Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Муктибодхананада Сарасвати - Хатха Йога Прадипика 7 страница



Также, как есть различные стадии натягивания лука, существуют и различные стадии в практике дханурасаны.

Техника 1

Лягте плоско на живот, упираясь лбом в землю.

Согните ноги в коленях и ухватите руками обе лодыжки.

Разведите колени.

Вдыхая, медленно поднимайте колени, голову и грудь; в то же время тяните ноги вверх, как бы вытягивая их из рук.

Все тело должно переходить в эту позу одновременно.

Опуская части тела, выдыхайте, а затем расслабьтесь на полу.

{ 87)


Техника 2

Повторите тот же процесс, что и в технике 1, но теперь старайтесь поднять ноги, голову и грудь максимально высоко. Зафиксируйте конечную позицию и задержите дыхание. Выдыхая, медленно опускайтесь вниз.


Техника 3 (пурна дханурасана)

Ухватитесь только за большой палец одной ноги и выверните локти наружу и вверх. Сделайте то же самое с другой ступней. Удерживайте последнюю позиции столь долго, сколько сможете, поддерживая нормальное дыхание. С выдохом медленно расслабьте все тело.

Конечная стадия каждой позы может выполняться или с нормальным дыханием, или с внутренней задержкой дыхания. По желанию вы можете также слегка раскачивать тело вперед-назад. Концентрация внимания должна осуществляться или на вишуддхи чакре, расположенной в задней части шеи, или на манипуре в брюшной полости, или на той средней точке, где происходит сгибание спины.

Дханурасана очень важна для стимулирования солнечного сплетения. Она стимулирует также органы пищеварения, выделения и воспроизведения. Она массирует печень и поджелудочную железу и является, таким образом, йогическим средством воздействия на диабет. Она стимулирует почки и тонизирует весь пищеварительный тракт. Если вы лежите на диафрагме с вытянутыми назад руками, то вы нежно массируете сердце, а поскольку грудная клетка в данной позе полностью расширена,

а'’ Э'' 3/^>Э'^>3'' 3' 3'

дханурасана полезна также для лечения различных заболеваний грудной клетки. Она стимулирует и регулирует работу эндокринных желез, особенно щитовидной железы и надпочечников, а также вызывает производство кортизона.

Прогибание в спине тренирует позвоночный столб, выпрямляя сутулые спину и плечи. Она рекомендуется также для лечения некоторых видов ревматизма. Дханурасана помогает отрегулировать менструальный цикл, а также излечивает женское бесплодие, если только оно не вызвано деформацией самих органов воспроизведения.

Шлака 26. Матсиендрасана — поза скручивания спины

МАТСИЕРДРАСАНА (поза скручивания спины)

Помести правую ступню у основания левого бедра, левую ступню — рядом с правым коленом. Возьмись правой рукой за левую ступню, а левую руку проведи вдоль талии назад. Поверни все тело влево. Эта асана описана Шри Матсиендранатхом.

Предполагается, что эту асану практиковал Матсиендранатх, поэтому она названа его именем. Иначе она называется позой скручивания спины. Есть варианты этой позы, отличающиеся местоположением рук и кистей и степенью скручивания спины.


Техника 1 (ардха матсиендрасана)

Правую ступню поместите рядом с левой ягодицей. Левая нога должна быть сверху; ее колено поднято вверх, а ступня находится перед правым коленом. (Левая ступня может быть также отодвинута наружу от правого колена или правого бедра.)

Вдыхайте, высоко поднимая плечи и удерживая руки в локтях прямыми.

Выдыхая, скрутите тело влево, поместите правую руку с внешней стороны правого колена и ухватите правой кистью левую лодыжку.

