Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Просвещения



Развитие философии в XVIII веке происходило в русле широкого социально-культурного движения - Просвещения. Идеология и практика Просвещения распространяла почти во всех странах Европы научное образование. Философия просветителей доминировала в этом движении.

Философия Просвещения стремилась теоретически обосновать идеи веры в Разум человека, который через науку и практику обеспечивал прогресс человечества. Именно Разум освобождает человека от суеверий, традиций, мифов, угнетения. Устанавливается культ Разума, преобразующий природу, человека и общество. Это, безусловно, оптимистическая философия прогресса. Разум просвещенческий отличается от метафизического «комплекса прирождённых идей» своей неонтологичностью, это - движущая сила истины, это образ действия, а не бытия. Философия Просвещения этим ближе к эмпирической традиции Бэкона-Локка: Разум ограничивается опытом и опытом контролируется. Такой Разум критически относится к метафизике 17 века, а сама философия связывается с политикой, историей и наукой.

Философия Просвещения критически относится к религии. Она признаёт деизм - рациональную и познавательную религию, которая ближе к светской морали, к религиозной терпимости, к нравственной свободе человека, чем к христианской религии.

Большое влияние на идеи Просвещения имели произведения и деятельность французских мыслителей XVIII века: Ф.Вольтера, Д.Дидро, К.Гельвеция, Ш.Монтескъе, Ж.Руссо и др. авторов знаменитой Энциклопедии. В Англии широкую известность получил Д.Юм, в Германии - Х.Вольф, Г.Лессинг и др.

Просвещенческий Разум лежит в основе нового, юридического мировоззрения. Поскольку религия, мораль натуральные, т.е. рациональные, то и право тоже является натуральным. Равенство перед юридическим законом рассматривается как закон гражданской жизни. Юридическая правовая всеобщность превышает частные интересы. Человек - носитель Разума и справедливости вообще. Эгоизм отрицается. Конечно, речь шла о формальном равенстве и праве, о формальных законах. Но нельзя не отметить вклад идеологов Просвещения в концепцию правового государства и гражданского общества.

Сделаем основные выводы:

1. Философия Просвещения продолжает новоевропейскую традицию наукоцентризма преимущественно в русле материалистически- сенсуалистического эмпиризма.

2. Вера в прогресс человечества основывается на идее просветительского, критического Разума. Отсюда и практика педагогической, политической и научной активности.

3. Философия Просвещения формирует новое юридическое мировоззрение

с формальным равенством перед законом каждого человека.

8. Немецкая классическая философия: И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс

Философия И. Канта – завершение Просвещения, его критика и в то же время начало немецкой классической философии XIX века (И.Фихте, Ш.Шеллинг, Г.Гегель).

Творчество И. Канта имеет два периода: докритический и критический. Для первого характерны научный и натурфилософский подход. Кант разработал космогоническую гипотезу. Более прогрессивным был второй период - созданы “Критика чистого разума” и “Критика практического разума”. Суть критической философии в противоположность догматической заключается в исследовании условий возможности самих предметов философии ( познание, мораль, религия, искусство и др.).

Исходное у Канта - это попытка синтеза рационализма и эмпиризма новоевропейской философии. «Чувства без понятий слепые, понятия без чувств пустые». Кант признает опытные знания и объективную реальность как их предмет и априорные, доопытные знания - формы созерцания и рационального познания. Последние принадлежат субъектупознания, а не объекту. Это внутренний механизм познания, который не свойственен “вещам самим по себе”. Активности трансцендентального субъекта, его творческой деятельности, условиям и структурам знания посвящены критики И. Канта. Человек в центре внимания Канта. Что он может знать?, что делать?, на что надеяться?

Вещи в себе знать невозможно, потому что познание обусловливается априорными формами созерцания - пространством и временем, а также категориями рассудка.

Мы знаем явления, феномены, но не вещи в себе. Зависимость знаний от априорных форм ограничивает науку миром феноменов. Регулирует познание разум, который содержит идеи-души, мира и Бога. Это граничные идеи познания, а значит, его идеалы, недостижимые задачи познания. Науки о человеке, мире и Боге содержат противоречия, антиномии.

Возможность познания вещей в себе находится не на пути науки, а на основе морали или практического разума. Практический разум - это действие воли человека в сфере вещей в себе, а не феноменов трансцендентального, теоретического познания. Воля, вера, свобода - выше теоретического знания. Источник морального действия находится в законе, который свободная воля человека сама себе предписывает. Кант говорит об отсутствии внешней детерминации морального поступка, мораль автономна.

Моральный закон называется категорическим императивом. Этот закон всеобщий и безоговорочный, он значим для всех людей, в любое время и в любом месте. «Поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в себе и в другом как к цели и никогда как к средству». Это мораль чистого долга.

Сделаем основные выводы:

1. Критическая философия Канта – трансцендентальный идеализм - ставит в центр человека вообще и исследует граничные, предельные условия его познавательной, моральной и эстетической активности.

2. Отказывая человеку в познании вещей объективного мира, Кант выступает как агностик. Это философская позиция позволяет Канту показывать границы знаний, относительность знания и незнания.

3. Что есть человек? - Вопрос, которым Кант разделил науки о природе и науки о духе. Этика долга Канта не столько абстрактная, сколько гуманистическая. Кант открывает романтизм новоевропейской философии.

