Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Муктибодхананада Сарасвати - Хатха Йога Прадипика 12 страница



В «Гхеранд Самхите» далее говорится: «Пища должна приниматься дважды в день — один раз в полдень и один раз вечером». Во время выполнения пранаямы желудок должен быть полностью пустым, а после практики пища не должна приниматься в течение минимум получаса. Легкая, легко усваиваемая и питательная пища облегчает практику пранаямы.

{ 177)

Шока 15. Контролируйте прану для предотвращения разрушения

Контроль над праной достигается в результате постепенной практики — подобно тому, как вы добиваетесь послушания львов, слонов и тигров. В противном случае практикующий разрушается.

Диких животных очень трудно дрессировать, особенно львов, тигров и слонов, но если с раннего возраста они подвергаются спокойному и постоянному тренингу, то они начинают подчиняться командам своего хозяина. Овладевание контролем за праной — тоже трудный и деликатный процесс, который требует бдительности, осознавания, терпения и постоянства.

Когда прана движется через тело бесконтрольно и нерегулярно, подобно рычащему льву или тигру, она не реагирует на ваши желания. Вы, например, можете хотеть спать ночью, а ваша прана заставляет вас быть активным. Или вы должны работать, но ваша прана является бездействующей, и вы чувствуете себя сонным или больным. Следует поэтому научиться контролировать поведение праны, управлять ею, чтобы она действовала в соответствии с вашими желаниями и волей. Метод, который вы используете, должен быть безопасным, надежным и систематическим — как и в случае, когда вы приручаете дикого и непредсказуемого зверя.

Если поведение праны не ограничивается, то в конечном счете она исчерпается, и результатом будет болезнь или смерть. Жизненная сила и физические элементы тела «сгорают», когда вы тратите свою энергию в повседневных мирских делах. Для праны должны быть созданы специальные каналы, и она должна направляться по ним таким образом, чтобы она не растрачивалась.

{ 178)

Шлока 16. Искоренение болезней правильной практикой неправильная практика приводит кплохимрезультатам

При правильной практике пранаямы все болезни искореняются. При неправильной практике могут возникнуть любые болезни.

Если йогические техники выполняются правильно и систематически, то они активизируют большие пранические способности, устраняя таким образом беспорядок в теле и его неправильное функционирование. Но если практика проводится неправильно и не систематически, то в теле могут появиться еще большие физические нарушения и несогласованности. Если вы практикуете нерегулярно или неправильно, это может оказаться очень вредным, и лучше бы было, если бы вы вообще не занимались йогой.

Болезнь может возникнуть даже в том случае, если вы не соблюдете какое-либо одно простейшее правило. Вы, например, должны всегда практиковать на пустой желудок, будь то асана, пранаяма, мудра или бандха. Если вы будете стоять на голове сразу после еды, вы определенно нанесете вред своей пищеварительной системе. Вы должны очень тщательно выполнять правила и предосторожности пранаямы и ту последовательность, в которой должны выполняться любые техники йоги.

Не забывайте, хатха-йога — это наука тела, ума и духа, и к ней нужно подходить именно как к науке, а не как к чему-либо, допускающему бессистемность и небрежность. Опасно изучать ее и заниматься ею, следуя лишь инструкциям, почерпнутым из книг. Для гармоничного развития вы должны заниматься под руководством учителя, обладающего исчерпывающим знанием йоги и достаточной чувствительностью, чтобы распознать ваши индивидуальные потребности.

Шлока 17. Искоренение болезней правильной практикой; неправильная практика приводит кплохимрезультатам

Икота, астма, кашель, головная боль, боль в ушах, резь в глазах и другие болезни обусловлены беспорядочностью протекания жизненных потоков.

