Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2 Единобожие на Руси



«Как верно отмечалось ещё дореволюционными исследователями, авторы древнерусских поучений против отечественного язычества стремились не к сохранению сведений о нём, а к его тотальному искоренению, и потому их произведения дают нам крайне мало информации о сущности исконной религии наших предков» [ Серяков, 2004, стр. 34 ].

О разрушениях, которые принесло христианство на Русь, напрямую говорит цитата из энциклопедии «Мифы народов мира»: «Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифилогическая целостность «язычества» была разрушена в период христианизации славян» [ Мифы, 1988, Т. 2, стр. 452 ]. Эти разрушения русской мифологии оказались столь масштабными, что теперь «возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников» [ там же ]. Именно этим занимались и занимаются множество учёных в разные века, пытаясь по крупицам воссоздать то, что столь тщательно было уничтожено православием.

Сложности восстановления древнерусской истории и мифологии сопряжены с тем, что к сегодняшнему времени в доступе для учёных и общественности нет древнерусских источников. Мы говорим «в доступе» потому что ряд исторических свидетельств указывает на то, что в христианских хранилищах ещё содержатся указанные древние русские источники и, скорее всего, целые книги. О существовании которых говорили многие учёные середины 20-го века, а также писали все энциклопедии. Может быть, через некоторое время с помощью государства удастся заставить церковь обнародовать эти источники.

А пока «главный источник сведений по раннеславянской мифологии – средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы)» [ там же ].

Однако сложности есть и на этом пути – «все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии» [ там же ]. Таким образом, Россия, пожалуй, единственная страна, которая «непонятным образом» лишена своей древней истории. Хотя, и по тем данным, которые сейчас получают другие науки, история Руси самая насыщенная и самая древняя.

Стоит вновь напомнить, что термин «праславянский» неверен, потому что в истории не было ни одного народа под названием «славяне». А в связи с этим у не существовавшего народа не может быть существовавшего предка. Но в данном случае, нас волнует не эта точность, а то, что «хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и др.)» [ там же ].

«Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограниченны, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон» [ там же ]. Такие знания не могли сформироваться за короткий срок. И если они уже существовали к моменту прихода христиан, то до этого момента они должны были пройти путь своего развития, равный хотя бы нескольким тысячам лет. В качестве примеров можно привести мифологию Северной Индии (арийских племён), которая была сформирована в 3 – 2-м тыс. до н.э. и которая вот уже в течение 4 – 5 тысяч лет остаётся практически неизменной. Только отдельные боги забываются. Но не происходит её развития.

Тот же самый пример касается и греческой мифологии, которая грекам уже досталась сформированной полностью, а ими, греками, в последующие 2 – 3 тысячи лет была почти утрачена, но не развита. То же касается и римской мифологии. То есть на развитие любой мифологии сложного состава требуется, по меньшей мере, 4 – 5 тысяч лет, а скорее всего, как минимум вдвое больше.

Если этот срок прибавить к дате 1-е тыс. н.э., то получим, что русская мифология сформировалась в неолите, то есть в 4 – 3-м тыс. до н.э., а начало этого процесса было положено во времена мезолита – в 8 – 6-м тыс. до н.э. То есть именно в те времена, в которые это и происходило (см. главу 1). Если рассматривать в этом разрезе любые территории за пределами современной Центральной России, то в мире нет ни одной, которая имела бы столь древнюю историю, зафиксированную памятниками археологии. То есть мезолит – это явление исключительно принадлежит Русской равнине. Только в финальную его фазу древние русы начали миграции в другие регионы, куда и принесли свою мифологию (см. п. 1.5.2).

Именно по этой причине в разных уголках планеты имеются божества с одинаковыми функциями и названные одинаково. «Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню – Сварожич, т.е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских славян (ср. чеш. и словац. rarož, «сушняк», и румынск. afarog, «высушенное», позволяющее предполагать южнославянскую1 форму этого имени)» [ там же ]. К событиям южнорусского характера, касающихся уже богатыря Сварога, мы вернёмся в главе 4.

