Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Апамея – город пятисот слонов



В 1 веке нашей эры население Апамеи приближалось к четыремстам тысячам жителей, и была она третьим по величине городом Сирии после Антиохии (на Оронте) и Селевкии (на Тигре). Основал Апамею в 300 году до нашей эры Селевк 1, один из полководцев Александра Македонского, после смерти последнего отвоевавший в борьбе с другими полководцами – диадохами значительную часть Сирии. Этот город – один из крупнейших и интереснейших памятников эпохи эллинизма. Его территория так велика, что одной Сирии с археологическими исследованиями не справиться.

Путь от Хамы до Апамеи занимает полтора часа. Посетить этот удивительный город меня пригласил мой друг Мохаммад Керала – местный житель, директор небольшой гостиницы. Он же стал и моим гидом, рассказавшим много интересного об истории и сегодняшнем дне Апамеи.

Город в подарок жене, согдианской принцессе

Сокрушив в битве при Иссе Дария III и завоевав полмира, Александр Македонский решил соединить воедино две страны, жемчужины Запада и Востока – Грецию и Персию. Для этого он решил женить своих военачальников и солдат на знатных персиянках и жительницах персидских сатрапий (провинций). В резиденции Дария III Сузах была устроена грандиозная коллективная свадьба – в жёны командиру конной гвардии – гетайров Селевку досталась красавица Апама, дочь знатного вельможи Спитамена из Согдианны.

Селевк, очень любивший жену, назвал в честь неё город, который он построил в долине Габа недалеко от реки Оронт, и сделал его одним из крупнейших центров своего обширного царства.

Апамею окружала 6‑километровая стена с семью воротами. 16 параллельных улиц пересекали такое же количество поперечных, разделяя город на кварталы правильной геометрической формы.

В Апамее Селевк держал большой военный гарнизон и армейскую казну. По сообщениям римского историка и географа Страбона, в городе располагался конный завод, насчитывающий 300 племенных жеребцов и 30 тысяч кобылиц. Однако гордостью Селевка I были 500 боевых слонов, которые были вывезены из Индии после походов Александра Македонского и составляли ударную силу армии династии Селевкидов. На спине у каждого слона в деревянной башенке сидело по 4 воина. Чтобы придать животным ярости, погонщики‑индусы перед боем поили их вином и тутовым соком. Слоны были грозной силой и преградой для конницы противника. В битве при Иссе между преемниками Александра Македонского в 301 году до н. э., Антигон использовал 102 слона, а Селевк – 480.

Во времена Селевка I Апамея славилась изобилием дичи, обитавшей в царских парках и лесах. Историк Плиний писал, что в городе выращивали прекрасный виноград, вино из которого хорошо смешивалось с мёдом.

Кого подарила миру Апамея

Официальным языком царства Селевкидов (ещё его называли Сирийским) был греческий, который постепенно вытеснял местное арамейское наречие. Сирийское царство достигло наибольшего расцвета при Антиохе Великом, шестом царе династии Селевкидов (222–187 г.г. до н. э.). Оно занимало пространство от города Эфес (современная Турция) до Индии. При нём же начался и упадок царства – в 188 году Антиох потерпел сокрушительное поражение в войне с Римом. Причиной этого историки считают то, что царь пренебрёг советами знаменитого Ганнибала, жившего при его дворе в Эфесе.

Население царства было смешанным, но преобладающее положение занимали выходцы из Греции. Смешанным было и население Апамеи: здесь жили греки, финикийцы, арамеи, армяне и представители других народов. На протяжении шести веков Апамея была признанным центром науки и культуры не только Сирийского царства, но и всего эллинистического мира.

Город прославил историк, литератор и философ Посидоний (135 – 51 г.г. до н. э.), крупнейший представитель философов‑стоиков, основатель Родосской школы, учитель таких знатных римлян, как Цицерон и Помпей. Здесь родился основатель науки психиатрии, автор трактата о пульсе Архиген, прославившийся во время правления римского императора Траяна. Опыт Архигена использовал знаменитый врач Гален, ссылавшийся на него в своих трудах. Апамея – родина Нумения (II век), яркого представителя философских школ неопифагореизма и платонизма. Философ Плотин (204–270 гг.) которого принято считать отцом неоплатонизма, опирался на труды Нумения. Известны также ученики Плотина Порфирий и Ямвлих. Первый оставил научный труд об учителе – «Жизнь Плотина», под влиянием второго сформировались Пергамская и Афинская школы неоплатонизма.

Экскурсия по древнему городу с Мохаммадом Кералой

Развалины Апамеи расположены в шестистах метрах от городка Калаат аль‑Мудык, где живёт мой друг Мохаммад Керала. Несколько дней я провёл у него в гостях. Отсюда ездил в увлекательные поездки в Латакию и Тартус, открывали для себя древние цивилизации Эблы, Угарита и Катны, посещал замки крестоносцев. Но всё же самой интересной была экскурсия по Апамее.

– В наш город приезжали Антоний и Клеопатра, римские императоры Септимий Север (ещё будучи в должности легата) и Каракалла, – увлечённо рассказывал Мохаммед. В этот момент мы проходили по главной улице Апамеи – кардо максимус. Длина улицы от Эмесских до Антиохийских ворот составляет 1,8 км, ширина проезжей части 20 метров. Во II‑м веке римляне установили по обеим сторонам кардо 1200 коринфских колонн, на вершине которых размещались бюсты знатных особ Рима.

Мохаммад показал остатки агоры – главной площади города с торговыми рядами. Развалины дворца из 80 помещений, руины громадного театра (диаметр около 140 метров), языческих храмов и христианских церквей.

В двухстах метрах за театром у южного подножья холма с крепостью Калаат Мадык, в восстановленном караван‑сарае XVI века находится музей древнего города, главной ценностью которого являются римско‑византийские мозаики. Центральное место в нём занимает панно «Сократ и мудрецы». Знаменитый философ и 6 старцев в тогах, восседающих за столом, напоминают о том времени, когда Апамея была центром неоплатонизма.

Из церквей мой гид выделил одну, называющуюся «круглой» (VI век), а также расположенную рядом с ней церковь Св. Косьмы и Дамиана, в IV веке перестроенную из синагоги. Считается, что святые были из этих мест. Они были врачевателями и занимались тем, что сейчас называется «тибетской медициной». Во время правления византийского императора Юстиниана здесь в каменных сосудах хранились их мощи. Один из сосудов можно увидеть в саду Национального музея в Дамаске. Мозаичный пол, сохранившийся ещё со времён синагоги, сейчас хранится в Королевском музее в Брюсселе.

Апамея перенесла несколько землетрясений, набеги арабов и крестоносцев.

После страшного землетрясения 1170 года город был полностью разрушен, и о нём забыли. Возродили Апамею бельгийцы, которые с 1930 года начали вести раскопки и восстановление древнего города.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...