Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура и духовная жизнь общества



Культура и цивилизация - два близких понятия. Если культура характеризует человека, меру его развития, то цивилизация - уровень овладения самой культурой. Культура способствует совершенствованию человека, цивилизация означает определенный уровень материальной, духовной, научно-технической базы общества.

Русский философ Н. Я. Данилевский считал, что носителями истории являются замкнутые, обособленные культурно-исторические типы общества (египетский, китайский, европейский). Каждый такой тип - цивилизация. Их множество, они самобытны, неповторимы, в основе каждой цивилизации - особый тип культуры, ее составляющих (промышленности, техники, науки). Тип личности порождается типом культуры и определяется уровнем ее развития, принятыми личностью ценностями. В современном мире человечество осуществляет свое развитие благодаря теснейшим взаимосвязям во всех сферах жизни, культура обретает успехоцентричный характер. Успехоцентричная культура формирует цивилизации не всегда гуманистические, возвращая народы к насилию и социальным трагедиям. Будущее любой цивилизации может строиться только на подлинных человеческих ценностях культуры. В свою очередь, подлинность ценностей характеризуется динамичной системой культур общества. Трансформации ценностно-нормативной структуры культуры предопределяют динамику и формы организации социума. Общество способно функционировать и развиваться только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая ценности культуры. Поэтому культура – открытая, исторически эволюционирующая система. Ее динамика предполагает многообразные процессы как преемственности, реализующиеся в форме культурных традиций, так и развития, обогащения ценностей культуры, осуществляющиеся в процессе новаторской деятельности. Традиции, составляя устойчивую сторону культуры, обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию социального опыта, и каждое новое накопление может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на достижения предшествующих поколений. На основе традиций интегрируются и стабилизируются культурно-исторические образования. Вместе с тем культурные традиции, транслируя социальный опыт, составляют необходимое условие не только существования, но и развития культуры, поскольку вне традиций культуросозидающая деятельность человека лишается своих объективных оснований и механизмов осуществления. Культура не может существовать не обновляясь. Новации культуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение

качественно новых форм и типов. Продуктивные и социально значимые результаты новаторской деятельности селектируются, закрепляются и включаются в процесс культурной коммуникации через традицию. Динамизм культуры, лишенный стабилизирующих механизмов, ведет к ее саморазрушению. В своем взаимодействии традиции и новации реализируют стабилизирующую и эвристическую функции в культурно- историческом процессе. Их нерасторжимое единство-универсальная характеристика бытия культуры. История убедительно опровергает представления о культуре как абсолютно традиционной, так и о всецело новаторской. Преобладание в системе базисных ценностей определенного типа культуры традиций или новаций обусловливает конкретный вектор ее фундаментальной общекультурной ориентации и служит основанием для разделения обществ на традиционные и современные (инновационные).

Культура – сложное и многообразное образование, в котором можно выделить интернациональную и национальную, светскую и религиозную, массовую и элитарную и др. подсистемы. В структуре культуры зафиксированы духовные ценности и идеалы, нравственно-эстетические нормы, стандарты человеческого общения и поведения, гуманистические традиции, обычаи и нравы, материальные ценности, а также социальные институты, которые их сохраняют, распространяют и совершенствуют. Несмотря на динамичность и относительную самостоятельность каждого из элементов, культурные феномены всех уровней и форм составляют целостность, системообразующим фактором которой выступают основания (универсалии) исторически определенного типа культуры.

Единство культуры заключается в ее инвариантных характеристиках:

5. Культура представляет собой не природный, а искусственный мир;

6. Творчество культуры – процесс и результат деятельности человека как общественного существа, связывающий в единое целое социальный, природный мир и мир ценностей;

7. Преемственность культурной эволюции человечества, связь её с важнейшими этапами и стадиями человеческой истории;

Способность культуры выступать в качестве критерия нравственного, интеллектуального и художественно-эстетического состояния человечества, Многообразие культуры проявляется в том, что реально она существует в виде множества неповторимых, своеобразных, качественно неоднородных её типов и форм, воплощающих особенности исторического, политического, социального, этнического, языкового, ментального характера.

8. степени развития его духовности.