Касаясь описания событий, представленных в письменных источниках, историки, таким образом, обращаются к довольно позднему периоду времени, когда основные перемещения народов были уже закончены. Эти перемещения, как струи инородной воды, оставили в воде прежней, чистой, свои завихрения, замутнения и другие чуждые гладкому и однородному потоку включения.

Таковыми в описании историков стали и события, связанные с мифологическими и духовными представлениями древних русичей и древних славян вообще. В качестве исторических свидетельств того периода нам обычно представляют письменные изречения, оставленные западными христианскими или восточными исламскими путешественниками, при этом утверждая, что надёжность их сведений не просто заслуживает внимания: она – абсолютна. Каждое слово многочисленных ибнов (Ибн-Фадлан, Ибн-Юсуф и т.п.) даёт, якобы, мощнейший свет на всю русскую историю.

Вряд ли следует согласиться с таким подходом, заполонившим умы учёных. Потому что чужеземцы никогда не будут знать другую страну лучше, чем её знает собственный народ. Кроме того, приход христианства и ислама на Русь – это акт военной оккупации, связанной не только с прямым порабощением русского народа, но и с порабощением духовного мировоззрения русских. И в данном контексте христианских писарей и мусульманских «ибнов» вместе со всеми их свидетельскими показаниями по поводу древнерусской истории можно поставить на одну доску с архивариусами немецко-фашистских войск, которые вдруг выставили бы свои записки, как подлинные свидетельства истории России периода середины 20-го века.

Но историки, занимающиеся 20-м веком, не опускаются до таких вещей. Может быть, только потому, что победа в той войне осталась за русским народом. А вот победа в войне с Византией во многом осталась за иудейскими христианами. Поэтому именно их свидетельства стали главными среди «независимых» исследователей, большинство из которых работали в сени христианских монастырей.

Стараниями таких вот иноков история русского народа оказалась оскоплённой2 до такой степени, что стала просто нежизнеспособной. Обрезанные исторические гениталии русского народа были выброшены христианами куда-то так далеко, что по-настоящему независимым историкам вот уже несколько веков подряд приходится собирать русские корни буквально по крупицам. Многое успели сделать исследователи 18 – 19-го веков, которые сформировали огромный пласт работ по русской истории, филологии, мифологии и т.д. Их труды, прерванные иудейской революцией 1917 года, и сейчас являются кладезем древнерусских знаний.

Изучая религиозную мифологию древних русов, А.Н. Афанасьев писал: «В «Слове о в. кн. Дмитрии Ивановиче» так обрисована Куликовская битва: «на том поле сильныи тучи ступишася, и из них часто сияли молыньи и загремели громы велицыи: то ти ступишася русские удальцы с погаными татарами за свою великую обиду»3. Греч. Арес, рим. Марс, нем. Zio, заправлявшие прежде небесными битвами, стали впоследствии исключительно заведовать людскими бранями, из богов стихийных переродились в олицетворения отвлечённых понятий войны и её кровавых ужасов. Те же мифические представления встречаем и у славян. Боги весенних гроз, туч и вихрей, каковы: Святовит, Радигаст, Сварожич и Яровит (= Ярило, Руевит?), отличаются воинственным характером.

Г. Срезневский в статье своей: «Об обожании солнца у древних славян»4 считает все эти имена за различные прозвания божества солнца, удержанные отдельными славянскими племенами. Справедливо, что по различию признаков одно и то же божественное олицетворение обозначалось на древнейшем языке разом несколькими названиями; справедливо и то, что такие названия первоначально употреблялись, как описательные эпитеты, а потом уже обращались в имена собственные, и что на этом основании единое божество не только могло называться различными именами, но с течением времени, при забвении стародавних преданий, дробилось даже на особые самостоятельные, хотя в сущности и совершенно тождественные образы.

Такой процесс необходимо должен был происходить там, где однородное племя, распадаясь на ветви5, расходилось в разные стороны, и каждая ветвь удерживала в памяти какое-нибудь одно название» [ Афанасьев, Т. 1, стр. 138 ].

