Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные принципы, законы и категории



Одной из теоретических основ философского знания является диалектика. Понятие диалектики употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре и означало искусство спора, дискуссии. Диалектика в зрелом теоретическом виде разработана Г. Гегелем. В современном знании диалектика понимается как теория развития. Движение с философской точки зрения – это изменение вообще, которое является способом существования материи. Именно потому, что между элементами системы существует определённый тип взаимодействия, вещь или процесс существуют как таковые. Любая материальная система сохраняет специфический тип внутренних взаимодействий, благодаря которому объект является таким, какой он есть: молекула, организм, человек, биосфера.

Движение неотделимо от материи, оно ей внутренне присуще. Ни материя без движения, ни движение без материи не существуют. Движение противоречиво, оно есть единство изменчивости и покоя. Покой - это не отсутствие изменений, а гармония, уравновешенность процессов изменчивости. Покой представлен состояниями целостности, самотождественности, определённости, устойчивости процессов и явлений. Движение носит абсолютный характер, покой - относительный. Это противоположности, не взаимоисключающие, а обуславливающие друг друга. Движение проявляется не иначе как через состояния покоя, а покой снимается всеобщностью движения. Движение проявляется через развитие, как особый тип изменений. Применительно к материи развитие является способом её самообновления, порождения новых форм бытия. В понятии развития фиксируется необратимость изменений от низшего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему (регресс).

Диалектика как система знания строится в соответствии с системой всеобщих законов развития объективного мира.

В структуре диалектики выделяют объективную диалектику - развитие реального мира - и субъективную диалектику - диалектическое мышление (диалектика понятий) и теорию диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

В содержательном плане диалектика представляет собой единство принципов, законов и категорий. Принцип - это фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики действительности и являющееся одновременно способом ее познания и преобразования. Важнейшими принципами являются: объективность, всесторонность, конкретность, развитие, детерминизм, противоречие. Эти и другие фундаментальные идеи выступают в качестве регулятивов, норм деятельности. Они являются обобщением истории познания и практики, а поэтому и выступают в качестве ориентиров научного исследования. Принципы диалектики раскрываются и конкретизируются через ее законы и категории. Закон есть выражение существенной связи между объектами. Законы диалектики, выражающие развитие, называются основными. Именно развитие является фундаментальным свойством бытия. Наиболее важными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта, направленность, необратимость, противоречивость. Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность.

Самое основное в развитии - его источник - вскрывает закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности - это такие стороны, моменты предмета, которые предполагают, взаимопроникают и взаимоисключают друг друга. Единство конкретных противоположностей образует противоречие. Суть данного закона может быть выражена так: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Развитие предстает как процесс возникновения роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного объекта. Именно они являются решающим источником и движущей силой развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития. Основные категории закона: качество, количество, мера, скачок. Качество - это категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, его устойчивость и прерывность. Качество характеризуется составом, структурой и функцией предмета. Количество выражает величину элементов предмета, интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов.

Мера выражает целостное единство качественной и количественной определенностей предмета. Мера - это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных. Переход от старого качества к новому связан со скачком. Скачок выражает перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего предмета, быстроту изменений, превращение предмета в противоположность, возникновение нового и уничтожение старого. Взаимосвязь этих категорий выражает сущность данного закона - постепенное накопление количественных изменений на какой-то ступени нарушает меру предмета и вызывает качественные изменения, если при этом меняется сущность предмета, то он как таковой исчезает. Качественные изменения в свою очередь вызывают изменения количественные.

Закон отрицания отрицания выражает направленность, поступательность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является отрицание, выражающее процесс уничтожения предмета (деструкция); самоотрицание, как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицания (снятие). Новое, возникшее как отрицание старого, само со временем подвергается отрицанию - происходит отрицание отрицания. Суть закона состоит в развитии любых явлений через отрицание. Основными чертами закона являются преемственность в процессе развития от одной ступени к другой и поступательность, прогрессивная направленность развития, а также спиралеобразная форма. Форма развития - триада: тезис - антитезис - синтез.