Интернационализация всех сфер социального бытия ведет к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур. Интеграционные процессы в сфере культуры, безусловно, порождают разнообразные противоречия, поскольку их характер и последствия во многом зависят от социальных условий. Вместе с тем достаточно очевидно, что несмотря на возникновение напряженных и сложных отношений между различными национальными и региональными культурами, наличием тенденции к сохранению и даже известному обособлению отдельных национальных культур, перспективы развития современной культуры – в их разностороннем диалоге, в расширении кросскультурных взаимодействий. В современных условиях общечеловеческий, глобальный образ культуры формируется на основе достижений множества национальных культур, уникальных и неповторимых в своем разнообразии. Интегральная человеческая культура создается усилиями всех народов Земли и носит общечеловеческий характер.

Среди многочисленных связей и отношений цивилизации с другими общественными и историческими формообразованиями самыми глубокими и всесторонними были и остаются ее взаимопроникновение и взаимодействие с духовной культурой (несмотря на различие, а часто и противоположность ценностей цивилизации и культуры, законов их функционирования, тенденций цивилизационной и культурной динамики). В ценностях духовной культуры: нравственных, эстетических, религиозных, воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.

Специфика духовного производства существенно определяется особенностями его продукта (неуничтожимость в процессе потребления, способность свободно перемещаться в пространстве и историческом времени, невозможность стать объектом частного присвоения), а также всеобщим характером духовного труда. В современных условиях важнейшие элементы духовной жизни общества, во-первых, основываются на конкретных формах общественного сознания; во-вторых, репрезентируют специализированные виды (типы) духовной деятельности; в – третьих, функционируют как институционализированные подсистемы общества.

В сфере духовной жизни особо значимы мораль, искусство и религия. Мораль (лат. moralis – нравственный, mores - обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведение человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом. Важнейшими чертами, выражающими специфику морального регулирования поведения человека являются его 1) внеинституциональность ( нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением общественного мнения); 2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности); 3) императивность (требования морали апеллируют не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления). 4) Кроме того, мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а следовательно, сфера его личной ответственности

В эволюции духовной культуры существенно важную роль играют социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают код, смыслы и язык культуры, стимулируют ее интеллектуальные и политико-идеологические формы, воплощают преемственную связь поколений, оптимизируют процессы культурной коммуникации.

Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство - особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности (греч. эsteticos- чувствующий, чувственный). Несмотря на дискуссионность проблемы эстетического, универсальный характер этого отношения человека к действительности является несомненным. Поэтому эстетические переживания – атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире. Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т.д). И только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение. Не случайно термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:

3. мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;

4. особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Отмеченная сфера художественного творчества исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры – художественную культуру, функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Искусство лишено таких глубоких детерминаций, которые присущи идеологическим, политико-правовым и другим общественным явлениям, в нем на первый план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач:

4) определение сущности религии и места в системе мировоззрения;

5) выявление социальных и психологических аспектов религии, её онтологического и гносеологического статуса;

6) экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

Культура оказывает мощное, постоянно возрастающее влияние на базисные основания социальной жизни. Особую роль в этом процессе выполняют ее проектные формы (наука, образование, нравственность, религия и др.). Трансформация форм организации и динамики социума, инициированная экспоненциальным ростом культуры, сопровождается модификацией тенденций бытия и эволюции самой культуры. Зафиксировать эти тенденции, эксплицировать «образ» культуры будущего – центральная задача ее философского осмысления.

3. Современные тенденции социокультурного развития мирового сообщества.

Современное состояние культуры и цивилизации и перспективы её дальнейшего развития непосредственного связаны с научно-техническим процессом и преодолением глобальных проблем. Научно-технический прогресс позволил создать благоприятные условия существования и одновременно породил острейшие глобальные проблемы.

Суть глобальных проблем состоит в том, что человечество вступает в противоречия с индустриальной цивилизацией, природой и обществом, человеком и обществом, практикой отношений между государствами. Эти противоречия характерны для современной цивилизации в целом.

Глобальные проблемы характеризуются тем, что:

· затрагивают основы существования общества, жизненные интересы всего человечества;

· вопросы их решений имеют важное значение не только для нынешних, но и для будущих поколений;

· они требуют для своего решения объединённых усилий всех стран в масштабе всей планеты;

· их решение будет способствовать социальному прогрессу.

Выделяют три группы глобальных проблем:

1. Жизненно важные - угроза термоядерной войны, устранение экономической отсталости людей в отдельных районах, ликвидация голода, нищеты, безграмотности.

2. Проблемы, возникающие во взаимодействии общества и природы, – экологическая проблема, рациональное использование ресурсов, освоение мирового океана и полюса.

3. Проблемы взаимосвязи человека и общества – демографический взрыв, проблемы здравоохранения, проблемы социальной патологии и особенно терроризма, кризис духовности.