Имя СВАРОГ на Руси является исконным и традиционным. Во-первых, Сварог – это древнейший русский бог, мужская ипостась единого бога русов Рода (а женская – Лада). О нём А.Н. Афанасьев пишет: «У славян отец Небо получил название Сварога; он верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов, прабог» [ Афанасьев, Т. 1, Стр. 34 – 35 ].

Христианские пришельцы планомерно распространяли ложные сведения о том, что, якобы, на Руси до их прихода существовало многобожие, которое христиане так милостиво и уничтожили. За многие столетия, прошедшие с момента христианского захвата Руси, этот миф надёжно укоренился среди некоторой, небольшой части российского народа. В особенности среди пришлых инородцев, которые появлялись на Руси, как правило, уже отягощённые христианскими верованиями.

Так, ещё в 19-м веке «немцы» Брокгауз и Ефрон в своём словаре писали о Свароге: «Сварог, древнеславянский бог неба, отец солнца и огня; чтился более других богов». Да, и Большая советская энциклопедия сообщает практически то же: «Сварог, в русской и западнославянской мифологии один из главных богов (бог неба, огня небесного). Отец бога земного огня Сварожича», подразумевая, что таких богов на Руси было множество.

Однако эти выдумки христиан не имеют ничего общего с русской историей и с исконной русской религией. И, как всегда в таких случаях, на помощь русскому народу приходит наука, и мы начинаем понимать, насколько велик масштаб христианской лжи. Так, «восточные, западные и древнерусские письменные источники говорят о том, что древние русы верили в единого бога – творца. Его называли двумя именами: Богом и, более древняя форма, Сварогом. Материальным символом его являлся огонь, который был священным, и которому сооружали алтари в храмах» [ Климов, 2007, стр. 168 ]. Немецкий христианский захватчик земель балтских славян Гельмонд писал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах» [ Гельмонд, 1963, стр. 186 ].

Исламские пришельцы и их древние авторы при знакомстве с древними русами обратили внимание на их монотеизм. Так, Ибн-Руст писал: «Есть у них знахари, из которых иные повелевают царём… Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем пожелают… И все они поклоняются огню. …Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который снабжал нас пищей»». А в сочинении «Ху-дут ал-Алам» говорится: «Все они огнепоклонники». Гардизи пишет: «И на струнных инструментах они играют при сжигании мёртвого и говорят: «Мы веселимся, ибо милость божия сошла на него»». У Тахираал-Марвази читаем: «…и сжигают своих мёртвых, ибо они поклоняются огню» [ Древнерусское государство, 1965, стр. 388 – 391 ]. Ибн-Фадлан пишет: «Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: «О, мой господь…»» [ Ибн-Фадлан, 1939, стр. 79 ].

Как мы видим, и западные, и восточные авторы свидетельствуют об обращении русов в своих молитвах к единому богу – «господь мой». Но в отличие от христиан Прокопия и Гельмонда восточные авторы указывают на ещё одну важную деталь религии древних русов – «все они огнепоклонники». Почему же христиане Прокопий и Гельмонд не обратили на это внимание? Потому что исламские завоеватели и их писатели Ибн-Руст, Ибн-Фадлан и другие были хорошо знакомы с недавно покорёнными ими зороастрийцами, которые были одной из ветвей древних русов по происхождению и огнепоклонниками – по религии.

На Востоке, завоевав Персию, семитские племена арабов подвергли её насильственной исламизации. На Западе те же семитские племена греков завоёвывали Европу и после пошли на Русь, подвергая всё на своём пути насильственной христианизации, сжигая целые русские города и сёла вместе с жителями.

Предположение о том, что Сварог являлся Богом-Творцом древних русов, высказал в конце 19-го века Е.Е. Голубинский: «Среди множества своих богов они признавали единого Бога вселенной. Этот единый Бог… назывался у славян именами сохранившимися, подобно как и известные имена почти всех других богов, от древнего первоязыка индоевропейских народов – Сварог» [ Голубинский, 1997, стр. 839 ].