а'’ Э'' 3/^>Э'^>3'' 3' 3'

Заведите левую руку за спину и поместите тыльную сторону левой кисти на правой стороне талии. Удерживайте эту позицию некоторое время. Выполняйте позу с обеих сторон, чередуя позиции рук и ног. Возможны и другие позиции рук:


1. Заведите правую руку вокруг передней части левого колена, затем проведите ее под согнутым левым коленом, а левую руку проведите вокруг задней части талии, чтобы она встретилась с правой рукой. Сцепите кисти вместе.

2. Заведите правую руку вокруг левого колена и положите ладонь правой руки на левое бедро; заведите левую рукувокруг задней части талии, как это описано выше.

Техника 2 (пурна матсиендрасана)

Сидя в падмасане, в позе лотоса, поднимите колено верхней ноги и поместите ее ступню несколько в стороне от бедра, на котором она покоилась.

Используйте те же самые положения рук, которые были описаны выше.


Конечная позиция каждой стадии должна завершаться нормальным дыханием. Удерживайте позицию столь долго, как это вам удобно, концентрируя внимание или на аджна чакре, межбровном центре, или на естественном дыхании. Не забывайте выполнять упражнение для обеих сторон тела. Это означает, что если вы сначала скручивали тело вправо, то следует в следующий раз скручивать тело влево, выдерживая конечную позицию в течение такого же интервала времени.

Шлака 27. Польза матсиендрасаны


Практикование этой асаны (матсиендрасаны) увеличивает пищеварительный огонь до такой невероятной силы, что он является средством удаления болезней и поэтому средством пробуждения кундалини и приведения равновесия в бинду.

Матсиендрасана помогает направлять прану в конкретном направлении, что способствует пробуждению дремлющих энергетических центров. Она особенно стимулирует пупочный центр, или манипура чакру. В обычных условиях темп пранических вибраций является низким. Выполнение асан, которые направляют прану к пупочному центру, очень важно для пробуждения кундалини. Пупочный центр ответственен за поддержание тела. Когда его активность недостаточна или чрезмерна, функции тела не гармонизированы, а когда в нем застой энергии, в других частях тела развиваются болезни. Если возможности манипуры систематически возрастают, то это не только устраняет дисбалансы и болезни, но и может пробудить дремлющие потенциальные возможности сушумна нади (канала сушумна).

Манипура непосредственно связана с пищеварительной системой. Правильное пищеварение и усвоение пищи являются ключом к хорошему здоровью. Многие тексты говорят об «огне» манипуры: это огонь, способствующий пищеварению. Говорят, что в этом огне сгорает некоторый флюид, производимый в высших мозговых центрах, а результатом является старение, болезни и смерть. Этот флюид относится к неврогормонам гипофиза и шишковидной железы, которые активируют все другие железы внутренней секреции. В йоге говорят, что этот флюид хранится в бинду, и часто связывается со спермой или яйцеклеткой. Если человек может предотвратить попадание этого флюида в огонь манипуры, то может увеличиться его жизнеспособность и продолжительность жизни.

В области пупка располагается самана вайю. Самана ответственна за усвоение питательных веществ и праны из воздуха и пищи. Выше тех областей тела, где действует самана, все пропитано праной, и одной из функций саманы является поглощение праны. В областях тела, расположенных ниже пупка, размешается апа-на вайю — основной функцией которого является выведение продуктов жизнедеятельности. Прана и апана являются двумя основными энергиями, которые обычно движутся в противоположных направлениях. Одной из целей йоги является заставить прану и апану двигаться по направлению друг к другу, чтобы встретиться в пупке и соединиться с саманой.

Прана вайю является положительной энергией, апана является отрицательной, а самана — нейтральной. Когда две противоположные энергии собираются вместе в манипура чакре, происходит взрыв энергии, и энергия пробивает свой путь через сушумну. Вот почему манипура является столь важным центром в процессе пробуждения кундалини. Говорят даже, что пробуждение кундалини начинается из манипуры, а не из центра любви. Чакры, расположенные ниже манипуры, имеют отношение к животным инстинктам, а чакры, расположенные выше, связаны с высшими качествами разума. Манипура находится где-то посередине, поэтому говорят, что она является средней точкой между небом и землей. Матсиендрасана увеличивает жизненную способность манипуры, так что она может поддержать процесс пробуждения кундалини.

