Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-философские и гуманистические идеи ( Ф.Скарина, С.Полоцкий, К. Лыщинский)



Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпукло представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный).

Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Беларуси связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины (около 1490–1541). Он родился в Полоцке в купеческой семье. Окончил Краковский университет (1506), получив степень бакалавра свободных наук. Экстерном сдал экзамен в Падуанском университете (1512) и стал доктором лекарских наук. В дальнейшем он предпринял издание переведенных им на свой родной язык библейских книг, которые сопроводил своими предисловиями и послесловиями. В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Возможности улучшения жизни людей Скорина связывал с распространением духа человеколюбия. Важное значение он придавал вопросам права. Он различал законы «прироженые» (естественные) и «писаные». Естественный закон «написан есть в сердце каждого человека», согласно ему нужно «того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети». Поскольку некоторые злоупотребляли отсутствием писаных законов, пришлось учредить таковые для «людей злых, абы боячися казни, усмирили смелость свою».

О взглядах Ф. Скорины можно судить по его предисловиям и послесловиям к книгам Библии -- он стремился ввести своих соотечественников при помощи понятного им языка в простой и одновременно сложный мир Слова Божьего, приобщить простых людей к грамоте, знаниям. Он показывает, что только став на путь следования христианским нравственным добродетелям, человек может обрести и укрепить свою духовность.

Онтология и гносеология. Во взглядах на происхождение мира Ф. Скорина, как глубоко верующий христианин, придерживался теологической концепции креационизма, т.е. считал, что мир и человек сотворены Богом «из ничего». Детально проблему бытия он не рассматривал. Вопросы богопознания занимали Ф. Скорину в большей степени. Данное обстоятельство связано с его интерпретацией Библии. Проблема бытия для Скорины приобретает не онтологический, а, скорее, гносеологический аспект. В «Сказании к первым книгам Моисеевым, рекомых Бытье» Ф. Скорина утверждает, что из всех книг Ветхого Завета наиболее трудны для понимания книги Бытия. Знание их доступно только немногим избранным, для всех других людей вопросы творения мира являются предметом веры: «Мы как христиане, зу полную веру имамы всемогущего во троици единаго бога, в шести днех сотворившего небо и землю и все, еже суть в них».

Большая же часть Библии может быть познана как логическим путем, так и прикладным методом, знанием «през речи видомые».

Ф. Скорина является последователем Кирилла Туровского и Климента Смолятича, утверждавших право человека на тщательное вникание в смысл библейских текстов.

Скорина всячески разграничивал веру и знание. В частности, он выделял библейскую мудрость и мудрость философскую, которую понимал как знание сущего. В этом он предстает как продолжатель идей сторонников «двойственной истины» (философского учения, разграничивающего веру и разум, истину божественную и истину научную).

Учение о человеке. Философские позиции Ф. Скорины носят явно выраженный антропоцентрический характер и в целом совпадают с традицией Ренессанса. Ученый рассматривал человека как существо разумное, нравственное и общественное. Утверждая, что каждый человек от рождения имеет равные права, Ф. Скорина акцентировал внимание на вопросах его нравственного совершенствования, смысла жизни и достоинства, свободы, гражданской активности, общего и индивидуального блага. Он пересмотрел средневековую христианскую доктрину смысла человеческого существования, где земная жизнь не представляет самоценности, а является только этапом к жизни вечной. Рассуждая о смысле жизни, подчеркивал многовариантность жизненных позиций и ценностных ориентации человека. Он писал, что люди «едины в царствах и в пановании, друзии в богатстве и в скарбох, инии в мудрости и науце, а инии в здравии, в красоте и в крепости телесной, неции же во множестве имения и статку, а неции в роскошном ядении и питии и в любодеянии, инии теже в детях, в приятелях, во слугах и во иных различных многых речах».

Политико-правовые взгляды. Ф. Скорина стоял у истоков зарождения так называемого буржуазного юридического мировоззрения. Он понимал, что религия является мощным регулятором общественной жизни. Однако в условиях формирования новых общественных отношений она уже явно не справлялась с ролью безусловного социального регулятора, каким была в средневековье. Новые социально-экономические условия требовали и новых механизмов управления обществом. Таким механизмом должно быть, считал Ф. Скорина, право.

С середины XVI в. на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации, оказавшее значительное влияние на общественную мысль. Видным идеологом одного из течений Реформации — антитринитаризма — был Сымон Будный (1533–1593). Он издал на белорусском языке «Катехизис» и свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями. По существу, он занялся пересмотром и критикой Священного Писания. Он отверг догмат о божественной природе Христа, называя «вздором софистов» утверждения, будто Бог мог родиться из своего собственного естества. Христос, по мнению С. Будного, выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу, и догмат о Троице несостоятелен. Наряду с этим С. Будный отрицал догмат о бессмертии души. Далее он пришел к отрицанию Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала. Взгляды С. Будного стали предметом полемики в среде западноевропейских реформаторов.