Историк Е.В. Климов, исследуя этот вопрос, также делает заключение: «Очевидно, в праславянской древности этим Богом-Творцом был Сварог», а также окончательный вывод своего исследования: «На основании письменных свидетельств (византийских, немецких, арабских и древнерусских) мы можем сделать вывод о том, что восточные славяне накануне принятия христианства верили в единого Бога-Творца, материальным воплощением которого являлся огонь» [ Климов, 2007 ]. Цитируемая статья Е.В. Климова опубликована в 2007 году в авторитетнейшем журнале РАН «Вопросы истории», и те выводы, которые делает автор статьи, выводят христианское нашествие на Русь, что называется «на чистую воду». Становится понятна ложная позиция христиан, которая утверждает, что, мол, на Руси было многобожие, которое христиане, мол, благодатно привели к единобожию.

Как видим, единобожие на Руси было исконным, а принятие христианской веры одним из русских князей явилось актом его государственной измены и привело к долгой, кровопролитнейшей гражданской войне на Руси. Эта война под именем «крещение» и потом под именем «татаро-монгольское иго» длилась с 10-го до 15-го века и не окончилась и сейчас. Но об этом ниже.

«Теперь мы должны обратить внимание на те немногие места памятников, в которых учёные наши, под влиянием христианских воззрений, думают видеть свидетельство, что, рядом с поклонением божествам стихийным, славяне веровали в единого верховного Бога и что в этом веровании высказывается тёмное сознание о едином истинном Творце вселенной. Мнение это, в подтверждение которого ссылаются на Прокопия, Гельмонда и договоры первых русских князей с греками, не может быть принято наукою. Славяне, конечно, не могли составлять в данном случае странного исключения из общей семьи родственных им индоевропейских народов. Прокопий (IVвека) выражается так: «θεόν μεν γάρ ενα, τόν τήζ άστραπήζ òημιχργòν, άπάντων χύριον μονον αύτòν νομίζχσιν είναι», т.е. только одного бога, производителя молнии, почитают они (славяне) единственным владыкою вселенной» [ Афанасьев, Т. 1, Стр. 67 – 69 ].

2.1. Этимология имени «Сварог»

Лингвист М. Фасмер в своём этимологическом словаре в статье «Сварог» также называет Сварога верховным божеством языческой Руси, напоминает его древнерусское написание Сварогъ, которое применено в Ипатьевской летописи, а также приводит названия некоторых селений и географических мест, образованных от имени Сварога (в некоторых случаях Сварог называется Соварог). С нашими дополнениями это, например:

Исходя из этого, М. Фасмер делает вывод о том, что это древнерусское слово и «нет никакой необходимости принимать в данном случае арийское (доиранское) заимствование».

Как мы показали в своей статье «К вопросу о значении корня «ВР» протоязыка» [ Тюняев, 2009a ], имя «Сварог» происходит от древнерусского корня ВР. Этот корень имеет древнерусское значение «оберегать», «защищать». Отсюда СВАРОГ – это оберегатель и защитник огня и русского народа. Отсюда понимаем, что СВАРОГ вполне разумное имя для богатыря, который является защитником русского народа.

Обычно лингвисты (Ягич, Маретич, Брюкнер, Фасмер и другие) это имя связывают со СВАРА, т.е. «спорящий, наказующий». Сравним и мы имя Сварога, например, с таким русским словом, как СВАРА «борьба», «битва», «драка» или в древнерусском СВАРЪ «ссора» «свара». Макс Фасмер в своём этимологическом словаре приводит доказательства того, что слово СВАРА было известно во всём славянском мире, то есть том мире, куда приходили русские богатыри. Так, в украинском СВАРА «ссора», в болгарском СВАРА, в словенском SVAR «порицание», в чешском и словацком SVAR «сора, распря», в польском SWAR, в верхне- и нижнелужицком SWAR. Интересно, что это слово с тем же значением проникло и в другие языки. Так, в древнеисландском SVARA «отвечать», в готском SWARAN «клясться», в древневерхненемецком swerian «клясться», в оскском sverrunei? «говорящему», в латинском sermo «беседа, разговор», в древнесаксонском antswor «ответ», в англосаксонском andswaru «ответ», в нововерхненемецком Schwur «клятва». Интересна также польская форма swarzyc русск. «сваржик», которая непосредственно связывает слово СВАРА с именем СВАРОГ.