Другим важным физиологическим аспектом этой асаны является то, что она стимулирует поджелудочную железу, печень, селезенку, почки, желудок, а также нисходящий и восходящий участки толстой кишки. Она оказывается полезной при лечении диабетов, запора, диспепсии и болезней мочеполового тракта. Она тонизирует корни нервов и регулирует и подгоняет друг к другу позвонки позвоночного столба. Мышцы спины растягиваются в направлении, противоположном обычному, что снижает их напряженность. Поэтому матсиендрасана рекомендуется в случаях люмбаго, ревматизма и смещения позвоночных дисков. Это действительно мощная асана; ее оживляющее воздействие можно почувствовать очень быстро.

{ 94)

Шлока 28. Ласчимоттанасана — поза растяжения спины

ПАСЧИМОТТАНАСАНА (поза растяжения спины)

ягст? і

Вытяни ноги (впереди себя) на земле, как палки; согнись вперед, ухвати большие пальцы ног обеими руками и положи голову на колени. Это пасчимоттанасана.

Пасчима означает «спина, задняя часть тела», уттан означает «растяжение». Так что это поза растяжения спины.


Техника 1

Сядьте на пол, вытяните ноги впереди тела, положите кисти на колени.

Вдыхайте, поднимая руки над головой и держа спину прямой.

Выдыхайте, сгибая тело от бедер вперед и держа голову между плечами так, чтобы вытягивался позвоночник. Ухватите большие пальцы ног или лодыжки кистями рук и подтяните голову вниз, к коленям.

Если это невозможно, держитесь руками за икроножные мышцы.

Спина не должна изгибаться и сутулиться. В конечной позиции вы можете задержать дыхание или дышать нормально, концентрируясь на пупке. Выходя из конечного положения, вдохните, сядьте прямо и поднимите руки над головой. Выдохните, опуская руки на колени.

Это пассивная форма пасчимоттанасаны. В трактате «Шива Самхита» она называется уграсаной.

а'’ Э'' 3/^>Э'^>3'' 3' 3'

Угра означает «корма».

Техника 2 (динамичная форма)

Динамичная форма пасчимоттанасаны включает в себя качания и наклоны вперед и назад.

Сядьте в начальную позицию. Поднимая руки над головой, вдыхайте.

Выдыхая, медленно ложитесь на землю, держа руки вытянутыми над головой.

Вдыхая, поднимайтесь в сидячее положение, держа руки над головой.

С выдохом наклонитесь вперед и ухватитесь за большие пальцы ног.

Со вдохом поднимитесь, с выдохом лягте на спину. Продолжайте в том же духе, концентрируя внимание на вдохах и выдохах.

Техника 3

Одним из вариантов является практика с широко расставленными ногами.

Держите обе кисти на правом колене и выполняйте все так же, как в технике 1, за исключением того, что вы обращены лицом к правой ноге.

Затем положите обе кисти на левое колено и делайте то же самое, будучи обращенным к левой ноге. Затем проделайте то же самое, положив правую кисть на правое колено, а левую — на левое.

Вдыхая, поднимайте руки над головой; выдыхая, сгибайтесь вперед; держитесь за большие пальцы и подтягивайте голову к земле между коленями.

Из конечной позиции возвращайтесь так, как описано в технике 1.

Техника 4

Расставьте ноги и сцепите руки за спиной. Вдохните; выдыхая, наклоняйтесь вперед, поднимая при этом вытянутые руки вверх и не разъединяя сцепленные кисти.