После Люблинской унии (1569), ознаменовавшей образование Речи Посполитой, на белорусских и литовских землях интенсивно утверждался орден иезуитов, ставший главным орудием Контрреформации. Иезуитские коллегиумы (средние учебные заведения) открывались во многих городах Великого княжества Литовского (Полоцк, Несвиж, Орша, Гродно, Брест, Минск и другие), они стали преобладающим типом учебных заведений в Великом княжестве Литовском. Закрывались белорусские школы и типографии. Официальным языком в Великом княжестве Литовском стал польский. В 1579 г. была основана Виленская иезуитская академия (университет), которая служила главным теоретическим центром и проводником идей Контрреформации в Великом княжестве Литовском. В ее состав входили факультеты теологии и философии. В 1644 г. к ним добавился юридический факультет. Складывалось такое положение, что получить образование оказывалось возможным только в иезуитских учебных заведениях. В XVII в. в академии основными дисциплинами были теология, схоластическая философия, латинский язык. На философском факультете изучались логика, психология, физика и метафизика Аристотеля, трактовавшиеся в духе Августина Аврелия, Фомы Аквинского.

В конце XVII в. наиболее известным схоластом в Вильно прослыл В. Тылковский (около 1624–1695). Как иезуитский писатель он был популярен не только в Речи Посполитой. Некоторые из его сочинений переиздавались на латинском языке и в переводах в Париже, Вене, Аугсбурге и других городах. Крупнейшее сочинение В. Тылковского — девятитомная «Занимательная философия» — систематизированное изложение учения Аристотеля в истолковании Фомы Аквинского. Большую популярность имела его книга на польском языке «Научные беседы, содержащие в себе почти всю философию».

Среди преподавателей средневековой схоластики выделялся профессор Виленского университета М. Смиглецкий. Его основная работа, «Логика», написанная на латинском языке, пользовалась спросом в учебных заведениях Франции и Англии. По принципиальному для схоластической философии вопросу об универсалиях М. Смиглецкий придерживался позиции реализма. Наряду со схоластическим реализмом, в Виленской академии получил распространение и умеренный номинализм. Его сторонниками были И. Кимбарас, Г. Станиславский, С. Крюгер, К. Вежбицкий.

Острое противоборство между основными христианскими конфессиями, взаимные обвинения, угрозы и преследования не только разжигали религиозные страсти, но, с другой стороны, вызывали у некоторых людей неприязнь к религии. Заметным событием этой эпохи стало судебное разбирательство и казнь атеиста Казимира Лыщинского (1634–1689). Дворянин по происхождению, он получил начальное образование в Бресте, затем в Виленской академии, стал преподавателем в одной из иезуитских школ. В дальнейшем он отрекся от духовного сана, вернулся в имение Лыщицы Брестского повета, женился и посвятил себя педагогической, общественной и научной деятельности. В своем имении открыл школу и сам преподавал в ней. Подосланный к Лыщинскому провокатор в 1687 г. выкрал часть его трактата «О несуществовании Бога» и переслал виленскому епископу. Лыщинского арестовали, судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с рукописью. Трактат Лыщинского, написанный на латинском языке и содержавший 265 листов, до нас не дошел, но о его содержании можно судить по материалам судебного разбирательства. В трактате говорилось, что «люди... — творцы и создатели богов, и Бог является не действительной сущностью, а творением разума и к тому же химерическим; поэтому Бог и химера — одно и то же». Нематериального начала мира не существует. Лыщинский не верил в «воскресение из мертвых» и «страшный суд». Он утверждал, что «вера в Бога введена безбожниками. Страх божий внушен не имущими страха чтобы [их] боялись». «Простой народ обманут в своем угнетении более мудрыми лживой верой...» По своим социальным воззрениям Лыщинский был противником феодальной иерархии и сторонником общества, основанного на гражданской свободе.

Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович, 1629–1680). Он родился в Полоцке, учился в Киево-Могилянской коллегии и в Виленской иезуитской коллегии. Приняв в 1656 г. монашество, Симеон стал преподавателем Полоцкой братской школы, сблизился со сторонниками единства Беларуси с Россией. Он утверждал, что русский, белорусский и украинский народы происходят из единого корня — «из российского роду», считал белорусов выходцами из этого рода, а белорусскую землю — «давной русской». В 1664 г. Симеон перебрался в Москву, где развернул широкую просветительскую деятельность. В мировоззрении С. Полоцкого христианские представления сочетались с античными и новоевропейскими.

Полоцкий полагал, что мир создан Богом. Мир основан на двух началах — материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам. Подобно Аристотелю, С. Полоцкий выделял ступени бытия: бытие вообще присуще всем вещам и существам, все существуют, но растения, кроме того, обладают еще и жизнью, животные обладают сверх того еще и чувствительностью, а человеку присуща сверх того еще и разумность. О познании Полоцкий высказывал мысли, близкие к западноевропейскому сенсуализму: ум новорожденного подобен чистой доске, врожденные идеи отсутствуют, познание начинается с ощущений. Природа подобна книге, которую человеку следует изучать; бытие Бога недоступно чувственному восприятию, значит, Бога нельзя познать, но в него нужно верить. С. Полоцкий высоко оценивал роль философии в жизни людей, полагая, что она лечит людские нравы, учит справедливой жизни, помогает правителям мудро управлять державой.