Корень ВР в значении «борьба, схватка» представлен в следующей цитате: «На высокъи пръстолъ епискупьскъ възведенъ бысть; ни без болъзни, ни без завиды, ни безъ свара отъ старъшинъ настолья очьству». «Повесть об Акире» 15-го в. о происхождении свары поучает: «Сну, егда будешь в чади, то же пристипивъ к нимъ, не смъся; въ смъсъ бо безумье исходить, а в безумьи сварь бываетъ, а въ сваръ тязаны и бои, а в бою смртъ, а в смерти гръхъ свершаетьс(я)». И, наконец, русская поговорка утверждает, что «соседям свариться не годится».

И уже отсюда следует интересная этимологическая цепочка. После того, как в 3 – 2-м тыс. до н.э. Северную Индию завоевали древние русы под началом богатыря Вольги, термин СВАРОГ перешёл и в «древнеиндийский» язык, который являлся ответвлением древнерусского языка и назван не потому, что на нём разговаривали индийцы, а потому, что на нём разговаривали русы, находящиеся в Индии (индийцы разговаривали на ведийских языках – языках коренного населения веддоидной, то есть негроидной расы). В древнеиндийском языке СВАРОГ произносилось SVARÃJ- и имело значение «независимый правитель».

Нужно отметить, кроме того что Сварога именовали богом, единым богом, на Руси он почитался также как богатырь, который был знаменит своими подвигами во славу русского народа. Обратите внимание на термин БОГАТЫРЬ. Он образован с использованием русского корня БОГ и суффикса -АТЫРЬ. Именно поэтому греческие христиане, пришедшие с войной на Русь, древнерусских богатырей начали величать богами. А после этого, как сами приписали русским существование множества богов, начали критиковать Русь и истреблять её, ставя в вину русскому народу именно многобожие. Выдуманное самими греческими христианскими пришельцами.

По поводу корреляции корня ВР с распространением ойконимов приведём цитату из работы [ Тюняев, 2009a ]: «Практически все географические названия, образованные от корня ВАР (ВОР), располагаются на пограничных областях, в которых древний русский этнос исторически соприкасался сначала с неандертальскими народами (начиная с 50-го тыс. до н.э.), а потом и с их потомками – шведами, норвегами, готами, тюрками, аварами, болгарами, различными уральскими народами и т.д. В древнерусские земли входили и часть Германии, и все прибалтийские страны, и Польша и ряд других, сегодня независимых стран.

На стыках археологических культур ямочно-гребенчатой керамики проторусов и местных культур неандерталоидных народов вставали те вопросы, которые обычно связаны с пограничными конфликтами, стычками, сварами (ср. war англ. война), с охраной границ. Все приграничные территории Руси имеют в своём составе гидронимы и топонимы, образованные от русского корня «вар»:

Другой круг географических названий образован от корня «ВЕР».

Ещё в 5 – 3 тыс. до н.э. славянские племена занимали всю Русь и всю Европу (до Иберии-Испании), включая Англию. Пограничным «западным» отсюда является древнее название острова Ирландии – Bergion = cymr. «vergyn» – западный (ср. varag=варяг), откуда «Iernh», «Hibernia» (ср. с Iberia=Иверия).

Позже, когда иверские племена готов, болгар, аваров и т.п. иудеев заняли западную часть Руси, они назвали её ЕВРОПОЙ – тот же корень ВР.

Защищённое со всех сторон пространство на Руси называлось – ИРИЙ (рай). Кольцо гор, со всех сторон обступающие Русскую равнину, издревле называется ИРИЙСКИМИ горами (или Каменный Пояс).

Людей, которые извне проникали через пограничные, варяжские, рубежи внутрь защищённого пространства, называли ИВЕРЫ, иберы, евреи – «[пришелец] с той стороны», «[стоящий] супротив» [10, ст. Еврей]».