Если вы практикуете пасчимоттанасану утром, то это более трудно, чем днем, потому что мышцы спины и нервные волокна еще не имели времени расслабиться. Поэтому эта асана выполняется после выполнения каких-либо других асан или физических движений, чтобы спина и сухожилия были достаточно гибкими и податливыми. На протяжении всей практики ноги не должны сгибаться в коленях. Если невозможно опустить голову вниз, не сгибая ноги в коленях, то опускайте ее, насколько это возможно из соображений комфорта и напряжения колен или икроножных мышц.

Не забывайте держать спину прямо и не горбиться. В конечной позиции все тело должно быть расслаблено.

{ 97)

Пасчимоттанасана является одной из лучших среди асан. Под воздействием этой асаны пранический поток поднимается по сушумне, пищеварительный огонь возрастает, живот становится плоским, а практикующий освобождается от болезней.

Пасчимоттанасана активирует манипура чакру и дает возможность пране течь через сушумну, которая, в свою очередь, укрепляет органы пищеварения и пищеварительный тракт. Конечно, это не происходит после одного или двух упражнений; практика должна быть регулярной и ежедневной. Пасчимоттанасана вытягивает весь позвоночный столб и центральную нервную систему, через которые проходит сушумна, давая таким образом возможность нервным и праническим импульсам проходить непосредственно вверх, к высшим центрам.

За счет расслабленного растяжения без напряжения тонизируются мышцы спины, плеч, предплечий и ног. Массируются внутренние органы, в частности поджелудочная железа, селезенка, почки, печень, органы воспроизведения и надпочечники, а так же мышцы живота. Таким образом, эта асана полезна в йогическом комплексе наведения порядка в пищеварительном тракте, особенно при борьбе с диабетами, запорами, вздутиями живота и потерями аппетита. Тонизируются органы воспроизведения, облегчаются расстройства половых органов. Женщины могут использовать эту асану для регулирования менструального цикла.

Пасчимоттанасана, особенно ее динамичная форма, позволяет удалить избыточные отложения жира на животе и бедрах. Когда тело и ум сильно напряжены, пасчимоттанасана позволяет снять это напряжение за счет регулирования работы надпочечников и всей системы. Она на самом деле многими способами воздействует на здоровье и гармонию в жизни человека.

МАЮРАСАНА (поза павлина)

Ляг на живот, положив обе ладони на землю (под телом) и локти по бокам от области пупка. Высоко подними тело, удерживая его как палку. Йоги называют эту позу позой павлина.


Техника

Для поддержания тела в этой асане запястья и предплечья должны быть сильными, поэтому она окажется более легкой для мужчин, чем для женщин.

Начните с принятия позы маджарьясаны, прижав ладони к земле пальцами назад.

Разместите локти по обеим сторонам пупка и талии. Вытяните ноги назад.

Поднимая ноги над землей, выдыхайте и вдыхайте (дышите ровно). Постарайтесь, чтобы тело не двигалось в этой позиции.

Ноги поднимайте настолько высоко, насколько сможете.

а'’ Э'' 3/^>Э'^>3'' 3' 3'

Удерживайте эту позицию до тех пор, пока вам это удобно; дышите нормально.

Концентрируйте внимание иди на Манипура чакре, или на сохранении равновесия тела.

Опускаясь, выдохните.

Лягте в шавасану и расслабьте все тело.

Маюрасана практикуется также из падмасаны.

Сначала сядьте в падмасану, затем переместите вес тела на руки, как описано выше, и медленно поднимите колени с земли.

Маюрасана не должна практиковаться в начале практикова-ния асан. Делайте ее после выполнения других асан или поз.

 

Шлака 31. Целебные воздействия маюрасаны

Маюрасана быстро устраняет все болезни и расстройства брюшной полости, а также недомогания, возникающие из разбалансирования слизи, желчи и ветра, способствует перевариванию нездоровой или обильной пищи, воспламеняет пищеварительный огонь и даже в состоянии разрушить калакуту (смертельный яд).

