Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Главными противоречиями, что следует из анализа реалий XX столетия, выступают два. 2 страница



Именно практикой, и только практикой, нарастающими делами, примером позитивного, прогрессивного развития в экономическом, социально-политическом, культурно-нравственном отношениях может и должен новый мир социализма доказывать свое преимущество и свою силу перед старым миром капитализма.

Эпоха “ликвидации колониальной системы”. Да, колониальная система была разрушена национально-освободительными революциями, действиями огромных масс порабощенных народов. Но на место открытой колониальной зависимости пришла зависимость прикрытая, завуалированная, прежде всего экономическая, а также политическая.

“Эпоха крушения империализма”. Да, мировой империализм потерял немало стран, перешедших на путь социализма, и еще больше стран, освободившихся от колониального рабства. Но он не рухнул, не исчез с мировой арены, а еще более ожесточился, стал действовать хитрее, изощреннее, изобретательнее, разнообразнее. Для обеспечения крушения империализма должны были бы действовать и внутренние факторы в ведущих капиталистических державах, но их реальная антикапиталистическая активность была невелика.

“Эпоха перехода на путь социализма все новых народов”. Такая тенденция находила проявление, но в очень разных сочетаниях внутренних и внешних факторов. Одно дело, когда народные революции изнутри в Китае, Вьетнаме, на Кубе привели к установлению социалистического строя, устоявшего и в годы разгрома социализма в СССР и странах Центральной и Восточной Европы. Другое дело, когда переход к социализму в странах Восточной и Центральной Европы произошел после входа туда извне советских войск на завершающих ступенях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Это требовало особого внимания именно к внутренним факторам общественного развития, к обеспечению реальными делами искренней заинтересованности широких масс населения к социалистическим преобразованиям и социалистическому пути развития.

Этого в полной мере сделано не было. Мешало и навязывание данным странам в эти годы сталинского правления в СССР именно “советской”, “кремлевской”, ущербной “сталинской” модели построения и развития социализма, без учета совсем иных конкретных общественных качеств и исторических традиций, давних связей этих стран с Западной Европой. Такая недиалектичность, недальновидность и примитивная насильственность в отношении данных стран и народов дорого обошлась впоследствии, начиная с 1989 г.

“Торжество социализма и коммунизма во всемирном масштабе”. Об этом и так вообще не надо было писать. Надо практическими делами обеспечивать торжество нового строя, а не хвастливо трубить об этом. Такими залихватскими заявлениями наносился большой вред серьезнейшему делу борьбы только недавно рожденного социализма со старейшим, опытнейшим и более мощным и сильным капиталистическим обществом.

Ибо это порождало облегченное представление о реально сложной, трудной и непредсказуемой в последствиях борьбе и соревновании социализма с капитализмом. Шапкозакидательство – не доблесть настоящего бойца. Противника надо уважать и считаться с ним. И лучше переоценивать его, чем недооценивать.

Не очень умные лидеры и руководители партии и государства в послеленинские и послесталинские годы, особенно партийные “вожди”, отличались, к сожалению, бахвальством, демагогией, теоретической и практической слабостью и поверхностностью. И не опирались в должной степени на творческую науку, от которой они были далеки и которую, видимо, даже боялись.

Так что в рассмотренных определениях переходной эпохи XX века тех лет много было написано в угоду сверху провозглашаемой линии, в угоду идеологическим лозунгам, а не спокойному, серьезному и независимому научному анализу и аргументированным выводам, полезным для труднейшего дела укрепления и упрочения социализма в экономическом, социальном, национальном, политическом, духовно-культурном отношениях.

Но главное было отмечено верно: XX век – это в содержательном плане именно переходная эпоха.

Переходная в двух главных направлениях.

Первое главное направление – переход к социализму, от капитализма к социализму. Вот как исторически в двадцатом столетии совершался данный процесс [8, с. 28].