Процессы дыхания, пищеварения и усвоения пищи являются результатом гармоничного взаимодействия пяти пран, или жизненных потоков. Если нарушается прана вайю между горлом и диафрагмой, то это будет проявляться в виде различных симптомов. Эти симптомы включают в себя икоту, насморк, кашель, головные боли и боли в ушах и глазах. Если не устранять нарушения и несбалансированность между праной и апаной, то будут наблюдаться различные заболевания и отдельные симптомы заболеваний дыхательной системы и верхней части пищеварительной системы. Эти симптомы и болезни включают в себя мигрени, несварение желудка, повышенную кислотность, астму и инфекционные заболевания ушей, горла и носа. Эти заболевания могут стать хроническими, и медицина не сможет дать длительное облегчение, если лежащие в основе этих заболеваний нарушения праны вайю не будут исправлены.

Шлока 18. Искусный контроль за дыханием ведет к совершенству

Чтобы были достигнуты совершенства, или сиддхи, необходимо искусно вдыхать, выдыхать и задерживать вайю.

Когда пранаяма выполняется правильно и систематически, в должной пропорции и в устойчивой сидячей позе, то прана направляется по каналам в верхние мозговые центры, которые ответственны за высшие психические свойства человека. Ничего нельзя достигнуть, только лишь вдыхая и выдыхая воздух, как это мы делаем все время. В оригинале этой шлоки несколько раз используется слово юктам, подчеркивающее необходимость точности. Как инженер, добивающийся точности в своих проектах, достигает совершенства в своей профессии, так и садхака, практикующий пранаяму точно и систематически, развивает в себе физические, ментальные и психические совершенства, или сиддхи.

(19) Внешние признаки показывают, когда нади прочищены. Успех является определенным, когда тело становится худощавым и излучающим энергию.

| Когда практикующий способен удерживать вайю по своему желанию, пищеварительные способности возрастают. Когда нади прочищены, пробуждается внутренний звук, или нада, и человек свободен от болезней.

Очищение нади означает, что шакти может свободно течь по телу без каких-либо препятствий. Как электрическая лампочка светится от течения в ней электрического тока (положительных и отрицательных ионов), так и тело излучает энергию от потока положительной и отрицательной шакти. Чем сильнее поток, тем сильнее излучение энергии.

Когда вы практикуете хатха-йогу, должны наблюдаться видимые изменения в вашем внешнем виде, в природе вашего голода и жажды, в частоте мочеиспускания и испражнений, в качестве или запахе вашего пота, в структуре тела с точки зрения характера накопления жира и т.п., в качестве голоса, в качестве мыслей, в качестве медитации, а также в длительности сна. Когда практикуются другие формы йоги, такие как бхакти-йога, карма-йога или джня-на-йога, в качестве признаков прогресса выступают другие качества.

Когда имеет место «утоньшение» тела в результате занятий хатха-йогой, то это не означает, что у вас остаются лишь кожа да кости. Это означает, что тело становится упругим и не содержит избыточного жира. Увеличение пищеварительной способности не означает, что вы становитесь прожорливым и едите слишком много. Это означает, что вы приобретаете лучшую способность усваивать пищу и использовать питательные вещества. На самом деле, когда имеет место праническое пробуждение, стремление к еде уменьшается, поскольку прана усваивается непосредственно из космоса.

Если вы продолжаете заниматься практикой хатха-йоги, то вы приобретаете контроль над праной, а появляющиеся в вас изменения являются признаками пробуждения кундалини и определенных психических переживаний. Увеличивая количество шакти в каждой чакре, вы развиваете в себе большие умственные и психические способности, и ваше сознание может свободно перемещаться в тонкие царства существования. Переживания и ощущения, которые обычно

{ 182)

возникают в результате работы органов чувств, имеют теперь место непосредственно через сам ум. Вы можете ощущать запах без носа, видеть без глаз, говорить без рта и языка, ощущать вкус без языка, ощущать предметы без рук и кожи и слышать без ушей.

Шакти имеет две характеристики — частоту и форму. Когда шакти в теле активируется и увеличивается, сознание становится настроенным на частоту, и тогда слышится определенный звук. Этот звук известен как нада; он становится явно ощущаемым на более поздних стадиях занятий йогой, когда ум полностью сконцентрирован. Эта нада подробно обсуждается в главе 4.