Этой асане было дано ее название не только потому, что практикующий ее человек напоминает павлина, но также и потому, что воздействие этой практики позволяет ему развить в себе свойства, характерные для пищеварительной системы павлина. Павлин имеет замечательную способность поедать ядовитые вещества и переваривать их полностью без какого-либо отрицательного эффекта. Павлин действительно даже предпочитает есть ядовитых змей, ядовитых насекомых, земноводных и скорпионов. Пищеварительная система павлина должна быть очень эффективной, должна выделять сильные пищеварительные соки и должна иметь сильную систему выведения продуктов жизнедеятельности. Практика маюра-саны усиливает пищеварение и удаление токсинов, так что ядовитые вещества не циркулируют по телу и не накапливаются.

Маюрасана очищает кровь, облегчает запоры, метеоризм, несварение желудка, диспепсии и хронические гастриты. Она стимулирует печень, почки и желчный пузырь. Больные диабетом, способные выполнять эту асану, быстро улучшают свое состояние.

При выполнении маюрасаны массируется сердце, улучшается кровообращение и стимулируется обмен веществ. Регулируется работа эндокринных желез и гармонизируются их выделения. Усиливаются мышцы спины и позвоночника и фактически мышцы всего тела. Маюрасана укрепляет все системы тела человека.

Перед тем, как приступить к практикованию маюрасаны, рекомендуется сделать свою диету очень чистой. Поскольку эта асана препятствует накоплению токсических веществ в организме, то если вы начнете с того, что будете потреблять только чистые продукты или будете практиковать очищение типа лагху шанкхапракшаланы, то процесс очищения будет идти существенно более эффективно. Продукты, которые производят много токсинов, такие как мясо, алкоголь, острые приправы и т.п., считаются ядами. Чистой пищей считается такая пища, которая очищает системы человека, например, зерна, каши, бобовые, овощи, фрукты. Простая овощная диета на самом деле

{ 101)

а'’ Э'' 3/^>Э'^>3'' 3' 3'

вполне может обеспечить отсутствие токсинов в организме, но если человек, подчиняясь социальным условиям, принимает токсичную пищу, маюрасана сохранит систему в порядке.

Если человек страдает от язв пищеварительного тракта, грыж, сердечных болезней, высокого кровяного давления, опухолей мозга, от инфекций ушей, глаз или носа, то, прежде чем пытаться практиковать маюрасану, следует излечить эти заболевания. Говорят также, что маюрасана может пробудить кундалини. Те, однако, кто не может выполнять эту асану, не должны думать, что вследствие этого у них не может пробудиться кундалини.

{ 102 }

ШАВАСАНА (поза трупа)

^тгтч а-оу>в»1«чч I

$г*т?т ^гт^^ст^гч и ^ и

Ляг плоско на землю лицом вверх, подобно трупу. Это шавасана. Она удаляет усталость и дает возможность уму (и всему телу) расслабиться.


Шавасана — это поза трупа. Шав означает «труп». Эта асана воспринята из тантрической практики шавасаны, в которой садхака сидит на трупе и практикует свои мантры. Шавасана также известна как поза расслабления, и ее следует практиковать между другими асанами или после трудного и беспокойного дня.

Техника

Лягте плоско на спину.

Слегка разведите ноги, положите кисти по сторонам тела на расстоянии около фута от него; ладони должны смотреть вверх.

Ноги и спина должны быть прямыми; ноги, спина и голова должны быть на одном уровне.

Расслабьте все тело; глаза и рот должны быть закрыты. Дышите естественно через нос.

Концентрируйте внимание на естественном дыхании и ощущайте, как тело с каждым выдохом становится все расслабленней и легче. Удерживайте сознание на дыхании и на физическом теле.

Шавасана является очень простой практикой, но для большинства людей почти невозможно полностью расслабить свое тело. Есть тенденция сохранять напряженность некоторых его частей. Должно быть расслаблено все тело, тогда и дыхание будет одновременно замедляться. Старайтесь

{ 103)

а'’ Э'' 3/^>Э'^>3'' 3' 3'

игнорировать умственную болтовню и концентрируйтесь только на дыхании и на теле.