Учение о бытии и познании. Согласно философской традиции Симеон Полоцкий считал, что мир состоит из трех частей: первообразного мира (бога), макрокосмоса (природы) и микрокосмоса (человека). Бог является активным и творящим духовным началом, которое «из ничего» творит все. В результате творения Возникают две части мира: вещественная, он ее еще называет стихиями (земля, вода, воздух, огонь) и духовная. Из стихий образуется мир отдельных вещей и тел (макрокосмос -- природа), а на основе духовной части -- ангелы (бестелесные существа) и душа человека. Сочетание материальной и духовной частей образуют человека (микрокосмос).

Симеон Полоцкий утверждал, что рациональное познание не безошибочно. В соответствии с рассмотрением разума в связке с нравственностью ошибки разума он называл грехами.

Первый грех человеческого ума состоит в невежестве. Причины его кроются в нежелании учиться, в отсутствии условий для учебы и настойчивости в преодолении трудностей.

Второй - в нерассудии (в необдуманности, в некритическом заимствовани знаний).

Третий - в скоросудии (в поспешных выводах). Четвертый - в непостоянстве ума.

Пятый- в упрямстве (в нежелании признать свои взгляды ошибочными).

Шестой - в мудрствовании плоти (в направленности разума на удовлетворение телесных наслаждений, когда человек живет не разумом-сердцем, а телом).

Седьмой- в желании узнать то, что меньше всего дает человеку пользу. Симеон Полоцкий отмечает, что интеллектуальные способности совершенствуются в процессе полезной практической деятельности и учебы. Поэтому для познания огромное значение имеют как добрые дела, так и книжное слово. Как и для любого ученого, целью познания является истина. Саму истину он рассматривает с гносеологической, семантической и нравственно-праксиологической (практической) стороны. С гносеологической - истина понимается как мыслительное отражение, адекватное отражаемому. С семантической - когда значение слова наиболее точно воспроизводит сам предмет или явление. И с нравственно-праксиологической -- если дела человеческие совпадают с моральными законами:

Истина есть трегуба: ума, уст и дела, Сия же неврежденна бывает и цела: Аще ум самой вещи уравнится право; Уста же уму точнее словят, не лукаво, Дела паки закону аще отвечают...

Социально-политические взгляды. Политический идеал Симеона Полоцкого -- сильная и просвещенная монархия, где «почитается закон». Мысль о необходимости ограничения царской власти законом, функционировании ее на основе права, как можно заметить, характерна для отечественной общественно-политической мысли. Монарх должен быть мудрецом, но этого явно недостаточно для государственного и гражданского благополучия, требуются еще и хорошие, справедливые законы. Если в государстве их нет, это даже непристойно, утверждает автор: «Град без закона, ту бо исчезает истинны благость все ся зло рождает». В системе правового обеспечения мирной государственной жизни у мыслителя видное место занимает судопроизводство, основная задача которого:

Правый суд выну достоит творити, Дабы обидам во мире не быти…

Как гуманист, Симеон Полоцкий чтил человека не за его богатство, а за нравственные добродетели, мудрость и просвещенность. В духе раннехристианской морали он осуждал богатство, видел в нем источник греха: так сын в предвосхищении овладения наследством желает скорой смерти своему отцу; имущие не делятся по-братски с бедными и нищими, а истощают свои сокровища на пьянство и блуд. Особенно обличительно он выступал против незаконно нажитого богатства:

Они (богатии) во мыслех покоя не знают, Ядят со боязнию, с страхом почивают... На постелях мягчайших бдят --не могут спати.

Главную причину общественного неустройства Симеон Полоцкий видел в невежестве и необразованности людей. Единственное средство их преодолеть - распространение в государстве просвещения, открытие школ, в которых учились бы представители всех сословий.

Во второй половине XVIII в. в Речи Посполитой распространилась так называемая «эклектическая философия» — сочетание схоластики с идеями новоевропейской науки и философии. Переход от схоластики к философии Нового времени проявился во взглядах профессора Виленского университета Бенедикта Добшевича (родился в 1722 г.). Как и схоласты, он много внимания уделял логике, но связывал ее уже не столько с теологией, сколько с наукой, считая ее фундаментом всех наук, в том числе и философии. В его трудах рассматриваются философские и естественнонаучные идеи П. Гассенди, Р. Декарта, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Н. Мальбранша, Р. Бойля, Г. Лейбница, X. Вольфа и других ученых, излагаемые в соединении со схоластической философией.

Начиная с Б. Добшевича схоластическая философия в Литве и Беларуси стала заметно утрачивать свои позиции. В трактатах по философии пошли на убыль споры об универсалиях, все чаще обсуждались взгляды философов Нового времени. В 1773 г. римский папа Климент XIV распустил орден иезуитов, кончилось господство их идеологии в Виленском университете и в общественной жизни Литвы и Беларуси.

