Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Муктибодхананада Сарасвати - Хатха Йога Прадипика 20 страница



На начальной стадии практики мула бандхи имеется тенденция сжимать две области, а именно, промежность и анус. Мула бандха имеет место в центре тела, не спереди и не сзади. Тогда сжимается непосредственно муладхара чакра. Контролируемое систематическое сжатие промежности или шейки матки производит тепло в тонком теле, и это пробуждает потенциал кундалини.

{ 343)

1. ваджроли/сахаджоли; 2. мула бандха; 3. ашвини мудра Техника 1 (стадия 1)

Сядьте в удобную медитативную позу, но предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану), поскольку она сжимает муладхара чакру.

Поместите кисти рук на колени в джняна мудру или в чин мудру и закройте глаза.

Тело должно быть полностью расслабленным, а позвоночник — прямым.

Мужчинам следует сжимать область, находящуюся точно внутри промежности, так что поначалу лучше концентрироваться на этом месте в течение нескольких минут. Женщины должны концентрировать внимание на шейке матки, поскольку сокращаться должны мышцы влагалища и шейки матки.

После нескольких минут концентрации начинайте постепенно сокращать и расслаблять мышцы промежности или шейки матки.

Сокращение мышц должно длиться в течение нескольких секунд.

Дыхание должно быть нормальным. Выполните до двадцати циклов сокращения и расслабления мышц.

Техника 1 (стадия 2)

Подготовьтесь, как для предыдущей практики. Сократите мышцы промежности или шейки матки и задержите это сокращение.

Удерживайте мышцы в сокращенном состоянии максимально долго, затем расслабьте их. Выполните до двадцати раз.

Техника 1 (стадия 3)

{ 344)

Сжатие должно начаться нежно и лишь частично. Чуть-чуть напрягите мышцы и удерживайте такое состояние без расслабления.

Затем сократите мышцы несколько сильнее. Продолжайте постепенно наращивать напряжение мышц, пока за десять скачкообразных изменений не достигнете полного их сокращения.

Удерживайте полное сжатие максимально долго; старайтесь сохранять при этом нормальное дыхание.

Техника 2

Выполняйте мула бандху совместно с джаландхара бандхой и внутренней или внешней задержкой дыхания.

Сидя прямо, глубоко вдохните через нос.

Задерживайте дыхание и выполняйте джаландхара бандху.

Теперь выполните стадию 3.

Перед выдохом расслабьте мула бандху, а затем джаландхару.

Когда голова займет вертикальное положение, медленно выдохните.

Та же последовательность может быть выполнена с внешней задержкой дыхания.

Техника 3

С внешней кумбхакой и джаландхара бандхой выполните

пять циклов стадии 2 техники 1.

Затем выполните пять циклов стадии 3 техники 1.

Теперь прибавьте к практике уддияна бандху.

Выполните пять циклов стадии 2, затем пять циклов стадии 3.

Потребуется несколько месяцев на то, чтобы полностью познакомиться с мула бандхой, и годы практики, чтобы добиться в ней совершенства. Самой большой трудностью является преодоление тенденции сокращать все мышцы области, связанной с мочеполовой и выделительной системами. Потребуется много практики, прежде чем вы сможете изолировать отдельные мышцы в этой области

{ 345)

и управлять ими таким образом, чтобы движение имело место только в области, связанной с муладхара чакрой.

Предполагается, что мула бандха будет использоваться в сочетании с практиками пранаямы, кумбхакой, джаландхара и уддияна бандхами. Она может быть использована также в некоторых практиках асаны. Мула бандха должна выполняться с джаландхара бандхой во время антар (внутренней) кумбхаки и с уддияна и джаландхара бандхами во время бахир (внешней) кумбхаки. Однако, прежде чем объединять ее с другими практиками, она должна совершенствоваться отдельно.