Учёные полагают, что решение этих проблем имеет определённые предпосылки.

1. Развёртывание информационной, биотехнической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации вымирания. Эта революция создаёт основу, которая позволяет отвести термоядерную экологическую угрозу. Человечеству необходимо выработать новое видение мира.

2. Возможность утверждения в качестве доминирующего нового типа мирового хозяйства, смешанной рыночной, социально-защищенной экономики. Эти экономические отношения будут увязывать интересы хозяйственных субъектов, способствовать нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

3. Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Ненасилие должно стать регулятором человеческих отношений.

4. Объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и светском вариантах. Необходим поиск того, что может сближать либералов и социалистов, католицизм и православие, коммунистов и консерваторов. Очень важно находить то, что объединяет всех людей планеты.

5. Межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Очень важно, чтобы расширялись международные, экономические и культурные контакты, или широкие миграционные потоки, направленные к взаимопроникновению к взаимопроникновению культур. «Диалог» культур должен превращаться в «полилог».

Учёные говорят о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность.

Таковы основания для выхода из кризиса, в который погружено человечество.

Философия рефлексирует над конкретным знанием и даёт возможность прогнозировать будущее. Заинтересованность в будущем продиктована потребностями и надеждами, которые люди на него возлагают. Будущее - это вероятностное состояние реальности. Оно существует как идеальная реальность в целях, планах, идеалах, теориях. Знание о будущем - прогноз. Выделяют поисковый прогноз и нормативный. Поисковый прогноз показывает, каким может быть будущее, если сохранятся существующие тенденции общественного развития. Нормативный прогноз направлен на поиск альтернативных путей оптимального решения, он ориентирован на конкретные цели и задачи.

В современных условиях будущее оценивают двояко: в нём есть страхи, но есть и надежды. Биосфера планеты уже пришла в неравновесное состояние, её нестабильность усугубляется. Необходимым условием выхода из кризисной ситуации является выдвижение новых идеалов, подъём массового пафоса, отвергающего пессимизм и упадок. Сейчас остро ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения нагревших глобальных проблем.

Литература

Губман Б.Л. Современная философия культуры. М., 2005.

Культура: теории и проблемы. СПб., 1996.

Углубляющее чтение:Карадже ТВ. Культура как фактор, определяющий развитие и динамику ци­вилизации // Актуальные проблемы современной политической науки. М., 2001.

Губин В.Д. Философия культуры// Философия.-М.,2004. С.595-615.

3. Жбанков М.Р. Философия культуры// Философия.- Мн.:РИВШ,2005.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Философия и ценностные предпочтения в культуре ХХ1 века.

1. Философия и междисциплинарные стратегии развития знания. Рациональность в культуре 21 века.

В заключение подчеркнём те тенденции в развитии философии, которые увлекают её в будущее. Философия есть рефлексия творчества по обретению человеком свободы. Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу её идей, стремясь выявить и развить глубинные смыслы своего собственного бытия, облечённого в языковые, культурные, технические и другие символические формы. Очень часто эти смыслы значительно опережали своё время и в ранних вариантах воспроизводились в науке, политическом и правовом сознании.

Есть надежда, что в будущем философия сохранит себя как источник духовных новаций, поскольку, как и прежде, она будет своевременно откликаться на актуальные общественные проблемы, проблемы научной динамики, современного кризисного бытия человека и его культуры.

Что касается современной философии и науки, то они обнаруживают тенденцию к усилению взаимосвязи между различными на­уками. В свое время еще В.И. Вернадский писал о том, что науки будут выстраиваться не столько вокруг предмета, сколько вокруг проблем.

В настоящее время междисциплинарный синтез все чаще начинает рассматриваться как один из важнейших ас­пектов возникновения нового научного знания. Междис­циплинарный синтез является такой формой взаимодей­ствия научных дисциплин, при которой результаты, полу­ченные в одной отрасли знания, включаются в качестве предпосылок производства знаний в другой дисциплине.

При рассмотрении взаимодействия наук можно выде­лить, по крайней мере, две ситуации междисциплинарных связей. Первая сопряжена с переносом отдельных методов н концептуальных средств из одной науки с другую и их при­менением в процессе решения конкретных задач. Вторая связана с тем, что за счет трансляции парадигмальных установок из одной науки в другую радикальным образом меня­ется стратегия научного исследования.

