Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О выжигатель врагов (Арджуна)!Обязанности Браминов, Кшатриев, Вайшьев, а также Шудров резервируются соответственно гунам (качествам), происходящих от их собственной природы



В божественном диалоге Гиты символика внутренней реализации, полученной учеником в общении с Богом, Господь теперь повторяет Арджуне через его интуитивное восприятие, что истинное значение четырех естественных каст, или классификаций человечества, и богов, пребывающих в нем (описаное в следующих стихах 42-44), базируются не на рождении существа, но на его индивидуальных качествах.* Настоящие естественные касты суть Брамины, или Богопознавшие, Кшатрии, или борющиеся-с-чувствами, Вайшьи, или культивирующие-[практическую]-мудрость,** и Шудры, или телесно-отождествляемые индивидуумы. Эти четыре “касты” присутствуют во всех народах, как духовная интеллигенция; воины, правители и вожди; бизнесмены; и рабочие.

Существование в мире четырех естественных классов людей является результатом саттвического, раджасического и тамасического качеств и их смесех, присутствующих в Пракрити, или Космической Природе. Разделение индивидуумов по этим четырем классам является также и результатом их собственного свободного выбора хороших и дурных действий в прошлом.

Свабхава, “собственная природа”, как используется в этой станзе, обозначает природу Бога, проявляющегося как Пракрити, с ее космической иллюзией трех качеств, а также и природу человека, возникающую от влияния этих качеств и от его собственных прошлых добрых и злых действий.

Хотя человеческая природа и определяется Пракрити и его собственными прошлыми действиями, всеже эта природа является лишь второй природой, * рожденной от использования его свободного Саморазвитием или неправедной выбора. Хотя и похороненная под этой жизнью, человек может повысить приобретенной второй природой,реальная или понизить свою касту душевная природа человека, являющаяст истинным образом Бога, вечно остается в его распоряжении. Если бы это было не так, если бы человек не обладал неизменным духом, наделенном свободной волей, четыре класса индивидуумов не могли бы изменять своих характеров: телесно-отождествленная личность не могла бы стать, благодаря духовному развитию, Богопознавшим Брамином; а Брамин не мог бы деградировать, посредством потакания чувтсвенным искушениям, в телесно-связанного Шудру. Соответственно манеры использования человеком его свободного выбора, он может быть связан временно в ограничениях любой их этих четырех каст; но посредством медитации, увеличивая желание восстановить свой потерянный рай, и божественную милость, он может освободиться.

Как эти четыре класса существ, посредством ли саморазвития или неправильной жизни, могут поднять или уронить свой статус, не может быть неизменной классификации какого-либо индивидуума. Так, телесно-скованный Шудра, рабочий, благодаря образованию и глубоким усилиям в медитации и культуре йоги, может стать сеятелем мудрости, или Вайшьей, развивающим свои ментальные способности для занятий бизнесом. Дальнейшим самоконтролем в борьбе с телесными склонностями и направляя свои действия разумным суждением, он может стать Кшатрием, военным офицером, правителем или вождем, если это его вдохновляет; а посредством экстаза с Богом, тот прежний _________________________________________________________________

* См. также комментарии о четырех естественных кастах к II:31, III:24 и IV:13.

** Называемые так, потому что в контрасте с Шудрами, чья скованная-чувствами деятельность служит преимущественно телу и эти ограничивает их служение человечеству телесным трудом, Вайшьи, посредством культивирования разумного контроля желаний, во имя более высокой выгоды, сеют в себе сначала семена мудрости и служат человечеству ментальным трудом.

Шудра становится Богопознавшим Брамином.

Порочная кастовая система Востока возникла от ошибки установления

касты в соответствии с наследственности, скорее чем качества (характера). Аналогично, пороки классовой системы на Западе произошли от ложного сознания “родовой гордости”. Без своих денег многие миллионеры не смогли бы бахвалиться своеими родословными. Аналогично, человек, рожденный в знающей Бога Браминской семье, не может без собственного усилия общения с Богом быть настоящим Брахманом сколько-нибудь больше, чем сын врача может быть врачом без обретения необходимой квалификации. Смешно для дурного Браминского сына прикидываться Брамином, как бедного человека, лишенного наследства из=за своего дурного поведения, заявлять что он богат, потому что его отец богат.

Когда члиность проявляет преимущественно хорошее саттвическое качество, удерживая активизирующее и дурное качества и свою прошлую дурную карму под своим контролем, о ней говорят как о Брахмине. (См. XVIII:42). Когда человек предоставляет доминировать в себе активизирующему раджасическому качеству, смешанному с некоторой освобождающей добротой, при заслоненных (подавленных) злого качества и плохой кармы, о нем говорится как о Кшатрии, или борце с чувствами. (См. XVIII:43) Когда кто-то в основном проявляет активизирующее раджасическое качество, слегка смешанное со злым или препятствующем качеством и последствиями *

прошлой плохой кармы, при в основном спря- Реакция человека на

танном возвышающем хорошем качестве, он тройственные качества

называется Вайшьей, или культиватором-

[практической]-мудрости, тем кто предпринимает интеллектуальные усилия улучшиться. (См. XVIII:44). Когда некто проявляет преимущественно препятствующее злое тамасическое качество, слегка смешанное с активизирующим качеством, и сильно находится под влиянием своей собственной плохой кармы, при подавленном освобождающем добром качестве, о нем говорят как о Шудре, телесно-отождествленном индивидууме(кайястхе), принадлежащем к нузшему классу (См. XVIII:45).

Метафизически, Шудра ментально обозначает того, кто сомневается во всем, кроме материального существования. Такая телесно-отождествленная личность может родиться в любой из трех высших каст или исполнять любую высокую профессию, но он не проявляет естественного качества касты или естественной квалификации для той работы. Аналогично, Богознающий Брамин может быть рабочим, или фермером, или бизнесменом, или солдатом. Он может исполнять материальные обязанности, соответственно его выбору, не будучи внутренне под их влиянием, оставаясь знатоком Бога, или настоящим Брамином.

Подводя итог, человек и Космическая Природа не могут проявлять своих активностей без смеси трех гун. Космическая Природа приходит в существование посредством дифференциации тройственных качеств; и от человеческой реакции на эти качества рождаются те четыре класса индивидуумов.

Но во время периода, когда Бог оттягивает Свою физическую природу, Пракрити, вовнутрь Себя, уравновешиванием трех гун, Он становится исключительно Духом Абсолютом; тогда Бог Отец, Сын и Святой Дух (Пракрити) растворены и не существуют больше. Как Бог может таким образом успокоить Природные тройственные качества и впитать Ее всю Её деятельность в Себя, так и человек, созданный по образу Бога, может, посредством экстаза, растворить влияние трех гун и следствия прошлых добрых, активизирующих и злых действий, и достигнуть освобождения.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...