Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Марксистская философия



Марксистская философия сформировалась после упадка гегелевской философии в середине XIX века из так называемого левого младогегельянства. Под влиянием Фейербаха К. Маркс и Ф. Энгельс создают самостоятельное философское учение - диалектический и исторический материализм. Реализация идей последнего через политические и экономические отношения повлияла на мышление 20 века и актуальна до сегодняшнего дня.

В центре марксистской мысли находится деятельный человек, общество. Поэтому марксистская философия основана на осмысливании классической политической экономии и социально-утопических учений XVIII-XIX вв. Философское обоснование коммунизма и исследование экономических основ общества стало делом классиков марксизма. Еще в 50-х годах Маркс и Энгельс сделали вывод об экономической природе отчуждения человека в обществе и возвращении человеку его настоящей сущности - свободного труда. Эта романтическая трактовка меняется в последующих работах на зрелое экономическое, материалистическое понимание общества и его истории.

Важное место в историческом и диалектическом материализме принадлежит понятию материальной деятельности, практике. Практика носит объективный общественный характер, выражается через способы производства и детерминирует политику, социальные отношения и сознание общества. Практика – универсальный критерий истины. Практика закладывает необходимые объективные законы развития общества - смену общественно-экономических формаций – линейной трактовки истории.

Большое влияние на современных мыслителей оказал анализ сознания в трудах Маркса и Энгельса, особенно идеологии и сложного строения сознания человека. Сознание не механически отражает действительность, оно существует, работает и влияет на социальную действительность.

Учитывая значение марксистской философии, нужно взвешенно относиться к настоящим достижениям этой концепции, которые соответствовали тому времени (теория классовой борьбы и диктатуры пролетариата, например) или даже развивали философское мышление (теория материалистической диалектики, например). Вместе с этим нужно видеть и утопические моменты учения о будущем обществе, о только стоимостных характеристиках экономики.

Историческое развитие марксистской философии показывает как периоды взлета (начало XX в), так и маргинализации (конец XX в) учения. В нашей стране марксизм был канонизован, теперь же его идеи возвращаются в духовную жизнь в соответсвии с философской значимостью. На западе марксизм развивался в формах неомарксизма.

Сделаем основные выводы:

1. Марксистская философия занимает переходное место от классической философии к неклассической. Это была попытка создать новую, социально деятельную философию и новую антропологию. Практика - основное понятие марксистской философии.

2. Идейное содержание разных учений марксизма требует взвешенной

критической оценки, как со стороны развития самой философии, так

и со стороны последствий исторической реализации идей

революции, диктатуры, истории.

Литература

Гісторыя філасофіі.Гродна,1997

Гулыга А.В.Немецкая классическая философия.-М.,1996

Канке В.А.Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2005

Модуль 3. Становление и основные стратегии постклассической философии

1. Классика и неклассика – эпохи в развитии европейской философии.

2. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С.Киркегора, Ф. Ницше.

3.Философия позитивизма

4. Философия экзистенциализма

5. Религиозная философия

6. Философская герменевтика

7. Философия постмодернизма

1. Классика и неклассика – две эпохи в развитии современной философии

Развитие философии с середины Х1Х века во многом обусловлено кризисом классического мышления в целом, классической научной рациональности. Даже марксистская философия, хотя и содержит в себе новое деятельное мышление, разделяет классическую научность философии.

Неклассичность философии выражается в следующих 3-х принципах:

* Критическая позиция к основным ценностям классики и формам их воплощения. Так, наибольшей значимостью в классике пользуется идея прогресса человечества и человека, основанная на науке и технике. Неклассическая философия подвергает анализу эту основу, считая ее главной причиной кризиса культуры и цивилизации. Реалии ХХ века явились основой целого направления - антистиентизма. Научный разум уступает свое исключительное место различным способам постижения бытия, в том числе и нерациональным. Неклассическая философия даже научный разум осмысливает неклассически (позитивизм).

* Классическое философское мышление, а именно его цели и формы, связано с универсальными общими знаниями и такими же универсальными методами (к примеру - панлогизм Гегеля). Знания о мире соответствуют в этом случае самим вещам и предметам. Устанавливается ведущий принцип классики - принцип тождества мышления и бытия. Неклассическая философия выражает противоположное классическому универсализму - неповторимость, множественность действительности и опосредованная связь знаний и вещей. Неклассическая философия ищет другие методы познания, вместо универсальной рациональности ведет поиск других, неуниверсальных рациональностей.

* В неклассической философии появляются образцы нового мышления, происходит пересмотр, переоценка ценности человека как универсального, трансцендентального субъекта и формы духа. Внимание переносится на единичного, переживающего свою уникальность индивида. Анализ сущности человека заменяется анализом его существования. Такое видение человека лежит в основе антропологического поворота, современного антропоцентрического мышления. Неопределенность, множественность, синергетизм образуют новые идеалы рациональности. Даже иррациональные философии стремятся к выражению полноты бытия человека.

