Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия позитивизма и её исторические формы



Позитивизм – одно из основных направлений современной западной философии. Эта философия определила ориентацию на положительное (позитивное) знание, образцом которого является математическое естествознание, обладающее такими свойствами, как точность, последовательность. Позитивизм стремился придать и философии математическую строгость, пытаясь ограничить её язык только узко специальной терминологией, ссылкой на фактологическое знание и анализ текста наблюдения. Достигая при этом подходе некоторых успехов в решении частных вопросов в методологии научного познания, позитивизм существенно суживает содержание философии, исключая главную её задачу: исследовать не просто существование явлений мира, а выявить их социокультурный смысл. Более чем за 150 лет своего развития позитивизм сменил четыре исторические формы.

Первая историческая форма позитивизма существовала на протяжении 30-х – 90-х годов XIX века. Её основателем был О. Конт (1798 – 1857), французский учёный. Его достижением было обоснование самоценности конкретных наук. Было осуществлено их размежевание с религией и философией. Хотя позитивисты абсолютизируют научное знание, недооценивая другие формы общественного сознания.

В духовной истории человечества Конт выделяет три стадии: религиозную, метафизическую и позитивную. На первой - осознание мира (сущего) доступно в форме мифов, легенд. Логически обоснованное знание ещё не выработано. Это ещё детство человечества, когда в мышлении отсутствует критическое начало, а реальное знание подавлено фантазией и представлением. На второй стадии люди пытаются объяснить наблюдаемые явления действием невидимых субстанций и причин. Вводятся такие понятия, как кантовская «вещь в себе» или гегелевский «абсолютный дух». Ставятся вопросы о происхождении и цели жизни. Является признанным мнение о возможности достичь абсолютного знания. Однако их рассуждения уже строятся на строгой логике. Настоящая мудрость, по мнению Конта, достигается на третьей стадии - это зрелая стадия человеческого интеллекта.

Уже в начале своего существования позитивизм выступил с претензией на разработку философии науки, пытался дать своё понимание как науки, так и философии. С его точки зрения задача науки не объяснение, а описание явлений, т.к. нет никакой другой реальности, кроме той, что дана нам через чувства (непосредственно). Наука должна ограничиться ответом на вопрос «как?», и не заниматься метафизическими (в понимании Аристотеля) проблемами. Философия с точки зрения позитивистов не является наукой о бытии. Первый позитивизм считал, что философия вырабатывает общенаучные методы познания, выявляет связь между науками, систематизирует и классифицирует знания, т.е. она должна делать то же, что и любая отдельная наука, но в применении ко всему знанию вообще. Поэтому наука с успехом может быть сама себе философией. Позитивизм формирует установку-тренд-умонастроение в культуре ХХ века - явления мира даны человеку через их научное выражение. В позитивизме появилась новая ориентация на углубленное исследование особенностей конкретно-научного познания. Он выразил установку «технологизированного» сознания на конкретно-научное знание, способное принести быстрый успех, а не на размышление над ним.

Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла в 70-х годах XIX ст. (Э. Мах, Р. Авенариус). Они сохраняют установку на положительное опытное знание. «Очищают» его от метафизических понятий (наслоений), сводя только к чувственному опыту, переводят трактовку процесса познания в психологическую плоскость. Они отказываются от построения всеобщей системы знаний (классификации наук) и ограничиваются разработкой теории научного познания.

Третья форма – неопозитивизм - складывается в 20-е годы XX ст. в трёх философских центрах: Австрии, Англии, Польше. Основоположниками были М. Шлик, Р. Карнап, М. Витгенштейн. Основные варианты неопозитивизма - логический позитивизм и лингвистическая философия. Л. Витгенштейн и другие логические позитивисты предметом философского анализа избрали язык. Они заметили, что язык не просто средство мышления, но явление, которое активно воздействует на способ и ход наших мыслей, может быть источником ошибочных представлений, даже бессмысленных, абсурдных высказываний. Неопозитивисты включали в состав научных положений только проверенные на осмысленность методом верификации (через подтверждение конкретным опытом). Поиски способов эффективного анализа языка способствовали развитию математической логики в области создания искусственных языков, что положительно сказалось на становлении кибернетики. Трудности, с которыми они встретились:

* сам принцип верификации является метафизическим, но избавиться от метафизики им не удалось;

* не удалось получить абсолютный критерий осмысленности высказываний.