Идеи просветительской философии стали распространяться в Великом княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738–1807). Он родился в Лидском повете, получать образование начал в Щучине, продолжил в Вильно, затем — в Италии, Германии, Франции. Нарбут оставил значительное рукописное наследие, в том числе по философии, логике, этике, естествознанию и т. д. Писал свои произведения по-польски. Издал в Вильно первый учебник логики на польском языке. Воззрения Нарбута на строение мира основаны на идеях Коперника, Галилея, Ньютона, Кеплера. Принимая позицию деизма, он стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе с тем он полагал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество К. Нарбут придерживался теории общественного договора.

Важную роль в распространении идей Просвещения в Великом княжестве Литовском сыграл Иероним Стройновский (1752–1815). В 1799–1806 гг. И. Стройновский занимал должность ректора Виленской Главной школы, преобразованной при его участии в 1803 г. в Университет. В 1785 г. в Вильно вышла на польском языке его работа «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», получившая широкое распространение как учебное пособие для учащихся высших и средних учебных заведений. В 1809 г. в русском переводе она была издана в Петербурге.

В гносеологии И. Стройновский придерживался позиции сенсуализма, высоко ценил философские системы Локка и Кондильяка. Социальные воззрения И. Стройновского основаны на теории «естественного права». Он считал, что законы, устанавливаемые в обществе, должны приближаться к естественным. Нравственный порядок он рассматривал как часть мирового порядка. Люди в своих заблуждениях способны уклоняться от естественных порядков, но тогда их настигают несчастья. Стройновский, будучи сторонником теории общественного договора, не разделял вместе с тем представления, будто возникновению государства предшествовало «естественное состояние» («война всех против всех»). Он считал естественным именно общественное существование человека, а вот государство, по мнению Стройновского, возникло исторически: увеличение численности людей вынудило их ради пропитания заняться земледелием, появилась частная собственность на землю, а вместе с тем и потребность в защите частной собственности, и тогда в результате общественного договора было учреждено государство.

Концепцию генезиса мышления и языка разрабатывал Аниол Довгирд (1776–1835). Довгирд родился в поместье Юрковщина Мстиславского уезда Могилевской губернии в семье обедневшего помещика. С 1818 г. он преподавал логику и философию в Виленском университете. Написал на польском языке ряд произведений по философии, логике, психологии. Логика, по мнению Довгирда, предшествует философии в генетическом и методологическом плане. Самой же логике предшествуют опытные знания. Еще до открытия законов логики люди использовали их на практике, поскольку опирались на «естественную логику», а потом уже появилась «искусственная логика», т. е. логика как наука, основанная на опыте и обобщениях. Возникновение и развитие мышления, как полагал Довгирд, обусловлено общением и совместной деятельностью людей. Мышление человека неразрывно связано с языком.

Просветительские воззрения на историю развивал Адам Нарушевич (1733–1796). Он родился в Пинском повете, был преподавателем в Виленской академии и в Варшавском иезуитском коллегиуме. По предложению польского короля А. Нарушевич написал «Историю польского народа», отображающую также историю Великого княжества Литовского. Он представил историю как деяния не только господ, но и простого народа. Главным двигателем свершающегося прогресса он считал человеческий разум.

4. Философия и развитие белорусского самосознания в современных условиях.

Период со 2-ой половины XIX века и XX век можно условно определить как период формирования философии национальной идеи.

В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи национально-культурного и государственного возрождения.

В 1817–1823 г. в Виленском университете действовала тайная организация «Общество филоматов» (любителей наук). В состав руководящего ядра общества входили: Юзеф Ежовский, Томаш Зан, Адам Мицкевич, Ян Чечёт, Францишек Малевский, Казимир Пясецкий, Михаил Рукевич, Онуфрий Петрашкевич, Теодор Лозинский. Основой своего союза они провозглашали добродетель и труд. Ведущую роль в разработке важнейших программных документов организации играли А. Мицкевич и Т. Зан.

Своей целью члены общества объявили самосовершенствование и подготовку молодежи к деятельности на благо отечества. Основным препятствием на пути прогресса филоматы считали крепостничество и самодержавие как противоречащие естественному праву и разуму установления. Вслед за И. Лелевелем филоматы рассматривали историю человечества как закономерный процесс борьбы за прогресс и свободу. Филоматы готовили доклады и обсуждали их на заседаниях. Они ориентировали свою деятельность на реальные потребности общественной жизни, стремились изучать характер народа, его обычаи, чтобы выработать соответствующие принципы своей деятельности. Филоматы под влиянием идеологии романтизма высоко ценили народное творчество. Ян Чечёт в своих сочинениях стал пользоваться белорусским языком наряду с польским. Общество филоматов оказало значительное влияние на последующее развитие общественной мысли в Беларуси и Литве.

После польского восстания 1830-1831 гг. Виленский университет был закрыт. Систематическое философское образование и философские исследования возобновились лишь спустя почти столетие, с открытием Белорусского государственного университета в 1921 г.

Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807–1884 гг.).