{ 346)

ягтічгаї Фргття і

*Тг^Т ЦЬЮТ 4И|и>а1»ПсТ?П[Т*Т: 11 11

Нет сомнения, что в результате практики мула бандхи объединяются прана и апана, а также нада и бинду, в результате чего достигается общее совершенство.

Объединение праны и апаны уже обсуждалось, но что такое бинду и нада? Бинду — важный аспект тантры и йоги. Слово бинду означает «точка» или «ядро» и относится к ядрам внутри каждого индивидуума, которые содержат потенциальное сознание и созидательную силу. Какие потенциальные возможности могут таиться внутри ядер? Эти ядра можно сравнить с молекулами ДНК, которые содержат потенциальные возможности создания всей вселенной в форме новых живых существ.

Бинду имеет различные формы проявления в каждом из трех царств: физическом, тонком и каузальном (причинном). В хатха-йоге бинду часто относится к сперме (или яйцеклетке) в физическом теле, но следует понимать, что это является наиболее грубым проявлением тонкого бинду, которое капает в виде нектара из бинду висарги, точки в верхней части головы. С этой точки зрения бинду течет вниз через чакры, пока материально не проявится в виде компонентов клеток в выделениях желез системы воспроизведения. Тантра считает, что бинду можно ощущать и контролировать в этих двух точках, то есть в бинду висарге и в органах воспроизведения.

В своем аспекте семени бинду называется белым бинду, или шукла бинду. В своем аспекте яйцеклетки оно называется красным бинду, или ракта бинду. Объединение этих двух бинду представляет собой мишра бинду, и это объединение производит звуковые вибрации, которые называются надами. В «Чудамани Упанишаде» утверждается: «Бинду бывает двух типов — белое и красное. Белое — это шукла, а красное — махараджа. Белое бинду представляет собой мужской аспект, Шиву, пурушу (или сознание) и семя. Красное бинду представляет собой женский аспект, Шакти, пракрити (или энергию) и менструации. Красное бинду обосновано в солнце, а белое — в луне. Их объединение воистину представляет трудность».

Определения «белое» и «красное» не должны восприниматься буквально, это всего лишь символы. Белое бинду размещается в голове, красное — в муладхаре. В «Чудамани Упанишаде» говорится: «Только тот, кто реализовал полное (абсолютное) единение двух бинду, когда красное бинду сливается с белым бинду, знает йогу (единение)». В терминах мужского и женского тел красное бинду в муладхаре мужчины есть шукла бинду, а красное бинду в муладхаре женщины есть ракта. В практике ваджроли мудры во время майтхуны (полового акта) целью является объединить два бинду таким образом, чтобы созданная нада (тонкая звуковая вибрация) возвращалась к своему источнику в махабинду, расположенному в мозге.

{ 347 }

В мозг должно быть принято не физическое бинду, то есть не сперма или яйцеклетка. Здесь часто имеет место неправильное понимание. Это тонкая сущность объединения этих двух полюсов энергии. Это энергия импульса воспроизведения, которая должна быть направлена в центральную нервную систему через сушумну.

Для этого должны совершенствоваться две важные бандхи — мула и джаландхара. Когда выполняется мула бандха совместно с джаландхарой, проход сушумны между муладхарой и вишуддхи изолируется. Джаландхара бандха препятствует тому, чтобы прана вайю проходила вверх выше вишуддхи. Мула бандха препятствует тому, чтобы апана текла вниз ниже муладхары. Эти две вайю принудительно направляются друг к другу, и постепенно осуществляется их объединение в манипура чакре.

Это пробуждение манипура чакры является определенно краеугольным камнем в духовной жизни стремящегося к реализации йога. Считается, что при свершении этого кундалини должна подниматься из муладхары и обосновываться в манипуре, а это воздействует на источник в мозге, где из бинду висарги течет нектар. С физиологической точки зрения этот поток нектара соответствует выделениям в кровь гормонов из гипофиза.