На Руси есть несколько священных гор. Одна из них – Воробьёвы горы, в названии которой использован корень ВР. С такими горами в русской традиции связано место нахождения бога-кузнеца Сварога. В былине Святогор спрашивает Микулу Селяниновича, как ему «узнать судьбину Божию», и получает от пахаря следующий ответ: «А вот поезжай путём-дорогою прямоезжию до розстани, а от розстани сверкни влево и пусти коня во всю прыть лошадиную, и подъедешь к Сиверным горам. У тех у гор под великим деревом стоит кузница, и ты спроси у кузнеца про свою судьбину».

Когда богатырь Святогор приехал в указанное место, он нашёл там кующего судьбину кузнеца – «кому на ком жениться». И хотя в былине имя кузнеца не сохранилось, мы отчётливо в нём узнаём бога-кузнеца Сварога, здесь в его ипостаси покровителя свадьбы. Великое дерево, под которым стоит его кузница – это Мировое дерево, символизирующее собой центр Вселенной.


Рис. 2.1.1. Образцы ориентации Космического дерева (слева направо): дерево сефирот перевёрнутой ориентации; двойное Мировое дерево; каббалистическое дерево нормальной ориентации [ Тюняев, 2006 ].

На обнаруженной в Михайловском кургане (найденном у местечка Фощеватово на Полтавщине) рукоятке меча, датируемом первой половиной 11 в., А. Кирпичников прочёл сделанную русским оружейником надпись «ЛЮДОТА КОВАЛЬ» [ Кирпичников, 1966 ]. Это обстоятельство доказывает не только то, что мечи ковались на Руси, но также и то, что грамотность была распространена среди древнерусских кузнецов уже к 11-му веку.


Рис. 2.1.2. Древнерусский меч (Михайловский курган, первая половина 11 в.).
Расшифровка надписи на мече «людоша коваль» [ Кирпичников, 1966 ].

В то время как Сварог – это мужская ипостась бога Рода, а Лада – женская ипостась. Здесь следует отметить традиционное древнерусское противопоставление двух начал: Свара (война) и Лада (мир). Именем божественной супруги Сварога – Лады – также названы разные деревни и реки на территории Древней Руси, часть из них сейчас находится на территории отвоёванных неандертальцами стран. Распространение приведённых населённых пунктов и сёл далеко от Индии и никак с ней не связано, что в очередной раз подтверждает исконно русское происхождение имён и СВАРОГА, и ЛАДЫ.

Для укреплённых мест у сербов применялось слово ВАРОШ – «городок», «острожек», которое В. Даль выводит от ВАРЯТИ в значении «беречь», «стеречь», а также сопоставляет с древнерусским варити, варю – «беречь» и варовати, варую – «сохранить, защищать». Причём относительно последнего термина И.И. Срезневский привёл показательный пример: «Тамо (на небъ) вароутъ дъла».

«Из числа родственных славянских терминов, показывающих бытование этого корня в праславянский период, следует назвать чеш. и словацк. warowati – «беречь» и болг. ВОЛВАР – «пастух, стерегущий волов»» [ Серяков, 2004, стр. 54 ]. Здесь следует остановиться подробнее. Буквально и с русского языка ВОЛВАР расшифровывается, как «воловий варяг (защитник)». Видимо, отсюда происходит слово «варвар» и уже совершенно отчётливо здесь видно происхождение термина «ПАСТЫРЬ».

* * *

Стоит отметить, что иногда некоторые исследователи для расшифровки имени СВАРОГ приводят индийские слова – др.-инд. (вед.) suvar и авест. hvare «солнце» – для демонстрации опять-таки индийского происхождения и того, что, якобы, имя Сварога означает «свет». Однако такие исследователи почему-то забывают аналогичные исконно русские слова СВЕРКАТЬ и СВАРИВАТЬ (сварка), которые тоже допускают русскую связь со светом, но отвергают индийское заимствование.