1917 г. – победа Великой Октябрьской социалистической революции в России.

1921 г. – победа Народной революции в Монголии.

1944–1945 гг. и первые послевоенные годы – разгром фашизма и возникновение десяти стран народной демократии в Европе и Азии: Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, ДРВ, КНДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия.

1949 г. – образование Китайской Народной Республики.

1959 г. – победа Кубинской революции.

1976 г. – завершение воссоединения Вьетнама и провозглашение Социалистической Республики Вьетнам.

Таким образом, на путь социализма в XX столетии в 1917 г. встала одна страна, в 1921 г. – еще одна, в 40-е годы – десять, в 1949 г. – одна, в 1959 г. – еще одна, и всего их стало четырнадцать в странах Европы, Азии, Америки. На трех континентах из пяти.

Если в 1917 г. доля всех стран социализма в мировом итоге составляла 16,0% территории и 8,2% населения, то в середине 40-х гг. – 18,8% территории и 12,2% населения, а в 1976 г. – 26,2% территории и 34,0% населения.

Доля всех стран социализма в производстве мировой промышленной продукции поднялась с менее 3% в 1917 г. до примерно 20% в 1950 г., до около 36% в 1960 г. и до более 40% в 1986 г. По национальному доходу в 1986 г. их удельный вес составил одну треть.

В целом к 1986 г. из общего объема промышленной продукции мира на долю развитых капиталистических стран приходилось около 50%, социалистических стран – более 40%, развивающихся стран – примерно 7% [там же, с. 14]. В СССР выпускалось промышленной продукции больше, чем ее производилось во всем мире в 1950 г. По экономическим показателям СССР занял первое место в Европе и второе в мире после США.

Вот каким к середине 80-х годов XX столетия стало соотношение трех мировых систем, и прежде всего капитализма и социализма в общечеловеческом развитии.

Таким образом, главный вывод заключается в том, что XX век – век социализма и век коммунизма. И это несмотря на то, что в конце 80-х – начале 90-х годов с социалистического пути на капиталистический были насильственно повернуты СССР, восемь стран Центральной и Восточной Европы и Монголия. Но социалистическими остались Китай, Вьетнам, КНДР, Куба. Социализм не только живет, но и усиливается, укрепляет свои позиции. Причем не только в Азии, но и под носом у США – на Кубе. Вот что бывает, когда социалистическая линия проводится умно, творчески, последовательно, принципиально, твердо.

Двадцатый век – век социализма.

Второе главное направление – переход стран от колониализма к суверенному государственному развитию.

В 1919 г. колонии крупных империалистических держав охватывали 37,2% мировой территории и 29,0% мирового населения. А на все колонии и полуколонии приходилось тогда 72,0% всей мировой территории и 69,4% населения мира [8, с. 29]. Вот каким социально несправедливым, угнетаемым, эксплуатируемым, порабощаемым был мир в начале XX столетия.

Рост сил социализма и образование мировой системы социалистических государств способствовали развертыванию национально-освободительного движения угнетенных народов. За первые двенадцать лет после окончания второй мировой войны в Азии и Африке возникло 21 новое суверенное государство, а за три года конца 50-х годов их число достигло примерно 40. 1960 год получил название года Африки. К началу этого года в Африке было лишь девять независимых государств, а к концу года к ним прибавилось еще 17. За 1960 год освободилось более 80 млн. африканцев, населяющих территорию, превышающую площадь США, Англии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии и Голландии, вместе взятых. Но в 1960 г. в колониальном рабстве оставалось еще свыше 100 млн. человек (2,7% населения земли), проживающих на территории 13,2 млн. квадратных километров (9,8% мировой территории).

В упоминавшемся уже Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий верно отмечалось, что “крушение системы колониального рабства под натиском национально-освободительного движения – второе по своему историческому значению явление после образования мировой системы социализма” [7, с. 64].