Диалектика выполняет ряд важных функций. Основными из них являются:

1.Методологическая: разработка на основе всеобщих законов действительности системы универсальных принципов, норм, направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

2.Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъекта. Диалектика ориентирует человека в его жизни, помогает определить свое место в обществе, выработать высокоразвитое мышление и служит мощным фактором прогрессивных преобразований.

В качестве исторически значимых форм диа­лектики выделяют: диалектику античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику, хотя диалектические идеи высказы­вались и в философии средневековья и Возрождения.

В отличие от классических эталонов целый ряд «некласси­ческих диалектик» не ставил своей задачей создание универсаль­ной системы диалектических понятий и теорий, описывающих структуры любой сферы мира (природной, социальной, духовной и т.п.) - для них было важно акцентировать внимание, главным образом, на противоречиях реального бытия человека и общества.

Среди них можно выделить следующие основные проекты:

• «экзистенциальная диалектика» - ее истоки лежат в филосо­фии С. Кьеркегора (1813-1855), фиксирующего по крайней мере два ведущих противоречия человеческого бытия (его экзистен­ции): 1) между всеобщим (сущностью всего человеческого рода) и единичным - индивидуальным существованием, которое не ох­ватывается полностью никаким законом; 2) между подлинным и неподлинным существованием. Первое состоит в том, что человек в обычной жизни занят своими интересами и делами, включен в повседневные отношения с другими людьми и т.д.; в такое время он просто не задумывается о своем существовании и его смысле. С подлинным же существованием человек встречается в критические моменты жизни, когда возникает проблема выбора, углубляемая страхом перед неопределенностью, перед миром вообще. В такие моменты мы осознаем, что есть наше существование в сравнении с не-существованием, переходом в небытие. И мы вынуждены со­вершить тот или иной выбор и обрести свое истинное бытие.

В XX в. эту позицию развивает К. Ясперс. Внутренние проти­воречия личности находят, по Ясперсу, выражение в «погранич­ных ситуациях» (ситуациях выбора), каждая из которых имеет в своей основе ту или иную антиномию: борьба и взаимная помощь, жизнь и смерть, случай и смысл, вина и искупление греха. Проти­воречия реальности и мысли, действия и ценностей, любви и нена­висти и т.д. взаимосвязаны в человеке и не могут быть исключены из его внутренней структуры. На эти противоречия человек может реагировать трояко: 1) разрушением своей личности, «параличом всякого действия»; 2) растерянностью, постоянным колебанием в решениях или смирением перед противоречиями; 3) обретением силы, «живыми актами», попытками разрешения противоречий;

• «критическая диалектика)) (3. Марк, А. Либерт и др.) возни­кает в 20-е годы XX в. Ее основная мысль заключается в отрицании объективной диалектики и ее интерпретации как противоречивого

71 отношения мысли к объектам познания. Понятие противоречия представляет, по Либерту. «конструктивный принцип критициз­ма»: мышление движется через эти антиномии, постоянно пытаясь разрешить их, но не находя каждый раз окончательного решения;

• «.трагическая диалектика» (А. Либерт) исследует социальную действительность. Если кризисы прошедших времен, считает Либерт, находили разрешение в примирении противоречий, то новая социальная и духовная ситуация такова, что приходится отказаться от стремлений к гармонизации всяческих антиномий. Трагические обстоятельства общественной жизни порождают «трагический тип диалектики», основанной на пессимистической идее неразре­шимости противоречий, существующих в обществе и делающих его судьбу трагичной;

• «негативная диалектика» - концепция группы мыслителей франкфуртской школы (30-е гг. XX в., М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.). Своей задачей они считали создание критической теории современного общества, не приемлющей су­ществующую реальность. Такая теория - и соответствующий ей критический метод мышления - базируется на диалектических ка­тегориях противоречия и отрицания. Благом для общества, считает Т. Адорно, может быть только негативное, ибо оно расшатывает ту тождественность, которая выступает главным условием отноше­ний господства, царящих в современном обществе. Это общество, продолжает Г. Маркузе, формирует «одномерного человека» - пот­ребителя, у которого отсутствует критическое отношение к реаль­ности и не способного разрешить общественные противоречия. Совершить «Великое отрицание» господствующих ценностей могут лишь те социальные группы, которые по разным причинам не хотят интегрироваться в социум - безработные, студенты, на­циональные меньшинства и др. («аутсайдеры» и «маргиналы», с точки зрения «здравомыслящего большинства»). Результат такого отрицания - будущее общество, которое ликвидирует все прежние табу, наложенные на человека культурой и цивилизацией.