Вот как связывал А.Н. Афанасьев Сварога со светом и огнём: «Сварог, как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, по указанию наших памятников, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний, и таким образом являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведённый на землю в виде молнии; отсюда понятно, почему славянин молился огню, как сыну Сварога. Далее: разбивая громовыми стрелами тучи, Сварог выводил из-за них ясное солнце, или, выражаясь метафорическим языком древности: возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы; это картинное, поэтическое представление прилагалось и к утреннему солнцу, выходящему из-за чёрных покровов ночи, так как ночной мрак постоянно отождествлялся с потемняющими небо тучами» [ Афанасьев, т. 1, стр. 64 – 69 ].

Очевидно, возжигание солнца и огня вообще – это функция Сварога, точнее, одна из функций. Хотя при ближайшем рассмотрении и эта функция оказывается связанной с обереганием народа: не взожжёшь солнце – не воскреснет природа. Относительно форманта ОГ скажем следующее. Сейчас форма имени СВАРОГ содержит формант ОГ, но из названия деревень Сворыж (Псковская область), Сваружево и Сварыжь (бывшая Новгородская губерния), а также Swarzyszewo (Польша) следует, что, скорее всего, формант ОГ является суффиксом, как, например, в парах слов: ТВОРОГ – ТВОРОЖНЫЙ, ДОРОГА – ДОРОЖНЫЙ, САПОГ – САПОЖНЫЙ и т.д.

В настоящее время смена Г на Ж воспринимается, как чередование в корне. Но, по нашему мнению, это неправильно. Так, в чередовании слов САПОГ – САПОЖНЫЙ – САПА корень остаётся САП. Именно так выделяет корень в слове САПОГ в своём словаре М. Фасмер: «Обычно сближается с сопель, сопеть». И дальше приводит для сравнения восточномонгольское sаb «башмак» и манчжурское sabu – то же. Поэтому, на наш взгляд и в согласии с упомянутыми выше лингвистами, в слове СВАРОГ корень ВР (приставка С и суффикс ОГ), который обозначает «защиту, сбережение» (ср. ВОРОТ, ВОРОТА, ВРАТАРЬ).

Отдельно следует сказать о версии некоторых лингвистов о том, что будто бы СВАРОЖИЧ – это сын СВАРОГА. И на этом основании Сварожича отождествляют с Дажьбогом. Однако в русском языке применение суффикса ИЧ не всегда обозначает родство по нисходящей линии. Так, например, суффикс Ч обозначает лиц по их профессии КОВАТЬ – КОВАЧ, ТОЛКАТЬ – ТОЛКАЧ. Но есть и БОРОДА – БОРОДАЧ и, возможно, сюда же БОГ – БОЖИЧ. Есть и другой суффикс ИЧ, который обозначает название жителей того или иного места, например, ВЯТКА – ВЯТИЧ, МОСКВА – МОСКВИЧ и т.д. [ Потиха, 1970, стр. 186 ]. Кроме того в народе ещё сохранилось такое обращение: если имя Андрей, то к человеку могут обращаться по имени так – Андреич. И это не будет отчеством.

Таким образом, Сварожича нельзя однозначно именовать сыном Сварога, скорее, Сварожич – это уменьшительно-ласкательный вариант имени Сварог (как бог – божич).

* * *

Для северной страны – Руси – основным принципом и условием выживания является ОГОНЬ. Поэтому второе значение корня ВР связано с огнём. В этом значении корень ВАР восходит ко временам индоевропейской общности: хетт. uar «гореть», uarnu (уран?) «сжигать», арм. Varem «зажигаю», varim «горю», др.-в. нем. warn «тёплый», лит. virti «кипеть», латыш. varit «варить, кипеть». Приведём ойконимы, образованные от корня ВАР:

С учётом выше приведённых гидронимов, а также с учётом того, что в перечне гидронимов Верхнего Поднепровья нам встречается Сваремля, левый приток Десны, и Варка, левый приток Ужи, левого притока Днепра, следует обратить внимание на следующее историческое свидетельство. Описывая события 5-го века, византийские авторы отмечали, что наследники Аттилы «направились в ту часть Скифии, вдоль которой текут струи Данапра (Днепра); гунны называют её на своём языке Вар».