К 1986 г. бывшие колониальные и полуколониальные страны, ставшие суверенными государствами (но без тех, вроде Китая, Вьетнама, которые повернули на социалистический путь развития), составляли 61,6% мировой территории и 51,3% населения планеты. Но колониями крупных империалистических держав оставались еще некоторые страны (Гонконг и др.), доля которых от мировой территории равнялась 0,1%, а от мирового населения – 0,2%. Удельный же вес всех оставшихся колоний и полуколоний в 1986 г. составлял 0,7% мировой территории и 0,3% населения всего мира [8, с. 29]. Так что процесс ликвидации бывшей колониальной системы империализма и к концу XX века не был еще полностью закончен.

Не говоря уже о том, что, став суверенными государствами, бывшие колонии и полуколонии вовсе не стали тем самым действительно независимыми от своих бывших империалистических хозяев в экономическом, политическом, культурном и других отношениях. К тому же сохранив черты вековой отсталости и часто просто примитивности производства, быта и жизни, черты варварства и состояния нищеты огромных масс населения. Экономически, культурно и социально мир бывших колониальных и полуколониальных стран остался на другом – отсталом и бедном полюсе общественного, цивилизационного и человеческого развития по сравнению с благополучным и богатым миром нажившихся за столетия на их эксплуатации ведущих капиталистических стран Запада.

Переходный характер эпохи обусловил то, что XX век стал эпохой ожесточенной борьбы трех мировых систем – капиталистической, социалистической, развивающихся стран, и борьбы внутри каждой из мировых систем. Причем одна часть развивающегося мира стала поддерживать социалистические страны, а другая осталась на стороне старейшего капиталистического мира.

Борьба трех мировых систем велась за их позиции и доминирование в общемировом, глобальном развитии, за их настоящее и будущее. Для этого были созданы объединяющие разные группы стран военно-политические блоки и организации, прежде всего НАТО (Организация Северо-Атлантического договора) и ОВД (Организация Варшавского договора).

Борьба трех мировых систем превратила XX век в эпоху наиболее многочисленных войн и вооруженных столкновений.

Главной из них стала вторая мировая война, направленная в 1941–1945 гг. острием против социалистического Советского Союза. А затем многие локальные войны, в том числе США против Китая (1945–1949), социалистических Кореи (1950–1953), Кубы (1961) и Вьетнама (1964–1975).

При этом в Корее американские “летающие крепости” безнаказанно бомбили мирные поселения. А во Вьетнаме США использовали химическое оружие, напалм, выжигающие целые деревни, в результате чего было убито более пятисот тысяч жителей страны. В этих беспощадных войнах США против социалистических стран погибло больше всего гражданского населения. Если удельный вес жертв среди мирного населения составил в первой мировой войне 5% от всех погибших, во второй мировой войне – 50%, то в войнах в Корее – 84%, во Вьетнаме – около 90% [9, с. 16]. Это были американские войны на изничтожение всех людей в социалистических странах.

Согласно обобщениям ученого-политолога В.В.Серебрянникова, в XX веке была самая высокая частота войн и конфликтов в год. Если за 5 000 лет человеческой истории произошло 15 000 войн и конфликтов при их средней частоте трех в год, то за столетний период с начала 90-х гг. XIX века до 90-х гг. XX века было 420 войн и конфликтов при средней частоте 4,2 в год.

Самой насыщенной войнами и конфликтами стала вторая половина XX века. За 45 лет с 1945 по 1990 годы имели место 300 войн и конфликтов при средней частоте 7,5-8 в год. А за последние семь лет – 1990–1997 гг. – ежегодно имели место 33-37 крупных вооруженных конфликтов [9, с. 13]. Причем таких больших войн как в Персидском заливе (“Буря в пустыне”), в бывшей Югославии в 1999 г., в Чечне и другие.