Эта практика полезна для развития осознавания тела и прать-яхары. Когда тело полностью расслаблено, развивается осознавание ума. Это воздействует на физическую и психическую структуры мозга. Эта практика очень полезна при использовании йогических методов для лечения высокого кровяного давления, язв пищеварительного тракта, повышенной тревожности, истерий, рака и всех психосоматических заболеваний и неврозов. Шавасана действительно полезна при любых обстоятельствах, даже при совершенном здоровье, поскольку она выводит на поверхность впечатления, похороненные в глубинах подсознательного ума. Ум, который работает во время бодрствования сознания, расслабляется и снижает интенсивность работы. Поэтому необходимо практиковать шавасану для развития дхараны и дхьяны. Хотя это и статическая поза, она оживляет всю систему.

{ 104)

Шлока 33. Четыре основных, асаны из восьмидесяти четырех, данныхШивой, и превосходство сиддхасаны


(Всего) Шива учил восьмидесяти четырем асанам. Из них я сейчас опишу четыре наиболее важных.

В соответствии с «Хатхаратнавали» «Всемогущий Шамбху описал восемьдесят четыре асаны, выбирая примеры для каждого из 8400000 видов творений». В трактате «Горакша Сатарка» говорится: «Каждая из 8400000 асан была рассказана Шивой. Из них были выбраны восемьдесят четыре позы. Из всех их были отобраны две».

Из всех текстов по хатха-йоге в книге «Гхеранд Самхита» описано наибольшее количество асан (тридцать две), хотя в «Хатхаратнавали» перечислены названия восьмидесяти четырех асан. Это сиддха, бхадра, ваджра, симха, шилпасимхасана, бандхакара, сам-путита, шуддха, (четыре варианта падмы), данда парсва, сахая, бан-дха, пинда, маюра, экападамаюра, (шесть вариантов маюрасаны), бхайрава, камадахана, панипатра, кармука, свастика, гомукха, вира, мандука, маркатасана, матсиендра, паршва матсиендра, бандха матсиендра, нираламбанасана, чандра, кантхва, екападака, пханин-дра пасчиматана, шайита пасчиматана, вичитракарани, йога мудра, видхунана, падапиндана, хамса, набхитала, акаша, утпадатала, набхиласитападака, врисчикасана, чакрасана, утпхалака, уттана- курма, курма, баддха курма, кабандхасана, горакшасана, анпгуст-ха, мустикасана, брахмапрасадита, панчачули, куккута, экападака куккута, акарита, бандха чули, парсва куккута, ардханарисвара, бакасана, чандраканта, судхасара, вьягхрасана, раджасана, индра-ни, шарабхасана, ратнасана, читрапитха, баддхапаксисварасана, вичитра, налина, канта, судхапакши, сумандака, чауранджи, кра- унча, дридхасана, кхагасана, брахмасана, нагапитха и, наконец, шавасана.

Следует отметить, что хотя книга «Хатхаратнавали» и является текстом на санскрите, она была написана йогом из южной Индии, и некоторые из названий асан отличаются от тех, что встречаются в текстах, написанных на севере.

{ 105)

Шлок& 34. Четыре основных, асаны из восьмидесяти четырех, данныхШивой, и превосходство сиддхасаны

Сиддхасана, падмасана, симхасана и бхадрасана — это четыре основные асаны. Из них самая удобная и самая лучшая — сиддхасана.

Правильная медитативная поза наиболее важна для йога, поэтому Сватмарама советует, чтобы каждый последователь Матсиендранатха практиковал эти четыре асаны. «Хатхаратнавали» также перечисляет эти четыре асаны как наиболее важные. В книге «Шива Самхита» утверждается, что наиболее важными являются сиддхасана, падмасана, уграсана (пасчимоттанасана) и свастика-сана. В «Горакша Сатарка» в качестве наиболее важных упоминаются только две асаны — сиддхасана и падмасана.