Как видим, большинство ойконимов связаны с территорией расселения древний русов – Русью, а остальные тяготеют к южным районам, то есть к тем, где тепло. Поэтому данное понятие могло относиться не только к земному огню, но и к Солнцу, отцом которого, по древнерусской мифологии, был Сварог. В качестве примера Н.М. Гальковский привёл выражение «солнце варом варит» – так говорили в Смоленской губернии о полуденном зное. Из этого исследователь сделал вывод, что вторым значением корня ВАР является «солнечный зной».

Корень ВАР относится также и к приготовленной на огне пище. В этом контексте тот же Н.М. Гальковский на первое место ставил «кипение», «сваренное кушанье». В псковском и новгородском диалектах варка означало «варево», «похлёбку» и вообще «всякое жидкое горячее блюдо». Во владимирском, тверском, московском диалектах варызгать, тамбовском варыздать – «спешно хлебать, есть похлёбку жадно, невежей».

В. Даль приводит данные, которые говорят о том, что «сварить кого с кем, помирить, сдружить, сделать товарищами; свести и обвенчать, сладить свадьбу. Свариться с кем, связаться, съякшаться, стакнуться, сдружиться не к добру». Что говорит не о «ссорящейся» стороне имени Сварога, а, напротив, о соединительной. В данном случае – сварка идёт в образе свадьбы: сваривается жена и муж.

В этом случае мы и обнаруживаем правильное направление этимологии. В той же статье В. Даля находим: «СВАРИВАТЬ, сварить что,… о железе: соединять накалкою и проковкою две части в одно целое. Сломанную ось сваривают. Самое место, спай, где железо сварено, наварено другим. Сварный или сварной, о железе, сваренный; к сварке относящ. Сварный горн, сварный молот. Сварочный, то же. Сварочная печь, для больших сварок, на заводах, напр. для сварки (сноски) частей якоря. Сварщик м. кузнец, который сваривает железо. Булатного, сабельного дела сварщик, стар. Сварок, сломанная и сваренная вещь. Топор сварок, коса сварок».

Есть версия и о том, что некоторые параллели в этимологии связывают Сварога со временем освоения изготовления керамической посуды и гончарного дела. «Если исторически корень вар употреблялся в контексте приготовленной на огне пищи, то на втором этапе он отразился в терминологии ряда ремесел, основанных на употреблении этого дара небес. В первую очередь это относится к гончарному производству, где этот корень встречается в составе древнерусского варити – «обжигать», «делать что-либо путём обжига»: «Да у него жь…глина, варятъ въ неи горшки…». То, что данный глагол употреблялся применительно к глиняной посуде, представляется достаточно закономерным, поскольку Сварог, прежде чем стать богом-кузнецом, был богом- гончаром, что и нашло своё отражение на этимологическом уровне» [ Серяков, 2004, стр. 44 ].

В подтверждение этого посыла есть археологические данные. Так, «в Болгарии, там же, в городе Велико Тырново была найдена вырезанная на дне керамической миски надпись с именем Сварога. Весьма показательно, что находка эта датируется XIII в. – временем, когда ортодоксальное христианство в Болгарии достигло верха своего могущества. Интерпретировать это открытие можно двумя способами: либо как свидетельство продолжающегося культа Сварога, и тогда мы можем предположить, что глиняная миска была принадлежностью этого культа, либо как результат того, что родители одного из жителей Тырново предпочли дать своему сыну имя языческого бога, а не христианского святого».

При этом обстоятельства жизни того времени в этом регионе были отнюдь не способствующими для спокойного существования: «В силу того, что по средневековым представлениям имя ребёнка предопределяло его судьбу и давало ему небесного защитника, даже последний вариант говорит о почитании этого славянского бога неба в Болгарии» [ Серяков, 2004, стр. 45 ]. Как видим, область почитания древнерусского бога Сварога весьма широка: от Центральной России до южных стран типа Болгарии. Такое распространение культа Сварога, как мы покажем далее, полностью подтверждается и другими источниками.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 458 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...