Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава III. Сравнение



(1) Звуки Дхармы. Имеется в виду голос Будды Шакьямуни, проповедующего Дхарму.

(2) Мы все... проникли в природу дхарм. Почему же Татхагата спасает нас с помощью малой Колесницы? Шарипутра говорит, что он и присутствующие на великом собрании существа постигли "пустоту" дхарм (т.е. краеугольное положение буддизма махаяны), и спрашивает, почему Будда проповедовал путь спасения, предлагаемый хинаяной, которая утверждает истинную реальность дхарм, хотя они уже превзошли этот уровень.

(3) Однако мы не понимали... сразу же поверили... и нашли [этому] подтверждение. Приняли за безусловно истинные "вводные", пропедевтические проповеди (запечатленные в хинаянистских сутрах), так как не знали, что такое "уловка" и не обладали достаточной мудростью, чтобы понять их "уловочный" характер.

(4) Тридцать два [знака] золотого цвета. Специфические характеристики тел будд, бодхисаттв, главных богов (Брахмы, Индры) и четырех небесных царей. В трактате Нагарджуны "Махапраджняпарамита-шастра" (сохранился только китайский перевод этого важнейшего сочинения крупнейшего буддийского философа) эти характеристики перечисляются в следующем порядке: [1] плоские подошвы; [2] изображение Колеса Дхармы на обеих подошвах; [3] длинные и тонкие пальцы рук; [4] широкие и плоские пятки; [5] перепонки между пальцами рук и ног; [6] исключительно гибкие руки и ноги; [7] ноги (стопы) с высоким подъемом; [8] тонкие, как у оленя, ноги; [9] длинные, опкскающиеся ниже колен, руки; [10] невидимый для окружающих половой орган; [11] размах рук равен росту; [12] все волоски на теле поднимаются вверх; [13] волоски, растущие из каждой поры на теле; [14] Золотой цвет тела (поэтому в сутре и говорится о "знаках золотого цвета"); [15] свет, испускаемый телом; [16] тонкая и мягкая на ощупь кожа; [17] хорошо развитые мышцы рук, ног, плеч и шеи; [18] хорошо развитые мышцы ниже подмышечных впадин; [19] благородный, как у льва, торс; [20] рослое, стройное тело; [21] широкие плечи; [22] сорок зубов; [23] ровные зубы; [24] четыре белых клыка; [25] полные, как у льва, щеки; [26] никем не превзойденные вкусовые ощущения; [27] длинный и широкий язык; [28] звучный голос, который слышен очень далеко, вплость до неба Брахмы; [29] голубые глаза; [30] длинные, как у коровы, ресницы; [31] шишка на темени; [32] пучок белых волосков, закручивающихся направо, растущих между бровей. Согласно трактату Нагарджуны, эти "знаки" проявляются в результате совершения благих деяний в течение трех асамхьей кальп и ста больших кальп, причем один "знак" является вознаграждением за совершение ста благих деяний.

(5) Десять сил. См. примеч. 3 к гл. II.

(6) Восемьдесят видов прекрасных качеств. Характеристики физической красоты будды.

(7) Восемнадцать знаков, которые есть не у всех. Качества, присущие буддам (у бодхисаттв их набор другой): [1] совершенство тела; [2] совершенство речи; [3] совершенство мыслей; [4] ясность ума; [5] беспристрастность; [6] совершенное смирение; [7] ничем не нарушаемое желание спасти всех живых существ; [8] никогда не ослабевающее рвение; [9] совершенная память; [10] сосредоточение во время медитации, которое невозможно ничем нарушить; [11] совершенная мудрость; [12] совершенная свобода; [13] поступки в согласии с совершенной мудростью; [14] речь в согласии с совершенной мудростью; [15] мысли в согласии с совершенной мудростью; [16] совершенное знание прошлого; [17] совершенное знание будущего; [18] совершенное знание настоящего.

(8) Брахмачарин (санскр.). Этот термин имеет несколько значений: Молодой брахман, изучающий Веды, священные книги брахманизма; молодой брахман, практикующий целебат; представитель варны брахманов до женитьбы.

(9) "[Когда] исчезаешь навечно и полностью, ничего не остается". В данном случае Шарипутра дает определение нирваны "без остатка" (см. примеч. 110 к гл. I), т.е. "полной" нирваны в ее хинаянистском толковании.

(10) Папия (санскр.). Другое прозвание мары.

(11) Злой век. Имеется в виду век "конца дхармы", когда в человеческом мире перестают почитать Дхарму Будды (см. следующее примечание).

(12) Истинная Дхарма... подобие Дхармы. Согласно буддийской традиции, зафиксированной в ряде сутр, после ухода Будды Шакьямуни из человеческого мира его учение (т.е. Дхарма) переживет три "века", делящихся на пять периодов по пятьсот лет:

I. "Век Истинной Дхармы":

1) Период освобождения от неведения Дхармы и достижения спасения.

2) Период размышления над сутью Дхармы.

В "век Истинной Дхармы" равнозначно функционируют три главных составляющих буддийской религии: "учение", "деяния", которые совершают согласно "учению" и "свидетельство" достижения спасения в результате "деяний" согласно "учению".

II. "Век подобия Дхармы":

3) Период чтения и декламации сутр, т.е. следования букве Дхармы.

4) Период возведения храмов и ступ, т.е. показного почитания буддийских пророков и святых.