Принцип обратной связи, выражающийся в сдерживании выделения гормонов из их источника, хорошо известен в науке; он подразумевает, что конечный гормональный продукт, такой как тестостерон у мужчин или эстроген/прогестерон у женщин, производится яичками или яичниками в соответствии со стимулами гонадотропина из гипофиза. Кроме своего основного воздействия на систему воспроизведения, эти гормоны образуют также «обратную связь», воздействующую на гипофиз с целью запретить дальнейшее выделение того же самого гормона, который только что стимулировал их производство.

Таким образом, действие гормонов в теле — как в любой системе управления с обратной связью

— осуществляется в условиях непрерывного состояния дисбаланса между производством и потреблением гормонов. Эта флуктуирующая система автоматического управления считается в современной науке «нормальной», но в силу присущего такому режиму работы постоянному дисбалансу имеет место процесс дегенерации и старения тела.

Однако, когда произошло объединение праны и апаны в манипура чакре, поведение нижних чакр и инстинктивные функции, которыми они управляют, претерпевают изменение. Производство гормонов системы воспроизведения уменьшается до устойчивого базисного уровня, так что запрет на выделения из гипофиза снимается. Тогда гипофиз начинает выделять свои стимулирующие гормоны без ограничения. Это физиологическое объяснение появления потока нектара из бинду висарги, становящегося постоянным и непрерывным.

В результате этого поток сознания становится однонаправленным и непрерывным. Это и есть

{ 348)

проявление непрерывной нады в мозге. Грубое бинду в выделениях системы воспроизведения извлекается и преобразуется в наду — божественный, вечный «звук семени», испускаемый внутри мозга. Бинду превращается в наду, приобретается контроль за сексуальными импульсами, сознание высвобождается в новые царства переживаний, и одновременно сохраняются соответствующие железы и органы тела.

В трактате «Сарада Тилака» утверждается: «Махабинду (великое бинду, то есть Брахман) делится на три: в одной части доминирует Шива (сознание), в другой Шакти (энергия), а слияние этих двух есть нада (трансцендентальная звуковая вибрация)». Исходное махабинду в космическом царстве является первоисточником чистого сознания, в котором энергия находится в пассивном состоянии. При изменении этой высшей бинду взрывообразно появляется нада, или непроявленный звук. Бинду висарга является наивысшим проявлением сознания в индивидууме. Это источник творения.

При выполнении мула бандхи и, следовательно, при контроле за выделением половых гормонов и сексуальных импульсов, из бинду висарги постоянно выделяется поток нектара. Это воспринимается и переживается как трансцендентальный звук. За счет управления бинду висаргой вы контролируете процесс созидания в микрокосмосе.

{ 349)

ЗрП *ГЭГ% ШІ фГїїЩТЯ 11^11

При постоянной практике мула бандхи прана и апана объединяются, мочеиспускание и стул уменьшаются, и даже старик становится молодым.

Все практики, которые объединяют две противоположные силы, прану и апану, генерируют и выделяют в теле огромное количество тепла. Это на короткий период времени увеличивает темп обмена веществ в теле, что уменьшает интенсивность отмирания и разложения клеток; улучшаются поглощение полезных веществ и их усвоение и сильно стимулируются нервная система, кровообращение и функции мозга. Ум становится более живым, чувственные желания и потребность в сне уменьшаются и даже во время сна имеет место большее осознавание. Когда мула бандха практикуется регулярно, физиологические потребности в пище уменьшаются и проявляются те же симптомы, которые обусловлены совершенством в пранаяме и в уддияна бандхе.

(66) Апана движется вверх в область огня (манипура чакра, пупочный центр), затем пламя огня растет, раздуваемое апана вайю.

И ^ И

(67) Затем, когда апана и огонь встречаются с праной, которая сама по себе горячая, тепло в теле еще более усиливается.


Конечный эффект от мула бандхи и джаландхары такой же, как от уддияны и джаландхары. На самом деле, для достижения лучших результатов три бандхи должны выполняться вместе в маха бандхе, хотя каждая из них может практиковаться отдельно и даже должна практиковаться отдельно, чтобы достичь в каждой из них совершенства.