Кто же несет ответственность за эти многочисленные войны и вооруженные столкновения, кто являлся их зачинщиком в XX веке? Объективный анализ этого показал, что на 60-70% – западные государства, т.е. ведущие капиталистические страны, на 25-37% – молодые суверенные государства, появившиеся в XX веке, т.е. развивающиеся страны, и на 2-3% – социалистические государства. Конкретно агрессорами, зачинщиками в войнах XX века были по количеству войн: Великобритания – 40, США – 30, Франция и Израиль – по 28, СССР – 4, Китай – 2 [9, с. 52-53]. Вот реальное классовое, формационное, геополитическо-глобальное лицо современных военных агрессоров и любителей кровавых драк и расправ в двадцатом столетии.

Борьба трех мировых систем в XX веке, в том числе военными, вооруженными средствами, привела к победам одних систем и поражениям других, к переходам назад, вспять, к реваншам в соотношении общественно-политических сил на мировой арене.

Прежде всего речь идет о произошедшем в конце 80-х – начале 90-х годов повороте СССР и восьми стран Центральной и Восточной Европы с социалистического на капиталистический путь развития под давлением внутренних сил в этих странах, их правящих верхушек, и внешних сил в лице прежде всего США и других стран Запада. Это означало катастрофический распад мировой системы социалистических государств, выразившийся, во-первых, в лишении ее старейшего лидера – СССР, являвшегося второй мировой сверхдержавой, и в ликвидации самого СССР в конце 1991 г. и, во-вторых, в уменьшении численности стран мировой социалистической системы на 10 стран, с 14 до 4, причем к ликвидации всех социалистических стран в Европе и сохранению их только в Азии (Китай, КНДР, Вьетнам) и в Америке (Куба).

Таким образом, в 90-е годы эпоха XX века проявила себя в совершенно обратном направлении, не в виде перехода от капитализма к социализму, а назад – как переход от социализма к капитализму.

Получилось как бы движение вспять, назад, к первоначальной ситуации начала XX века. Недаром поэтому американский социолог и политолог Фрэнсис Фукуяма в конце 1989 г. опубликовал нашумевшую статью “Конец истории?”, на обсуждении которой в его присутствии мне довелось быть в начале 1990 г. в Вашингтоне. В этой статье он утверждал, что человеческая история фактически закончилась, поскольку весь мир вновь возвращается к капитализму, и иной истории кроме как движения по пути буржуазного либерализма быть не может. Он явно поспешил с похоронами социализма в мире.

Но важнее отметить то, насколько недиалектически мыслящими и прогнозирующими, насколько недальновидными были многие лидеры социалистических стран и коммунистического движения, если они с порога отвергали саму мысль о возможности в условиях ожесточенной борьбы капитализма и социализма реставрации в социалистических странах капиталистического строя, насильственного поворота социалистических стран на путь капитализма. В упоминавшемся уже Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий в ноябре 1960 г. говорилось: “Теперь не только в Советском Союзе, но и в других социалистических странах ликвидированы социально-экономические возможности реставрации капитализма. Объединенные силы социалистического лагеря надежно гарантируют каждую социалистическую страну от посягательств со стороны империалистической реакции. Таким образом, сплочение социалистических государств в единый лагерь, крепнущее единство и непрерывно растущая мощь этого лагеря обеспечивают в рамках всей системы в целом полную победу социализма” [7, с. 49].

В этом проявилась грубая недооценка всей серьезности борьбы капитализма с социализмом, проводимой империализмом не только извне, но и внутри самих социалистических стран, возможности использования буржуазными странами для подрыва социализма как объективных, так и субъективных факторов, допущенных в странах социализма просчетов, ошибок и провалов, особенно существенных деформаций и неоднократных кризисных явлений в развитии ряда стран социализма, начиная с СССР, которые уже явственно проявились к этому времени.

