Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Когнитивная наука – наука будущего: ее актуальность и значение для современного религиоведения



Когнитивное религиоведение возникло в начале 90х гг 20 в в западном (сначала во французском и американском, а теперь уже в финском и британском) религиоведении. Зарождение направления (в форме когнитивной теории религии) связано с именем Стюарта Эллиота Гатри, примером отчасти послужил успех когнитивной лингвистики Ноама Хомского. Рассматривая религию как форму познавательной деятельности, инструмент приспособления или побочный продукт эволюции, когнитивное религиоведение де-факто возвращает научное изучение религии на почву объяснительных концепций, в противовес феноменологическим или герменевтическим интерпретациям

Исследователи религии, позиционирующие себя как представители когнитивного направления, опираются на новые методы когнитивной и эволюционной психологии. Они используют также достижения социальной психологии и когнитивной лингвистики. Все шире получает развитие точка зрения, что язык – это не только набор языковых единиц, образующих автономную систему, а – проявление специфических форм мышления и культуры, в том числе и архаических, которые можно реконструировать, благодаря изучению языка.

Внимание: не забыть упомянуть, что наши бодрые соотечественники в начале 20 в уже мусолили этот вопрос, были пионерами в когнитивном религиоведении (Выготский, Лурия и др)

Объектом когнитивных исследований религии является религия как социально-психологический и познавательный феномен. Предметом - репрезентация религиозных идей в сознании, их моделирование в поведенческом акте (ритуал) и язык религии как механизм познания. Религиоведы-когнитологи отрицают научную значимость содержания любых форм теологического дискурса. Атрибуты религиозных агентов (богов, вампиров, духов и пр.) в когнитивной теории имеют отношение к действительности только тогда, когда имеют своё реальное существование в представлениях непосредственных носителей религии. Важно подчеркнуть, что любая форма теологического дискурса – не более чем рефлексия о формальных признаках религиозного агента, имеющая зачастую мало общего с естественными представлениями людей. Религиозная культура рассматривается в когнитивных исследования как эпифеномен и потому не нуждается в причинных объяснениях с позиций методологии рассматриваемой науки.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...