Когда промежность постоянно сжимается, прана шакти, которая обычно вытекает через этот проход, перенаправляется в пупочный центр, который является местоположением элемента «огонь», или агни таттвы. Когда активируется любая из чакр, производится тепло, но манипура становится особенно горячей, поскольку она содержит этот элемент. Этот центр ответственен за поддержание температуры тела и за регулирование пищеварительного огня. Из копчикового сплетения посылаются нервные импульсы, которые, как говорят, «раздувают огонь».

{ 351)

Мула бандха и уддияна бандха представляют собой техники, которые перераспределяют и перенаправляют праническое тепло и нервные импульсы из нижних центров в высшие и из более грубых центров в более тонкие.

(68) Тогда кундалини, почувствовав жар, пробуждается ото сна, подобно змее, ударенной палкой, шипя и выпрямляясь.

(69) Как змея вползает в свою нору, так и кундалини входит в брахма нади. Поэтому йог всегда должен выполнять мула бандху.

Когда пробуждается кундалини, вся центральная нервная система становится активной и заряженной энергией. Энергия проходит, возбуждая один нейрон за другим, и цепочки нервных волокон выпрямляются по мере прохода через них энергии. Поэтому и говорят, что «кундалини выпрямляется, как выпрямляется змея, которую внезапно ударили палкой».

Обычно через центральную нервную систему проходит энергия, которая по количеству и по частоте гораздо меньше энергии кундалини. Большая часть нашей энергии вытекает наружу через органы чувств, но посредством практики мула бандхи и некоторых других бандх та же самая энергия может быть перенаправлена вверх, к высшим центрам мозга, которые обычно не получают такого большого заряда.

У обычного человека энергия, которая течет через центральную нервную систему, имеет такое низкое напряжение, что ее достаточно лишь для того, чтобы питать энергией инстинктивное сознание и функции тела. Чтобы проявить так называемые «сверхчеловеческие» или «божественные» качества и состояния сознания, общее количество пранической энергии должно быть увеличено и центральная нервная система и мозг должны заряжаться энергией высокого напряжения кундалини шакти.

Поскольку до активации кундалини должны быть прочищены и укреплены сушумна и чакры, практикуются мула бандха, джаландхара бандха, уддияна бандха и кумбхака. Затем, когда кундалини поднимается, она проходит через брахма нади, внутренний слой сушумны.

{ 353)

ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА (горловой замок)

(70) Сжатие горла, достигаемое за счет приближения подбородка к груди, есть бандха, называемая джаландхарой. Она уничтожает старость и смерть.

(71) Это джаландхара бандха, которая задерживает в горле поток нектара. Она разрушает все болезни горла.

Джал означает «горло», джалам означает «вода», дхара означает «поддержка» или «трубчатый сосуд в теле». Джаландхара бандха — это горловой замок, который помогает предотвратить протекание потока бинду ниже вишуддхи. Хотя джаландхара легко выполняется, она является весьма важной практикой.


Техника

Сядьте удобно в сиддхасану (сиддха йони асану), падмасану, сукхасану или ваджрасану.

{ 354)

Поместите кисти на колени и позвольте телу расслабиться.

Медленно и глубоко вдохните через нос и задержите дыхание.

Опустите подбородок таким образом, чтобы он коснулся груди, более конкретно — ключиц.

В то же самое время выпрямите руки в локтях и поднимите плечи.

Удерживайте дыхание и это положение тела до тех пор, пока это будет комфортно.

Затем расслабьте джаландхару, медленно поднимая голову и расслабив плечи.

Выдохните очень медленно и контролируемым образом.

Выполните пять циклов, дыша нормально в течение одной- двух минут между циклами.

Затем выполните пять циклов с внешней задержкой дыхания.

