую людям надо четко знать: считать Коран единственным вероуставом. Тогда отказ от всех мазхабов станет неизбежным, ибо Коран запрещает это деление и тогда новая вера будет основана только лишь на Коране.

Создатели мазхабов трактовали Коран и хадисы по своему усмотрению, выбирали желаемые хадисы и аяты. Создавали под видом иджтихада и райа нововведения в Ислам в тех вопросах, в которых Бог оставлял свободу действий мусульманам. Таким образом, получается, что основатели мазхабов обладали большей властью и полномочиями над жизнью мусульман, нежели сам Коран и хадисы. Недопустимость подобного статуса имамов мазхабов многократно заявлялась самими собирателями хадисов, которые выступали с жестокой критикой в адрес имамов мазхабов. Поводом для критики были попытки имамов мазхабов выставить свои личные взгляды, свои суждения выше аятов Корана и хадисов. Более того, некоторые собиратели хадисов, обращаясь к имамам мазхабов словами «Ахли Рей» - Люди суждения, обвиняли имамов мазхабов в преднамеренном измышлении хадисов с целью подкрепления ими своих суждений. Самый авторитетный собиратель хадисов, имам Бухари, к примеру, жестко критиковал основателя самого большого по численности мазхаба – Абу Ханифу и провозгласил его ненадежным, не стоящим доверия человеком. Это показательный пример. Оказывается, собиратели хадисов также далеко не поддерживали идею создания мазхабов. В итоге, современный Ислам далек и от Коранического Ислама, и от далеко не всегда достоверных, подчас полных вымыслов и абсурда хадисов Бухари. Современный Ислам – это Ислам имамов мазхабов, определивших, что дозволено нам, а что нет и внедривших свое личностное понимание жизни в вероустав Ислама.

В годы возникновения первых мазхабов ни Бухари, ни Муслим еще не написали своих сборников хадисов. То есть мазхабы были созданы тогда, когда еще не были изданы самый авторитетный и проверенный, по признанию современных алимов (хотя и содержащий кучу абсурдных хадисов) Кутуби Ситта (собрание шести наиболее авторитетных книг хадисов). Следовательно, процент вымысла и ересей в пояснениях и фетвах имамов мазхабов даже больше, чем во многих собраниях хадисов. Жалко, что очень мало людей знает об этом положении, и считает свои мазхабы суть Исламом, не понимая того, что они, следуя мазхабам, нарушают волю Бога. Коран разъясняет мусульманам их вероустав, оставляя многие мирские вопросы без пояснения, то есть, не ограничивая верующего в тех вопросах, тем самым создавая уникальную модель соответствия Корана любому временному и технологическому этапу развития человечества. Мазхабы же хватались за каждую деталь, каждый вопрос, не освещенный в Коране, и, объясняя это тем, что Аллах упустил из виду некоторые моменты, присвоили себе право разъяснить их от имени Бога (!). Тем самым привели Ислам в состояние, противоречащее естественному ходу развития человечества, предопределенному Богом, более того, противоречащее самой природе человека.

Женщина с точки зрения хариджитов

Чуть позже мы приведем для вашего сведения таблицу, в которой собраны вопросы, особо не оговариваемые Богом в Коране. Эта таблица наглядно демонстрирует, насколько мазхабы противоречат друг другу в целом ряде положений. Одним из основополагающих источников некоранического мусульманского права является «Иджма». Ахли Сунна трактует понятие «иджмы» как согласие, единодушное мнение авторитетных алимов по тому или иному не отраженному в Коране вопросу. Однако таблица, которую мы приведем ниже, демонстрирует, что ни о каком согласии или единодушии между мазхабами не может быть и речи. Да, следует признать, что в иджме есть положения, которые не противоречат Корану по логике суждения и принимаются единогласно всеми мазхабами. Однако если принять за основу историю Ислама, то положение, не упомянутое в Коране, по сути, не может становиться предметом иджмы. Как только начинались попытки сделать какое-либо дополнение или добавлении к Корану или же вывести иджму, суждение, противоречащее логике Корана, тотчас возникала мощная волна оппозиции. Например, все мазхабы Ахли Сунны едины в суждении, что женщина не может совершать намаз во время менструаций, что число обязательных намазов должно быть 5, что женщина никогда не может стать во главе государства, что совершивший прелюбодеяние супруг или супруга должны быть казнены избиением камнями. Однако это единство мнения отмечается только у Ахли Сунна. Хариджиты, например, еще в первые годы возникновения мазхабов утверждали, что женщина во время менструация имеет право совершать намаз, а обязательнх намазов не 5, а меньше, и что женщина может стоять во главе государства. Этот исторический факт показывает нам, что бытующее положение по тому или иному вопросу, не упомянутому в Коране, не может считаться гарантированно верным и одобряемы Богом, потому что в другмо мазхабе непременно найдутся противоречащие ему суждения.