Дунин-Марцинкевич полагал, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания. Важную роль в этом способна играть литература на белорусском языке, которая была бы понятна как помещику, так и крестьянину и изображала бы идеальное состояние жизни, простые и доброжелательные отношения. Он проповедовал братское единство людей, простоту и «естественность» жизни, согласно многовековым патриархальным традициям, противопоставляя их сложности, нравственному хаосу и взаимной вражде, царящим в городе. Белорусский язык Дунин-Марцинкевич считал крестьянским, простонародным. Беларусь не представлялась ему самостоятельной в национальном отношении. Ценность ее он видел в сохранении лучшего из минувших времен. Культурное своеобразие Беларуси определяется для Дунина-Марцинкевича синтезом двух культур — дворянской и народной. Первая несет высокий уровень духовности, а вторая — самобытность. Это единство должно определять, по мнению Дунина-Марцинкевича, характер новой белорусской культуры.

Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края были деятельность Кастуся Калиновского (1838–1864), издававшего «Мужицкую правду», проповедовавшего идеи крестьянской революции, общинного социализма, национального освобождения, народнических групп, и газеты «Гомон», творчество Франтишка Богушевича (1840–1900), Янки Лучины (1851–1897), распространение марксистских идей.

В начале XX в. на идейном поприще выступили газеты «Северо-Западный край», «Наша доля», «Наша нiва», большевистская газета «Звезда». Большую роль в развитии белорусской общественно-политической мысли сыграли литераторы Алоиза Пашкевич-Тетка (1876–1916), Янка Купала (1882–1942), Якуб Колас (1882–1956), сторонники идеи национальной автономии белорусского народа, его просвещения, общности и бесклассовости (И. Луцкевич, Ю. Верещака, Бурбис), большевистские пропагандисты и организаторы М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясников.

В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича (И. В. Канчевский, 1896–1923) «Адвечным шляхам». В ней автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом и не принявших ни ту, ни другую сторону. Белорусам нужны «свои белорусские формы жизни», но при этом следует избегать «белорусского мессианизма». В творчестве адекватных форм жизни дух должен быть свободен от лозунгов и догм. «Истинной основой жизни может быть только творчество». Свободная, непринудительная кооперация должна служить ориентиром формирования человеческих отношений.

Систематические исследования и преподавание философии возобновляются уже в Советской Белоруссии в 1921 г. благодаря учреждению Белорусского государственного университета и организации кафедры диалектического материализма.

В первые годы существования БГУ видную роль играл профессор Владимир Николаевич Ивановский (1867–1939) — специалист в области философии науки, истории философии и психологии. До переезда в 1921 г. в Минск он преподавал в Московском и Казанском университетах. В Минске в 1923 г. был издан его главный труд «Методологическое введение в науку и философию». В нем Ивановский рассматривает философию как одну из основных областей («систем») культуры. Философия занимается, прежде всего, вопросами предельными, пограничными в системе человеческих знаний. Ивановский характеризует философию в целом как «осознание человеком основ той культуры, которою он живет, или самосознание культурного, общественного человека, — коротко говоря, самосознание культуры (в человеке)».

В Минске работал выдающийся исследователь культов и мировоззрений древности Николай Михайлович Никольский (1877–1959), академик АН Белоруссии (1931). член-корреспондент АН СССР (1946), автор работ «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» (М., 1922), «Дохристианские верования и культы днепровских славян» (М., 1929), «История русской церкви» (М.–Л., 1931), «Политеизм и монотеизм в еврейской религии» (Мн., 1931), «Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов» (Мн., 1948), «Происхождение и история Белорусской свадебной обрядности» (Мн., 1956).

В Белоруссии начиналась творческая биография известного специалиста в области истории философии Бернарда Эммануиловича Быховского (1898–1980). Он родился в Бобруйске, окончил факультет общественных наук БГУ (1923). Работал в Белорусском университете и Центральной партийной школе при ЦК КП Белоруссии. В дальнейшем работал в Ташкенте и Москве. Быховский был одним из руководителей работ по созданию трехтомной «Истории философии» (1940–1943). За участие в данном труде он был удостоен Государственной премии СССР. Быховский написал ряд крупных работ о выдающихся европейских философах.

В философских исследованиях 70–80-х гт. видное место занимают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 1934), специалиста в области теории познания, философии и истории науки, философской антропологии. Он окончил отделение философии исторического факультета БГУ (1956). В 1981–1987 гг. заведовал кафедрой философии гуманитарных факультетов БГУ. Ныне он академик- секретарь РАН, директор Института философии Российской академии наук. В 70–90-е гг. В. С. Степин внес значительный вклад в исследования проблем методологии науки и теории познания. В последние годы его внимание обращено, прежде всего, к проблемам соотношения универсалий культуры и философских категорий.

В завершение краткого очерка истории философской мысли в Беларуси упомянем о выдающихся мыслителях XX века, чьи судьбы были связаны с Беларусью.

Выходцем из Беларуси был крупный ученый, один из основоположников психологической теории права Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931). Он родился в Витебской губернии, окончил Витебскую классическую гимназию. В дальнейшем стал профессором Петербургского университета, а после революции эмигрировал в Польшу и руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Идеи Петражицкого оказали большое влияние на современную американскую социологию права.

Уроженцем Витебской губернии и учащимся Витебской гимназии был один из крупнейших русских философов Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965).

Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975) четыре года (1920–1924) работал в Витебске: преподавал всеобщую литературу в педагогическом институте и философию музыки в консерватории, читал публичные лекции, занимался активной научной деятельностью. Именно в эти годы он разрабатывал свои основополагающие идеи, нашедшие выражение в исследовании творчества Достоевского, в работах «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности», «Субъект нравственности и субъект права».