Данные грубые просчеты, потеря бдительности, самоуспокоенность, бездействие дорого обошлись социалистической части мировых процессов XX столетия, зачеркнув и сломав за несколько лет то многое великое и в то же время трудное, противоречивое, добытое с большими огрехами и упущениями, что было создано за много десятилетий, прежде всего в СССР целым рядом поколений советских людей.

Неумолимая история, включающая альтернативные возможности движения вперед и назад, по избранной линии или ломая ее, дала жестокий урок социализму, и прежде всего беспечности многих лидеров социалистических стран, особенно преступным действиям тех, кто не только конкретно допустил такой исторический слом социализма, но и активно содействовал ему, проводил его в жизнь.

США же, проявляя капиталистическую жесточайшую последовательность, использовали все силовые методы, чтобы приостановить распространение социалистических идей и, главное, социалистической практики на латиноамериканском континенте. Они вскормленной военной хунтой Пиночета 11 сентября 1973 года убили чилийского президента Сальвадора Альенде и расстреляли социалистический порыв и социалистическое движение в Чили, повернули в феврале 1990 г. вспять Никарагуа, уже пошедшую по пути социалистической ориентации, нагло оккупировали в 1983 г. провозгласившую свободу и справедливость Гренаду, послав туда две тысячи американских морских пехотинцев. Так же они совершили вооруженную интервенцию в 1989 г. в Панаму, не имеющую отношения к социализму, но страну со своеобразным и непокорным президентом. Империализму как бы все позволено, а свои действия, в том числе самые антинародные и античеловеческие, он прикрывает лозунгами и демагогией о демократии и свободе.

Но социалистическую Кубу, находящуюся рядом, им так сломить и не удалось. Потому что там социализм защищает весь народ, потому что там народ действительно един со своим героическим лидером и бойцом легендарным Фиделем Кастро.

Все же капитализм в конце XX столетия во главе с США выиграл серьезный раунд борьбы с социализмом. Но временно. Не навсегда. Человеческая история не закончилась и не останавливается.

Эпоха XX века, породив в ее начале новый мир социализма и проведя его через все тернии до конца столетия, явилась вместе с тем эпохой марксизма как теории, идеологии и мировоззрения людей, классов, групп, движений, партий, борющихся за изменение и обновление мира, за его переустройство на справедливых, братских и гуманных началах. Век двадцатый тем самым явился и веком Карла Маркса как основателя вместе со своим соратником и другом Ф.Энгельсом данного учения, теории, метода, значение которых для науки, для общественной теории и практики признается до сих пор во всем мире.

Это не значит, что другие учения и теории, методы не внесли значительного и великого вклада в развитие и успехи XX столетия. Это означает главным образом подчеркивание новаторской роли марксизма в развитии мировой науки и практики, с его великой освободительной, гуманной, революционной миссией обновления человечества, прояснения и определения путей его движения в счастливое будущее.

К.Маркса в течение всего XX века высоко ценили во всех странах мира, в том числе капиталистических, включая США. Накануне дня рождения К.Маркса 5 мая 2000 г. о нем написал следующее Уильям Рис-Могг, ведущий британский политический обозреватель, в прошлом главный редактор “Таймс”. Оценивая, насколько точными были прогнозы экономистов и философов в прошлом, он отметил: “Величайшим футурологом XIX столетия был и остается Карл Маркс. У Маркса тоже хватало ошибок и просчетов, но его прогнозы на XX столетие оказались наиболее точными. На плечах Карла Маркса подымались самые известные мыслители и экономисты XX века. Главный постулат теории Маркса, основанный на том, что политический и общественный строй является надстройкой над экономическим базисом общества, выдержал испытание временем. Мало того, сегодня он выглядит до такой степени аксиомой, что никто даже не собирается это опровергать. Переход от индустриальной эры к эре информатики также соответствует марксистским выкладкам” [10].

Как видим, ведущий британский журналист хорошо и обстоятельно разбирается в марксизме, не пугается, как некоторые российские ученые-конъюнктурщики и псевдодемократы, научных понятий “базиса”, “надстройки”, “политического и общественного строя”.