В "век подобия Дхармы" совершаются "деяния" согласно учению, но "свидетельства" достижения спасения не видно, т.е. дискриминируется одна из главных составляющих Дхармы – положительный результат. Дхарма (как "учение", так и "деяние") функционирует самостоятельно, независимо от живых существ и не ведет их к просветлению.

III. "Век конца Дхармы":

5) Период исчезновения Дхармы. Это время кризисов, раздоров, стихийных бедствий, т.е. всеобщего упадка.

В "век конца Дхармы" "учение" воспринимается как нечно абстрактное, "деяния" согласно "учению" уже совсем не совершаются, так что "свидетельство" достижения спасения невозможно уже в принципе. Более того, в конце этого "века" исчезает даже осознание существования Дхармы, т.е. воцаряется абсолютное "неведение" буддийских истин. Отсюда следует два важных вывода: во-первых, страну6 вступившую в "век конца Дхармы", и ее население постигает наказание в виде различный несчастий; во-вторых, должен появиться спаситель, призванный освободить людей от "неведения".

(13) Будет широко раздаваться шарира. "Святые останки" будут раздаваться тем людям, которые возведут в различных местах ступы и положат в них на хранение шариру (см. примеч. 57 к гл. I).

(14) Скандхи (санскр.). Согласно философскому учению буддизма хинаяны, пять категорий дхарм, "волнение" которых конституирует то, что воспринимается как живое существо: [1] дхармы, комбинация проявлений которых образуют то, что воспринимается как материальное; [2] дхармы, которые обусловливают сознание явлений; [3] Дхармы, которые обусловливают эмоциональное воприятие, которое бывает трех видов – приятное, неприятное и безразличное; [4] дхармы, благодаря "волнению" которых становится возможным различение явлений по их индивидуальным признакам; [5] дхармы, "волнение" которых организует и направляет действие других дхарм.

(15) Мысли у которых свободны, т.е. не подвержены влиянию со стороны других живых существ.

(16) Монашеские одеяния. Метафора, указывающая на мудрость Будды.

(17) Стол, точнее говоря "письменный стол", символизирует "десять сил" Будды.

(18) Посреди четырех дорог – на открытом пространстве.

(19) Три яда – [1] алчность или сексуальные желания; [2] гнев или злая воля; [3] глупость или заблуждения.

(20) Мучения ада, скотов и голодных духов. Имеются в виду мучения, которые переживают живые существа, находящиеся на "трех плохих путях" (см. примеч. 32 к гл. II).

(21) С помощью... Пути. Имеется в виду "благородный восьмеричный Путь" освобождения от страданий, существование которого провозглашает четвертая "благородная истина" (см. примеч. 97 к гл. I). Это [1] правильные взгляды; [2] правильные мысли; [3] правильные речи; [4] правильные поступки; [5] правильная жизнь; [6] правильное поведение; [7] правильное запоминание; [8] правильное медитирование.

(22) Внутренне присущие и внешние причины [волнения] дхарм. Согласно хинаянистским представлениям, "волнение" дхарм (т.е. их проявления, композиции которых образуют феноменальное бытие) обусловливается целым рядом факторов или, другими словами, разнообразными причинами, подразделяющимся на два типа. В конечном счете, все эти причины и образуют карму.

(23) Стоножки, охраняющие дворцы. Имеются в виду гекконы (семейство ящериц).

(24) "Рыскающие в полях". Соответствует санскр. шригала. животные, похожие на лис, но меньшего размара, рыжего цвета. (25) Демоны-кумбханды. Характерной особенностью этих существ является, согласно древнеиндийским представлениям, огромная по размеру мошонка.

(26) Чи (кит.), сяку (яп.) – мера длины, равная 0,32 м.

(27) Демоны-пишачи. Разновидность демонов, пьющих кровь.

(28) Место Льва. Метафорическое название почетного места, приравниваемого к царскому трону (вспомним, что лев – "царь зверей"), которое занимали очень уважаемые лица.

(29) Три светлых знания. [1] память о прежних перерождениях; [2] знание будущих перерождений живых существ; [3] знание причин бедности, в которой обретается какое-либо живое существо, и пути выхода из нее.

(30) Шесть божественных "проникновений". О первых пяти "проникновениях" смотрите в примеч. 60 к гл. I. Шестое божественное "проникновение" – способность устранять у живых существ любые заблуждения.

(31) Исчерпаете рождения и смерти. Выйдете из круга рождений и смертей, т.е. сансары.

(32) Проповедуют истину о страдании, т.е. первую "благородную истину".

(33) Проповедуют о Пути. Имеется в виду "восьмеричный благородный Путь".

(34) Печать моей Дхармы, т.е. суть проповедуемого Буддой учения. (35) [Складывая руки] у макушки. Складывать руки у макушки является знаком наивысшего почтения.

(36) Авивартики или авайвартики (санскр.). Те, кто находится на "ступени невозвращения" (см. примеч. 8 к гл. II).

(37) Пратьекабудды (санскр.). "Самостоятельно [идущие] к просветлению" (см. примеч. 73 к гл. I).

(38) Прерывает [посадку] семени Будды, т.е. лишают себя и других живых существ возможности стать буддами.

(39) Если [он] следует Пути врачевания, т.е. являются врачами.

(40) "Внешний путь" – общее название древнеиндийских небуддийских учений (брахманизм, джайнизм и др.).

(41) Сутра о Цветке Чудесной Дхармы (кит. Мяофахуацзин, яп.

Мёхоккэкё) – одно из сокращенных названий Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...