Философия Гегеля

Наиболее известный философ немецкого классического идеализма, создатель огромнейшей, непревзойдённой и сегодня философской системы - Гегель. Большое влияние на развитие философии оказало его учение о диалектике. Гегель не согласен с Кантом в вопросе ограничения знаний и разрыва объектов мира и феноменов. Истинным может быть только универсальное мышление, а не ограниченное. Мышление и бытие совпадают, они тождественны. «Всё действительное является разумным, а всё разумное - действительным». На этом и возникает панлогическая система Гегеля. Панлогизм Гегеля существенно отличается от рационалистических концепций предшественников признанием противоречия ключом философской системы. Бытие и мышление едины как становление, как история. Гегель обосновывает диалектическую логику - новое философское мышление, имеющее в основе развитие, историю. У Гегеля развитие и история выражаются в развитии и истории тождественности бытия и мышления. Единство бытия и мышления составляет содержание основного понятия философии Гегеля - идеи. Философия есть постижение универсума в идеях. Если у Канта идеи находятся в разуме, то, у Гегеля, они находятся в мире, на трёх уровнях:

· Идеи сами по себе.

· Идеи в природе.

· Идеи в духе.

Система Гегеля есть система его идей, которая только и может быть наукой, логикой их развития, диалектической логикой. Возникая из абсолютной идеи, мир идей по уровням раскрывает своё содержание. Это выражается в трудах Гегеля «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Наиболее интересная часть этой систематики состоит в диалектическом содержании разумного развития мира абсолютной идеи. Развитие происходит от самых простых абстрактных идей до конкретных. Двигатель развития объективный, как в мышлении (философ только наблюдает и даже не организует мышление), так и в природе. Это - противоречие, и разрешение противоречия. Движение противоречия осуществляется через отрицание, через становлени нового качества, через синтез противоположности. Возникает триадичная формула: тезис - антитезис - синтез. Система Гегеля подчинена этой формуле.

На каждом уровне развития идеи Гегель даёт полную картину целостности мышления, природы и культуры человечества. Пронизывает этот энциклопедизм знаний интенция прогресса, осуществления свободы в мире. При всей диалектичности Гегель фатализирует историю, также он абсолютизирует роль государства, ее преобладание над личностью.

Развитие философии после Гегеля пошло путем критики его систематики и переосмысления диалектической логики.

Сделаем основные выводы:

1. Философская система Гегеля универсальна и энциклопедична, она включает все области знаний о мышлении, человеке, природе, обществе и культуре.

2. Панлогизм и разумное развитие, история составляют внутренний стержень систематики.

3. Мышление, природа, дух - объективно и закономерно развивающиеся явления. Но их основа - абсолютная идея.

Философия Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, создатель антропологического материализма. Основные труды: «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Своим учением он вскрыл социальные корни религии, объяснил феномен религиозной веры. Он показал, что социальные факторы ставят человека в рабское положение и он чувствует себя ограниченным, бессильным и зависимым от них. Чувство зависимости порождает страх и надежду на лучшую жизнь. Чувство зависимости становится основой религиозного поклонения. Бессилие людей находит своё утешение в иллюзии, вере, которая превращает субъективное в объективное. Поэтому «не Бог создал человека, а человек Бога», «Бог существует только в голове», «это мистическое понятие рода человеческого».

Фейербах показывает связь религии с идеализмом. Идеализм - рафинированная религия. Идеализм, как и религия, превращает идеи, сознание в самостоятельную силу, творящую мир и человека. Фейербах утверждает, что идеализм возвращает религию к давно изжившему принципу - философия - служанка богословия. Критикуя идеализм Гегеля, он создаёт новую философию, которая исходит не из абстрактного, всеобщего, а из конкретного отдельного человека, его опыта и чувств. Лишь на этой основе возникают абстракции.

Человек - это часть природы, психологическое единство души и тела. Сущность его - в биологическом, в единстве с природой. Человек должен освободиться от идеи Бога и сконцентрироваться на себе, своей судьбе, создать идеал лучшей жизни в этом мире.

Человек одновременно является субъектом (носителем разума и воли) и объектом (частью природы), поэтому, по Фейербаху, он должен изучаться системой естествознания. Философия - универсальная наука о человеке, она называется антропологией и совпадает с естествознанием. Эта философия преодолевает разрыв между душой и телом, обосновывает первичность материи по отношению к сознанию. Природа – единая субстанция, порождающая в процессе развития человека. Тело человека как часть природы - основа тождества бытия и мышления. Душа есть лишь продолжение телесности, обобщение чувственности.

Однако Фейербах не видит роли социального в формировании человека. Поскольку сущность человека в единстве с природой, то никакое преобразование социальных отношений не сможет изменить человека.

В теории познания Фейербах является сенсуалистом. Познание есть отражение; исходной формой познания являются ощущения, на их основе возникают мысли. Истина - это такое содержание знаний, которое соответствует сущности человека. Здесь проявляется созерцательный характер его философии, непонимание им роли практики в познании.

Фейербах создаёт учение о морали; в основе морали лежат межличностные отношения людей, стремление к счастью и добру. Стремление к счастью – это также нравственный долг человека. Счастье человека возможно только в связи «Я» и «Ты». Моё счастье - это счастье других людей. Такая мораль является простой и чистой и только на такой основе будет создано справедливое общество и государство.

Он считает, что государство создаётся людьми в соответствии с их волей и желаниями. Фейербах негативно относился к неограниченной монархии, считая её аморальной; он за государство с республиканской формой правления, за то, чтобы все люди имели собственность. Вместе с тем Фейербах положительно относился к коммунизму, поддерживал французскую революцию 1848 г. и в 1870 г. вступил в социал-демократическую партию.

Многие положения его философии, несомненно, прогрессивны. Его философия была своеобразной реакцией на философию Гегеля и немецкий идеализм. Материалистическое учение о человеке, атеистическое мировоззрение оказали существенное влияние на значительную часть интеллигенции, в том числе на становление философских взглядов Маркса и Энгельса.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 1073 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...