Такие отношения классики и неклассики вызвали к жизни смену самих стилей мышления, актуализировали проблему языка. Возникло множество направлений: позитивизм, экзистенциализм, персонализм и другие, что обострило диалог и понимание в самой философии. (Та же проблема свойственна всей современной культуре). Рядом с неклассической философией существуют идейные движения неокантианства, неогегельянства, неомарксизма, неотомизма и другие. При всей своей критичности современная неклассическая философия имеет связи с модерновой классикой, с совокупностью онтологий, гносеологий, что составляют единую философскую традицию.

Примером сопоставления классики и неклассики можно привести сл. таблицу:

Специфика классического и неклассического типов рациональности по основным философским учениям:

  Классика Неклассика
Онтология ■ объективизм (акцент на познании объективной природной действи­тельности): • принцип тождества бытия и мыш­ления («все действительное разум­но, все разумное действительно): • детерминизм (утверждение о не­обходимых причинно-следственных связях в мире! • субъективизм (познавательный интерес переносится на сферы человеческой субъективности: общество, человека, науку, культуру); • действительность иррациональ­на и абсурдна, разум и смысл вносится в нее самим человеком; • индетерминизм (приоритет ве­роятностных, случайных связей)
Гносеоло­гия ■ идеал объективности знания (зна­ние производно от объекта, где субъект - лишь нейтральный на­блюдатель того, что есть в действи­тельности); • интенция на поиск Абсолютной истины; • созерцательность философского знания; • наукообразность и системность как эт&чоны построения философии • обоснование творческой ак­тивности субъекта по отноше­нию к объекту познания; ■ релятивизм (истина относи­тельна); • практическая ориентация фи­лософии; • многожанровость философс­кого творчества
Антропо­логия • растворение антропологической проблематики в онтологии или гносеологии; • человек как «разумное живот­ное», где именно разум определяет его сущность • «антропологический поворот», центрировавший мир и фило­софию на человеке; • рассмотрение человека в це­лостности его опыта сущест­вования (чувственно-телесного, индивидуально-творческого, социокультурного), критика ра­зума
Социальная философия • редукция социальных законов к природным; • прогресс как смысл истории; • универсазизация исторических законов и европоцентризм • обоснование качественного своеобразия социальной реаль­ности; • критика идеи прогресса; ■ акцент на множественности типов исторического развития
     

Сделаем основные выводы:

1. Неклассическая философия XIX-XX вв критически относится к ценностям классической философии, выражающей кризис культуры в формах научной рациональности.

2. Неклассическую философию характеризует обращение к нерациональным, неопределенным, нелинейным процессам бытия и существования человека и общества.

2. Иррационализация философия А.Шопенгауэра,С.Киркегора,Ф.Ницше.

Первая теоретическая оппозиция классике оформляется как ре­акция на гегелевскую философию и возникает уже к сер. XIX в. Наиболее ярко она представлена в творчестве таких мыслителей, как Серен Кьркегор (1813-1855). Артур Шопенгауэр (1788-1860) и Фридрих Ницше (1844-1900). Основным объектом критики здесь стал панлогизм Гегеля, подчинивший природу, историю и человека логике саморазвития Абсолютного разума.

Иррациональная философия в корпусе постклассики вызывает особый интерес. Иррационалисты прямо выступили против классики и пытались радикально пересмотреть проблему смысла бытия человека в мире и культуре, обратив внимание на нерациональные онтологические, гносеологические и аксиологические основания. По мнению А.Шопенгауэра, мир есть как мировая воля, абсолют бытия, создающая человека и мир есть как представление мира человеку, человеческая картина мира. Мировая воля едина, слепа, неразумна и свободна. Мир как представление – это объектно-субъектный, пространственно-временной, множественный и причинно-зависимый, несвободный мир. Особое место в нем занимает человек. Он обладает сознанием, интеллектом, волей к жизни. Но познавая, умножая свои потребности и приспосабливаясь к миру, он подчинен мировой воле, которая обессмысливает существование человека, превращая его любые стремления в кучу беспрерывного объекта и нужды. Постоянные усилия делают жизнь человека сплошным разочарованием и страданием. Только гениям и святым можно победить стремления и желания, став чистым познающим субъектом, субъектом метафизического созерцания. Обычного же человека ожидает скука безнадежного прозябания. Деятельные и научные успехи, жизненные блага не являются оптимистическими, положительными величинами. Трагична и пессимистична участь человека.