К.Маркс высоко ценится везде в мире, в том числе в странах Запада, прежде всего как крупнейший, всемирно известный философ и экономист. Его труды часто переиздаются, а на его научные положения, выводы постоянно ссылаются почти все ученые, занимающиеся философией, политэкономией, социологией, политологией, многие практики, особенно занятые в бизнесе, финансах, управлении, менеджменте.

Продолжив из XIX века свое влияние и роль в научных и практических событиях XX столетия, К.Маркс и марксизм, несомненно, столь же закономерно будут оказывать большое влияние и на развитие науки и общественной жизни в XXI веке.

XX век – также век В.И.Ленина. Великого теоретика, последователя К.Маркса и Ф.Энгельса, и одновременно великого практика – революционера XX века, возглавившего Великую Октябрьскую социалистическую революцию в России в октябре 1917 г., создателя первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян, трудящихся. Повернувшего Россию от господства капитала к господству труда. Проведшего Россию через иностранную интервенцию и гражданскую войну, начавшего электрифицировать Россию, существенно поднимать ее экономически и культурно, используя все новейшие достижения мирового научного, технического, культурного, образовательного прогресса, объединив народы России и других республик на принципах дружбы и интернационализма в великий Союз Советских Социалистических Республик.

В.И.Ленин в своей деятельности и жизни соединил XIX и XX века, начав революционную борьбу и научные разработки еще в XIX столетии и продолжив их главными свершениями в двадцатом веке. Научное наследие, которое он создал, справедливо назвали ленинизмом, а подчеркивая его преемственность с марксизмом – марксизмом-ленинизмом.

Об отношении к В.И.Ленину в современном мире свидетельствует проведенный в апреле 2000 г. через систему Интернет международный опрос, включая страны Европы и Северной Америки, с целью распределения главных претендентов из всех стран мира за XX столетие на титул “Человек века”. В результате этого электронного опроса, в котором наиболее активно участвовали англоязычные специалисты, первым в качестве “человека планеты” был назван Владимир Ильич Ленин. Он почти вдвое опередил ближайшего преследователя – выдающегося английского физика Эрнеста Резерфорда, заложившего основы учения о радиоактивности и строении атома. Следующие третье-пятое места поделили немецкий физик Макс Планк, писательница Агата Кристи и дважды лауреат Нобелевской премии Мария Складовская-Кюри. На самом же последнем месте с несколькими голосами оказался Александр Керенский, глава Временного правительства после буржуазной революции в России в феврале 1917 г., которую так превозносят в последние годы российские демократы [11]. Вот объективная международная оценка виднейших людей XX столетия, данная в годы его завершения.

В Китае в канун 130-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина – 22 апреля 2000 г. Коммунистическая партия Китая выступила со специальным Заявлением, чтобы напомнить своему народу, что В.И.Ленин остается “вождем Китая”. В обращении было подчеркнуто, что “ни история, ни китайский народ не должны забывать Ленина, покончившего с феодализмом и империалистической диктатурой в России и руководившего Октябрьской революцией в 1917 году”. ЦК Компартии Китая отметил, что В.И.Ленина следует считать “учителем всемирного пролетариата и искренним другом китайского народа. Основные принципы ленинизма служат руководством в строительстве социализма в Китае” [12].

Характерно, что в нынешнем Китае насчитывается около 6000 памятников вождю мирового пролетариата. Его имя присвоено более чем 9000 трудовых коллективов. Произведения В.И.Ленина ежегодно издаются тиражом, превышающим два миллиона экземпляров.