В первой ситуации основания науки не подвергают серьезной перестройке, во втором случае взаимодействя наук приводит к коренной перестройке этих оснований. Вместе с тем, следует учитывать,что предпосылкой применения тех или иных средств и методов при решении конкретных задач является принятая исследователем стратегия научного поиска, поэтому в реальной истории первая ситуация оказывается тесно связанной со второй. Ей так или иначе должно предшествовать формирование глубинных исследовательских программ. Перестройка оснований науки, которая, в свою очередь, открывает пути к применению тех или иных специ­альных средств и методов.

Одним из важнейших компонентов оснований науки выступает научная картина мира, поэтому вне анализа той роли, которую она выполняет в процессах взаимодействия наук, невозможно в полной мере раскрыть действительные механизмы междисциплинарного синтеза знаний.

Чтобы выяснить роль научной картины мира в процес­сах взаимодействия наук необходимо проанализировать со­стояние различных наук в один и тот же исторический пери­од (в так называемом "горизонтальном срезе"). Такое срав­нение обнаруживает определяющую роль тех научных кар­тин мира, которые утвердились в лидирующих научных дис­циплинах.

Статус лидера определяется не только "онтологической и гносеологической" фундаментальностью науки (а именно -исследованием в данной науке глубинных структур органи­зации материи, достаточно высоким уровнем ее теоретизации, возможностью применения развитых в ней теорий в соседних областях знания при построении моделей объяснения фактов и т.п.), но и социальной значимостью лидирующей науки (влиянием сложившейся в ней картины исследуемой реальности на мировоззрение той или иной истори­ей эпохи, ее связью с ценностями, доминирующими на определенном этапе развития цивилизации, ролью выработанных в ней знаний в процессе освоения изучаемых объектов). В период XVH-XVIII вв. бесспорным лидером была физика, и как уже отмечалось, картина мира, сложившаяся в ней, фактически функционировала и как есте-

ственнонаучная, и как общенаучная, выступая компонентом господствующего мировоззрения той эпохи.

Уже в период становления дисциплинарного естествоз­нания достаточно отчетливо определилась роль научной картины мира в процессах взаимодействия наук.

Современный этап развития науки, характеризующийся усилением взаимодействия естественных, общественных и технических наук, связан с более частой трансляцией прин­ципов и образцов объяснения из одной науки в другую. Вме­сте с тем, в настоящее время интегративные процессы, про­исходящие в науке, приобретают специфические черты по сравнению с периодом классической науки.

В этих процессах довольно отчетливо прослеживают­ся не только прямые, но и обратные связи между различ­ными отраслями науки, хотя доминирующая роль в пере­носе принципов из одной науки в другую по-прежнему принадлежит лидирующим дисциплинам. Несмотря на то, что в современной науке физика из единоличного лидера превратилась в одну из лидирующих наук наряду с биоло­гией, кибернетикой, синергетикой и др., разрабатываемые ею фундаментальные принципы продолжают оказывать активное влияние на другие отрасли знания. Однако в на­стоящее время не только принципы физической картины мира оказывают влияние на соседние отрасли знания, но сформировались каналы воздействия на физику со сторо­ны соседних с ней наук. К таким принципам относятся, в частности, принципы целостности, системности, разви­тия и др.

Рассматривая процессы трансляции парадигмальных принципов из одной науки в другую, мы сталкиваемся с проблемой механизмов такой трансляции. Для переноса представлений из одной науки в другую необходимо, чтобы первоначально эти представления были включены в общенаучную картину мира, став общим достоянием, а затем из общенаучной картины мира они могут заимствоваться исследователем для решения конкретных задач.

Обмен фундаментальными принципами между различными науками приводит к изменению видения предмета конкретной науки. В процессе изучения своего видения предмета та или иная наука фиксирует элементы, входящие в состав го предмета, но наряду с этим она выявляет и такие элементы и отношения, которые оказываются общими и для предметов других наук. В каждой науке, функционирующей относительно самостоятельно, постоянно происходит разви­тие понятий, которые, образуя ядро изменяющейся специаль­ной картины мира, могут использоваться не только в рамках данной науки, но способны выходить за ее пределы. Стано­вясь общим достоянием науки, они приобретают статус обще­научных понятий. К ним относятся такие, как система, эле­мент, структура, информация, модель, симметрия и т.д.

Возникновение общенаучных понятий является специ­фической особенностью современного состояния науки и может быть связано с все более усиливающейся тенденцией к интеграции научного знания. При этом важно отметить, что понятия, приобретающие общенаучный характер, нара­батываются в самых различных науках, как в естествозна­нии, так и в обществознании. Так, например, понятие инфор­мации вошло в кибернетику из журналистики и стало там использоваться в связи с управлением. Приобретя новые признаки, понятие информации стало применяться в био­логических и социальных науках.