Список представленных проектов диалектики не является за­вершенным, значимы и иные ее версии - «парадоксальная диалек­тика», или «диалектика абсурда» (Л. Шестов), «диалектическая теология» (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур) и др.

Категории диалектики.

Категории представляют собой универсальные понятия, позволяющие раскрыть содержание принципов и законов диалектики.Диалектика, понимаемая как универсальная теория развития и движения бытия, содержательно выражается в системе принципов, законов и категорий. Категории представляют собой познавательные средства, отражающие мир; это такие понятия, в которых фиксируются наиболее общие и существенные стороны и отношения действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей. Категории - это результат деятельности человека. Они представляют собой всеобщие определения бытия и познания, практически освоенные в активной социальной деятельности человека.

Категории объективны по содержанию, в них заложено истинное знание о мире. Вместе с тем они субъективны, поскольку представляют собой ступени познания мира. Они являются логическими формами, в которых фиксируется знание о мире, и служат основой всякого мыслительного процесса.

Категории диалектики - это понятия, обладающие всеобщностью, мировоззренческой значимостью и рефлексивностью. Трем характеристикам категорий соответствуют их основные функции:

1. Всеобщность категорий выражается в их онтологической функции.

Они отражают всеобщие стороны, отношения объектов любой природы, а их онтологическая система образует атрибутивную модель мира и всеобщий «каркас» любого объекта.

2. Мировоззренческая значимость обусловливает аксиологическую

функцию: показывает, каким образом разное понимание категорий влияет на понимание места и роли человека в мире и ориентирует его в жизни.

3. Рефлексивность категорий проявляется в их методологической

функции: категории представляют собой ступеньки познания, способ движения от незнания к знанию, а их система образует всеобщие «маршруты» познания от мелькающих явлений до самого глубокого и всестороннего познания предмета.

Поскольку в мире все явления взаимодействуют, изменяются, то и категории неразрывно связаны между собой. Взаимосвязь между парными категориями представляет собой неосновные законы диалектики. Вместе с тем категории историчны, они развиваются, переходят одна в другую. Все категории диалектики образуют целостную динамичную систему.

Поскольку любой этап познания начинается с вопроса «что?», «что это?», то ответ на него нацеливает нас на содержание предмета; следующий вопрос - «почему предмет таков?» - нацеливает нас на познание причинности. В силу этого в рамках всеобщего «маршрута» познания объекта можно выделить два этапа:

познание определённости объекта. На этом этапе происходит

описание предмета в определённых категориях;

познание обусловленности объекта. Здесь происходит объяснение,

почему предмет таков, в соответствующей группе категорий.

В группу категорий определённости включаются: единичное, особенное, общее, содержание и форма, сущность и явление, система, структура, элементы и др.

Группу категорий обусловленности образуют: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Познание предмета начинается с характеристики, которая отражается в категориях единичное, особенное, общее. Чтобы изучить неизвестное, мы должны сравнить его с уже известным. В отдельном предмете можно найти нечто общее, связывающее его с другими предметами, и особенное, отличающее его от предметов данного класса.

Конкретные материальные образования, процессы находят своё отражение в категории отдельного. Отдельный предмет, процесс обладает различными признаками, которые характерны только для него и отсутствуют у других предметов. Эти признаки составляют единичное в предмете. Единичное - категория, отражающая совокупность индивидуальных, неповторимых свойств, признаков конкретного отдельного предмета. В любом предмете, процессе имеются также такие свойства и признаки, которые присущи множеству других предметов. Эти свойства составляют общее в предмете. Общее - категория, выражающая свойства и отношения, характерные для данного множества предметов. Общее - это то, что присуще множеству отдельного. Оно указывает на сходство изучаемых предметов. Общее, понимаемое как сходство признаков, доступно непосредственному восприятию; будучи закономерностью, оно отражается в форме законов, теорий. Признаки, которые отличают сравниваемые предметы, выступают в роли особенного. Кроме того, особенное выступает связующим звеном между отдельным и общим. Эти категории диалектически взаимосвязаны.

