Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сварог – Янус



В мезолите Древней Руси существует одна находка, которая напрямую указывает на двоичность единого Бога Рода в его представлении в виде двух своих ипостасей – мужа Сварога и жены Лады. В Оленеостровском могильнике была обнаружена антропоморфная фигура с двумя лицами, которая на сайте Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (www.kunstkamera.ru) неправильно названа «двуликим Янусом».


Рис. 2.5.1. Слева направо: изображение «Януса» на римской монете; прорисовка в двух проекциях и скульптурное изображение «Януса» (иеневская мезолитическая культура, Русская равнина) [ Жилин, 2001 ].

Ещё А.Н. Афанасьев в своих исследованиях отождествил Януса с Дыем: «Древнейшее божество неба Янус (Janus = Djanus – Див, преимущество дневное небо = солнце, а в женском олицетворении Diana = Jana, богиня ночного неба = луна) соединяет в своём образе оба эта светила, и потому голова его состоит из двух сросшихся ликов: один лик – бородатый, мужской, а другой – безбородый, женственный. Так изображался он на греческих и этрусских монетах. Вместе с этим Янус – страж светлого жилища богов; он отпирает небесные врата, выводит из-за них новорождённое солнце и тем самым даёт начало году; по его имени получил название и первый месяц в году (сравни: janua – ворота, вход, начало, janitor – привратник). По немецким и славянским преданиям, небо (рай) отворяется два раза: при повороте солнца – на праздник Рождества Христова и при начале весны – на светлое Воскресенье 12» [ Афанасьев, Т. 2, стр. 204 ].

Но по ходу настоящей книги мы неоднократно показываем, что Дыя в греческом написании часто путали со Сварогом. Касательно особенностей рассматриваемой фигурки в этом аспекте можно выделить три основных: 1) фигурка найдена в центре Древней Руси; 2) фигурка двулика; 3) фигурка по времени относится к мезолиту. В совокупности эти три её отличительные черты позволяют нам исключить возможность её отождествления с божком Дыя. А именно: даже, несмотря на то, что время его существования соответствует мезолиту (11 – 7 тыс. до н.э.), Дый – однолик, и его божок должен был быть выполнен в форме козла, поскольку Дый – козёл, сын Козы Седунь. Кроме того, Дый покровительствовал чужим народам, а это для центра Руси, где найдена обсуждаемая статуэтка, практически невероятно.

Из двуликих антропоморфных богов мезолита, покровительствовавших русскому народу, мы можем отметить только двух – Сварога и Ладу. И, как мы уже сказали, Сварог и Лада – это две половинки одного, единого Бога Рода. Поэтому изображение одного бога с двумя лицами может быть только изображением самого РОДА, а два лица указывать на то, что одно из них Сварог, другое – Лада.

Для обозначения периодичности времени на Руси применялось другое изображение – змея Велеса, размещённого на обечайке гуслей (гусли – инструмент Велеса) (см. п. 3.2.2). А вот понимание о возобновлении многих наблюдаемых процессов – смены жизни и смерти, смены времён года, смены листвы на деревьях и т.п. – которое, естественно, существовало в мезолите, человека того времени могло привести к вопросам и выводам, что столь глобальными процессами управляет некая глобальная сила. Неудивительно, что люди обожествили эту силу. Эта сила и была представлена в сознании древних русичей Богом, различные проявления которого русичи называли по-разному, понимая и сохраняя при этом единство Единого Бога. Об этом мы уже писали в самом начале второй главы. Вот и рассматриваемая статуэтка олицетворят собой одно из проявлений Единого Бога. И, по-видимому, как мы уже сказали, – она изображает Единого Бога Рода в состоянии различения Сварога и Лады. Проверим это предположение.

В дошедшей до нас мифологии, только в римской, мы обнаруживаем аналог мезолитическим Сварогу и Ладе. Причём римский Янус, Ян – точнее Иан (пишется «Ianus», обозначает лат. anus «круг, кольцо») – являлся одним из важнейших римских богов, которому нет соответствующего в семитической греческой мифологии. По преданию, в Италии Ян (Иан) царствовал ранее Юпитера и Сатурна и основал храмы всем богам. Это позиционирует его, как бога всякого начала во времени. Ян (Иан) определялся, как бог великого значения, деятельный во всём, который, давая хорошее начало, благословляет предприятие и благоприятствует ему. Его призывали при каждом важном предприятии; консул, вступая в свою должность, просил его благословения; земледелец приносит ему требу при начале посева и жатвы; в каждой молитве сперва призывался он, и при больших празднествах в честь богов он получал первую требу [ Любкер, 2007 ]. Всё сказанное в точности соответствует и древнерусскому Богу Роду, достаточно напомнить только слова, образованные от его имени – родник, зарождение, родня, природа, порождение, зародыш, город и т.п.

Римский Иан (Ян, лат. Ianus, современное Иван) первоначально был бог неба или солнца вместе с Ианой (Яной, лат. Iana), богиней луны, который обусловливает и распределяет изменение в жизни природы, бог года и времени, ведущий годы, месяцы и дни [ Любкер, 2007 ]. Точно так же позиционируется и Сварог с Ладой. Сварог, как мы показали в п. 2.1 и п. 2.3, также отождествляется с небом и применительно ко времени (Коло Сварога) его именем назван и Зодиак.

Римский Иан + Иана, или в другой транскрипции Ян + Яна, Жан + Жана, – это то же, что и старорусское ЖАНИХ + ЖАНА, то есть жених и жена. На это указывает и схожесть написания – русск. janih + jana = лат. janus + jana. В более поздней латинской мифологии этот сюжет – Ян + Яна – повторился: латинская богиня Юнона, точнее Juno (ср. jana), старшая дочь Сатурна и Реи, являлась сестрой и супругой Юпитера (ср. Juno + Juppiter) именовалась у латинян Juno Regina (лат. жена-роженица). Лада, как мы показали в п. 3.2.6, также является сестрой и супругой Сварога, и её назначение – роженица, старшая из рожениц, жена-роженица.

Здесь необходимо сделать следующее разъяснение. Обсуждаемая нами ситуация касается времени мезолита, то есть 11 – 7-го тыс. до н.э. В связи с этим, возникают определённые сложности с добыванием данных, а также с их интерпретацией. Эти сложности возникли не только у нас, они возникали и в более древние времена, несмотря на то, что те отстояли от мезолита на более близкое расстояние.

Так, вот, латиняне, прежде чем осесть на Пиренейском полуострове, прошли через множество войн (последняя война – это нападение семитов на Трою, после которой часть троянцев ушла, и они стали римлянами), одолели значительные расстояния. Но самое главное прошло много тысяч лет с момента исхода будущих римлян с территории Материнской Руси. Именно поэтому, чем древнее русский миф, тем он претерпел большие изменения в памяти тех народов, которые покинули родину.

В связи со сказанным мы можем с полной уверенностью идентифицировать двуликую мезолитическую статуэтку, относящуюся к иеневской древнерусской археологической культуре, соотнести с главным и Единым Богом времени верхнего палеолита – мезолита Древней Руси – РОДОМ, представленным в статуэтке одновременным изображением своих двух ипостасей – Сварога и Лады.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 262 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...