Как утверждается в книге «Шива сутры», в практиках прана-йоги, которые включают в себя пранаяму, прана-видью, концентрацию на пране и на пранических центрах и очищение нади и чакр, имеются пять различных признаков, которые характеризуют пробуждение праны. Это ананда, «переживание восторга и блаженства», удбхава, «левитация», кампан, «дрожь», йога нидра, «сон с осознаванием» и гхурни, «покачивание в блаженстве».

{ 183)

Шлока 21. Когда жир или слизь избыточны, пранаяме должна предшествовать шаткарма

Тот, в ком жир или слизь избыточны, должен выполнять шаткарму (шесть очищающих техник) прежде (пранаямы). Другим, в которых доши, то есть слизь, ветер и желчь, сбалансированы, не обязательно делать их.

В теле имеются три компоненты, или три склонности, или три «жидкости»: капха, «слизь», питта, «желчь» и вата, «ветер, газ». В йоге и в аюрведе они носят название тридоша. Сбалансированные пропорции этих трех компонентов помогают телу правильно функционировать, но если имеет место избыток одного из них и недостаток другого, то в результате перегревания или недостаточного нагревания тела возникают признаки нездоровья.

Перед началом занятий пранаямой любые дисбалансы в до-шах должны быть устранены — количество избыточного жира в теле должно быть уменьшено, слизь, закупоривающая дыхательный тракт, должна быть удалена, газы из желудка и кишечника — удалены. В хатха-йоге имеются шесть особых практик, которые были специально разработаны для этих целей. Совокупность этих практик называется шаткармой. Шат означает шесть, карма — действие. Эти техники регулируют производство вышеуказанных компонентов.

Если доши уже сбалансированы, то нет необходимости практиковать шаткарму. Но эти упражнения все же следует изучить — просто для того, чтобы садхака знал, как практиковать их, если в них возникнет потребность. Если их практиковать без особой нужды, как часть ежедневной садханы, они не будут столь эффективны, как в случае истинной потребности. Как не удаляют гланды или аппендикс, если они функционируют нормально, так и шаткарма должна выполняться лишь теми, у кого имеются отклонения от нормы или дисбалансы слизи, желчи и газов.

Шлока 22. Шаткарма — шесть очищающих техник,

Дхоути, басти, нети, тратака, наули и капалабхати; это известно как шаткарма или шесть очищающих процедур.

Хатха-йога в значительной степени известна благодаря этим шести очищающим техникам. Хотя их всего только шесть, каждая из них имеет большое количество вариантов.

Дхоути разделяется на четыре части. Согласно «Гхеранд Самхите» они называются антар (внутренняя) дхоути, данта (зубная) дхоути, хрид (сердечная) дхоути и мула шодхана (очищение прямой кишки).

Антар дхоути подразделяется на четыре практики: ватсара дхоути — выталкивание воздуха через анус, варисара дхоути — прокачивание большого количества воды через кишечник, вахнисара дхоути — быстрое расширение и сжатие брюшной полости, бахис-крита дхоути — мытье прямой кишки в руках.

Хрид дхоути подразделяется на три практики: данда дхоути — введение мягкого бананового ствола в желудок, вастра дхоути — глотание длинной тонкой веревки, ваман дхоути — извергание содержимого желудка.

Последняя практика дхоути — мула шодхана — может выполняться двумя способами. Она выполняется введением в задний проход тумерикового корня или среднего пальца.

Вторая карма, басти, подразделяется на две части: джала (водяная) басти и стхала (сухая) басти. В джала басти вы всасываете воду в толстую кишку через анус, а затем выталкиваете ее. В стхала басти вы всасываете в толстую кишку воздух.