Литература:

1. Гісторыя філасофіі. Гродна,1997. Гл. 14, 15, 16.

Углубляющее чтение:

1. Козел А.А. Философская мысль Беларуси. Мн., 2004.

2. Майхрович А.С. Поиски истинного бытия и человека. -Мн.: «Наука и техника». 1992.

3. Миненков Г.Я., Демидов А.Б. Философия и национальное самосознание// Философия. - Мн.,РИВШ, 2004. С. 275- 307.

4.Мыслітелі і асветнікі Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1995.

5. Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі. У 6 тамах. Т. 1,2. –Мн., 2008, 2010.

В конце ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). Эклектика во многом подготовила просветительский этап в развитии философии. Деятельность М. Пачобута, Я. Снядзецкого и др. основана на идеях научного разума, распространении науки как «лекарства» от болезней человека и общества. Я. Снядзецкий критикует Канта за ограничения научного познания и априоризм. Важной темой философии просвещения была проблема отношений человека и общества, человека и государства. Просветительские тенденции характерны и для первой половины XIX века, когда белорусские земли находились в составе Российской империи. Под сильным имперским влиянием культурно-просветительские идеи дополняются национально-освободительными. В свою очередь идеи национального освобождения вызвали к жизни потребность их философского обоснования. В студенческих обществах филоматов и филаретов, в «Демократическом обществе» Ф. Савича, исследованиях этнографии белорусского края, публицистике (Виленский университет закрыт царским указом) осуществляется философская работа по освоению достижений немецкой классики, философии революционного демократизма - поиск философских основ национальной идеи, возможности национальной философии.

Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М.Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

1. Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

2. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

3. Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики.

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия;

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, тем более что последняя выступила в качестве идейного орудия контрреформации. Порок схоластики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, оторванности от повседневной жизни, общественных процессов. Умеренные гуманисты-реформаторы видели нетленные образцы общественного переустройства в античных философских концепциях, реальном практическом опыте европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новыми идеями и проблемами. Их относительная слабость заключалась, видимо, в недооценке самой философии, точнее, недооценке самодостаточности философского знания. Ценность философии они усматривали в ее возможном практическом приложении. По их мнению, философское знание должно было выступить в качестве орудия социальных преобразований. Мировоззренческое значение философии, значимость профессионально-философской активности не учитывались в достаточной мере;

в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения. Европейская философия того времени занималась обоснованием ценностей науки, научного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схоласты безжалостно подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над К. Лыщинским. Господство схоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власть предержащих; изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась, открывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими основаниями.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. А. Кулеш). На протяжении XVII-XVIII веков в развитии философии в Беларуси обнаруживаются новые тенденции, свидетельствующие о влиянии католицизма. Возникают идейные комплексы схоластики и эклектики. Схоластическая, «школьная», философия получила распространение через систему иезуитского образования и представлена серьёзными трёхлетними учебными курсами, воспитавшими десятки профессиональных философов. Эклектика - это идейный комплекс, синтез схоластики и наукоцентристской новой философии. Представляли это направление профессора Виленского университета А. Скарульский, С. Шадурский, Б. Добшевич, К. Нарбут и др. Они активно вовлекали в философский процесс идеи Коперника, Декарта, Ньютона, Локка, Лейбница. Эклектики осуществляют поворот от теологически-метафизической картины природы к естественнонаучной. Природа трактуется как результат саморазвития, а человек - как часть природного мира.

Углубленнре литература

1. Бирало А. А. Философская и общественная мысль в Белоруссии и Литве / А. А. Бирало. Мн., 1971.

2. Дорошевич Э. К. Философия эпохи Просвещения в Белоруссии / Э. К. Дорошевич. Мн., 1971.

3. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: избр. произведения XIX – начала XX в. Мн., 1962.

4. Кнiга жыцiй i хаджэнняў. Мн., 1994.

5. Короткая Т. П. Религиозная философия в Белоруссии начала XX в. / Т. П. Короткая. Мн., 1983.

6. Майхрович А. С. Поиск истинного бытия и человека: Из истории философии и культуры / А. С. Майхрович. Мн., 1992.

7. Мохнач H. H. Общественно-политическая и этическая мысль Беларуси начала XIX в. / H. H. Мохнач. Мн., 1985.

8. Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi: Энцыклапедычны даведнiк. Мн., 1995.

9. Падокшын С. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi: Ад Францыска Скарыны да Сiмяона Полацкага / С. Падокшын. Мн., 1990.

10. Памятники философской мысли Белоруссии XVII – первой половины XVIII в. Мн., 1991.

11. Скарына Ф. Прадмовы i пасляслоўi / Ф. Скарына. Мн., 1969.

12. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. Мн., 1987.

13. Фiламаты i фiларэты: Зборнiк. Мн., 1998.

14. Францыск Скарына i яго час: Энцыклапедычны даведнiк. Мн., 1995.

15. Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі. У 6 тамах. Т. 1,2. –Мн., 2008, 2010.

Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации. Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким.