Аналогичным примером может также служить применение биологических терминов "ризома", "лакуна" и др. в гуманитарном знании, где им придается новый смысл. Являясь продуктом интеграционных процессов, происходящих в науке, общенаучные понятия в то же время в результате трансляции из одних наук в другие, усиливают междисциплинарные взаимодействия, способствуя получению нового научного знания. Они составляют своеобразный каркас, на остове которого выстраивается общенаучная картина мира

Наука как сложная системная деятельность находится в развитии, и v настоящее время ситуация функционировании самой науки радикально изменилась за счет синтеза знаний и становлепие междисципли­нарных направлений Например, синергетика — имманентно меж­дисциплинарное направление в науке, ориентированное на интегративное взаимодействие исследований в различных областях и сферах современного научного знания.

Синергетика основана на представ­лении о самоорганизации, спонтанном образовании систем, механизмах их перехода от состояния хаоса к порядку.

Предмет синергетики — механизмы самоорганизации, т. е. возникновения относительно устойчивого существования и саморазрушения макроскопических упорядоченных структур. Эти механизмы, зависящие от конкретной природы элемен­тов и подсистем, присущи как миру живых и неживых сис­тем, так и миру природных и социальных систем.

Синергетика изучает открытые неравновесные системы, способные к самоорганизации за счет обмена веществом, энер­гией и информацией с окружающей средой. В ее рамках умень­шение энтропии любой системы, т. е. поддержание ее равно­весия, объясняется увеличением энтропии вне системы.

Первоначально синергетика применялась в сфере физи­ческих объектов, доступных строгому математическому опи­санию. Затем ее представления распространились на объек­ты биологические характера. И, наконец, синергетика все более активно используется в системе социально-гуманитар­ного знания.

В культурном пространстве современной науки появи­сь отчетливо выраженные реальные основания междисциплинарного синтеза знания. К ним можно отнести онтологические, методологические и аксиологические основания.

Онтологическим основанием междисциплинарного син­теза в современной науке, в том числе и основанием преодаления демаркации между естественнонаучным и социаль­но-гуманитарным знанием является вовлечение наукой в сферу исследования объектов, которые носят системный, эволюционный характер. Это не означает, что там, где есть необходимость в исследовании простых систем, наука ис­ключает их из своего анализа. Но все чаще предметом науч­ного исследования становятся не отдельные, выделенные части целого, которые раньше исследовались изолированно, а целостные комплексы, которые в качестве неотъемлемого компонента включают человека. К таким объектам относят­ся комплексы "человек - машина", "человек - машина - про­изводственная среда", "человека и биосфера", объекты ген­ной инженерии и т.д. Это так называемые человекоразмерные объекты (B.C. Степин).

Методологические основания связываются с развитием методологии глобального эволюционизма. охватывающего процессы изменений в неживой и живой природе, в обществе и культуре человечества.

Междисциплинарная ориентация говорит о качественных процессах становления в культуре 21 века новой постнеклассической рациональности и вызывает необходимость философской рефлексии этих процессов.

Для современного этапа развития науки характерен синергетический стиль мышления, т. е. синтез исторически сло­жившихся форм естественно-научного и гуманитарного мыш­ления, которому присущи открытость, самоорганизуемость, нелинейность. Синергетический стиль мышления ориентиро­ван на реализацию идеи целостности как системы наук о природе и человеке, так и различных культур. Именно на синергетической основе предполагается осуществление вза­имосвязей между западными и восточными типами культур. Синергетика, исходя из идей глобальной интеграции различ­ных типов культур, есть, по выражению И. Пригожина, со­временный "диалог человека с природой".

1) ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ СОВРЕМЕННОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ

КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Одна из проблем, которая повсеместно привлекает внимание антиглобалистов, связана с обостряющимися противоречиями в сфере взаимодействий человека и природы, с необходимостью формирования адекватного современности экологического сознания на принципах коэволюции человека и биосферы. В связи с этим особую актуальность в

современной науке и философии приобрела проблема устойчивого развития, непосредственно связанная с поиском и обоснованием конструктивной стратегии дальнейшего развития техногенной цивилизации и преодоления тех социально-экологических аномалий, которые она инициировала и породила на предшествующих этапах своего формирования и развертывания.