Данное обстоятельство еще раз укрепляет нас в утверждении: Коран и только Коран является единственным надежным и достоверным источником Ислама. До тех пор, пока мы не начнем руководствоваться только лишь Кораном в понимании Ислама, появление всевозможных мазхабов, противоречивых суждений иджма и прочих неразрешимых противоречий неизбежно. Это естественный результат не следования абсолютной Истине Бога, ниспосланной в Коране. Мазхабы, само существование которых, по сути, противоречит Корану, еще больше отдаляются от Корана своим разногласием. Взгляды, суждения, дозволенные и недозволенные деяния у каждого мазхаба отличаются, поэтому они и не могут стать единой силой против Коранического Ислама. И как бы они ни старались объединить себя под крышей Ахли Сунна и показать единство своего пути, но из таблицы, что вы увидите чуть позже, вы сможете вынести свое суждения о том, насколько они едины. Как нам видится, единство между мазхабами абсолютно вымышлено и существует только в мечтах, потому что у каждого мазхаба совершенно отличные системы суждений, запретов и дозволений.

ВЫМЫСЛЫ О ТОМ, КАК ИМАМ МАЗХАБА УВИДЕЛ АЛЛАХА ВО СНЕ

Имамы мазхабов порой не брезговали измышлением хадисов для того, чтобы привлечь к своему мазхабу побольше людей, возвысить своего имама, а имамов других мазхабов, наоборот, принизить в глазах уммы. Хадисы эти должны были показать простым мусульманам, насколько их имам близок к Богу, насколько он высокообразован в вопросах ильма и как благочестив, возвышен перед Богом. Тем самым, рассчитывалось, что подобный образ имама привлечет к мазхабу еще больше людей. Вспомним, хотя бы, самое чудовищное предание о том, что имам Абу Ханифа 100 раз видел во сне Бога. Печально, что попытка «завербовать» в мазхаб побольше людей выходила за пределы здравого смысла. Сейчас уже невозможно определить, были ли эти выдумки творением собственно имамов мазхабов или же были придуманы позднее учениками имамов и преданными последователями. Но катастрофическая картина того, что творили мазхабы, налицо. Очевидна также и необходимость крепко держаться за Коран, дабы не оказаться вовлеченными в измышления мазхабов.

Мусульмане сегодня склонны оправдывать Абу Ханифу и говорить, что все эти выдумки не имеют никакого отношения к Абу Ханифе, мол, это все наслоения более поздних времен. Однако вспомним, что современники называли Абу Ханифу не иначе как «Абу Рай», то есть «Отец Суждения» за его чрезмерную склонность к истолковыванию отсутствующих в Коране вопросов своим анализом. Резкой критике подвергался Абу Ханифа и со стороны имама Шафи и Аль-Бухари, и других последователей хадисов за его откровенно пренебрежительное отношение к хадисам. Мы особо останавливаемся на упоминании этих моментов, ибо современный ханафитский мазхаб целиком и полностью состоит из хадисов. В ханафитском мазхабе каждое утверждение непременно подкрепляется хадисом. Собственно причиной убийства Имама Абу Ханифы стала его категоричность и несговорчивость, его позиция судить и выносить мнение обо всем, полностью игнорируя хадисы. Современный же ханафитский мазхаб был передан нам теми, кто убил имама Абу Ханифу. Так что Абу Йусуф, ставший во главе мазхаба после избиения и смерти Абу Ханифы (в 3-й главе книги мы уже упоминали о Абу Йусуфе в связи со случаем, когда Абу Йусуф решил было казнить человека, сказавшего, что он не любит тыкву, в то время как Абу Йусуф рассказывал хадис, повествующий о том, что Пророк Мухаммад любил тыкву) стал официальным лицом властей, полномочным выносить фетвы. Но мог ли тот, кто стал во главе мазхаба и официальным кади по приказу властей, убивших его учителя за отказ стать кади и служить властям, сохранить чистоту учения учителя и не прибегнуть к искажениям учения и к идеологически ориентированным фетвам? Именно здесь кроется причина кардинального изменения сути ханафитского мазхаба. Мазхаб, основанный Абу Ханифой, известным последователем райа, отрицавшим все известные тогда хадисы и допускавшего только несколько собственноручно отобранных хадисов, сегодня превратился в самый хадисозависимый мазхаб. Вторая же причина – измышления имамами, приходившими к руководству мазхабом после смерти Абу Ханифы, хадисов собственного сочинения с целью оправдания правоты своих воззрений. Дело в том, что большая часть собраний хадисов была написана уже после создания мазхабов. Так что, какими бы не были взгляды Абу Ханифы, под ханафитским мазхабом сегодня мы понимаем, прежде всего, ту доктрину, которую пропагандирует и применяет мазхаб сегодня.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 932 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...