Большое влияние на развитие философии оказали белорусские революционные демократы: К. Калиновский, Ф. Богушевич, Я. Купала, Я. Колас и др. Национальное освобождение они связывали с освобождением социальным и, самое главное, с нравственной свободой человека. Социальное, классовое освобождение человека труда, крестьянина оказалось созвучным идеям марксистской философии. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии.

В 20-30-х годах XX века оформляются две тенденции в развитии философии на Беларуси:

· советская, официальная, диалектико-материалистическая философия;

· философия белорусской национальной идеи.

Для первой тенденции характерен идеологизированный классовый подход и постепенное его преодоление с учетом мировой философской и научной мысли (С. Вольфсон, Б. Быховский, К. Буслов, Д. Широканов, Ю. Харин, В. Степин и др.).

Другому направлению свойственен философский поиск Беларуси и беларуса в контексте мировой культуры и философии культуры (М. Горецкий, И. Абдиралович, К. Чорный, А. Рязанов, В. Акудович и др.)

В последнее десятилетие XX века наиболее характерны для философии Беларуси тенденции современной философии: философии и методологии науки, культурологии, философской антропологии, герменевтики, цивилизационной динамики и др. Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.

3. Особенности русской философии

Основными идеями русской философии были:

1. Идея соборности. Представитель славянофильства - А. Хомяков (1804-1860) - понимал соборность не только как атрибут церкви, а общий принцип устройства мира. Это есть множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство», оно присуще церкви, обществу, человеку, творчеству. Воплощением соборности является община. Каждый народ - коллективная личность.

2. Западническое направление в русской общественно-политической жизни самой главной считало идею свободы. В. Белинский отмечал: «Во мне родилась какая-то дикая, бешеная, фантастическая любовь к свободе и независимости человеческой личности».

3. Нравственные и религиозные мотивы в русской философии представляют Ф. Достоевский и Л. Толстой. Достоевский предал анафеме (в своих произведениях) культ сильной личности. Общественное зло, по его мнению, порождается не столько социальными условиями, сколько сложной природой человека. Ему нужно противопоставить самоусовершенствование личности. В этом он видел положительное влияние церкви.

4. Представитель идеи гуманизма Л. Толстой выступал за принципы «любви» и «непротивления злу насилием» как главные принципы жизни.

5. Вершиной достижения философской мысли в России было творчество В. Соловьёва (1853 – 1900). Он вошёл в философию как миссионер идеи Всеединства. Концепцию славянофилов о соборности, связанную только с русским этносом, он развил до великого Всеединства, охватывающего все культуры и народы. Он предостерегал от проповеди исключительности любого народа. В этике В. Соловьёв проповедовал христианскую любовь как объединяющее начало человечества.

В учении В. Вернадского, как и всех русских космистов, главное внимание тоже было уделено идее единения. Природу они рассматривают как общий источник происхождения человека, объединяющее начало. Отсюда благоговейное отношение к природе и космосу в целом, ответственность человека в условиях могущественного воздействия человека как планетарной силы, её влияние на Космос (понятие ноосферы).

Русский космизм представлен именами Н. Фёдорова, В. Соловьёва, Н. Умова, К. Циолковского, В. Вернадского, П. Флоренского, Н. Холодного, А. Чижевского. Главными идеями их учений были единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб человеческой деятельности. В русском космизме представлены две тенденции.

Одна - это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии «общего дела» Фёдорова центральной стала тема постоянного расширения поля деятельности человека, включающего в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагает Н. Фёдоров, человек даже способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения. В. Соловьёв в своей философии всеединства обосновывал идею о том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на которой возникает «богочеловечество», возвышенное и высокодуховное. В сотворчестве с Богом человечество должно изменить мир, освободив его от распада, уничтожения и гибели.

Другая тенденция в русском космизме тесно связана с развитием естествознания. В 90-ые годы XIX ст. физик Н. Умов рассматривал человека и общество с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии. Именно человеческую культуру он считал мощным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии. Эти идеи были развиты в учении К. Циолковского. Его известные всему миру технические разработки были продолжением его «космической философии». Космос он представлял наполненным различными формами жизни, даже бессмертными существами, способными непосредственно ассимилировать солнечную энергию. По его мнению, изменится также и физическая природа человека, достигнув совершенства. Наиболее полно идея космизма воплотилась в учении В. Вернадского о роли биосферы и ноосферы в истории Земли и Вселенной.

Русский космизм привлекателен не только верой в безграничные способности человека, но и тем, что этот прогресс не мыслится вне единства всего человечества и его нравственного совершенствования.

Тема 4. Философия и национальное самосознание. Отечественная философия.

1.Общее и национальное в развитии философии.

Развитие философии к контексте динамики культуры охватывает не только общефилософский процесс, но и его особенности в различных национальных формах. Ведь для возникновения и развития философии необходимы не абстрактные предпосылки и не усредненные статистические философы, а конкретно-исторические условия культуры и люди определенного этнокультурного менталитета. Иного просто не существует. Для уяснения динамики философии также значима диалектика общефилософского содержания и национальной формы философской культуры.