С. Киркегор, датский философ, считал классическую рациональную философию системно-спекулятивной, а, значит, бесчеловечной. Поэтому он предложил не только изменение содержания философии с безличной на экзистенциальную, но изменил философскую стилистику с абстрактно-рациональной на иронично-рефлексивную. Экзистенция и ирония и представляют основополагающие неклассические философемы С. Киркегора.. Экзистенция /от латинского слова e xistere –существовать/ выражает уникальную индивидуальность человека и способ сознательного выбора страстно обращенной на себя жизни. Очевидно, что абстрактное мышление, не включающее переживающего свой неповторимый опыт индивида, здесь непригодно. Истина находится в субъективности переживания, а не в абстрактной всеобщности научных безликих систем. Экзистенция означает также действительную, существовательную диалектику индивида, отличную от гегелевской невозможностью снятия противоречий и невозможностью объяснения качественного прыжка – мгновения - экзистенциального разрыва в причинно необходимом мире. Это диалектика не снимает противоречий человека и мира, а напротив, устанавливает напрягающий, трепещущий, смертельно отчаянный, открывающий подлинную свободу и автономию личности способ существования человека в мире. Такой последней точкой или стадией экзистенциальной диалектики является вера, религиозная стадия. Быть самому, быть с богом означает прервать время, быть единичным Абсолютом, быть мгновением, повтор которого и есть вечность. Киркегор утверждает и другие выборы или стадии экзистенциальной диалектики: эстетическую и этическую. Эстетический человек-Дон Жуан- выбирает наслаждение, ориентирован на внешнее. Этический человек-Дон Кихот- общее моральное требование воплощает через себя. Очевидно, что наиболее адекватным выбором выступает религиозная вера с ее нерациональными экзистенциалами: страхом, отчаянием, виной и др.

Ирония- форма экзистенциальной рефлексии, вовлекающая человека в углубленное самопостижение, «двойная рефлексивная коммуникация».В отличие от научной рациональности, могущей быть только объективно-системным знанием, ирония передает личностное отношение к себе и к другому. Научное знание принуждает действия и мышление человека, ирония же требует персональной ответственности, свободы собственого отношения к предмету иронии. Одновременно ирония дает возможность рефлексивно дистанцироваться от непосредственных переживаний собственного существования, употреблять риторику и другие литературные приемы для выражения в общем-то невыразимого экзистенциального самопостижения. Ирония у Киркегора не только формативна /форма отличной от классики стилистики/,но и содержательна для его экзистенциального учения.

Ф.Ницше,немецкий философ 2-ой половины 19 в.,основатель философии жизни, выразивший в ней кризисный характер его эпохи и критик философской классики как одной из основ и причин кризиса культуры и общества в целом. Предметом философии Ницше выступает поиск действительной,живительной природы человека европейско-христианской культуры и адекватных форм ее выражения.Поэтому Ницше не создает традиционной доктрины, он скорее, создает провоцирующий участие, интерпретацию каждым читателем его текстов стиль. Его философия – обращение “ко всем и к каждому.”Это один из ярких примеров непонимания, искажения и фальсификации в истории философии.

Основной философемой Ницше является “ Воля к власти. ”Все в мире только проявляет ее. Культура и философия разума, напротив, только заглушают волю. Критика и переоценка всех рациональных ценностей позволит преодалеть “ложь тысячелетий”, преодалеть упадок и нигилизм,вернуться к жизни как истоку мира и человека. Жизнь – это становление,поток,преодаление,страсть и танец,а не теоретический разум,холодно отстраняющий человека от своей сути. А начало безжизненности надо искать у Сократа и Платона.Христианство только утверждает невитальность, “болезнь”человека.Жизнь – усилие,воля к жизни. Человек,по-сути, еще не возник,не стал в условиях абстрактной культуры носителем жизни – сверхчеловеком. Существующие лю ди повсеместно обезличены, полны зависти злобы. Масса придумала себе массовую –“рабскую”- мораль и религию: христианство и социализм. Они “слишком человеческие”, масса “убила Бога,Бог умер”, Отсюда и переоценка всех ценностей,позволяющая человеку осущестлять идеал сверхчеловека, выявить волю к власти. Ницше предложил и средство становления человека – вечное возвращение, снимающее любые иллюзии о будущем о прогрессе, воли к своему волению, утверждающее возможность становления, полноту жизни, избыток бытия.

Литература:

Калмыков В.Н. Основы философии.-Мн.,2000.С.63-73.

Углубляющее чтение:

Губин В.Д. Введение. Философия до и после смерти Бога / Философия: актуальные проблемы.- М., 2005. С. 6-34.

Реале Д.,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.Т.4.Части 3,4,8

Эрш Ж. Філасофскае здумленне.-Мн.,1996.С.306 -336.

ЯскевичЯ.С. Становление неклассической философии //Философия: Учеб.пособие /Под общ. ред.Я.С.Яскевич.-Мн.: РИВШ, 2004





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 846 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...