Всякое отдельное есть так или иначе общее. Всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы, и всякое отдельное неполно входит в общее: в ходе развития отдельное превращается в общее, а общее - в отдельное.

Любой предмет состоит из элементов, связей между ними, процессов. Все, что содержится в предмете, образует его содержание. Содержание - это категория, выражающая единство всех составных частей предмета как целого, его тенденций, отношений. Форма - это категория, отражающая способ существования и выражения содержания, это система относительно устойчивых связей, в рамках которой функционирует и развивается содержание. Форма бывает внешней, например, это внешняя конфигурация предмета, его пространственные и временные границы. Кроме того, под формой понимается внутренняя организация предмета, способ связи его элементов. Содержание и форма существуют только в единстве. Каждое содержание требует соответствующей формы, содержание определяет форму, оно имеет тенденцию к устойчивости; одна и та же форма может выражать различное содержание; одно и то же содержание может выражаться в различных формах; соответствие формы содержанию способствует развитию, укреплению предмета; в процессе развития предмета содержание переходит в форму, а форма - в содержание.

Движение познания в сторону отражения наиболее глубоких свойств фиксируется в категориях сущности и явления. Сущность - это категория, отражающая внутреннюю, относительно устойчивую, необходимую и основную совокупность сторон и связей предмета. Это главное, определяющее в нем. В этой категории фиксируются такие свойства и связи предмета, которые обусловливают другие его свойства и отношения. Сущность недоступна чувственному восприятию, она постигается теоретическим мышлением и выражается в законах. Наглядно она может быть представлена как пересечение общего, содержания и необходимости.

Явление - это внешнее обнаружение сущности, оно характеризует в предмете то, что доступно чувственному восприятию. Явление - это категория, отражающая процесс и формы обнаружения сущности при помощи чувственного восприятия. Сущность и явление неразрывны, однако не всегда явление адекватно отражает сущность. Тогда говорят о видимости, отражающей мнимую сущность предмета (Солнце вращается вокруг Земли). Изменение сущности ведет к изменению явления. Сущность определяет природу явления. Но она более устойчива, чем явление. Сущность и явление связаны в познании. Сущность обнаруживается через явления. Познание идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. То, что в одно время выступает как сущность, с развитием познания становится явлением. Совокупность факторов, необходимых и достаточных для обеспечения заранее заданных свойств предмета, характеризует предмет как целое или систему. Под системой понимается совокупность элементов, в которой они взаимосвязаны и выступают по отношению к другим системам как единое целое. Система состоит не только из элементов, но и структуры. Структура - это закон связи элементов. Структура придает устойчивость предмету и существенно влияет на качество системы. Качество системы определяется ее структурой и элементами. Элементы определяют характер связи внутри системы.

Система - это единое целое, образуемое структурой, ее элементами. Понятие системы очень близко к понятию целого. Целое отличается от системы тем, что оно целое от природы. Целое состоит из частей, которые органически связаны между собой и образуют нечто одно; это единство формы и содержания. Целое обладает такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. Часть - это отдельный предмет целого. Часть и целое существуют одновременно. Часть и целое характеризуют один и тот же уровень структурной организации материи. Система и элемент применяются для характеристики разных уровней структурной организации бытия.

Под причиной понимают такую связь между предметами, при которой одно явление при наличии определенных условий порождает другое явление. В качестве причины выступает взаимодействие двух предметов, а в качестве следствия - те изменения, которые они претерпевают в результате взаимодействия. Черты причинности: объективность; универсальность; причина генетически порождает следствие; несводимость следствия к его причине. Причинная связь наступает только при наличии определенных условий. Условия - это явления, необходимые для наступления данного события, это среда, в которой могут развиваться причинные явления. От причины следует отличать повод - внешние действия, способствующие проявлению причины.