Разработке стратегий устойчивого развития в последние годы было посвящено немало исследовательских проектов. Эта проблема находится в центре внимания влиятельных международных форумов, ставящих своей целью информирование общественности о масштабах и характере катастрофических изменений на планете, о реальных экологических угрозах, источниках нестабильности и противоречий в международном сообществе, нарастающей неравномерности мирового хозяйственно-экономического и культурного развития, чреватой новыми конфликтами и даже военными столкновениями.

Эти форумы поставили перед человечеством и, в первую очередь, перед политическими

лидерами стран и регионов задачу по созданию международных координационных

центров, правовых и политических норм, общественных институтов и объединений,

которые могли бы реально инициировать и контролировать переход современной

цивилизации к новому типу социальной динамики в целях создания сбалансированного,

равноправного мирового сообщества, рационально и эффективно решающего глобальные

проблемы.

В июне 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, в которой

принимали участие главы государств и их представители из почти 180 стран мира, идея

устойчивого развития была из области теоретических дискуссий переведена в плоскость

практических решений. Началась разработка национальных стратегий исторического

развития отдельных государств. При этом основными проблемами, на решение которых

ориентировала народы данная конференция, были названы проблемы неконтролируемого

роста народонаселения, неравномерности экономического развития различных регионов,

голода и нищеты в афро-азиатских странах, углубление экологического кризиса

вследствие экспоненциального роста промышленного производства и потребления в

индустриально развитых государствах мира.

С этого времени экологические приоритеты социальной динамики становятся

непременным компонентом любой национальной стратегии развития, основанием для

определения целей и направлений как внутренней, так и внешней политики. Параметры,

отражающие степень экологизации производства и качество природных экосистем,

становятся обязательными компонентами различных индексов развития, оценивающих

объективный научно-технический, социально-экономический и политический потенциал

общества.

Термин «устойчивое развитие» был заимствован из лесоведения. Первоначально он

использовался для обозначения вырубки зрелого леса в масштабах, позволяющих

удовлетворять текущую потребность в древесине без ущерба для продуктивности леса в

будущем. В 60-е годы термин «устойчивое развитие» стал активно использоваться в

экологии, а в 1987 году Комиссия Брундтланд при ООН придала этому термину

совершенно новый социокультурный статус, отражающий особую форму поддержания

устойчивого соотношения между социальной структурой и благосостоянием

человечества, с одной стороны, и природными процессами – с другой. Именно такое

значение закрепилось за английским термином «sustainable development» после второй

Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Кстати, по

мнению некоторых экспертов перевод этого английского термина на русский язык как

«устойчивое развитие» не совсем корректен. Более точным по смыслу и содержанию был

бы перевод «поддерживаемое развитие». Однако суть не в этих лингвистических

тонкостях. Главное состояло в том, что после саммита в Рио-де-Жанейро стало ясно, что

наша технократическая цивилизация вплотную подошла к «запретной черте» и с

нарастающей скоростью движется к катастрофе. Многочисленные исследования и

расчеты показывают, что, если существующие тенденции развития не претерпят кардинального изменения, то коллапс неизбежен и наступит он не позднее середины XXI

века.

Вот почему, тезис о том, что «человеческая история достигла водораздела, за которым

изменение нынешней политики становится неизбежным», прозвучавший в докладе

премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брундтланд в Рио-де-Жанейро, стал

своеобразным символом и смыслоообразующим положением концепции устойчивого

развития.

Перспективы мирового сообщества рассмотрены еще более глубоко и всесторонне на 21-й

сессии Совета управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая

состоялась 6 – 11 февраля 2001 г. в Найроби (Кения), и на последнем международном

форуме в Йоханнесбурге (ЮАР) 26 августа – 4 сентября 2002 года. На них обсуждались

вопросы, касающиеся конкретных количественных критериев оценки состояния и

перспектив глобального общества. В результате был сделан решающий шаг на пути

разработки международного стандарта ООН по устойчивому развитию, который должен

стать реальным ориентиром на пути создания механизмов управления миром,

стимулирующих его переход к сбалансированному и экологически безопасному

состоянию. Теперь перед каждой страной встает проблема создания эффективных

социальных механизмов и технологий, способных радикально изменить

скомпрометировавшие себя стратегии количественного роста.

2) ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Следует отметить, что современное понимание термина «устойчивое развитие»

(sustainable development) не означает, что общество должно впасть в некий гомеостаз,

превратившись в статичную бюрократическую систему традиционалистского типа.

Напротив, ожидается, что развитие мировой цивилизации станет более динамичным,

интенсивным, вариабельным. Речь идет о некоторых ключевых требований к

направлению, механизмам и формам, а также качеству развития.

