Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Онтология – философия бытия



В философском осмыслении мира, культуры и человека большое значение имеют основные методологии или стратегии их анализа. К ним относят метафизику и онтологию.

Метафизика - широкое понятие, имеющее в философии несколько значений - от значения предельно широкого смысла самой философии до значения общего метода, противоположного диалектике. Кант называл метафизику философией в точном смысле слова. Термин «метафизика» буквально с греческого языка означает «после физики». Специфика онтологии состоит в том, что она исследует про­блему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей.

В различных ис­торических типах онтологии эти задачи решались по-разному:

в античности, онтология занималась поиском внутренне при­сущих миру первоначал (материальных или идеальных), из кото­рых все возникает. Для Демокрита существующими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). Платон противопоставлял подлинное бытие (мир духовных сущностей: идей, мыслей) чувственному (миру вещей) как не подлинному, временному. В античности анализировались конкретные формы бытия.

В средние века предметом онтологии высту­пает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;

В Новое время приоритет приобретает гносеология (теория поз­нания) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопро­сов о природе научного знания, о способах его получения и адек­ватности.

С Х1Х-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления про­блем существования человека в изучаемой реальности и др; универсуме в аспекте его историч­ности, временности, конечности, определения сущности подлин­ного и неподлинного человеческого бытия и др. Философы стремились преодолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (Тейяр де Шарден). Экзистенцианализм (Сартр) делает главный акцент на бытии человека. Категория бытия в философии связывает в единое объективное и субъективное, позволяет найти общее в различных видах реальности, подчеркивает главное свойство всех явлений - бытийность, существование.

Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др.

Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы сви­детельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществи­лось как действительность и приобрело определенный вид.

Категория небытия фиксирует все то, что реально не сущест­вует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое сущес­твование. Форма проявления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто.

Наиболее фундаментальная философская проблема - это про­блема отношения бытия и небытия. Что является изначальным - бытие или небытие! «Есть или не есть»? - спрашивает Парменид (VI-V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, разное решение которого поз­воляет выделить:

философию бытия - исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не мо­жет возникнуть ничего». Часто философию бытия называют субстанциональной онтологией.

философию небытия - признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллю­зорным. Эту онтологию иногда называют волюнтативной или атрибутивной.

Виды бытия - объективная реальность и субъективная. Объективная охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, живая и неживая природа и, наконец, человек и общество образуют объективное реальное бытие. Субъективная реальность - это сознание, мышление, духовный мир человека. Это наши чувства, образы, идеи, теории, нравственные и эстетические идеалы.

Субъективная реальность - это продукт отражения объективной реальности и в свою очередь оказывающий влияние на нее.

Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности. Выбор условий деятельности определяется ценностными установками человека, его конкретными целями. Наука, например, является одной из адекватных форм освоения мира человеком, нацеленная на поиск истины. Моральная форма деятельности человека реализует его установку на добро.

Следует различать актуальное бытие и потенциальное (возможное). Актуальное бытие - это наличное бытие, все то, что существует в данный момент. Это прежде всего бытие естественных вещей и процессов, которое называют первой природой в отличие от второй ( рукотворной) природы, вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества, обусловленное ролью техники и современных технологий. Современное устройство человека в мире невозможно без чётких ценностных установок в его деятельности, т.к. велика опасность разрушения как природы (экологические проблемы), так и самого человека (экология человека).

Значимой формой - является индивидуальное личностное бытие, поскольку через бытие отдельного человека реализуется отношение людей к миру. Бытие человека – это единство физического и духовного. Генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем социальной (общественной) деятельности человека.

Потенциальное и актуальное бытие тесно взаимосвязаны. В зависимости от условий масса потенциальных возможностей может реализоваться, стать актуальным бытием. В природе такой процесс осуществляется по естественным законам. В обществе также имеются свои законы, но они проявляются только через деятельность людей, конкретного человека. Человек смертен, но жизнь каждого человека – бесценный дар. Человек, каждое поколение вносит свой вклад в общий процесс человеческой истории, соразмерный тому, насколько в каждую эпоху человечество может осуществить высшие идеалы человеческой духовности. От уровня материальной и духовной культуры зависит уровень актуального бытия, а будущее человечества определяется также потенциями, заложенными в нем.

Философское учение о материи

В истории философии понятие материи пытались дать еще античные мыслители. Они отождествляли ее с веществом, понимали как первоматерию (первооснову всего). Фалес видел начало мира в воде, Анаксимен связывал его с воздухом, Гераклит – с огнем.

В V в до н. э. возникает атомистическая концепция Демокрита, в которой за первоначало принимается атом как мельчайшая и неделимая частица мира.

Однако эти воззрения выражали попытку свести все бесконечное многообразие реальной действительности к одному исходному источнику. Наивность этого понимания стала ясной в эпоху развитой науки. Материя связана с веществом, но не тождественна никакому конкретному виду вещества. Материя связана с атомом, но не тождественна ему.

В дальнейшем наука и философия определяли материю по принадлежащим ей свойствам. ( Декарт - по протяженности, Гольбах - по познаваемости нашими чувствами). Однако перечень свойств изменчив, в силу чего определение материи оказывалось неполным.

Современная философия рассматривает материю как субстанцию, благодаря которой существуют все отношения и явления в мире, в том числе и сознание.

В определение материи, предложенное В.И. Лениным, включены следующие признаки: «Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

Итак, материя - объективная реальность, то есть существует по своим собственным, не зависящим от человека законам, наоборот, сам человек воплощает эти законы и зависит от них. Человек должен считаться с законами природы, своей собственной биологической основой. Материя первична по отношению к сознанию, но доступна для человеческого познания и практического освоения. Материя реализует себя через бесконечную совокупность конкретных явлений, процессов, вещей, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.

Свойства материи - объективность, познаваемость, вечность во времени и бесконечность в пространстве, движение и развитие, системно-структурная организация. Частные науки дополняют эти свойства и исходят из философского понимания материи как из более общего методологического и мировоззренческого представления. Материальный мир имеет достаточно сложную организацию, т.к. в нем любое материальное явление представляет собой систе­му определенных элементов, организованных в единое целое ус­тойчивыми связями. Поэтому все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологичес­кой, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации универсума.

Система (составленное из частей, соединенное) - категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Струк­тура (строение, расположение, порядок) - категория, указываю­щая на способ связи между элементами, на наличие внутренних связей, на внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, пер­воначальное вещество) - понятие, означающее относительно про­стые части, из которых складывается любое целое.

Системно-структурная организация универсума может быть построена, исходя из следующих критериев:

1) установить общность материального носителя (атом, элект­рон, клетка и т.д.), указывающий на сферу материального сущего -физическую, биологическую и т.д.;

2) выявить одинаковый принцип организации структур, кото­рые входят в данный уровень (например, во всех атомах есть ядро и электроны, располагающиеся по орбитам);

3) определить общий принцип построения или генетическую каузальность, позволяющие расположить материальные системы в вертикальном направлении - от низшего к высшему, в порядке их исторической эволюции, т.к. высшие системы надстраиваются над низшими и не сводятся к ним.

Согласно этим критериям обычно представляют следующую иерархию многообразного сущего, образующего целостность уни­версума:

В неживой природе такой ряд выстраивается следующим обра­зом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементар­ные частицы - атомы - молекулы - макротела (в различных агрегат­ных состояниях - твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звез­ды - галактики - Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

В живой природе: протоплазма (живые молекулы) — клетка -организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (эк­вивалент понятию экосистемы).

Специфический тип материальных систем – человеческое общество.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 1556 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...