Джаландхара может быть выполнена в той же самой стоячей позиции, которая используется для выполнения уддияна бандхи или наули. Она, однако, обычно выполняется совместно с пранаямой и другими основными крийями, включающими задержку дыхания. Первоначально она должна выполняться отдельно от других практик, пока вы не овладеете ею. Поскольку эта практика является весьма легкой, это не займет много времени.

Джаландхара бандха является весьма полезной для исцеления таких заболеваний горла, как воспаление, заикание, избыточное выделение слизи в горле, тонзиллиты и т.п. Она также улучшает качество голоса и увеличивает количество праны в области грудной клетки. Поскольку джаландхара оказывает сильное влияние на давление крови, люди с высоким кровяным давлением и с болезнями сердца не должны практиковать ее без руководства учителя.

Через шею проходит много важных нервных волокон. Когда выполняется джаландхара, на них оказывается давление и поток нервных импульсов к мозгу ограничивается. Эти импульсы собираются в шейном нервном сплетении, и, когда бандха расслабляется, их поток устремляется к мозгу. Сила этих импульсов помогает активировать высшие центры, расположенные в мозге.

огонь

При выполнении джаландхары путем сжатия горла нектар не падает в пищеварительный огонь и прана не возбуждается.

Когда гормональные выделения гипофиза разносятся потоком крови к различным эндокринным железам, приходят в движение жизненные процессы, связанные с этими центрами. Эти процессы метаболизма, реакции на стресс, инстинктивное поведение и т.д., продолжающиеся и переживаемые в течение всей жизни, являются причиной дегенерации, истощения и дряхления тела. Это легко понять. Как автомобиль или деталь станка изнашивается пропорционально пробегу или интенсивности использования, так и человеческое тело подчиняется тем же самым естественным законам эксплуатации и разрушения.

Жизненные процессы требуют, чтобы в теле производилось тепло. Поэтому потреблением и сжиганием горючего поддерживается желудочный огонь и возбуждается прана, управляющая различными процессами в теле, например, усвоением, пищеварением, выделением, циркуляцией. Это все механизм переживания внешней реальности, опосредованный органами чувств и движения. Это также тот способ, который неизбежно ведет к разрушению и смерти тела.

Область горла является промежуточной между мозгом и процессами пищеварения и усвоения. Именно отсюда некий тормоз, или регулятор, может оказывать воздействие на темп, в котором протекают все процессы в теле. Щитовидная железа выделяет гормон тироксин, который отвечает за темп тканевого метаболизма (то есть темп потребления питательных веществ и их кругооборота в клетках и темп старения тканей). Эта железа расположена в точности здесь, на передней части шеи, где йоги представляют себе наличие заводи нектара.

При выполнении джаландхара бандхи эта мясистая железа стискивается. Нервные импульсы и потоки крови к этой железе и от нее изменяются, вследствие чего изменяется секреторная отдача железы.

Паращитовидные железы, которые регулируют метаболизм кальция и управляют плотностью тела за счет регулирования количества кальция в крови и костях, расположены на обеих сторонах щитовидной железы. На них также оказывается воздействие.

Многие из хронических и трудноизлечимых болезней, возникающих в пожилом возрасте, обусловлены присущим телу дисбалансом между производством и потреблением гормонов в течение нескольких десятилетий. Джаландхара бандха представляет собой средство сознательного

воздействия на скорость обмена веществ. Тироксин проникает в ткани тела вплоть до микроскопического уровня, где он активирует ферментные и окислительные процессы в клетках.

В этом смысл йогической концепции захвата потока нектара на уровне горла, в результате которого снижается темп разложения органов тела. Конечно, поток нектара из бинду нельзя всецело отождествлять с гормональными выделениями щитовидной железы, так же как и прану нельзя отождествлять с нервными импульсами. Все вышесказанное относится также к тонким процессам в праническом, ментальном и психическом телах. Поэтому нельзя воспринимать это только на базе физиологии. Однако, понимая эти физиологические процессы, легче и яснее можно осознать соответствующие им психические и пранические процессы.