Третья карма, нети, имеет четыре практики: джала (водяная) нети — пропускание теплой соленой воды через нос, сутра (нитяная) нети — пропускание мягкой нити через нос, гхрита (масляная) нети — пропускание через нос прозрачного топленого масла, дугдха (молочная) нети — пропускание через нос молока.

Четвертая карма — это тратака, которая представляет собой непрерывное пристальное вглядывание в точку концентрации. Она имеет две практики: антар (внутренняя) тратака и бахир (внешняя) тратака.

Пятая карма — наули, в которой мы отделяем и взбалтываем мышцы брюшной полости. Она имеет три практики. Когда мышцы отделены вправо, это дакшина наули, когда мышцы отделены влево, это вама наули, и когда мышцы отделены посередине, это мадхьяма наули.

Последняя карма — капалабхати, которая имеет три практики: ваткрама капалабхати — подобна бхастрика пранаяме, вьютк-рама капалабхати — всасывание воды через нос и выталкивание ее через рот, шиткрама капалабхати — всасывание воды через рот и выталкивание ее через нос.

Эти шесть фундаментальных очищающих техник представляют собой наиболее важные аспекты хатха-йоги и ее исходную форму. Сегодня, однако, более широко известны асана и пранаяма, и сейчас мало кто искусен в шаткарме.

ШАТКАРМА

ДХОУ ТИ Антар дхоути (внутренняя) ватсара (плавини) варисара (шанкхапракшалана) вахнисара (агнисара крийя)
Данта дхоути (зубы) джихва (няизеыпкр) ямой кишки) карна (ухо)
Хрид дхоути (сердце) вастра (ткань) данда(палочка)
Мула шодхана  
БАСТИ Джала (вода) Стхала (сухая)
НЕТИ Сутра (нить) Джала (вода) Дугдха (молоко) Гхрита
ТРАТА КА Антаронга (внутренняя) Бахиранга
НАУЛ И Да кшина (правая) Вама (левая) и я / _ \
КАПА ЛАБХАТИ Ваткрама (дыхание) Вьюткрама (обратная) Шиткрама

{ 187)

Шлока 23. Шаткарма — секретная практика, приносящая чудесные результаты

^мгі їт№щ*щ: II II

Эти практики шаткармы, которые очищают тело, являются секретными. Они дают множество чудесных результатов и очень высоко ценятся выдающимися йогами.

Практики шаткармы являются очень мощными, и им нельзя научиться из книг или от неопытных людей. В Индии существует традиция — других людей может учить лишь тот, кто сам, в свою очередь, был обучен гуру. Человек может считать, что он имеет достаточно способностей, чтобы учить других, но в действительности он может не обладать соответствующими знаниями или опытом, чтобы квалифицированно вести за собой других; это имеет особое значение в случае обучения шаткарме. Если люди учатся у неквалифицированного учителя, то они, скорее всего, будут совершать серьезные ошибки. Практикующий будет совершать ошибки и в том случае, когда он практикует самостоятельно, без руководства гуру.

Говорят, что практики шаткармы являются секретными, потому что практикующий должен получать персональные инструкции о том, что ими действительно следует заниматься, и о том, как их выполнять, — и все это в соответствии с индивидуальными потребностями. Для этого важно иметь квалифицированного и опытного учителя. Те, кто искренне желает научиться шаткарме, должны найти гуру из хатха-йоги, и им действительно придется поискать, поскольку весьма мало учителей достаточно сведущи в шаткарме. И, конечно же, как это сказано в данной шлоке, практикующий не должен разглашать свою персональную садхану, он должен держать ее в секрете.

Шаткарма особым образом увеличивает жизненные способности практикующего. Практики шаткармы никогда не разрабатывались специально для лечения, но лишь для создания гармонии в теле и уме и для подготовки к дальнейшим практикам. Поскольку они влекут за собой плавное и совершенное функционирование систем тела, то неизбежным становится тот факт, что в результате практики ум освобождается от завихрений и возмущений и, таким образом, может лучше концентрироваться и двигаться вперед, по направлению к дхьяне.

Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом — очищение. Когда различные системы тела очищены, общим результатом является то, что энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее, а также развивается большая осознанность. И не удивительно, что йоги, достигшие совершенства и знающие реальную степень человеческих способностей, очень высоко оценивают шаткарму.

{ 188)


Полоска мокрой ткани в три дюйма шириной и полтора метра длиной медленно заглатывается, а затем вытягивается согласно инструкции гуру. Это известно как дхоути.

Описанная здесь практика называется вастра дхоути. Бастра означает «ткань, материя». Эта практика должна выполняться только под руководством эксперта и в полном соответствии с данными им инструкциями. Материя должна быть тонкой хлопчатобумажной тканью, до этого не использованной и чистой. Синтетические материалы определенно использовать нельзя. Материя должна быть аккуратно подрезана по краям, чтобы от нее не отделялись нити. Она должна быть не шире языка, чтобы не сворачиваться во время прохода через горло, а в длину не меньше метра и не больше полутора метров.


Техника

Хорошо вымойте и прополоскайте полоску ткани, а затем прокипятите ее в воде.

Во время практики держите материю в сосуде с теплой водой.

{ 189)

Присядьте на корточки, полностью прижав пятки к земле и не касаясь ягодицами земли или сидя на кирпиче или другом предмете такой же высоты. Расслабьте тело.

Держите полоску материи развернутой, не складывайте ее во время практики.

Наложите один конец материи на язык и начинайте заглатывать ее.

Если материя застревает в горле и не проходит вниз, сделайте маленький глоток теплой воды, но не пейте много. Желудок должен заполниться материей, а не водой. Материя может приклеиваться к стенкам в нижней части горла, но вы продолжайте глотать и сдерживайте стремление к рвоте. Если кончик ленты пройдет несколько дальше пищевода, проблемы больше не будет. Когда две трети материи будут проглочены, оставьте оставшиеся несколько дюймов свисать изо рта и встаньте, приготовившись к выполнению наули.

Материя может оставаться в желудке от пяти до двадцати минут, но не более.

Выполняйте дакшина (правую) и вама (левую) наули; затем вращательную и мадхьяма наули. От пяти до десяти минут достаточно, чтобы очистить желудок. Сядьте на корточки и медленно вытяните полоску материи.

Это практика дхоути, которая дана в книге «Хатха-йога Прадипика», однако в «Гхеранд Самхите» описываются все практики дхоути:

Ватсара дхоути выполняется путем медленного вдыхания через рот в каки мудре, а затем проглатывания воздуха в желудок во время расширения брюшной полости. Это может быть проделано до десяти раз или до тех пор, пока желудок полностью не расширится. Затем воздух должен быть пропущен через толстую кишку. Чтобы проделать это, полезно принять перевернутую позу. Лучшей при этом является пашини мудра. Тогда воздух должен легко проходить через анус.

Варисара дхоути более известна сегодня как шанкхапракшалана. В этой практике вы выпиваете всего шестнадцать стаканов теплой соленой воды и выводите ее из тела через кишечник. Сначала вы выпиваете два стакана и выполняете серию из пяти специальных асан: тадасана, тирьяка тадасана, кати чакрасана, тирьяка бхуд-жангасана и ударакаршан асана. После каждых двух стаканов воды асана выполняется до тех пор, пока вода не начнет вытекать из ануса. Когда через вас начнет протекать чистая вода, вы поймете, что желудок и кишечник совершенно чисты и можно прекратить эту практику.

Спустя сорок пять минут после завершения практики шанк-хапракшаланы следует принять пищу в виде бессолевой жидкой смеси вареного риса и топленого масла, полностью заполнив желудок. Эти ограничения диеты должны соблюдаться в течение недели после выполнения практики, и поскольку это одна из «основных операций», она должна выполняться под руководством эксперта.

{ 190)

Имеется более короткая техника, называемая лагху шанкхапракшалана. Лагху означает «короткий». В этой практике выпиваются только шесть стаканов соленой воды. После каждых двух стаканов воды выполняется та же серия асан, что и в пурне или в «полной» шанкхапракшалане.