Сиддхасана практикуется мужчинами. Ее эквивалентом для женщин является сиддха йони асана. Другие три асаны могут выполняться как мужчинами, так и женщинами. Сиддхасана известна как поза совершенного человека или совершенная поза; падмасана — это поза лотоса, называемая также камаласаной; симхасана является позой льва, а бхадрасана является позой доброты, милосердия.

{ 106 }

СИДДХАСАНА (поза совершенства)

?^>Іл 'ПТЯЧ^^М 1>сЭ7 I

*«пчт: ч*Ц

^т?я>^ятг^нн^ Гз^тн к з* и

Прижми пятку одной ноги к промежности, а ступню другой ноги помести выше гениталий. Сделав это, опусти подбородок к груди. Оставаясь спокойным и уравновешенным и, контролируя органы чувств, пристально и неотрывно всматривайся в точку между бровями. Это взламывает дверь к освобождению. Это называется сиддхасаной.


Техника

Традиционная сиддхасана выполняется следующим образом.

Сядьте, прижав пятку левой ноги к промежности, к области между анусом и гениталиями.

Поместите правую ступню таким образом, чтобы пятка прижималась к лобку непосредственно над

{ 107 }

а'’ Э'' 3/^>Э'^>3'' 3' 3'

детородным органом.


Протолкните пальцы и конец правой ступни между левыми мышцей бедра и икроножной мышцей. Устройте свое тело удобно и устойчиво, спина прямая. Опустите подбородок к ключицам, расслабьте голову. Пристально всматривайтесь в межбровный центр — это шамбхави мудра.

Сегодня сиддхасана общеизвестна в том виде, в каком она описана выше, но без опускания головы, то есть голова остается выпрямленной, глаза закрыты.

Сиддхасана может практиковаться только мужчинами. Ее эквивалент для женщин называется сиддха йони асаной. Она выполняется таким же образом, как и сиддхасана, за исключением того, что нижняя пятка прижимается ко входу во влагалище, а верхняя пятка располагается напротив клитора. Пальцы обеих ног вставлены между мышцами бедер и икр.

Согласно Свами Шивананде в практике сиддхасаны одна пятка должна быть вдавлена в анус, а другая должна располагаться у основания детородного органа. В этом случае одна из лодыжек располагается поверх другой.

 

а'’ Э'' 3/^>Э'^>3'' 3' 3'

праническими импульсами от муладхара чакры и свадхистхана чакры. Когда пробуждена аджна, человеком переживается царство чистого сознания. Она находится вне пределов воздействия пракрити, или природы, и является, таким образом, дверью к освобождению.

Сиддхасана является чисто медитативной позой. Она предназначена для создания канала прохождения праны, или жизненной энергии, к аджна чакре. Шамбхави мудра стимулирует аджна чакру так, чтобы могли быть получены пранические импульсы, идущие от нижних энергетических центров. Когда подбородок прижат к груди, автоматически выполняется упрощенная форма джа- ландхары и уджайи пранаямы. Это регулирует темп сердцебиения, кровяное давление и структуру волн мозга.

Когда вы первоначально начинаете практиковать медитацию, могут быть использованы другие позы, но на последней стадии, когда внешнее сознание затухает, а внутреннее начинает разрастаться, сиддхасана является наилучшей позой, поскольку дает вам возможность справиться с изменениями, которые происходят в теле во время глубокой медитации.

Когда флуктуации ума затухают, внутреннее сознание расцветает и внешнее сознание устраняется, метаболизм тела меняется. Волны мозга, внутренняя температура тела и сопротивление кожи в существенной степени изменяются, и если не быть осторожным, это может нанести большой ущерб сознанию.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.029 с)...