При сильном сжатии горла две нади, ида и пингала, парализуются, а шестнадцать адхар средней чакры запираются.


Когда выполняется джаландхара бандха, поток шакти в иде и пингале перекрывается, и он не может течь между головой и туловищем. Происходит тонкая реструктуризация энергетических потоков, и энергия, которая текла по иде и пингале, принуждается течь по сушумне. Поэтому и говорится, что ида и пингала становятся бездеятельными, или парализованными. Джаландхара бандха заставляет прану собираться в вишуддхи чакре, в средней чакре между физическим телом и центрами мозга.

Вишуддхи описывается как темно-пурпурный лотос с шестнадцатью лепестками, называемыми адхарами, где слово адхара имеет значение «поддержка» или «вместилище, хранилище, которое содержит определенную жидкость». Каждый лепесток, или адхара, имеет свою конкретную потенциальную энергию или силу. Считается, что восьмой лепесток содержит яд, шестнадцатый — амриту (нектар). Потенциальная сила каждого лепестка представлена биджа мантрами: Ам, Аам, Им, Еем, Ум, Оум, Рим, Реем, Лрим, Лреем, Ем, Аим, Ом, Аум, Ах, Амх. Эти биджа мантры связаны с различными функциями тела и с ментальными, психическими и даже тонкими способностями. Считается, что реализация посредством первых пятнадцати букв (или мантр) представляет собой

{ 359)

растворение сознательного, подсознательного и бессознательного в Атме, то есть в Ом.

Шестнадцать лепестков, или адхар, имеются также на Шри янтре, и шакти, или потенциальная энергия каждого из них, суть: желание, интеллект, эго, звук, прикосновение, форма, вкус, запах, читта, упорство, память, привлекательность речи, рост, тонкое тело, возрождение к жизни и грубое тело. Они называются также адхи деваты панча таттв, джнянендрией и кармендрией.

В трактате «Субхагодайя» шестнадцать лепестков называются нитьями, то есть они представляют собой пятнадцать дней растущей луны, достигающей кульминации в пурниму. Шестнадцатый лепесток, известный как Адья Сатчидананда рупини, представлен в форме высшего Я. Эти лепестки, как фазы растущей луны, означают амброзию, дарение жизни, рост, удовлетворение, питание, привязанность, постоянство, содержание человека в луне, распространение света, лучезарность, лунный свет, преуспевание, восхищение, развитие конечностей, полноту и наполненность нектаром.

В этой шлоке вишуддхи называется средней чакрой, потому что ниже вишуддхи чакры имеют отношение к четырем более плотным таттвам, или к махабхутам, а выше вишуддхи шакти входит в непосредственный контакт с сознанием. Вишуддхи чакра содержит самую тонкую из таттв, или элементов, а именно эфир, или акашу, основу звука. Средней чакрой называется также манипура, поскольку она расположена на полпути между землей (муладхара) и небом (вишуддхи). Скорее манипура связана с царством, которое является промежуточным между грубым и тонким царствами. Вишуддхи является средней чакрой между проявленной шакти (в форме таттв) и непроявленной шакти в форме махата (сознания). Она также накладывается в пространстве на голосовые связки, расположенные в горле и создающие слышимый звук. Поэтому эта чакра переводит непроявленную шакти в проявленную форму.

Шлока 74. Мула, джаландхара и уддияна бандхи Шлока 75. Польза трех бандх

3 ч>К<3^ I

?37 тГ ^ФТЗГТ ч1ч II и

(74) При сжатии промежности, выполнении уддияны и запирании иды и пингалы посредством выполнения джаландхары становится активной сушумна.

^[Щфт 5ПТТ% ЧЧ'Й I гПТ> Ч «тщд ^с^ЧК^1ГГ<<Ф сТОТ II \ЭЦ II

(75) Таким образом, прана и дыхание успокаиваются. Так побеждаются смерть, старение и болезни.