Принцип верификации не отвечал реальному построению научного знания.

Четвёртая историческая форма получила название постпозитивизма. Её представители - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Они подвергают критике неопозитивистский идеал научности, сведённый к простому описанию фактов, анализируют динамику научного знания, его исторический процесс эволюции, причём с учётом социальных (социокультурных) условий. Тем самым они реабилитируют значимость философско-мировоззренческих проблем. К. Попер разработал метод фальсификации как метод переоценки научных знаний. Т. Кун выявил особенность научного знания: оно развивается в рамках определённой научной парадигмы, которую формирует сообщество учёных как коллективный субъект познания со своим особым стилем мышления. Смена парадигм - закон развития научного знания.

4. Религиозная философия Одним из направлений философии XX века является религиозная (христианская) философия. Её главной чертой является то, что она содержит доказательства необходимости существования религии и утверждает благотворное влияние религии на человека. Это философия представляет собой систему антологических, гносеологических и антропологических принципов бытия, познания и оценки мира, истолковывающую Священное писание. Религиозная философия отличается от философии религии, носящей теоретико-научный характер. Основой религиозной философии является учение о Боге, рациональные и иррациональные доказательства его существования, религия есть единственный источник познания Бога. Все объекты познания делятся на естественные (земные) и сверхъестественные (небесные). Бог и всё сверхъестественное познаётся непосредственно (через откровение) и опосредствованно (через познание сотворённых Богом предметов). Религиозное учение о человеке основано на представлениях об отношении человека к Богу и Бога к человеку. Полагается, что человеческая деятельность определяется действием вечных, абсолютных причин, божественным провидением и вечной, данной Богом, моралью.

Современная религиозная философия состоит из нескольких направлений, наиболее влиятельными из которых являются неотомизм, неопротестантизм, православная философия нового религиозного сознания. Видные представители неотомизма – Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенски. Неотомизм – это обновлённая философия средневекового философа Фомы Аквинского. В 1879 году римский папа Лев ХIII объявил эту философию единственно истинной и «вековой», а в 1914 г. были опубликованы «24 тезиса томизма» – основные положения этой философии.

Неотомизм утверждает гармонию веры и разума. Вера и разум не являются антагонистами, но выступают как два способа достижения одной цели – познания Бога. Высшим актом веры является божественное откровение, оно является также и высшим способом познания мира. Есть три формы постижения истины: наука, философия, теология. Наука описывает явления и устанавливает причинно-следственную связь между ними. Философия – более высокая ступень рационального познания, она даёт знание сущности вещи и Бога как причины и цели всех вещей, но она должна быть служанкой теологии. Теология – это вершина рационального познания и веры. Вера является окончательным критерием истины, она от Бога, она непогрешима. Истины веры не могут противоречить истинам разума, разум ведёт к вере.

В онтологическом учении высшим бытием признаётся Бог. Всё сотворено Богом и образует иерархию бытия. Низший уровень бытия – неживые предметы, над ними возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой-формой. Над ними стоит человек, душа-форма которого бессмертна, подобно чистым духам – ангелам. Деятельность души человека направляется данным Богом естественным законом, требующим творить добро и не делать зла.

Неотомизм признаёт познаваемость мира. Душа человека через тело познаёт сущность вещи, но эта сущность – форма, идея, а не материя. Познавая всё больше и больше сущностей, человек приходит к познанию Бога, убеждается в истинности откровения. Истины откровения – это наивысшие истины, основанные на вере, но чтобы верить, нужно знать.

Большой вклад в развитие католической философии внес римский папа Иоанн Павел II. B своём социальном учении он призывал весь мир к преодолению зла, к добру. Он осуждал военные конфликты, терроризм, тоталитаризм, призывая мировую общественность принять меры, чтобы преодолеть нищету, неграмотность, болезни, чтобы каждый человек как божье творение имел право на достойное существование и жизнь вечную. Неотомизм пересматривает традиционные взгляды на человека, обосновывая восхождение человека к Богу, расширяя меру гуманистического в обществе.