Во-первых, оно должно быть сбалансированным, учитывать не только ресурсные

параметры, материально-технические и экономические факторы роста, но также

социально-политические и ценностно-мировоззренческие составляющие социальной

динамики. Современный цивилизационной процесс представляет собой взаимозависимое

и многоаспектное развитие, в котором прогрессивные изменения одного региона имеют

смысл только в том случае, если им соответствуют прогрессивные изменения в других.

Динамика мировой системы как целого должна отвечать потребностям ее различных

частей. Качественная трансформация материальных и идеологических подсистем

общества должна быть согласованной. Поливариантность развития рассматривается

сегодня как важнейшее условие устойчивости мировой цивилизации.

Во-вторых, предполагается не количественный рост материальных, финансовых,

демографических и информационных ресурсов, не расширение пространственно-

структурной экспансии людей в биосферу, а переход к новому качеству роста. Это

означает ориентацию развития на коэволюционный идеал отношений человечества с

природным миром Земли и ее космическим окружением. Рациональное

природопользование должно опираться на научные знания о закономерностях

функционирования и эволюции биосферы, основываться на научно обоснованных

моделях управления биосферными процессами. Экологическая составляющая

«качественного» развития предполагает создание на основе современной науки

механизмов и технологий искусственного поддержания равновесия в экосистемах Земли,

обеспечения прогрессивного развития биогеоценозов, поскольку количество антропогенных экосистем будет неизбежно нарастать, а деградация естественных –

продолжаться. Коэволюционная стратегия развития предусматривает комплексное

решение глобальной экологической проблемы. Она направлена на обеспечение

благосостояния и здоровья людей, на расширение возможностей реализации сущностных

сил человека.

В-третьих, устойчивое развитие предполагает создание условий для справедливого

распределения мирового ресурсного потенциала между процветающими странами Севера

и бедными странами Юга для преодоления разрывов в уровне дохода между различными

слоями населения и повышения качества жизни. Но речь не идет о простом

перераспределении доходов, или о наращивании объема «гуманитарной помощи» народам

«третьего мира». Подразумевается, что удовлетворение основных потребностей населения

развивающихся стран будет осуществляться за счет внедрения новых,

постиндустриальных технологий, финансовое обеспечение которых станет возможным

благодаря рациональному потреблению и оптимизации развития богатых стран Запада.

Таким образом, экономическое и экологическое благополучие мировой цивилизации

при устойчивом развитии должно опираться не столько на увеличение объема ресурсных

циклов, сколько на интенсификацию духовной, интеллектуальной составляющей

общественного бытия. Благополучие предполагает интенсификацию научного прогресса,

рост инноваций в области информационных систем и технологий, высвобождение

духовно-творческого потенциала личности и переориентацию социально значимых

ценностей на духовно-интеллектуальные формы престижеобретения.

3) ИДЕЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

ФИЛОСОФСКИХ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ

ДИСКУССИЯХ

Концепция устойчивого развития, провозглашающая программу эволюционного перехода

мирового сообщества к стабильному и сбалансированному развитию с учетом не только

задач социоэкономической динамики, но и сохранения благоприятной окружающей среды

и природно-ресурсного потенциала планеты, по праву претендует сегодня на статус

конструктивной альтернативы техногенным стратегиям развития. Именно поэтому

программы обоснования оптимальных сценариев развития не только в глобальном, но и

региональном и даже национальном масштабах, как правило, органически увязываются с

идеей устойчивого развития.

Вместе с тем нельзя не признать, что отношение к этой идее не является однозначным и

порождает ситуации острейшей идеологической конфронтации. Существует достаточно

мощная оппозиция этой идее, базирующейся на том утверждении, что концепция

устойчивого развития призвана санкционировать стабилизацию и консервацию

современного миропорядка, который никак нельзя считать справедливым и социально

перспективным. И действительно, о какой справедливости можно говорить, когда речь

идет о противостоянии, которое условно называют конфликтом «Севера и Юга»? С одной

стороны, относительно небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой

политической системой, современными технологиями и высоким уровнем жизни, с другой

– основная масса стран, живущих в рамках индустриальной и даже прединдустриальной

технологии. В них господствует массовая бедность, бурный рост народонаселения,

нестабильность политических и экономических процессов. О разительном контрасте

между так называемым золотым миллиардом и остальным населением мира можно судить

хотя бы по таким данным. На долю 20% наиболее богатых стран приходится 85%

мирового валового дохода, а на долю остальных 80% населения Земли – всего лишь 15%. Индия дает миру около 30% всех неграмотных, а в США и Канаде на образование

тратится почти в 100 раз больше, чем во всех африканских странах.