Прана находится в теле в постоянном движении; иногда она направляется через внешние органы чувств, иногда — к внутренним органам. Иногда доминирует прана шакти в пингале, иногда читта шакти в иде, и это порождает различные биоритмы и состояния ума. Йогические практики умеряют эти флуктуации между крайностями иды и пингалы. Но очень важно сохранить осознавание этих крайностей. Это означает развитие состояния уравновешенного осознавания, при котором ум не является ни экстравертным, ни интровертным, независимо от того, работаете вы, думаете, едите или практикуете асану или медитацию. Если вы не сможете сохранять состояние сознательного осознавания во время обычного бодрствования, то и при более глубоких состояниях этого осознавания не будет. Пробуждение сушумны или остановка дыхания должны быть сознательным переживанием — только тогда может быть изменено восприятие смерти.

{ 361)

Великие йоги практиковали эти три наилучшие бандхи. Из всех садхан хатха-йоги и тантры йоги знают эту практику (маха бандха).

Хотя известно много техник, предназначенных для установления состояния равновесия и единения между умом и телом, наиболее эффективной считается комбинация этих трех бандх. Маха бандха представляет собой кульминацию асаны, пранаямы, мудры и бандхи. Совершенство в ней приводит к состоянию совершенного спокойствия, которое развертывается в пратьяхару или даже в самопроизвольную дхьяну.

Имеется бесчисленное множество техник, которые могут практиковаться на пути к самореализации, но многие из них включают в себя или принудительную концентрацию ума, или ограничения на работу органов чувств. Поэтому для среднего человека это является весьма сложной задачей. Та же цель, однако, может быть достигнута за счет овладения контролем за телом, как это описано выше, без каких-либо ментальных конфликтов.

Тантра подходит к проблеме высшего переживания с позиции, что надо быть другом своего ума, а не его врагом. Поэтому, независимо от того, какова персональная философия йога, эти три бандхи должны быть для него такими же важными, как питание и сон, и так же хорошо известны, как азбука.

{ 362)

ЗсНЧ ЇЧТУ «ГСІ^її: И \Э\Э М

Тот нектар, который истекает из луны, имеет качество, которое дарует просветление, но он полностью поглощается солнцем, что влечет за собой старение.


В различных древних йогических и тантрических текстах мы встречаемся со словами амброзия, или нектар. Этот нектар представляет собой жидкость, которая выделяется из верхней части мозга. Ее источник находится в центре, носящем название бинду висарга. Кратко он называется бинду; символизируется он серпом луны. В Индии знают об этом крошечном центре в течение многих тысяч лет, но только в его религиозном аспекте. Индусы еще и сегодня оставляют пучок волос в этом месте, что указывает на их веру и религию. Это место, однако, имеет более глубокое значение.

Термин бинду висарга буквально означает «точка вытекания капель нектара». Считается, что в этой конкретной точке формируется крошечное количество жидкости. Она имеет вид маленькой капельки. Этот нектар начинает течь вниз, и за время всей жизни он поглощается нижними центрами, что влечет за собой старение.

Этот процесс, однако, не является неизбежным. Этот нектар имеет свойство давать просветление индивидуальному сознанию, но чтобы это случилось, необходимо, чтобы потери спускающегося вниз нектара были предотвращены и чтобы он мог усваиваться телом. Если это достигнуто, то сознание в этом теле становится просветленным, а тело перестает подвергаться судьбе смертной плоти, а именно, дегенерации, разложению, старению и смерти. Оно следует другим путем. В результате усвоения нектара телом имеет место сохранение клеток и их омоложение.

В тантрической традиции просветление сознания человека никогда не трактовалось в религиозном смысле. Оно всегда было известно как физиологическая возможность, которая может быть создана в теле посредством некоторых практик. Вот почему в тантрической системе, в противоположность религиозным философиям, очищение тела, его пяти элементов (панча таттва),





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 143 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...