Диалектическая связь причины и следствия выражается в том, что: причина порождает следствие, а следствие оказывает воздействие на причину; причина и следствие способны меняться местами, то есть в каждый момент они находятся в цепи причинения; бесконечность целей причинения, то есть нет ни абсолютно первых причин, ни абсолютно последних следствий.

Те факторы, которые обязательно вызывают определённые следствия, выступают как необходимость; факторы, не меняющие качество предмета, процесса, называются случайностью. Необходимость - это категория, выражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи, основные направления развития действительности. Необходимость в основном имеет внутреннюю основу, она вызывается главными, регулярными причинами, характеризуется строгой однозначностью. Она неизбежна при соответствующих условиях. Случайность - это категория, отражающая преимущественно внешние связи, результат перекрещивания независимых причинных процессов. Она появляется в результате действия отдельных, нерегулярных, незначительных причин.

Необходимость и случайность объективны, соотносительны, противоречивы; случайность выступает как форма проявления и дополнения необходимости; необходимость и случайность превращаются друг в друга.

Необходимость и случайность можно рассматривать как разные способы превращения возможности в действительность. Необходимость - это реализация единственной возможности. Случайность имеет место тогда, когда реализуется одна из имеющихся возможностей.

Категории возможности и действительности объясняют пути перехода от старого к новому. Действительность - категория, отражающая конкретное бытие отдельного объекта в определенное время и в определенных условиях. Это актуальное бытие объекта. Под возможностью понимается то, что может быть, но чего еще нет. Категория возможности отражает предпосылки возникновения новой действительности, которые имеются в настоящее время. Наличное бытие содержит в себе зародыш чего-то другого.

Для превращения возможности в действительность необходимо наличие двух факторов: действие объективных законов, формирование определенных условий для реализации одной из возможностей.

Исходя из необходимости этих факторов, выделяют следующие виды возможностей: абстрактные и конкретные, обратимые и необходимые, сосуществующие и исключающие.

Для количественной оценки возможности в науке используется понятие вероятности. Вероятность характеризует меру возможности, степень реализации некоторого события при данных условиях и данной закономерности.

Трансформацию представлений о развитии привнесла синер­гетика (Г. Хакен, И. Пригожий, С.Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так. ис­точником развития самоорганизующихся систем различной при­роды выступает не противоречие между ее элементами, а, напро­тив, их кооперативное, согласованное взаимодействие. В рамках синергетического подхода обоснована концепция о нелинейном, необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем.

4. Философия природы.

Природа является важнейшей формой бытия. Природа - это совокупность естественных условий существования человечества, это материальный мир, исключающий социальную форму движения материи. Природа - место и сфера деятельности человека. В силу своей непреходящей значимости природа всегда является объектом философского анализа.

В античности философы воспринимали природу как полноту бытия и

идеал совершенства, и поэтому человек должен жить в гармонии с природой.

В средневековой философии развивается концепция ущербности природы как результата грехопадения человека; отношение к природе негативное. В эпоху Возрождения человек отождествляет Бога и природу.

В Новое время природа становится объектом научного анализа и практической деятельности человека; отношение к природе - хищническое, потребительское. Его преодоление является важнейшей задачей современного общества.

Человек всегда находится в определенном взаимодействии с природой. Основу его жизнедеятельности составляет предметно-практическое отношение к природе. Он делает природу средством, предметом и орудием своей жизнедеятельности. В связи с этим возникают и развиваются другие формы отношения человека к природе: познавательное, оценочное (эстетическое, нравственное).

. В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум,реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

В философии истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином φύσις (фюсис), имеющим целый спектр этимологических значений: органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет до всякой сущности вообще, включая и сущность (усия) искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им опре­деленность.

В Новое время природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Современное понятие природа содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки. Используют и «размытые» определения, сравнения, метафоры – они могут оказаться яснее и компактнее строгих формальных дефиниций (например, «Природа – это дом Человечества»). В современной культуре наряду с понятием природа используется категория образ природы (в естествознании ее аналогом выступает понятие картина природы, обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке). Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения и т. п.