Неопротестанская либеральная теология (П. Тиллих, Э.Трёльч) модернизирует идею обновления христианства. Обновление – это гармония современной цивилизации и религии или культуры. Утверждаются идеи безрелигиозности христианства, антропологичности и диалектичности веры, экуменизма. Быть христианином – значит быть человеком, Бог не сверхъестественная проекция за небесами, которая там то ли есть, то ли нет, вроде жизни на Марсе, это глубина нашего бытия. Новое отношение к Богу заключено в новой жизни для других, в любви, объединяющей людей с основами бытия.

Основные выводы:

1. Религиозное направление современной философии обосновывает религию как единственную основу богопознания.

2. Неотомизм утверждает антропологичность и гармоничность отношений человека и бога, разума и веры, религии и науки. Принципом современного мировоззрения выступает движение от человека к Богу.

3. Либеральный протестантизм утверждает Бога в качестве принципа непосредственной жизни человека.

(Философские идеи синергетики) Что общего между горящей свечой и культурной традицией, «большим красным пятном» Юпитера и навязчивой идеей, эпидемией гриппа и оранжевой революцией, эволюцией Вселенной и джазовой композицией? Что может объединить все эти разнообразные явления? Об этом разговор ниже, разговор о синергетике. Термин Synergetic, введен немецким физиком-теоретиком Германом Хакеном в 1970 году и означает совместное действие, кооперативное поведение в самых различных многокомпонентных системах, состоящих, например, из молекул газа, нейронов мозга, членов некоторого сообщества или элементов техноценоза. Специалиста по квантовой оптики поразило сходство природы самоорганизации в областях совершенно далеких друг от друга, а именно, механизмов генерации когерентного излучения лазера и механизмов зарождения паники или слухов в возбужденной социальной среде. Так и возникла идея построения универсального синергетического языка для работы со сложностью.

Тот факт, что модели синергетики эффективны в естествознании ни у кого не вызывает сомнений, где они родились, там и пригодились. Открытым остается вопрос, так ли они адекватны в гуманитарных и междисциплинарных задачах, ради которых, в большой степени, и рождалось интегративное синергетическое движение в науке конца ХХ века? Сами синергетики верят в успех проекта, и небезосновательно. Еще в 80-х годах прошлого века один из лидеров синергетики в России, директор Института Прикладной Математики РАН член., корр. РАН Сергей Павлович Курдюмов поражал коллег-математиков заявлением, что в ХХ I веке большинство задач математического моделирования будут связаны с экономикой и социо-гуманитарной сферой, междисциплинарными проектами. Сегодня эта тенденция очевидна всем, технологические инновации постиндустриального мира всегда междисциплинарны, да и технологии, оказывается, бывают и социальными, и когнитивными, и конвергентными, например NBIC -технологии.

Тем не менее, все еще слышны окрики: нельзя применять синергетические модели в социогуманитарном знании; не существует никакой междисциплинарной методологии; а исследования в этих сферах лишь отвлекают людей от занятий "нормальной" дисциплинарной наукой, обнадеживают пустыми обещаниями, уводят грантовские средства на сомнительные проекты; гуманитарная сфера бесконечно сложнее ваших естественнонаучных моделек и физикам надо учиться у гуманитариев в понимании сложного, а не наоборот; нет диалогу философов и синергетиков, все уже сказано Гегелем, и классиками диамата; пора объявить синергетику лженаукой, и т.д. и т.п.. Так и просится добавить хрестоматийное: "запретить синергетику, продажную девку постмодернизма!". Синергетика, будучи, наукой о процессах развития и самоорганизации сложных систем произвольной природы наследует и развивает универсальные, междисциплинарные подходы своих предшественниц: тектологии А.И. Богданова, теории систем Л. фон Берталанфи, кибернетики Н.Винера. Однако, ее язык и методы сформировались в нелинейной математике и естественных науках, изучающих эволюцию сложных систем, и существенно обогащают наши представления о законах изменчивого мира. Сегодня синергетика быстро интегрируется в область гуманитарных наук, возникли направления социосинергетики и эволюционной экономики или эконофизики, применяют ее психологи и педагоги, развиваются приложения в лингвистике, истории и искусствознании, реализуется проект создания синергетической антропологии.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 771 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...