Эти цифры недвусмысленно свидетельствуют о том, что идея устойчивого развития не

должна интерпретироваться и пониматься как призыв к консервации сложившегося

миропорядка и характерных для него аномалий в важнейших сферах производства,

потребления, социокультурной деятельности.

И все же идея устойчивого развития, задающая современному человечеству радикально

новые приоритеты социодинамики на принципах гармонизации отношений между

человеком и природой, а также установления справедливых и равноценных отношений

между представителями различных культур и цивилизаций, должна быть оценена как

одна из фундаментальных новаций в социокультурном пространстве постсовременности.

Контрольные вопросы по философии

1. Предметное поле философии, ее структура и функции

2. Философия и мировоззрение.

3. Исторические типы мировоззрения.

4. Специфика философского мировоззрения.

4. Соотношение философии, науки, религии и искусства.

6. Генезис философии. Основные концепции и предпосылки возникновения философии.

7. Особенности и основные школы древнекитайской и древне индийской философии.

8. Космоцентризм античной философии. Натурфилософия досократиков.

9. Философия Аристотеля.

10. Философия Платона.

11. Основные черты философии средневековья. Христианская патристика и схоластика.

12. Философия эпохи Возрождения.

13. Праблема метода в эмпиризме Нового времени. Ф.Бэкон

14. Проблема метода и субстанций в рацонализме Нового времени. Р.Декарт

15. Философия эпохи Просвещения

16. Немецкая классическая философия. Философия I. Канта.

17. Философия Г. Гегеля.

18. Философия Л. Фейербаха,

19. Философия марксизма.

20. Позитивизм и его теорические формы. Аналитическая философия.

21. Феноменология и философия экзистенциализма.

22. Руская философия канца 19- 20 ст.

23. Философская мысль на Беларусі.

24. Современная философия: герменевтика,стуктурализм, постмадернизм.

25.Метафизика и онтология. Категория бытия, виды, уровни и формы бытия.

26. Панятие материи. Системная организация материального мира.

27. Пространство и время как формы бытия. Социальное пространство и время.

28. Движение как атрибут бытия.

29. Природа как объект философского осмысления.

30. Коэволюция человека и природы. Экологическая праблема.

31. Диалектика как система принципов, законов и категорыий. Диалектика и синергетика.

32. Асновныя законы диалектики.

33. Категории диалектики: категории определенности и обусловленности.

34. Праблема чалавека в классической и постклассической філасофіі.

35. Основные концепции антропосоциогенеза.

36. Биологическое, социальное и духовное в человеке

37. Основные социальные и экзистенциальные феномены бытия человека.

38. Проблема сознания в философии. Основные подходы.

39. Сонание как высшая форма отражения.Социально-культурная обусловленность сознания.

40. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

41. Проблема познания в философии. Объект и субъект познания. Место и роль практики в познании.

42. Учение об истине. Основные концепции истины и ее критерии.

43. Структура познавательного процесса: чувственное и рациональное в познании

44. Научное познание, его специфика. Наука как социальный институт.

45. Структура научного познания. Формы выражения навуковага пазнання. Метатеоретические основания науки

46. Методы научного познания. Общелогические методы познания.

47. Динамика науки. Современная наука и ее гуманитарные параметры.

48. Философское понимание общества как предмет социальной философии.

49. Основные программы обществоведения: натуралистическая, культроцентристская, социологическая, марксистская.

50. Природа социальной реальности. Материальное и идеальное, объективное и субъективное в обществе.

51. Общество как социальная система. Социальная сфера жизни общества.

52. Формационный анализ развития общества. Экономическая сфера жизни общества.

53. Движущие силы социальной динамики. Народные массы и элиты.

54. Основные проблемы политической философии. Политическая сфера жизни общества. Власть, государство и гражданское общество.

55. Культура и духовная сфера общества. Общественное сознание и его структура.

56. Формы исторического процесса. Социальный прогресс, круговорот, цикличность.

57. Цивилизационная динамика общества. Цивилизационный выбор Беларуси.

58. Философия культуры. Функцыи культуры.

59. Современная цивилизация. Глобальные проблемы современности. Глобализация и проблема социокультурной идентичности.

60. Неклассическая иррациональная философия жизни 19-20 вв.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 492 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.061 с)...