Греческая философская традиция ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. В то же время у античных философов просматривается различие в подходах: так, у Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты. С позиции Сенеки, разделившим философию на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена человеческому разуму, четкообозначается философский подход. Философ исследует сущность и причины природы, т. е. исходит из понимания природы как целого, в то время как математик и естествоиспытатель только описывают и высчитывают ее «число и меру». Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы. Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон.

Динамика образов природы в классической и неклассической науке. Научная картина природыстроилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов; в модельных схемах мир представлялся как закрытый, линейный и конечный; превалировал дискурсивный, логический, линейный тип мышления. Наука второй половины XX в. разработала методы исследования сложных систем, отличающихся уровневой организацией относительно самостоятельных и вариабельных подсистем, наличием у них обратных связей, обеспечивающих целостность системы, и т. д. Вселенная предстала как иерархически организованное сложное динамическое единство. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей; признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаружению нелинейного типа детерминизма.

Видение природы в аспекте присущей ей множественности, темпоральности и сложности потребовало умения ориентироваться во времени, различать прошлое и будущее, без чего немыслимо научное исследование природного мира. Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.

Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство – основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа», «неорганическое тело цивилизации» согласно К. Марксу. В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п. Биосфера и закономерности её существования Термин«биосфера»впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк. Сегодня это понятие имеет несколько возможных толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого. Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (М. М. Камшилов, В. Я. Шипунов, М. И. Будыко, Н. Н. Моисеев, Дж. Андерсон, П. Дювиньо и др.).

Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический. Исследования биосферы свидетельствуют о ее природной динамике: 1) морфологические изменения усложняют ее структурную организацию; 2) увеличивается видовое разнообразие живых существ; 3) при сохранении прогрессивной направленности ее развития нарастает устойчивость биосферы; 4) наблюдается общая миниатюризация форм жизни.

Философский смысл понятие биосфера получило у В. Вернадского, который ввел термин живое вещество, охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми (косными) природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванным живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее динамику: если живые организмы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на основе трудовой деятельности. Вначале человек осуществил биосферную «технологию» (нахождение в природе готовых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой – он начал создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство). Поэтому деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосфера (греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадского о биосфере Земли. Данный термин встречается и в концепции «христианского эволюционизма» французского естествоиспытателя и мистика П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней.

У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Идея коэволюции используется во всех работах, исследующих проблему «общество-природа», а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходимы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов. Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев).

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

Проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов в триаде «человек-хозяйство-природа».

Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе. Природа и общество диалектически взаимосвязаны. Природа дает человеку необходимые предпосылки для существования и развития общества, а общество действует на природу через трудовую деятельность. Эти процессы осуществляются в окружающей среде.

В условиях существования техногенной цивилизации техническая мощь человечества возрастает и возрастает нагрузка на природные ресурсы. Однако люди не могут более бесконтрольно потреблять запасы природы. В настоящее время широкий размах приобретает сознательное управление и преобразование природы. Делается упор на активную роль сознания и науки в целесообразно направляемом процессе взаимодействия природы и общества. Этот процесс предполагает не только использование достижений науки, но и разумное сотрудничество государств, гуманистические принципы отношения к природе. Выход из экологического кризиса многие философы видят в основном в придании приоритета экологическим ценностям. Материальное производство, технологии, экономика, политика должны быть подчинены требованию экологической этики и экологического права. Современная коэвалюция человека и природы выдвигает необходимость экофилософии.

Літаратура:

Калмыков В.Н. Философия.-Мн., 2008.

Углубляющее чтение:

Вязовкин В. С., Тузова Т. М. Бытие и мышление. Мн., 2000.

Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997.

Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

Барковская А.В. Антропосоциальная парадигма в философии природы._Мн., 2001.

Зеленков А.И. Динамика биосферы и социокультурные традиции / зеленков А.И., Водопьянов ПА.- Мн,.1987.

Философия бытия.

Тема 8. Метафизика и онтология





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 905 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...