Корреспондент американской социалистической прессы Джон Рид, питомец аристократического Гарвардского университета в США, прибывший в Россию осенью 1917 г., оказавшийся в гуще революционных событий, часто встречавшийся с В.И.Лениным и написавший потом всемирно известную книгу “Десять дней, которые потрясли мир”, так охарактеризовал В.И.Ленина: “Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту, чуждый какой бы то ни было рисовки, не поддающийся настроениям, без эффектных пристрастий, но обладающий могучим умением раскрыть сложнейшие идеи в самых простых словах и дать глубокий анализ конкретной обстановки при сочетании проницательной гибкости и дерзновенности ума”.

В.И.Ленин, с именем и делами которого связаны самые главные, революционные и прогрессивные изменения мира в XX столетии, осуществленные под его руководством самые успешные социально-экономические и культурные преобразования в России, диалектически проводившиеся в соответствии с новой обстановкой и новыми требованиями развития, несомненно войдет как великий теоретик и практик, как великий деятель и человек и в историю XXI столетия. А также ленинизм как его теоретическое и практическое наследие.

Таковы главные характерные черты и особенности эпохи XX века, чрезвычайно богатого великими свершениями, достижениями, успехами, а также немалыми драмами и трагедиями общественного, цивилизационного, геополитическо-глобального и человеческого развития.

Глава 2

ИЗМЕНЕНИџ И БОРЬБА КАПИТАЛА И ТРУДА

ЗА ПОЛТОРА СТОЛЕТИџ

Часто говорят, что современный мир существенно изменился, что нынешний капитализм, следовать которому призывают народы и страны СНГ, начиная с России, стал иным, демократическим, гуманным, социально обустроенным и чуть ли не социализмом. Так ли это?

Да, капитализм к концу XX века существенно изменился по сравнению с капитализмом при К.Марксе и Ф.Энгельсе во второй половине XIX века. Он стал более мощным и обновленным, эффективно использовав, особенно во второй половине XX века, достижения научно-технической, организационной, менеджерской, управленческой революции, информационной, компьютерной, интернетной революции. Он стал более интегрированным, транснациональным, глобальным.

Но основным в XX веке продолжало оставаться противоречие между трудом и капиталом, трудом и собственностью.

1. Противоречие и борьба труда и собственности,

труда и капитала – движущая сила развития

всемирной истории

Труд и собственность, позднее труд и капитал, их единство и противоречия, противоположность и борьба являются стержнем, источником и движущей силой не только социально-экономического, но и всего общественного, человеческого развития, социально-экономическим содержанием всемирной истории. Наиболее остро и революционно единство и противоположность труда и капитала, их борьба проявились в XX веке. В XXI столетии и третьем тысячелетии роль и значение проблематики труда и капитала, труда и собственности, их борьбы, разрешения их противоположности, устранения социального антагонизма будут иметь не меньшую, а, несомненно, еще большую актуальность и остроту. Поскольку человечество, народы, трудящиеся объективно и субъективно движутся к наиболее эффективному и оптимальному разрешению этой как бы “извечной” противоположности, дилеммы, социальной несправедливости.

В единстве и связке труд-собственность, труд-капитал первенство и активнейшая роль принадлежит именно труду. Хотя объективно трудовая деятельность базируется на собственности, на средствах производства и средствах труда, именно труд выступает созидательной, движущей, новаторской силой экономического, производственного, всего общественного развития. Труд создает саму собственность, сам капитал, умножает их, качественно и количественно их наращивает, хотя и сам оказывается в зависимости от капитала.

Трудовая деятельность составляет основу всесторонней деятельности человека как более широкого и полного понятия, а трудовая сущность – основу всей деятельностной сущности человека, включающей, помимо трудовой деятельности, познавательную, социальную, политическую, духовно-идеологическо-нравственную, ценностно-ориентирующую виды деятельности человека, его жизни и бытия. Но базовая основа всей многосторонней человеческой деятельности – именно трудовая деятельность, создающая материальные и духовные продукты, блага для существования и жизни людей, позволяющая воспроизводить самих людей, продолжать род человеческий.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...