«Хатхаратнавали» упоминает об использовании воды, подслащенной пальмовым сахаром, или воды с молоком вместо соленой воды. Могут использоваться также различные другие травы и соки, такие как сок лимона, лука или чеснока. Лагху шанкхапракшалана может выполняться также с соком моркови или сельдерея.

Вахнисара дхоути, известная также как агнисара крийя, представляет собой практику, которая предполагает продвижение по телу «огня». Вахни и агни означают «огонь». Сар — это «сущность». «Сущность огня» располагается в области пупка. На физическом уровне практика включает в себя различные движения мышц и органов брюшной полости, что порождает внутреннее тепло. Эта практика очень полезна в качестве подготовительных упражнений к капалабхати и бхастрика пранаяме.

В «Гхеранде Самхите» написано: «Упрись пупком в позвоночник сто раз...» Практика может выполняться стоя или сидя в бхадрасане. Сначала выполняется джаландхара бандха, затем на задержке дыхания живот часто выпячивается и втягивается. Эти движения можно выполнять, дыша через рот с сильно вытянутым языком, как собака, и двигая животом в одном ритме с дыханием. Для большинства людей нет необходимости выполнять эти движения сто раз; достаточно и пятидесяти раз.

Бахискрита дхоути является весьма трудной практикой, если только вы не являетесь чрезвычайно продвинутым практикующим хатха-йогу. Она заключается в том, что практикующий стоит по пупок в чистой воде, выталкивает наружу прямую кишку и промывает ее руками. «Гхеранд Самхита» гласит: «Это недоступно с легкостью даже для богов».

Данта дхоути — это очищение зубов при помощи специальной палочки, обычно из нима или из бабула. Может быть использована зубная щетка и зубная паста или зубной порошок. Данта дхоути включает в себя джихва дхоути — очищение языка путем обхватывания его указательным и большим пальцами, трения пальцами языка движениями по направлению вниз с последующим стискиванием языка, карна дхоути — прочищение ушей средним пальцем, более тонкий предмет нельзя использовать, капалрандхра дхоути — очищение верхней задней части неба, чакшу дхоути — промывание глаз в тепловатой солоноватой воде или в моче.

Согласно «Гхеранд Самхите» практика хрид дхоути является троякой. Ее можно выполнять при помощи палочки, посредством рвоты и с куском материи. Первая практика — это данда дхоути, упомянутая в комментарии к шлоке 22. Хотя для практики традиционно используется мягкий стебель банана, «Гхеранд Самхита» советует использовать для этого стебель сахарного тростника или корень

{ 191)

тумерика. Сегодня некоторые люди используют в качестве замены тонкий катетер.

Ваман дхоути или вьягхра крийя является второй практикой хрид дхоути. Ваман — это «рвота, отрыжка», вьягхра — «тигр». Так же, как тигр, который отрыгивает свою пищу через пару часов после еды, в этой практике вы должны извлечь из желудка в виде рвоты принятую пищу через три часа после еды. Если это трудно, вы можете выпить стакан или два теплой солоноватой воды, а затем пощекотать заднюю часть горла указательным и средним пальцами, чтобы вызвать рвоту. После выполнения этой процедуры рекомендуется съесть сладкий молочный рисовый пудинг. Кунджал крийя почти идентична вьягхра крийе, за исключением того, что она выполняется на пустой желудок. Вы выпиваете два или четыре стакана теплой солоноватой воды, а затем удаляете ее посредством рвоты. После этого нет никаких ограничений по диете.

Третья практика хрид дхоути — это вастра дхоути, которая уже была подробно описана.

Мула шодхана выполняется путем введения среднего пальца в задний проход и вращения им по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Следует позаботиться о том, чтобы ногти были коротко острижены. Для смазывания пальца и ануса можно использовать какое-нибудь нераздражающее масло. «Гхеранд Самхита» рекомендует также использовать вместо пальца корень тумерика и начинать, сидя в уткатасане.