В разные исторические эпохи линия развития философии проходит через разные культуры, обогащаясь и обогащая мировые тенденции. Во многом эти процессы противоречивые, национальные философии могут достигать мировых уровней, быть образцом и частью мирового процесса, могут только формироваться, выражая становление национальной культуры не категориями, а смыслообразами, философемами. Многие национальные культуры не формируют философию, передавая её мировоззренческие функции искусству или религии. Когда в истории философии говорят о греческой или немецкой философии, то имеется в виду то, что философия стала органической частью национальной культуры, что наличествуют четкие формы восприятия, изучения и трансляции философского опыта рефлексии самобытных особенностей в общечеловеческую философскую культуру. В современных условиях идеологического самоопределения становятся актуальными проблемы отечественной философии, её связи с мировым философским процессом.

Например. опыт русского философствования имеет длительную предисторию начиная с древнекиевской эпохи. Он характеризовался усвоением византийской духовности и выражался прежде всего в богословских сочинениях. Значительного влияния западная философия достигла в 17-18 вв.., придя на Русь через Великое княжество Литовское (Симеон Полоцкий, Григорий Сковорода). Собственно русское философствование начинается в первой половине 19 века с утверждений П. Чаадаева о пути России и русского народа. Философия становится сущностным выражением отечественной культуры, полем столкновения различных позиций и школ. Она не только характеризует русскую культуру, но и выступает органической частью мировой философской мысли.

Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран посткоммунистического мира, вступающих в новый период своей истории. Все более остро осознаваемая необходимость социально-экономических реформ, формирование новых духовно-нравственных ориентиров, отвечающих запросам эпохи, – эти процессы выступают в качестве основополагающих признаков цивилизационного развития. В такие переломные эпохи человечество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Именно мудрость прошлых веков выступает в качестве одного из критериев, по которым человечество выверяет свою преобразовательную деятельность. Особая роль в этой духовной работе принадлежит философии. Всеобщность ее категориального строя, ее изначальный универсализм оказываются соразмерными масштабам вызовов и задач, встающих перед современным миром. На новом этапе своего развития отечественная философия призвана осуществить свою мировоззренческую функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению глобальных проблем, связанных с выживанием человечества, а какие следует оценить как угрожающие, негативные.

Отечественная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры. Именно в белорусской, русской национальной духовной традиции сосредоточен оригинальный экофильный потенциал, созвучный современным поискам идеала коэволюции общества и природы. Представляется, что философско-социальные исследования должны способствовать поискам духовных основ гражданской консолидации современного общества, выявлению общегражданских, ценностей и интересов, составляющих стержень национальной идеи.

2. Философская мысль в Беларуси

Истоки философской мысли на белорусской земле идут от учений и просветительской деятельности Ефрасиньи Полоцкой и Кириллы Туровского. Е. Полоцкая явила собой образ жизни, подчинённый единой задаче, цели, стремлению - служить Богу, добру. Человек должен сам решать, что есть добро и зло, какая жизнь является истинной, а какая неистинной. Подлинная жизнь человека заключается в верности идее, избранной цели, это ориентация на высшие духовные ценности. В сугубо земных делах княжна-просветительница учила старых терпению, юных - душевной чистоте, слову благородному; при старших молчать, мудрых слушать, к старшим - покорности, к равным и младшим - любви некриводушной. И не хотела она видеть, что кто-нибудь враждовал: ни князь с князем, ни боярин с боярином, ни простой человек со своим другом, а всех желала видеть единодушными.

К. Туровский по праву считается вторым Златоустом. Будучи епископом Туровским, Кирилл прославился своим красноречием, заботился о душевном совершенстве своих соотечественников. Сохранились его 8 «слов»-заповедей, притчи, 2 канона, 30 молитв-исповедей. Сквозь библейское содержание этих работ прорывается утверждение человеческого интереса к радостям земной жизни, красоте природы, стремление к духовному совершенству. Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпукло представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Ф. Скорина - первопечатник, мыслитель, гуманист, просветитель и учёный. Напечатал 23 книги Библии. Считал, что в Библии сокрыта не только божественная, но и светская естественная мудрость. Идеал Скорины - это человек, который объединяет в себе мудрость библейскую и философскую. Знание - необходимое условие нравственной жизни. Образование, культура показывают человеку путь к добру. Подлинное достоинство человека заключается не в его происхождении, не в знатности и не в социальном положении, а в таких качествах, как интеллект, моральный облик, способности, благодаря которым он приносит пользу обществу.

С. Будный - преимущественно теолог, но даёт философскую критику некоторым положениям религиозной догматики. Он глубоко убеждён в преимуществе знаний над верой, истолковывает многие библейские чудеса как природно обусловленные явления. Он отклоняет традиционное положение о троице и признает Богом только отца. «Дух» Будный считает только «атрибутом отца», а Христа вообще считает человеком. Слово - это моральная проповедь Христа, оно не может быть ранее Бога. Слово - не начало мира, а начало Нового Завета. Истины Священного писания должны проверяться разумом. В его этике главной является идея духовно-моральной свободы человека.

Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М.Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

1.Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

2.Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественного права (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

3.Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики.

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демокр





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 7758 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.033 с)...