Это полная серия практик дхоути.

{ 192)

«ькпчмцЛзди і

ЧН^+4МЯТ%Щ ЇПШЇ4 4?Т?Щ: н^ки

Нет сомнений, что кашель, астма, болезни селезенки, проказа и двадцать видов других заболеваний, вызванных избытком слизи, устраняются посредством дхоути кармы.

Комбинация всех практик дхоути очищает весь пищеварительный тракт и дыхательную систему. Они удаляют избыточные и старые желчь, слизь и токсины и восстанавливают естественный баланс химических веществ тела, устраняя таким образом различные заболевания, вызванные подобными дисбалансами. Различные практики помогают удалить инфицирующие тело бактерии изо рта, из носа, глаз, горла, желудка, кишечника и ануса. Результатом являются также исчезновение избыточных жировых тканей и избавление от метеоризмов, запоров, плохого пищеварения и потери аппетита.

Говорят даже, что дхоути лечит проказу. Хотя эта болезнь и не очень распространена сегодня во многих странах, но суть этого факта в том, что даже такие болезни могут быть излечены путем интенсивной практики. Эквивалентом проказы сегодня может считаться рак.

«Гхеранд Самхита» утверждает, что дхоути может исцелять заболевания брюшной полости и лихорадку. Не рекомендуется, конечно, практиковать дхоути во время приступа лихорадки или острой внутренней инфекции. Если, однако, практиковать ее после выздоровления, то можно предотвратить повторное возникновение проблемы.

Есть несколько условий, при которых не должна практиковаться антар дхоути. Это такие заболевания, как язва желудка или кишечника, грыжа, заболевания сердца и высокое кровяное давление.

{ 193)

Шлака 26. Басти — йогическая клизма

БАСТИ (йогическая клизма)

ЧИЙ ГЦ^НМЬМЦИ: І ЗТТШТГ=РЧЧ Н'і «(Й-гІ^Я гТсТ и ^ II

Сидя в уткатасане по пупок в воде, введи трубку в анус и сожми его. Это очищение водой называется басти кармой.

Хотя имеются две формы басти, джала и стхала, в данной шлоке упоминается только одна из них. Мы опишем здесь обе. Прежде чем выполнять басти, вы должны быть достаточно опытны в выполнении уддияна бандхи и наули.


Техника (джала басти)

Поскольку в настоящее время непрактично сидеть в реке, то джала басти можно выполнять, сидя в бадье с водой. Начинающие должны будут начать с введения в прямую кишку катетера диаметром восемь миллиметров. Обычно для этого использовалась бамбуковая трубка. Годится

{ 194)

пластиковая трубка или катетер, но всегда более предпочтительным является органический материал. Трубка должна быть длиной не менее 13—15 сантиметров и очень гладкой. Для смазки натрите ее пчелиным воском или такими нераздражающими маслами, как вазелин или топленое масло. Введите четыре сантиметра трубки в анальное отверстие — или настолько, насколько это комфортно. Затем присядьте над бадьей в уткатасане. Выдохните и выполните уддияна бандху. Если вода не всасывается через трубку в кишечник, то выполните мадхьяма наули и задержку дыхания. Если вода все еще не всасывается, выполните вама или дакшина наули. Если вы не можете больше задерживать дыхание, удалите катетер или трубку, не выдыхая. Затем встаньте и медленно выдохните через нос. Когда вы выталкиваете воду, лучше присесть на корточки над унитазом, поскольку может быть выброшено и другое содержимое нижней части кишечника. Если катетер не будет удален перед выдохом, вода будет выходить через него и трубка может быть забита каловой массой.

После продолжительной практики катетер может быть больше не нужен, и вы сможете всасывать воду в кишечник непосредственно через задний проход, но это очень продвинутая стадия, которая может потребовать нескольких лет совершенствования.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...